СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект " Светля Пасха"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект разработан и проведён совместно с работниками Мамоновского ДК и родителями

Просмотр содержимого документа
«Проект " Светля Пасха"»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. История праздника Пасхи……………………………………………………3

1.1.1 Основные обряды праздника и их символика ……………………………5

1.2. Методика подготовки и организации народных праздников ……………10

1.2.1 Структура народного праздника………………………………………….10

1.2.2 Стадии подготовки народного праздника………………………………..10

1.2.3 Методика организации и проведения праздников народного календаря в учреждениях культуры …………………………………………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Приложения

























ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования духовно-нравственного самосознания у подрастающего поколения в настоящее время чрезвычайно актуальна, особенно сейчас, во время глобальных перемен, как в обществе, так и в сознании людей. Духовно-нравственное самосознание - это осознание себя как субъекта, владеющего общечеловеческими нормами нравственности, сформированной внутренней системой моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способного делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение.

Актуальность темы: В настоящее время дети, да и мы взрослые, не знаем русских обычаев, традиций, связанных с народными христианскими праздниками. И если взрослые будут интересоваться русской народной культурой и рассказывать своим детям, играть в игры, придерживаться обычаев русского народа, то дети тоже будут в дальнейшем знать культуру и традиции нашего народа. 

Цель: Приобщение детей к народному культурному наследию празднованию Светлого Христова Воскресенья средствами литературы, музыки, театрализации, изобразительной и двигательной активности.

Задачи:

1. Осуществить подготовку и проведение народного фольклорного праздника «Светлая Пасха»:

- изучить методику организации народных праздников;

- разработать положение, сценарий;

- реализовать проект – народный фольклорный праздник «Светлая Пасха»;

Ожидаемые результаты: Я предполагаю, что постановка и проведение данного мероприятия позволит расширить интересы у детей к народной культуре, народным традициям. Сформирует у детей представление о праздновании православной Пасхи.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

    1. История праздника

        Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" переводится с древнееврейского как  "происхождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства дьяволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

     ПАСХА – главный, центральный из всех христианских праздников. Сказано о нем, что он “столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько Солнце превосходит звезды”.

Воскресение Спасителя из мертвых – это торжество веры и добродетели, и поэтому этот праздник для каждого верующего – самый светлый, торжество из торжеств.

     Православная Церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Об ее смысле учили апостолы Христовы, которые передали традицию празднования своим ученикам. Так, из поколения в поколение, традиция празднования Пасхи дошла до нас и распространилась по всему миру. Святые отцы – учители Церкви – в течении веков расширили эту традицию, многое объяснили в ней.

     В Великую пятницу выносится из алтаря на средину храма плащаница – погребальное покрывало или полотно. В богослужебной практике – иконописное или вышитое разноцветными нитями изображение тела Иисуса Христа в том виде, в каком оно было снято с креста. Плащаницу украшают живыми цветами. Использовать искусственные цветы запрещено церковными канонами, душить и ароматизировать ее также запрещено. Она выносится для поклонения прихожанами и оставляется там до пасхальной полунощницы, затем снова вносится в алтарь.

     История воскресения Иисуса Христа гласит: “На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье несколько женщин (Мария, Саломия, Иоанна...) пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Вид Его был как молния, и одежда Его бела как снег. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет. Ангел сказал им, что Иисус воскрес, и они поспешили известить об этом всех мирян”.

     К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения.

     Богослужение в этот день особенно торжественно, обряды особенно красивы, ибо Церковь Христова радуется о Воскресшем, о попрании смерти, о жизни вечной. Одежды священнослужителей в этот день необычайно торжественны и изменяются на протяжении всей службы: от черного до красного. Каждый цвет облачения имеет свой символический смысл: черный цвет – цвет скорби, белый – цвет святого духа и одевается он священнослужителями в период, когда Господь наш Иисус Христос, Воскрес. Красный цвет – цвет мучеников и цвет Господа нашего, священники одевают красные облачения в конце праздничной литургии, говоря о том, что столько мук вынес Иисус Христос за свою веру, за свое учение.

До начала пасхальной заутрени храм, по древнему обычаю, наполняется фимиамом в знак изобилия и благодати.

        Во время пасхального богослужения в храмах зажигаются все светильники и, находящиеся в храме, стоят со свечами в знак полноты духовной радости.

Во время утрени начинается христосование – взаимное целование со словами: “Христос Воскресе!” – “Воистину Воскресе!”

Придя домой, а иногда прямо в храме, устраивают пасхальный пир. В течение пасхальной недели во всех церквах, как правило, разрешается любому желающему, но только мужчинам, звонить в колокола. Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.

     Слово ПАСХА означает переход от смерти к жизни, от Земли к небу.

Пасха – всемирный и величайший православный праздник. В ряду церковных праздников Пасха занимает центральное место. Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем.

     Этот праздник дает нам возможность задуматься о бренности мира, о духовном возвышении, о том, что стоит за гранью человеческого понимания. Сколько бы ни проходило лет, столетий, смен цивилизаций, форм жизни, как бы ни изменялось лицо Земли. Неистребимыми остаются духовные ценности, данные на Земле только человеку. Эти стремления возвышают человека, приобщают его к ни с чем не сравнимым радостям!

     Православная церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом, жизни над смертью. Светлое Христово Воскресение- день радостный, светлый.

Вот  просыпается земля,

 И одеваются поля.

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес!

Христос воскрес!

1.1.1 Основные обряды праздника и их символика

К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом - временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не постившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила. Если вы пробовали поститься перед Пасхой, то сами можете подтвердить это.

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «легкое» и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом -- большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.

На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» -- приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!».

Придя домой, а иногда прямо в храме, устраивают пасхальный пир. В течение пасхальной недели во всех церквах, как правило, разрешается любому желающему звонить в колокола. Празднование Пасхи продолжается сорок дней -- ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.

На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе -- самой торжественной -- ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.

Употребление крашеных яиц в древнее время и значение яйца между язычеством. Азиатские и еврейские народы имели обыкновение еще в древнее время ставить яйца на стол при начале нового года и одаривать ими своих благодетелей Царство людей: одежда, утварь, обычаи, оружие, украшения народов древних и новых времен. - М., 2000. С - 50. Для этого раскрашивали яйца разными цветами, особенно красным, который у кельтов почитался самым лучшим. В прежние века новый год начинался с весеннего равноденствия, с того самого времени, когда христиане учредили празднование Пасхи, коей присвоено употребление крашенок. Не должно думать, чтобы это введение было установлено без намерения. В Персии, в праздник нового солнечного года, марта 20, жители приветствовали друг друга окрашенными в разную краску яйцами.

Такое обыкновение сохранялось долгое время во Франции, Италии и Испании, и это обыкновение, как некоторые думают, перешло в Европу от жидов.

Яйцо - символ жизни, красный цвет - кровь Христа, даровавшего Своим воскресением жизнь вечную. Празднование Пасхи в Православной Церкви отличается особенной торжественностью. В храмах при открытых царских вратах в продолжение всей пасхальной недели Божественные службы совершаются в светлых облачениях, причем чтение псалтири прекращается и слышится только одно пение; во всех песнопениях святой Пасхи повторяется одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе и о победе Его над адом и смертью и нашем избавлении через Него от греха, проклятия и смерти. В течение всех семи дней праздника колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи1.

Во время своей Пасхи они ставили на стол круто сваренные яйца, знаменуя сим птицу зиз. Естествоиспытатель Плиний говорит, что римляне употребляли окрашенные яйца при различных игрищах, богослужебных обрядах и очищении грехов. Плутарх изъясняет причину этого обыкновения таким образом: яйцо представляет Творца всей природы, вседействующего и все в себе заключающего. Оно, как солнце, которое все оживляет и рождает, приносилось в честь Бахусу. Учения древних философов об образовании мира объяснялись изображением яйца. Египтяне представляли его под видом вселенной, ив его образе поклонялись благодетельствующему божеству Кнефу. Храм его находился на острове Элифантин:

- истукан представлялся в образе человека с гермофродитскими частями - в знак его совершенства во всех частях;

- на голове его сидел ястреб - знак деятельности;

- во рту держал яйцо - знак оплодотворения и щедрот. Из этого яйца родился фтас, огонь, которого греки превратили в Вулкана или Эфтанета. Это слово на коптском языке, коим говорят нынешний египтяне, значит воспромышляющий. Учение египетское о яйце перенес в Грецию Орфей, живший за 1200 л. до Р. X. Греческие и римские философы выражали яйцом действующую силу природы. Древние персы изъясняли изображением, яйца происхождение мира. По их мнению в начале ничего не было, кроме Божества; все существа плавали, во тьме. Наконец, родилось яйцо: ночь покрыла его своими крыльями; любовь; старший сын Творца имел попечение о созрении яйца. Когда оно достигло плодотворной силы, тогда раскрылась вселенная: солнце и луна по своей тяжести опустились со всеми творениями. Эту мысль о мироздании перенес к персам с востока Зороастр, коего учение сохранено в Зенда-Весте, священной книге. Персы величали яйцо в своих священных песнях и сохранили память его употреблением окрашенных яиц. Они держали еще особо литые яйца в своих храмах, в изображение всего рождающегося.

Происхождение окрашенного яйца и его значение между христианами. Обыкновение приветствовать, целовать и одаривать друг друга красными яйцами есть поучительное воспоминание о первых учениках и ученицах Христовых, которые в первые дни по воскресении Господа Спасителя приветствовали друг друга вестью: «Христос Воскресе!», а верующие отвечали: «Воистину Воскресе!» - и потом запечатлевали приветствие лобзанием Святой любви. Говорят, что Мария Магдалина, отправляясь в Рим после вознесения Христова для проповедания Евангелия, предстала перед императором Тиберием (в 334 г.), поднесла: ему красное яйцо и тут же начала вперед ним проповедь. Первенствующие христиане, подражая поступку Св. Магдалины, ознаменовали память Воскресения Христа между многими священными обрядами, введением обычая одаривать друг друга красным яйцом. Впоследствии обыкновение сделалось всеобщим в церкви христианской, и яйцо послужило изображением Воскресения Христова и нашего.

Яйцо, родившись от птицы, не остается тем, чем родилось; оно дает птичке жизнь сперва внутри себя, а потом производит ее на свет. Так Иисус Христос, восстав из мертвых, дарует жизнь сперва духу, а по конце времен воскресит и наши тела. Для чего же мы дарим друг другу красное яйцо? В воспоминание крови Христа Спасителя, пролитой Им за нас на кресте.

Всю Светлую неделю хранится в церкви на налое освященный хлеб, называемый артос. В последний день этой дели торжественно благословляется артос и разделяется между присутствующими.

Всю Светлую неделю звонят до вечерни. В первый день Пасхи читают на разных языках при колокольном звоне из евангелиста Иоанна Богослова: «В начале бе слово».

Есть поверье во всей России, что ворон на заре Чистого четверга носит из гнезда своих детей купать в реке. Кто окунется прежде птенцов, тот в продолжение всего года будет здоров. Проспавших заутреню обливают холодной водой.

Страстные свечи хранят не в одной Малороссии, но во всей России для предохранения дома от непредвидимого бедствия. В Малороссии льют свечи весьма толстые и длинные: бывают в два аршина длины и около десяти фунтов весу. При чтении Евангелий делают воском отметки на свечах для означения, сколько прочтено Евангелий и сколько продолжалось стояние в церкви. Страстными свечами благословляют молодых. Также когда есть в, доме безнадежный больной, то ставят перед иконою эти же свечи.

На Святой неделе берут огонь из кадильницы и высыпают в печь, думая, что он непременно выгонит всю нечистую силу из покоев, и считают его за некую святость. В Орловской губернии существует обыкновение, что на Святой неделе ставят образ Божией Матери в маленькую кадку, наполненную каким-нибудь хлебом: рожью, овсом или гречихою и кладут на верх зерна три сырых яйца. Дав им полежать несколько времени, рассыпают одну часть зерен пo двору, а другую высыпают в жито.

Простолюдины везде в России верят, что когда воробьи кричат в Чистый четверг, то это значит, что они радуются вместе с жидами о предании Спасителя. Крик их: «Чи, чив», - переводят на слова: «Жив, жив!»,т. е. что Иисус Христос не распят, еще жив.

Некоторые еще верят и других уверяют, что в то время, когда Христа распинали, воробьи приносили к кресту те гвозди, которые ласточки уносили от распинавших". В наказание воробьи носят на ногах оковы, никем не видимые, почему никогда не могут ходить, а все прыгают.

Осину почитают проклятым деревом, будто бы по предании Спасителя удавился на нем Иуда, почему листья осины, хотя бы никакого не было ветру, вечно шевелятся и переговариваются между собою. Осина имеет чрезвычайную силу против колдунов и встающих ночью из могилы: вбивают кол осиновый между их плечами, и тогда ни один уже не встанет.

Утверждают, что в первый день Св. Воскресенья все черти связаны Комиссаржевский, Ф.Ф. История праздников.- Минск: Современный литератор, 2000. С- 44. Если после утрени пройти с первым яйцом по углам двора, катая по каждому углу, то наверно найдете черта в шапке-невидимке, которую тотчас должны схватить и надеть на себя. Но при катании яйца надобно иметь большую осторожность, чтобы черт не схватил: тогда ка-тающий лишится яйца и продаст Христа. Кто достанет шапку-невидимку, тот, куда бы ни пошел в ней, не будет видим и все может делать, что ему захочется. Кроме чудесной шапки каждому хочется иметь неразменный цел-ковый, коим только можно узнать в церкви колдуна. Чтобы достать неразменный целковый, надобно вынести в полночь в первый день Пасхи черную кошку на перекрестки, на коих собираются черти, и бросить ее им, или вместо кошки бросить нитку с узлами, а самому схватить лежащий здесь целковый и бежать не оглядываясь. Если черти успеют развязать узел или разорвать кошку, за которую дерутся, и потом догонят убегающего, то беда ему! Если не догонят, то целковый останется при нем, и что бы он ни покупал на него, всегда будет иметь его в своем кармане неразмененным. Чтобы узнать колдуна, должно одеться в новое платье с ног до головы и в первый день заутрени на Святой Пасхе стать с первым вынутым из-под курицы яйцом на таком месте, откуда можно было бы видеть весь народ и замечать: не стоит ли человек с рогами? Колдуны не могут стоять в человеческом виде, но в дьявольском, потому что они предались чертям.

После утрени ходят старухи на могилы христосоваться с умершими, особенно с родными. Старухи, стоя у могилы называя по имени отца, мать и других родных, восклицают, рыдая: «Христос воскресе! Батюшка мой Степан Аникиевич». На это восклицание отвечает замогильный голос батюшки: «Воистину воскресе». Произношение слов «Христос воскресе» производит отрадное умиление, потому что верующим они подают несомненную надежду на воскресение. В народе есть суеверное предание о силе этих чудесных слов.

Со дня воскресения Господа Он посадил в подземелье под той скалой, где находился гроб Его, главного сатану, Вельзевула, тем чтобы от одного Светлого Воскресенья до другого грыз бы он двенадцать железных цепей, двенадцать железных дверей и двенадцать железных замков, когда все перегрызет, тогда последует преставление света. Сатана стал грызть: сначала замки, потом двери и, наконец, цепи, и всегда остается ему догрызть немножко последней цепи: только стоит ему стиснуть хорошенько зубами, чтобы совершенно в перегрызть; но в то время провозглашают священники: «Христос воскресе!» -- замки, двери и цепи сливаются опять, и он снова принимается за вековую свою работу и теперь грызет еще!

В России считается, что первое Христовское яйцо, полученное в день Святой Пасхи, обладает чудесным свойством никогда не портиться. Пасхальное яйцо, брошенное в горящее здание, прекращает пожар. Пасхальным яйцом гладят домашних животных, преимущественно лошадей для того, чтобы они были здоровы. Повсеместно принято первое пасхальное яйцо хранить до следующего года. Этим яйцом, обыкновенно, и заговляются.

Люди повсюду верят, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на том свете. Для этого надо только сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником и, положивши на его могилу яйцо, разбить его потом, покрошить и скормить его "вольной" птице, которая в благодарность за это помянет умерших и будет просить за них Бога.

    1. Методика подготовки и проведения народных праздников.

Исходными принципами деятельности организатора народного праздника выступают:

- Принцип передачи всем участникам народного праздника психологического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, путем непосредственного контакта между общающимися людьми.

- Принцип взаимодополняемости и взаимодействия принимающих участие в народном празднике разовых и постоянных кадров.

- Принцип постепенного и последовательного распределения подготовительных мероприятий в организации народного праздника.

1.2.1 Структура народного праздника.

В традиционной народной культуре сложился определенный тип народного праздника и определенный набор обязательных действий (ритуалов), создающих собой в системе своеобразную, но строгую конструкцию.

Обязательными элементами такой конструкции являются:

1. "зачин" праздника (яркое театрализованное зрелище - объявление о начале торжества);

2. "разгул" и "перелом" (воспроизведение участниками многочисленной череды тех или иных праздничных обрядов, делящих каждый праздник на две половины - "до середины" и "после нее");

3. "спад" (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).

1.2.2 Стадии подготовки народного праздника

1. Предварительная подготовка. На этой стадии необходимо определить целевую аудиторию (группу людей, для которых будет организован праздник), масштабность планируемого праздника, место проведения, возможность практической реализации идеи силами инициативной группы. Нужно конкретно определить, кто войдёт в состав инициативной группы, с какой целью, кто всем этим будет руководить. Не забудьте продумать и то, на чью поддержку вы сможете рассчитывать (на консультации специалистов, на финансовую помощь каких организаций или частных лиц, на помощь местных жителей).

2. Разработка сценария. Изучите историю народного праздника и включите в сценарий необходимые традиционные элементы. Продумайте соответствующие костюмы. Предусмотрите конкурсы для всех категорий участников (детей и взрослых, мужчин и женщин), а также необходимый инвентарь.

3. Подготовка праздника. На этой стадии нужно привлечь необходимые кадры для реализации сценария, составить графики репетиций, распределить обязанности в инициативной группе. Предусмотрите возможность взаимозаменяемости и обмена обязанностями. Полезно иметь "людской резерв", готовый при необходимости прийти на помощь. Составьте график контроля за назначенными мероприятиями и следите за тем, чтобы всё осуществлялось вовремя.

Согласно разработанному сценарию определите материальные ресурсы и источники их получения.

Для привлечения зрителей и участников праздника, а также единомышленников, желающих вам помочь, распространите информацию о предстоящем мероприятии, например, через афиши, листовки, объявления.

4. Проведение праздника. На этой стадии - конкретная реализация замыслов. Необходимо собирать фото и видеоматериалы о ходе праздника. Это поможет вам в дальнейшем проанализировать деятельность, предоставить собранные материалы для отчёта (в случае необходимости), подготовить материалы в прессу, при разработке следующего праздника привлечь на свою сторону больше единомышленников.

5. Коллективное подведение итогов проведения народного праздника. Любая завершённая работа нуждается в анализе. В ходе анализа стоит отметить, достигнуты ли цели и задачи мероприятия, что получилось, а чего и по какой причине достичь не удалось, вклад каждого члена команды в общий результат работы.

1.2.3 Методика организации и проведения праздников народного календаря в учреждениях культуры

1. найти устный материал к празднику;

2. назначить дату праздника за 2 месяца;

3. написать сценарий;

4. разучивать устный музыкальный фольклор;

5. подготовка реквезитов;

6. подготовка инвентаря, костюмов;

7. репетиционная работа в течение двух месяцев;

8. за неделю до праздника реклама о проведении праздника;

9. за два дня до праздника оформления места праздника.

Работа по подготовке фольклорного праздника делится на несколько этапов.

Первый – изучение литературы, подбор текста, песен, инструментального и хореографического материала. Можно провести специальную работу по сбору праздничного фольклора определенной местности, сделать записи народных песен в исполнении талантливых коллективов художественной самодеятельности, отдельных исполнителей.

На праздник приглашаются гости – родители, бабушки, дедушки, народные исполнители, мастера художественных промыслов, народные музыканты.

Второй этап – вступительная беседа, цель которой – рассказать о сущности праздника, заинтересовать его подготовкой. 

Третий этап – непосредственная разработка сценария, подготовка костюмов, ведущих, оформление помещения. Главное в разработке сценария – ярко подчеркнуть главную идею праздника, тщательно проработать сюжетную линию, композицию, последовательность действий. Сценарий фольклорного праздника обязательно включает театрализацию, хороводы, народные игры и танцы, шуточные приговоры, пословицы, поговорки. Важным условием успешности проведения праздника является подготовка ведущих, их владение языком, способность к импровизации, эмоциональному заражению.

При проведении фольклорных праздников в начальных классах необходимо учитывать возрастные особенности детей: конкретность мышления, импульсивность, эмоциональность, особенности мировосприятия.

После проведения праздника надо дать возможность детям обменяться мыслями, высказать свои впечатления, чувства, пожелания.

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

2.1 Обоснование выбора темы.

Сегодня одной из основных проблем является сохранение культурных традиций, обычаев и обрядов. Очень важно в эпоху технического прогресса не стереть с лица земли и не потерять народные промыслы, язык, культурные традиции своего народа. Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей и взрослых.

Я, как человек работающий в сфере культуры, не раз сталкивалась с тем, что люди, проживающие в нашем селе не знают народных традиций, или не правильно их применяют. Приходится с печалью и сожалением говорить о том, что народная культура праздника в наши дни значительно подорвана.

В связи с этим я решила реализовать свой проект, который будет связан с народным праздником «Светлая Пасха». Реализуя проект мне необходимо познакомить детей и взрослых с существующими традициями русского народа, донести высокие нравственные идеалы, научиться пользоваться богатством культурных традиций.

2.2 Идейно-тематический анализ.

Тема: Светлый праздник «Пасха»

Идея: Возрождение традиций через народные игры и бытовые танцы.

Сверхзадача: Страна забывшая культуру, историю и традиции, обречена на вымирание.

Знание традиции русского народа, обогатит тебя духовно.

Сохраняя прошлое мы продлеваем будущее.

Проблема: Утрата обрядов, традиций фольклорного праздника «Пасха»

Конфликт: Коренное отличие народных игр от современных игровых технологий. Народные игры всегда символичны, познавательны, имеют смысл.

Жанровая форма: Познавательная игровая программа



2.3 Композиционное построение.



ЭКСПОЗИЦИЯ

ЭПИЗОД 1 Ведущая приветствует гостей праздника

ЭПИЗОД 2 Проводит Викторину

ЭПИЗОД 2 « История крашенного яйца»

ЭПИЗОД 3 «Конкурс с крашенными яйцами»

ЭПИЗОД 4 «Играют и водят хороводы»

ЭПИЛОГ «Прощание со зрителями, фото на память»



2.4 Сценарий


К гостям (зрителям) выходит ведущая (хозяйка) праздника,

Приветствует гостей и рассказывает историю праздника «Светлая Пасха».




Ведущая:

Во Христово Воскресенье

Веселится весь народ.

Праздник светлый пусть сегодня

В каждый дом скорей войдет.

Скажут все «Христос воскресе!»

Станет лучше на душе,

Будет каждый в праздник весел!

Дорогу солнцу и весне!

Христос воскрес! дорогие дети, уважаемые гости!

Милости просим на праздник!

Среди всех христианских праздников – Пасха Христова – самый величайший, самый светлый, торжественный. Святая Пасха – это праздник победы любви и добра над злом, жизни над смертью, нашей надежды на будущее воскресение, потому, что в этот день мы вспоминаем Воскресение Господа нашего – Иисуса Христа. Когда-то, очень давно, злые люди предали и убили Иисуса, но он, победил смерть и воскрес.

Поэтому Пасху еще называют Воскресением Христовым.


ЭПИЗОД 1 Викторина

Ведущая:

- Великий праздник Пасхи отмечается каждый год миллионами людей по всему миру. Все ходят, друг к другу в гости, и обмениваются яркими и красивыми яйцами, вкусными куличами, угощают всех традиционными пасхальными блюдами.

ВИКТОРИНА «Традиционные пасхальные блюда»

МЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР: __________________

ЭПИЗОД 2 « История крашенного яйца»

Многие традиции празднования Пасхи сохранились и в наше время. В чистый Четверг люди наводят порядок в квартирах, красят яйца, в страстную пятницу дома наполняются запахом пекущихся куличей, твороженных пасок. Сам праздник начинается с торжественного богослужения. А вот традиция красить на Пасху яйца на Руси имеет давние корни. Существует несколько способов раскрашивания:

Крашенки - в старину использовали натуральные красители: луковую шелуху, соки растений, овощей. Сегодня используют пищевые красители.

Крапанки - сначала вареное яйцо красят, а затем наносят капли горячего воска. После чего, яйцо кладут в краску другого цвета. Как только краска высохнет, яйцо опускают в горячую воду. В ней воск тает, образуется оригинальный рисунок.

Писанки - это целое произведение народного творчества. В их росписи используются изображения растений и животных, геометрические фигуры.

На кануне праздника мы провели мастер класс, на котором взрослые и дети украшали яйца к пасхе. И то что у нас получилось сейчас перед вами.

(Ставит на стол блюда с крашенными яйцами).

И чего только в пасху с ними не делали, и катали ,и крутили и друг другу дарили

ЭПИЗОД 3 «Конкурс с крашенными яйцами»

Конкурс 1. «Катание пасхальных яиц»

Конкурс 2. «Раскрути яйцо»

ЭПИЗОД 4 «Играют и водят хороводы»

На Пасху было принято не только яйца катать, но и играть и водить хороводы. Сейчас и мы попробуем восстановить эту традицию.

Дорогие гости, я всех приглашаю в парк поиграть и повеселиться.

Ведущая:


Игра: «Горелки»

Игра «Дударь»

Игра «Яша и Маша»

Игра «Пряничная доска»

Игра «Растяпа»

ЭПИЛОГ «Прощание со зрителями, фото на память»

Ведущая:

От души повеселились

И немного притомились.

Нам пора и отдохнуть

И поесть пасхальных блюд.

Ешьте пасху, расстегаи,

Угощайтесь пирогами

Яйца крашеные есть

Их так много, что не счесть.

С пасхой светлой поздравляю

И здоровья всем желаю.

Я хочу поздравить всех

И сказать: «Христос Воскрес!»

Все участники праздника приглашаются на общую фотографию.

2.5 Монтажный лист

Культурно- массового мероприятия, фольклорного праздника

«Светлая Пасха»

№ п/п

Название эпизода (действующие лица)

Реплики (начальная и конечная)

Время

Музыкальное оформление:

стиль (эпоха, автор), жанр, характер музыки, интонации мелодии, ритмика, динамика, регистр, оркестровка.


1

ПРОЛОГ

Во Христово Воскресенье

Веселится весь народ,,,

Поэтому Пасху еще называют Воскресением Христовым.

12.00

«Русский народный традиционный наигрыш»

«Подгорная»


ЭПИЗОД 2 «История крашенного яйца»

Многие традиции празднования Пасхи сохранились и в наше время.


12.02

«Русский народный традиционный наигрыш»

«Подгорная»




ЭПИЗОД 3 «Конкурс с крашенными яйцами»

На кануне праздника мы провели мастер класс, на котором взрослые и дети украшали яйца к пасхе.

И то что у нас получилось сейчас перед вами.

12.05

«Русский народный традиционный наигрыш»

«Подгорная»



ЭПИЗОД 4 «Играют и водят хороводы»

Дорогие гости, я всех приглашаю в парк поиграть и повеселиться.


Игра: «Горелки»





Игра «Пряничная доска»



Игра «Растяпа

12.20






«Русский народный традиционный наигрыш»

«Плясовая», «Краковяк», «Барыня», Подгорная»


«Русский народный традиционный наигрыш»

«Краковяк»


«Русский народный традиционный наигрыш»

«Плясовая»




ЭПИЛОГ «Прощание со зрителями, фото на память»

От души повеселились

И немного притомились.

13.10

«Русский народный традиционный наигрыш»

«Краковяк»





























ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучив и проанализировав историю праздника, обычаи и традиции, а также методику проведения народных праздников, я выявила значение праздника в наше время. Нам удалось воплотить свой замысел в реальность. В процессе работы было определено обоснование выбора темы, а также ее актуальность. Фольклорный праздник «Светлая Пасха» успешно прошёл совместно с работниками МКУК «Мамоновский СДК» 6 мая. В нём приняло участие 15-20 человек разного возраста. Во время праздника мы познакомили участников с традиционными пасхальными играми, с интересными пасхальными традициями. Благодаря данному мероприятию мы теперь знаем: почему Пасху считают главным христианским праздником.

И, конечно, мы будем продолжать православные обычаи и традиции. Пасху будем отмечать и дома, и в Доме культуры: поставим веточки вербы, своими руками раскрасим яйца. И на душе у всех будет весеннее тепло, радость и счастье.

Во время реализации проекта поставленные задачи были выполнены в полном объеме. Этот праздник запомнится своей оригинальностью, новаторством, большим объемом впечатлений для зрителей и незаменимым опытом для участников.



















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов М. Институт русской цивилизации, 2014г.– 688 с.

2. Юдина Н.А. "Русские обряды и обычаи", М. "Вече", 2005

3. Зимина Н. "Народные игры с пением", М., 2000

4.

4. Пасха - самый радостный праздник (электронный ресурс). Режим доступа:http://paskha.ru, свободный.

5. Дети - земные Ангелы (электронный ресурс). Режим доступа: http://paskha.ru/kids, свободный.




























Приложение


Пасхальная викторина

– А сейчас проверим ваши знания в пасхальной «сладкой» викторине, почему сладкой, догадались? (за правильный ответ – конфета)

• Как на Руси называли Пасху? (Светлое Воскресение, Велик день, Христов день, Царь день)

• Имя Матери Спасителя? (Мария)

• Сколько учеников – апостолов было у Христа? (12)

• Один из них стал предателем. Как звали его? (Иуда)

• В какой день недели Христос был предан, в какой распят, в какой – воскрес? (среда, пятница, воскресенье)

• Мария Магдалина пришла к императору Тиберию и сказала: «Христос воскрес!» Что при этом она преподнесла ему? (яйцо)

• Так появилась традиция красить яйца. А знаете ли вы, как называются яйца, окрашенные в один цвет? (Крашенки)

• А если на общем фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета? (Крапанки)

• А ещё были яйца, расписанные от руки сюжетными или орнаментальными узорами, они называются? (Писанки)

• Как называется последняя неделя перед Пасхой? (Страстная или Великая седьмица, посвящённая страданиям Иисуса Христа)







































15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!