Проект «Средневековый Монастырь»
В период всемирной истории , которую называют Средневековье, возрастает роль церкви.
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в политической и экономической жизни Средневековья, объяснить основные понятия христианского вероучения ,создать макет «средневековый монастырь» |
Тип урока | Защита проектов |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знают, какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья, какие постройки были в монастыре, как протекала жизнь в монастырях, какие соборы возведенные в средние века сохранились до наших дней,проводят сравнение западной и восточной церквей; умеют работать с историческим источником . Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, структурируют знания, находят необходимую информацию в тексте, выделяют смысловые части. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, адекватно воспринимают оценку учителя, учитывая характер допущенных ошибок, проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, принимают учебные задачи для самостоятельного выполнения. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации, допускают возможность существования у людей различных позиций, стремятся к координации различных точек зрения при совместной деятельности. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Коррекционные : 1.Усвоение учащимися специальной (коррекционной) школы доступных для них исторических понятий, 2.Овладение учащимися умением применять знания по истории, пользоваться ими при изучении исторического материала (особенно при изучении аналогичных событий), на других учебных предметах (литературном чтении, краеведении и др.), во внеклассной работе, в жизни; умением разбираться в событиях прошлого и современности (анализировать и оценивать их на уровне своих возможностей).3.. Выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом: текстом учебника, историческим документом, научно-популярной и художественной литературой, газетой, различным наглядным материалом. 1. Развитие и коррекция внимания. 2. Развитие и коррекция восприятия. 3. Развитие и коррекция воображения. 4. Развитие и коррекция памяти. 5. Развитие и коррекция речи.
|
Актуальность данной темы заключается в том, что
1.на всех этапах развития человеческой цивилизации религия была и остается одним из важнейших факторов, влияющих на мировоззрение и способ жизни каждого верующего, а также на отношения в обществе в целом.
2.Каждая религия основывается на вере в сверхъестественные силы, организованном поклонении Богу или богам и на необходимости соблюдать определенный свод норм и правил, предписанных верующим. А где как не в монастыре это проявляется в большей степени.
3.Религия в современном мире играет почти такую же важную роль, как и тысячелетия назад, так как согласно опросам, проведенным американским институтом Гэллапа, в начале XXI века более 90% людей верили в наличие Бога или высших сил, при чем количество верующих людей примерно одинаково и в высокоразвитых государствах, и в странах "третьего мира".
Цель изучить роль церкви и монастырей в средневековой Европе.
Задачи:
Жизнь в средневековом монастыре;
Роль монастырей в средние века.
Сравнение католической и православной религии.
Создание макета.
Гипотеза: Монастырь – это сложная организация, ибо в условиях хозяйственной автономии он должен отвечать всем духовным и материальным потребностям достаточного количества людей.
Предмет работы - средневековый монастырь
Практическая значимость данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории средних веков.
Методы исследования:
Этапы проведения проекта:
Подготовительный: - выбор темы и её конкретизация (актуальность - определение целей и формулировка задач).
Поисково-исследовательский: - обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта; - коррекция сроков и графиков - проведение поисково-исследовательской деятельности.
Трансляционно - оформительный: - работа над макетом - оформление проекта-предзащита проекта 4. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений: - написание сценария защиты проекта - подготовка к публикации проекта.
5. Заключительный: защита проекта.
План проведения защиты проекта.
Прозвенел звонок для нас.
вы вбежали дружно в класс,
встали все у парт красиво,
поздоровались учтиво.
Сейчас друг к другу повернитесь
и конечно улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям .
И садитесь по местам.
Ребята, к нам пришло письмо, но адресант не известен. Интересно от кого?
Давайте откроем .
Вдали от сел и городов
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладный веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом.
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом.
И внемлет вечное Бог-Слово
Их тяжкий труд благословив,
Святых молитв живое слово
И гимнов сладостный призыв
О чем это письмо? Какая связь с нашим уроком?
На протяжении нескольких уроков мы с вами работали над проектом «Средневековый монастырь»
Какие задачи мы ставили?
1.какую роль играла церковь и монастыри в жизни людей в средние века.
2.какие постройки были в монастыре
3.как протекала жизнь в монастыре( распорядок дня , условия жизни, одежда, еда, занятия монахов)
4.отличия католического и православного христианства.
5 какие монастыри средневековой Европы сохранились до наших дней.
Нами была выдвинута гипотеза : Монастырь –это сложная организация , которая должна была отвечать всем духовным и материальным потребностям большого количества людей.
Сейчас мы проверим, как были реализованы наши задачи и доказана гипотеза.
Работа велась индивидуальная, в парах и группах.
Но прежде чем начнем защищать свои работы вспомним , что все население в средневековье делилось на Духовенство ( священники и монахи) и Мирян.( все те люди, которые не входили в церковную организацию, т. Е. жили в миру. Но и те и другие были верующими поэтому церковь играла ключевую роль в жизни не только людей, но и государств того времени
1.роль церкви и монастырей в средние века (Филиппова Света (монастырь) - Мочалова Алена (церковь).
2.Постройки в монастыре (макет)-Васильев С, Вагин С., Суклетов А., Бердников Д. ,Агеев, Русанов В.
3.Жизнь монаха Прокопенко С.( 8 вид) Второй частью духовенства было черное духовенство – монашество (от греч. Монахос – одинокий). Так называли людей, бежавших от повседневной мирской суеты, чтобы молиться и готовиться к вечной жизни. Как вы думаете, почему люди становились монахами? В Средние века жизнь потерять было гораздо легче, чем теперь; люди жили рядом со смертью и постоянно ощущали зыбкость земного существования. Христианство давало веру в жизнь вечную, однако приносило с собой не только надежду на вечное спасение в раю, но и страх вечных адских мук, спастись от которых смогут только живущие праведно. Посвятив себя Богу и добровольно отказавшись от радостей жизни, монахи приобретали особое положение в обществе; считалось, что их молитвы имеют такую силу, что позволяют замаливать как свои, так и чужие грехи.
Одни монахи селились в одиночестве, их называли отшельниками, другие – совместно, основывали свою обитель. Монашество возникло на Востоке – в Сирии, Палестине и Египте. Вскоре оно появилось и на Западе, и большую роль здесь сыграл святой Бенедикт, который основал монашеский орден, позже названный его именем. Бенедикт создал для него устав, т.е правила монашеской жизни.
4 Сравнительный анализ Криницин Н., Лесова А.
Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия.
В 1054 году во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию - произошёл окончательный разрыв, раскол христианской церкви на западную и восточную.
В тетрадь:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/22/s_5bcda10240211/975336_1.png)
5.Средневековые монастыри в наши дни Гулидов В.
Возвращение к гипотезе!
.
Рефлексия. кроссворд на тему.( в парах)
Материал для защиты
Духовенство претендовало на роль главного сословия, ведь церковь считалась посредником между Богом и людьми.
Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Более 1/3 всех возделываемых земель в Европе и более тысячи зависимых крестьян принадлежали ей.
Она взимала десятину со всего населения Западной Европы - это особый налог на содержание духовенства и храмов. о? Церковь обладала правом индульгенции, то есть милости, - продавала специальные грамоты, отпускающие грехи.
Заполнение таблицы Только в монастырях люди могли найти медицинскую помощь и некоторую защиту от варваров и от светских властей. В монастырях нашли прибежище также ученость и наука.
В монастырях создавали книги, содержали школы и писали хроники. Давали приют странникам и паломникам.
Монастыри с средневековье вели основную работу по распространению христианской религии.
Таком образом , монастырь в средние века выполнял весьма важные и многообразные функции: он был религиозным, административным, судебным, культурным центром, давал приют обездоленным, утешение – отчаявшимся.
Жизнь монахов.
Мы живем по уставу. В нем прописывается необходимость беспрекословного послушания и отказа от всякой собственности. Определяются часы для физического труда, молитв, чтения книг, отдыха и сна. Став Монахом я , как и все остальные ,дал обет- отказывался от имущества и семьи. Подчиняемся аббату.
Молимся 7 раз в сутки,(начиная с полночи). а в остальное время – работаем в монастыре. Мы должны были молиться в то время, когда не молится никто другой. Но были и нарушения правил Устава, за которые предусматривались наказания. Например, выражение толочь воду в ступе, которое означает пустое времяпровождение, возникло в монастыре как реальное наказание.
Еще одной особенностью нашей монашеской жизни было время трапезы – вкушать пищу дозволяется не раньше полудня .а в некоторых монастырях предусматривалось одно единственное вкушение пищи в течение суток: в 3 часа дня зимой, а в пост в 6 часов вечера. А летом распорядок предусматривал две трапезы.: обед в полдень и легкий ужин около 17-18 часов.
Дозволялся дневной сон, что объясняется краткостью сна ночного.
Меню составлялось из следующих продуктов : яйца, сыр, лук , рыба, хлеб, специи, овощи ( спаржа, капуста, листовая свекла, шпинат ит.д.)фрукты, Одна из принципиальных особенностей всех монашеских уставов – это запрет на мясо, ибо мясо разжигает страсти и сластолюбие. К тому же оно дорого стоит и поэтому противоречит обету бедности. Короче, оно мешает вести жизнь, исключительно духовную и молитвенную.
Монастыри окружались стеной.. Монахи не должны были выходить за порог монастыря. Общение с внешним миром было для них нежелательно, ибо отвлекало от мыслей о спасении души. Поэтому монастырь жил замкнутой жизнью, вдалеке от обжитых мест.
Церковь утверждала, что все несчастья посылаются за грехи, и поэтому богачи, «спасая души», завещали земли и богатство монастырям.
Постройки монастыря.
Все необходимое для существования обители находилось в ее пределах.
1 — главная церковь; 2 — библиотека и скрипторий; 3 — ризница; 4 — башни; 5 — внутренний дворик; б —зал капитула (место собрания монахов); 7 — общая спальня монахов и купальня; 8 —трапезная; 9 — кухня; 10 — кладовая с погребом; 11 — помещение для паломников; 12 — хозяйственные постройки; 13 —дом для гостей; 14 —школа; 15 —дом аббата; 16 —дом врача; 17 —место для выращивания целебных трав; 18 —госпиталь и помещение для послушников с отдельной церковью; 19 —сад с кладбищем и огород; 20 —гусятник и курятник; 21—амбары; 22 — мастерские; 23 — пекарня и пивоварня; 24 —мельница, молотильня, сушилка; 25 — хлевы и конюшни; 26 —дом для челяди.
До середины XI в. христианская церковь считалась единой. Однако Западная Европа подчинялась папе римскому, а Византия (и ряд стран, принявших от нее христианство) - константинопольскому патриарху.
Западная и восточная церковь боролись друг с другом за сферы влияния, и после очередного конфликта в 1054 г. папа и патриарх предали друг друга проклятию. Таким образом произошло разделение церкви на западную (католическую, то есть «всемирную»), во главе с папой римским, и восточную (православную, то есть «правильно славящую Бога») - во главе с византийским патриархом.
Между церквями существуют различия в обрядах и учении, хотя обе церкви - это ветви одной христианской религии. Так, в Западной Европе богослужение велось на латинском языке, а в Восточной - на греческом (хотя допускалось ведение службы и на местных языках).
На Западе запрещалось вступать в брак всему духовенству, а на Востоке - только монахам и епископам. Восточные священники, в отличие от западных, не брили бороды, не выстригали волосы на темени.
Западная церковь | Восточная церковь |
Богослужение велось на латинском языке | Богослужение велось на греческом языке |
Запрещалось вступать в брак всему духовенству | Запрещалось вступать в брак только монахам |
Брили бороды и выстригали волосы на темени | Не брили бороды, не выстригали волосы на темени |
вернуться к гипотезе