СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект " Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект " Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение –  средняя общеобразовательная школа №4 имени В.Бурова    Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина     Выполнила: ученица 9а класса  Дмитриева Алёна  Руководитель:  Трифонова Ольга Викторовна  Бежецк 2019

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №4 имени В.Бурова Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина

Выполнила: ученица 9а класса

Дмитриева Алёна

Руководитель:

Трифонова Ольга Викторовна

Бежецк

2019

Актуальность проекта Стихи А.С. Пушкина искренние, сердечные, обладают правдивостью выражения чувств. Поэтому они понятны и близки нам, а значит, актуальны.

Актуальность проекта

Стихи А.С. Пушкина искренние, сердечные, обладают правдивостью выражения чувств. Поэтому они понятны и близки нам, а значит, актуальны.

 Цель работы:  Проанализировать стихотворения «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Птичка» (1823), «Арион» (1827), «Анчар» (1828)  Проследить эволюцию темы в творчестве поэта.

Цель работы:

Проанализировать стихотворения «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Птичка» (1823), «Арион» (1827), «Анчар» (1828)

Проследить эволюцию темы в творчестве поэта.

 Задачи проекта:  Выявить особенности художественного  мира А.С.Пушкина.  Воссоздать характер лирического героя.

Задачи проекта:

Выявить особенности художественного

мира А.С.Пушкина.

Воссоздать характер лирического героя.

Вступление

Пушкин-великий русский национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одаренность, могучая творческая сила.

Впитав в себя лучшие достижения и традиции отечественной культуры и литературы, Пушкин всю свою творческую жизнь посвятил борьбе за самобытное развитие русской литературы. И он стал родоначальником той великой русской классической литературы, которая сильна и прекрасна своей тесной связью с освободительным движением, подлинной народностью, верой в творческие силы народных масс. Пушкин явился и основоположником современного русского литературного языка.

По справедливому утверждению А.М. Горького, «Пушкин у нас-начало всех начал» новой русской литературы.

Много своих творческих сил Пушкин отдал созданию глубоко искренней, реалистичной лирики. Лиризм, пронизывает и его поэмы, и замечательный роман в стихах «Евгений Онегин». Современники воспринимали Пушкина как отца русской реалистической лирики. Лирика была дорога поэту как возможность непосредственно высказать свои мысли, раздумья о жизни, передать свои чувства и настроения, участвовать в общественно-политической и литературной жизни России.

Тема свободы в лирике А.С.Пушкина   Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без неё он уже почти в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – основа творчества. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от её всевластия, становится «святым провиденьем», когда сквозь её тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Тема свободы в лирике А.С.Пушкина

Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без неё он уже почти в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – основа творчества. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от её всевластия, становится «святым провиденьем», когда сквозь её тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

 Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» - ключевые слова пушкинского «словаря».  Образ лирического героя Пушкина - это духовно богатая и свободолюбивая личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.

Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» - ключевые слова пушкинского «словаря».

Образ лирического героя Пушкина - это духовно богатая и свободолюбивая личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.

Анализ стихотворения «Вольность»    Ода «Вольность» провозглашает сочетание «вольности» с «мощными законами», основа «неправедной власти» - «сгущённая мгла предрассуждений» (т.е. церковно-религиозная система, что свидетельствует о влиянии на Пушкина либеральных идей Запада).  В этой оде Пушкин смотрит на мир как пристрастный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает «неправедная власть». Весь мир, а не только Россия, лишён свободы, вольности, а следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Стихотворение, конечно, отражает не только личный взгляд Пушкина – это взгляд просвещённых дворян, думавших о будущем России. Но ода «Вольность», как и другие «вольные» стихи, не сухой социальный манифест, пропагандирующий идею конституционной монархии. Идеал общественной свободы стал высокой поэтической истиной, открывшейся самому поэту. В «Вольности» к миру обращается поэт – глашатай вечных истин, «друг человечества».

Анализ стихотворения «Вольность»

Ода «Вольность» провозглашает сочетание «вольности» с «мощными законами», основа «неправедной власти» - «сгущённая мгла предрассуждений» (т.е. церковно-религиозная система, что свидетельствует о влиянии на Пушкина либеральных идей Запада).

В этой оде Пушкин смотрит на мир как пристрастный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает «неправедная власть». Весь мир, а не только Россия, лишён свободы, вольности, а следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Стихотворение, конечно, отражает не только личный взгляд Пушкина – это взгляд просвещённых дворян, думавших о будущем России. Но ода «Вольность», как и другие «вольные» стихи, не сухой социальный манифест, пропагандирующий идею конституционной монархии. Идеал общественной свободы стал высокой поэтической истиной, открывшейся самому поэту. В «Вольности» к миру обращается поэт – глашатай вечных истин, «друг человечества».

Анализ стихотворения «Деревня»

«Деревня» - пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью совершать реформы.

В этом стихотворении представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идёт уже не о тирании во всемирном масштабе, как в оде «Вольность», а о русском крепостном праве, не о свободе как абстрактной идее всеобщего блага, а о свободе русского крестьянства. Пушкинская деревня – это не какой-то исключительный «пустынный уголок» России, где

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде Невежества убийственный

Позор.

«Барство дикое» и «Рабство тощее», увиденное в деревне, - явления, типичные для России. Во второй части поэт расширяет «географические» границы своих размышлений. Если сначала речь идёт о конкретной деревне, где поэт обрёл «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», то во второй части создаётся обширный образ русской деревни. Взором истины он видит всю Россию – страну деревень. Аллегорические образы «Барства дикого» и «Рабства тощего» подчёркивают, что речь идёт не о «плохом» барине и его крепостных, а о любом деревенском тиране и любом русском крестьянине-рабе. Поэт мечтает увидеть «народ неугнетённый», а торжество «Свободы просвещённой» связывает с волей царя.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву»    «К Чаадаеву» - в отличие от абстрактного изложения политических учений («Вольность»), здесь речь идёт о каких-то ожиданиях в пределах русской действительности, и хотя нельзя переоценивать революционность этого послания, нельзя не видеть в нём призыва к действию.  Послание «К Чаадаеву» - яркий лирический символ веры молодых друзей вольности. Стихотворение носит личный, даже интимный характер. Это связано с тем, что меняется адресат пушкинских слов о свободе. Если в «Вольности» и «Деревне» он взывает к необозримому миру, поражённому тиранией, и к России, к монарху, то теперь у его порыва к свободе «частный» адрес: Чаадаев, друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан и узами дружбы, и общей целью.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву»

«К Чаадаеву» - в отличие от абстрактного изложения политических учений («Вольность»), здесь речь идёт о каких-то ожиданиях в пределах русской действительности, и хотя нельзя переоценивать революционность этого послания, нельзя не видеть в нём призыва к действию.

Послание «К Чаадаеву» - яркий лирический символ веры молодых друзей вольности. Стихотворение носит личный, даже интимный характер. Это связано с тем, что меняется адресат пушкинских слов о свободе. Если в «Вольности» и «Деревне» он взывает к необозримому миру, поражённому тиранией, и к России, к монарху, то теперь у его порыва к свободе «частный» адрес: Чаадаев, друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан и узами дружбы, и общей целью.

Анализ стихотворения «Птичка»

Первая строфа стихотворения «Птичка» – рассказ о поступке лирического героя, который близок личности самого Пушкина. На чужбине (то есть в ссылке, в неволе) лирический герой соблюдает обычай своей родины. На Пасху, лирический герой выпускает на волю птичку. Это доброе дело – символ милосердных поступков по отношению к людям, находящимся в Пасхальное воскресенье в неволе.

Вторая строфа – это философские рассуждения, объясняющие мотивы поступка лирического героя. Только подарив свободу другому существу, человек утешается в своей беде, хотя тяжёлые жизненные обстоятельства никуда не деваются, лирический герой остаётся на чужбине. Благородный поступок примиряет человека с Богом, облегчает его душу и возвращает смысл жизни.

Стихотворение «Птичка» рассказывает нам о стремление к свободе всего живого. Свобода – это не физическое состояние, а состояние души. Истинно свободен тот, кто может великодушно освободить другое творенье.

В христианстве только истина, то есть Бог, делает человека свободным. Душа освобождается от греха и становится милосердной.

В стихотворении можно уловить антикрепостническую идею: крепостной подобен птичке в клетке и ждёт освобождения. Для помещика такая малость – сделать добро и даровать свободу своим крестьянам, хотя бы одному на Пасху. Во времена Пушкина так поступали многие помещики.

 

Анализ стихотворения «Арион»

Стихотворение “Арион” занимает важное место в творчестве Пушкина – с его помощью поэт высказывает свои взгляды на восстание декабристов.

Несмотря на то, что стихотворение составляют всего четыре строфы, его легко можно разделить на три части. В первой высказывается идея о дружной совместной работе людей, которые ведут корабль в гавань, и певца, подбадривающего их своими песнями. Вторая часть – описание стихии, которая вторгается в жизни корабельщиков. Здесь явно прослеживается аналогия с самодержавием, которое заставило декабристов заплатить высокую цену за свои убеждения.

И, наконец, третья часть – это рассказ о том, что поэт спасся. Трактовать его спасение можно двояко: с одной стороны, это случилось потому, что он доверился миру, с другой же Пушкин снова высказывает мысль о том, что поэт является божьим избранником. В этой же строфе он высказывает самую главную мысль о верности идеям декабристов.

Поэт рассказывает историю декабристов, показывая через образы кормчего и гребцов, какую высокую цену им пришлось заплатить за решение изменить судьбу России. Сам Пушкин говорит о том, что он не изменил этим идеям и поет прежние гимны.

Анализ стихотворения «Анчар»    Стихотворение было написано в 1828 году, когда прошло два года, как Пушкину было позволено вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.  Произведение состоит из двух частей: в первой говорится о дереве, источающем яд, во второй – о человеке, который, повинуясь приказу своего господина, принес “смертельную смолу” и умер, сам отравленный ею.  Поэт обращается в этом стихотворении к важнейшей теме, проходящей через все его творчество – теме свободы и тирании.Пушкин представляет свой взгляд на ту систему, где существует неограниченная власть одного над другим. Поэт видит в самой ее сущности источник зла и раскрывает эту важнейшую идею всем ходом стихотворения. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.

Анализ стихотворения «Анчар»

Стихотворение было написано в 1828 году, когда прошло два года, как Пушкину было позволено вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.

Произведение состоит из двух частей: в первой говорится о дереве, источающем яд, во второй – о человеке, который, повинуясь приказу своего господина, принес “смертельную смолу” и умер, сам отравленный ею.

Поэт обращается в этом стихотворении к важнейшей теме, проходящей через все его творчество – теме свободы и тирании.Пушкин представляет свой взгляд на ту систему, где существует неограниченная власть одного над другим. Поэт видит в самой ее сущности источник зла и раскрывает эту важнейшую идею всем ходом стихотворения. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.

Заключение  Тема свободы является основной в творчестве Пушкина и претерпевает эволюцию:  -провозглашение отвлеченной вольности;  - пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью;  - мотив гуманистической идеи «дарования свободы»;  - широкое обобщение и исследование источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.

Заключение

Тема свободы является основной в творчестве Пушкина и претерпевает эволюцию:

-провозглашение отвлеченной вольности;

- пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью;

- мотив гуманистической идеи «дарования свободы»;

- широкое обобщение и исследование источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.

В лирической поэзии Пушкина с особенной полнотой и яркостью отразилась светлая личность поэта. «Живость, пылкость, впечатлительность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, жаждущее любви, жаждущее дружбы, способное привязываться к человеку всеми силами души, горячий темперамент, влекущий к жизни, к обществу, к удовольствиям и тревогам, нравственное здоровье…- эти черты в лице Пушкина ясны для всякого, кто читал его произведения, кто имеет хотя малейшее понятие о его жизни»,-писал о Пушкине Чернышевский.

Белинский особенно ценил гуманизм Пушкина. Он писал: «К особенным свойствам его поэзии принадлежит его способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека».

Лирика Пушкина с необычайной широтой и правдивостью осветила все стороны и явления современной ему действительности.

Но, являясь живым откликом поэта на современную ему жизнь, лирика Пушкина в то же время перерастает его время и не теряет своего значения и в наши дни. Мы ценим у Пушкина полноту восприятия и ощущения жизни, жизнерадостность, свободолюбие, высокую гуманность, призыв к служению родине.

Лирика Пушкина, как и всё его творчество, отличается высочайшей художественной культурой. Изумительная внутренняя стройность, естественность и простота являются отличительными чертами поэзииьПушкина. Точность, свежесть, меткость слова, сжатость в выражении мыслей и чувств, поразительное многообразие интонаций, «союз волшебных звуков, чувств и дум» отличают стих Пушкина.

Список используемых источников   http://ps.1september.ru/ http://www.myshared.ru/theme/skachat-prezentatsii-k-urokam/ http://nsportal.ru/

Список используемых источников

  • http://ps.1september.ru/
  • http://www.myshared.ru/theme/skachat-prezentatsii-k-urokam/
  • http://nsportal.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!