СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проект «Телефон доверия» как фактор создания безопасной психологической образовательной среды»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание результат проекта "Телефон доверия"

Просмотр содержимого документа
««Проект «Телефон доверия» как фактор создания безопасной психологической образовательной среды»»

Муниципальные педагогические чтения

в системе образования Сысертского городского округа в 2022 году


«Современная система образования в России. Стратегии развития: идеи, решения, успешные практики»


«Проект «Телефон доверия» как фактор создания безопасной психологической образовательной среды»


В настоящее время, проблема психологической безопасности приобрела решающее значение. Происходящие в обществе изменения, такие как, новые социально-экономические отношения и социальные процессы, связанные с модернизацией Российского образования, общей виктимизацией и криминализацией населения, привели к изменениям в жизни человека и играют двоякую роль: с одной стороны создают новые возможности, с другой - оказывают неблагоприятное воздействие, повышают психическую напряженность, приводят к ухудшению социального здоровья общества (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, А.В. Брушлинский, В.П. Г.Г. Дилигенский, А.Евдокимов, В.В. Лапкин, В.И. Л.И. Шершнев)1i.

В исследованиях А. Маслоу, Б. Боулби, Д.В. Винникота, Г.С. Никифорова, В.и. Гарбузова, Э.Г. Эйдемиллера, Э. Эриксона и др. показано, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие.

В последние годы все больше внимания уделяется понятию психологически безопасной образовательной среды. Такая среда способствует повышению уровня самооценки ученика, обеспечивает наиболее полное раскрытие личностного потенциала, развитию его социальных потребностей, улучшает его психологическое здоровье и гарантирует его психологическую безопасность. Современная школа должна стать средой становления успешных и самореализованных людей.

Известно, что подростковый возраст наиболее сложный, так как психика ребенка уязвима различного рода психологического воздействия. Для этого необходимо раскрыть и дать определение таких понятий как психическое здоровье, психологическая безопасность и образовательная среда.

Психологическое здоровье – это «динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), которое позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе».

Психологическая безопасность – это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Психологическая безопасность образовательной среды должна исходить из того, что все участники учебного процесса должны быть защищены. Она должна быть согласована с принципами развития и реализации их индивидуального потенциала, должно быть устранено психологическое насилие среди участников образовательного процесса.

Показателями психологической безопасности в образовательной среде могут являться:

  • низкий уровень психологического насилия;

  • положительное отношение к главным параметрам образовательной среды у всех ее участников;

  • высокий уровень удовлетворенности школьной средой;

  • высокие требования от деятельности учащихся без предвзятого отношения;

  • доброжелательная обстановка в классе;

  • единые критерии оценки обучающихся;

  • высокий уровень увлеченности в образовании и процессе обучения;

  • участие родителей в процессе воспитания.

В области изучения проблемы психологической безопасности в образовательной среде основными понятиями, на которые следует обратить особое внимание, являются «риск», «угроза».

Совокупностью факторов риска, которые несут в себе угрозу для образовательной среды, могут включать в себя:

  • низкую активность учеников и педагогов;

  • недостаточный уровень воспитанности и культуры, умений и навыков;

  • неполное обеспечение рабочими кадрами;

  • несформированные социальные и практические навыки;

  • психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса;

  • неконкретные представления о профилактики психического и физического здоровья.

Одной из важнейших психологических опасностей, которая может встречаться в образовательной среде, выступает неудовлетворение потребности личностного и доверительного общения. Это касается как отношений между самими учениками, так и отношений ученика с учителем. Если все же данное неудовлетворение присутствует, то, как следствие, возникает склонность к девиантному поведению, наблюдается отрицательное отношение к школе, учебному процессу в целом, и возникновение проблем в сферах психологического и физического здоровья.

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды заключается в работе по трем направлениям: работа с родителями, педагогами и, непосредственно, с учащимися.

Работа специалиста с родителями заключается в том, чтобы ознакомить их с возрастными особенностями подростков, с понятием «переходный возраст», раскрыть сущность изменений, которые происходят в подростковом возрасте, выделить проблемы, возникающие при общении с детьми и раскрыть пути их преодоления. Для этого можно проводить семинары, лекции, родительские собрания.

Работа специалиста с педагогами заключается в том, чтобы ознакомить их с возрастными особенностями учащихся, раскрыть возможные проблемы на пути организации психологически безопасной образовательной среды и показать способы преодоления данных проблем. Методами просвещения могут выступать круглые столы, тренинговые занятия, семинары.

Р абота специалиста с подростками заключается в сплочении группы, выработке правил поведения на занятиях; развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, формирование чувства доверия и уверенности в себе, развитие сплоченности группы через совместную деятельность, закрепление позитивного отношения в группе; формирование коммуникативных навыков, уверенности в межличностных отношениях, снятие эмоционального напряжения, повышение уровня стрессоустойчивости. Для достижения этих целей необходимо проведение тренинговых и коррекционно-развивающих занятий, но не всегда есть возможность охватить всех участников образовательного проекта и тогда нам на помощь приходит информационное просвещение и пропаганда социально-психологических служб, а данной работе мы будем говорить о службе «Телефон Доверия».





В рамках «Недели психологии» в апреле 2022 года мною был реализован проект «Телефон Доверия».

Цель проекта: познакомить учащихся с деятельностью службы «Телефон доверия» как с организацией оказывающей помощью в решении сложных ситуации и поддержки в трудную минуту.

Задачи проекта:

  1. Разработать конспект интерактивного мероприятия на тему «Телефон доверия», в рамках которого обучающиеся ознакомятся:

  • с основными принципами работы «Телефона Доверия»: доступность, конфиденциально, анонимность, профессионализм;

  • разберут ситуации, с которыми можно обратиться в «Телефон Доверия»;

  • составят список вопросов, с которыми учащиеся, родители и педагоги могут и готовы обратиться в службу «Телефон доверия»;

  1. Реализовать звонок в службу «Телефон доверия» в режиме «громкая связь»;

  2. Получить обратную связь от учеников о значимости полученной информации о службе «Телефон доверия»;

  3. Раздать визитки с контактной информацией о службе «Телефон доверия».

Возраст участников, на которых рассчитан данный проект: 14 лет и старше.

Результат проекта: знания несовершеннолетних о существовании альтернативной и доступной службы поддержки в сложных жизненных ситуациях.

Участие приняли:

8-10 классы МАОУ «ВСОШ» г. Сысерть и филиал п. Патруши.

Результатами реализованного проекта среди учащихся были знания о самой службе, многие слушали/видели, но не знали, для чего существует такая служба, предполагали, что есть возрастные ограничения и определенный круг вопросов, который рассматривает данная служба. Кроме этого в интерактивном режиме был преодолён страх незнания и осуждения.


Ознакомившись с основными принципами работы «Телефона доверия» в интерактивном режиме, разобрав ситуации, с которыми можно обращаться, зашли на сайт https://telefon-doveria.ru/ и ознакомились с основными разделами, которые подробно рассказывают о деятельности данной службы. Когда у несовершеннолетних появился интерес они самостоятельно составили список вопросов, которые они могли бы задать специалистам службы и реализовали звонок в службу «Телефон доверия» в режиме «громка связь» - на данном этапе отработали проблему «длинных гудков», когда появляется возможность сказать, что никто не берет значит и не надо. Получили в результате около 7 консультаций, обучающимися специалисты отвечали на такие вопросы: как справится с тревогой во время прохождения экзаменов, как настроится на учебную деятельность, как помочь родным и оказать поддержку, как сдерживать себя во время агрессии, что можно сделать, чтобы найти себя.


При подведении итогов многие несовершеннолетние давая обратную связь говорили о том, что специалисты, находящиеся на связи «добры, приветливы и им можно доверять» и возможно они и в будущем воспользуются в трудной ситуации данной службой и практически все сказали, что рекомендовали бы такую службу свои друзьям, если бы те оказались в трудной жизненной ситуации. Цель проекта соответственно считаю достигнута.


В результате реализованного проекта «Телефон доверия» одна из учениц приняла участие в Межмуниципальном конкурсе «Твой телефон Доверия», организатором конкурса являлась Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Южного управленческого округа.

Задачи конкурса были:

  • формирование общественного сознания подрастающего поколения в области охраны и жизни здоровья;

  • предупреждение случаев совершения несовершеннолетними действий суицидальной направленности;

  • создание благоприятных условий для социальной адаптации, творческой самореализации участников образовательного процесса.

Результатом совместной работы ученицы 11 класса Ксенией Плигиной и педагога-психолога стала разработанная Листовка «Телефон Доверия».

В данной листовке современно и красочно говорится о жизненных ситуациях, с которыми сталкивается подросток и возможностью их решить при помощи обращения в службу «Телефон доверия».



«23» октября 2022 г.,

Педагог-психолог МАОУ «ВСОШ» г. Сысерть

Колясникова Ксения Викторовна



i 1 Маркеева, М. В. Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы / М. В. Маркеева, А. Е. Чувашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. -2014. - № 21.1 (80.1). - С. 117-120. - URL: https://moluch.ru/archive/80/13798/ (дата обращения: 19.10.2022).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!