Творческая смена для одаренных детей
МБУ ДО «Котовская детская школа искусств»
"Летняя творческая академия "
(профильная смена)
Информационная карта
Полное название проекта: летний профильный лагерь круглосуточного пребывания
«Летняя академия творчества».
Разработчики проекта: Богданова Екатерина Владимировна
Организация, реализующая проект: МБУ ДО «Котовская ДШИ»
Цель проекта: развитие творческого потенциала одаренных детей в условиях полноценного оздоровительного отдыха в летнее время
Задачи:
разработать план мероприятий, способствующих развитию детского творчества: творческие лаборатории, педагогические мастерские и т.п.
повысить образовательный уровень детей в практической направленности, в исследовательской и проектной работе;
активизировать интерес к различным видам творчества;
проанализировать полученные результаты и провести оценку деятельности по завершению определенной творческой деятельности.
Направленность деятельности, специфика содержания программы:
летняя профильная смена для одарённых детей, объединенных творчеством в области искусств.
Сроки проведения: летний каникулярный период
Место проведения: МБУ ЗОЛ «Костёр»
Количество смен: одна.
Состав и общее число участников: 47 человек – 32 учащихся школы (9 – 14 лет), 2 воспитателя, 1 вожатый, 5 руководителей педагогических мастерских, 5 руководителей творческих мастерских, 1 концертмейстер, 1 звукооператор, обслуживающий персонал ( из числа сотрудников лагеря.
Творческие, социальные связи: ВАИ (Воронеж), ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, ТКИ, ДХШ № 2 (Тамбов), Областная Картинная галерея, Музей-усадьба (Ивановка)
Краткое содержание проекта: учебные, практические, игровые мероприятия художественно-эстетической направленности по секторам и различным учебно- развивающим блокам.
Пояснительная записка
Проблема одаренности в настоящее время становится все более значимой. Актуальность проекта обусловлена потребностью общества в неординарной творческой личности. В нашей стране в рамках президентской программы «Одаренные дети» была разработана концепция одаренности на государственном уровне. Отсюда возникает необходимость создания целостной системы работы с одарёнными детьми в условиях общей образовательной среды.
Лето для детей - это разрядка накопившегося за год напряжения, восстановление сил, здоровья, развитие творчества, совершенствование личностных возможностей, время открытий, игр, творческого труда. Задача педагогов – сделать это время для ребят интересным и незабываемым, ведь в воспитании каникул не бывает.
Одной из современных форм развития работы с одаренными детьми являются летние лагерные смены как возможность максимальной реализации творческого потенциала в сочетании с полноценным оздоровительным отдыхом. В этом году «Котовской детской школой искусств» разработан проект деятельности летнего профильного лагеря для одаренных детей. Это замечательная возможность объединить талантливых, творческих детей в единую летнюю мастер-школу. Данный проект включает мероприятия, способствующие максимальному раскрытию творческих и интеллектуальных способностей детей в различных видах деятельности.
Во время обсуждения предстоящей летней оздоровительной компании администрацией школы и методическими объединениями школы было предложено провести анкетирование учащихся, их родителей и преподавателей по поводу организации летнего отдыха детей. Анкетирование выявило готовность родителей организовать летний отдых детей в рамках творческой деятельности, основанной на сотрудничестве детей и преподавателей в условиях лагеря.
Профильная смена предназначена для творчески активных учащихся, призёров конкурсных мероприятий различного статуса и направленности: «Музыкальное исполнительство», «Изобразительное искусство», «Хореографическое искусство», «Коллективное музицирование». К реализации проекта привлекаются дети 9 – 14 лет.
Проект реализуется в течение 21 дня, одна смена.
Проект профильной смены “Летняя творческая академия” - это продолжение и развитие традиций школы, это союз единомышленников, т.к. единомыслие - обязательное условие коллектива. Дети и преподаватели, увлечённые музыкальным, изобразительным и хореографическим искусствами, активно общаются с природой, могут сделать любой выбор для самореализации в творческой деятельности, обретают друзей и обмениваются художественно-эстетическим опытом.
Ресурсное обеспечение реализации проекта
Кадровые условия предполагают участие в реализации проекта всех структур воспитательно-образовательной деятельности. Педагогический состав смены (воспитатели, вожатый) – преподаватели Котовской ДШИ, обслуживающий персонал - работники лагеря «Костер». Привлеченными специалистами являются руководители педагогических мастерских – преподаватели ВАИ (Воронеж), ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, Тамбовского колледжа искусств, ДХШ № 2, руководители творческих лабораторий – преподаватели Котовской детской школы искусств.
Содержание проекта
Содержание данной смены строится по четырём направлениям деятельности лагеря: развитие творческих способностей, гражданско-патриотическое воспитание, оздоровление, психолого-педагогическое сопровождение родителей и детей в лагере.
Реализуется через систему учебно- развивающих блоков:
Учебно - развивающие блоки
I БЛОК. Руководители педагогических мастерских проводят мастер-классы с учащимися ДШИ в форме индивидуальных и мелкогрупповых занятий по направлениям:
«Музыкальное исполнительство»
«Хореографическое искусство»
«Изобразительное искусство»
«Вокальное искусство»
II БЛОК Руководители творческих лабораторий реализуют план проведения практических, игровых мероприятий художественно-эстетической направленности:
«Азбука танца”,
«Волшебная кисть”,
«Музыкальная мозаика ”,
«Его величество - оркестр”,
«Звонкие голоса»
III БЛОК Творческая гостиная:
«Музыкальный салон»
«Калейдоскоп искусств»
I V БЛОК Научно-исследовательская деятельность:
«Изучаем, обсуждаем» (научно-практическая конференция, круглый стол, интеллектуальные викторины),
V БЛОК Научно-исследовательская деятельность:
VI БЛОК «Пресс служба»
Ежедневный видео и фото отчёт, информационные статьи.
Работа в блоках предусматривает прохождение следующих этапов: информационно–познавательного (овладение основами знаний на занятиях в творческих; операционно-деятельностного (формирование умений самостоятельно выполнять задания педагогов-воспитателей, руководителей творческих мастерских); практико-ориентационного (овладение навыками работы и практическая деятельность).
Вся жизнь лагеря осуществляется по составленному и утверждённому плану смены и распорядку дня.
Схема управления проектом
Этапы реализации проекта
Организация деятельности профильной смены включает в себя следующие этапы:
Этап | сроки | деятельность | результат: |
Организационный этап: | | педагогов-воспитателей и вожатых; руководителей педагогических мастерских и творческих лабораторий; методическая разработка мероприятий; тематическое планирование анкетирование; | знакомство ребят друг с другом, коллективом смены; включение детей и подростков в различные виды творческой деятельности, формирование отношений в коллективе структурное оформление проекта |
Основной этап: | | открытие смены работа мастер-классов; творческих лабораторий, педагогических мастерских, проведение экскурсий; праздников; викторин и других мероприятий проекта реализация учащимися своего творческого потенциала, демонстрация мастерства | выполнение программы |
Итоговый этап: | | подведение итогов работы мастер-классов, творческих лабораторий и педагогических мастерских; подведение итогов конкурсов исполнителей и художников, награждение победителей обмен впечатлениями; закрытие смены; сбор и оформление материалов | исследовательский материал об эффективности данной модели, методический материал из опыта работы |
1. Подготовительный этап (март-май):
разработка проекта профильной смены, моделирование содержания, основных форм и методов работы, системы управления, логики развития смены;
формирование группы участников профильной смены лагеря;
подготовка кадров для работы в лагере;
составление сметы расходов на содержательную часть проекта, приобретение дополнительного инвентаря, расходных материалов.
2 . Этап реализации (июль):
организационный период (июнь);
психолого-педагогическая диагностика интересов, способностей, возможностей семейных коллективов;
формирование основ самоуправления в лагере;
учебно-демонстрационный (28-13 июля)
приобретение знаний детьми в творческих мастерских;
репетиции;
встречи с интересными, творческими людьми;
проведение тренингов родительской компетентности;
организация спортивных соревнований и походов;
осуществление экскурсий и посещение театра.
приобретение знаний детьми в творческих мастерских;
организация разнообразной творческой деятельности в рамках проект при активном участии детей в ее разработке и проведении;
выступление с театральными миниатюрами в других ОУ района;
репетиции;
проведение тренингов родительской компетентности;
проведение игровых программ и конкурсов, спортивных состязаний, патриотических акций и т.п. с показом детских достижений и приобретений в ходе реализации проекта.
3. Заключительный этап (3 декада июля)
анализ реализации проекта смены;
прогнозирование деятельности творческой смены лагеря на будущий период.
Механизм реализации проекта
В лагере предполагается организация деятельности органов самоуправления. Художественный совет - высший исполнительный орган самоуправления - состоит из представителей детского (“Юность”) и педагогический (“Совет мудрейших”) коллективов. Он руководит работой секторов, подготовкой творческих мероприятий, владеет информацией смены, подводит итоги прожитого дня. Участники смены объединяются в сектора добровольно и на постоянной основе. Из труппы каждого сектора по одному представителю на выборной основе (ребёнок или родитель) входят в художественный совет.
Сектор “ЗОЖ” (Здоровый образ жизни) – ежедневно проводит утреннюю зарядку, спортивные праздники, соревнования.
Сектор “Творчество” - разрабатывает, организует и проводит творческие мероприятия, конкурсы из учебно-развивающих блоков
Сектор “Пресс служба” - собирает информацию о жизни смены, освещает её через средства массовой информации (стенд “Театральный вестник”, рейтинговая таблица участия в делах смены).
Сектор “По тропинкам Тамбовского края” - организует экскурсии, походы и прогулки по родному краю.
Ожидаемые результаты
освоение новых методов и форм организации совместной каникулярной жизнедеятельности детей в условиях профильной лагерной смены;
улучшение физического здоровья и развитие физического потенциала участников смены;
возникновение новых культурных связей;
расширение и углубление знаний детей в области различных видов искусств;
создание единого пространства взаимопонимания и взаимоуважения между участниками смены;
осознание себя как личности, индивидуальности;
умение сочетать личные и общественные интересы;
творческая самореализация детей
получение навыков индивидуальной и коллективной деятельности;
совершенствование навыков публичного выступления.
Способы оценки результативности реализации проекта
В течение лагерной смены предусматривается организация всех видов анализа: проведённого дела, пережитого дня, стиля взаимоотношений, работы органов самоуправления, участия в жизнедеятельности лагеря.
На каждом уровне анализа и рефлексии предусматриваются определённые формы диагностики:
на личностном уровне – анкеты, диагностические интервью
на уровне лагеря - отчётные мероприятия выпуск: концерт «Академия талантов», выставка работ «Палитра»;
на уровне педагогического коллектива – планёрки, освещение итогов реализации проекта в средствах массовой информации.
Перспективы развития проекта
Данный проект позволяет популяризовать виды искусств как полезную, развивающую и обогащающую форму жизнедеятельности человека.
Предполагает расширение социальных связей по осуществлению проекта, приглашение на добровольной основе, с целью повышения образовательной части проекта специалистов из учреждений культуры и искусства области.
Проект может стать подпроектом программы развития творческих способностей детей образовательного учреждения по разным направлениям.
Материально-технические условия предусматривают:
финансирование за счёт средств фонда социального страхования, управления социальной защиты населения,
использование для реализации проекта необходимых помещений, имеющихся в МБУ ЗОЛ «Костёр»,
использование технических средств: компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон, цифровой фотоаппарат, видеокамера.
Методические условия предусматривают:
Подбор методической и научно-популярной литературы.
Подбор каталогов, справочников, энциклопедий.
Подготовка материалов для проведения мастер-классов, творческих лабораторий, педагогических мастерских
Подбор музыкальных иллюстраций;
Разработка сценариев праздников, викторин;
Проведение инструктивно-методических совещаний с участниками проекта.