СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Телефонные мошенники"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Телефонные мошенники"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кормиловского муниципального района

«Юрьевская средняя общеобразовательная школа»














Исследовательский проект на тему: «Телефонные мошенники»












Выполнил: ученик 9 класса

Дудко Е.А.


Научный руководитель:

Касаткина Е.В.








Омск 2021

Содержание

Введение ………………………………………………………….……………………..3


1. Виды телефонного мошенничества…………………….……………………….…..5


2. Защита от sms-мошенничества……………………………………………………...6


3. Решение проблемы телефонного мошенничества…………………………………7


4. Социологическое исследование. Отношение населения к sms-мошенничествам………………………………………………………………………..8


Заключение…………………………………………………………………….……….9


Список литературы……………………………………………………………………10


Приложения…................................................................................................................11


Введение

Проблема появления телефонного мошенничества очень актуальна в наши дни. С развитием технических средств связи, доступности мобильных устройств и перечисления денежных средств с помощью мобильных приложений появились возможности нечестного заработка для телефонных мошенников. Мошенники применяют самые разнообразные схемы обмана, в том числе с помощью социальной инженерии.

Актуальность выбора темы подтверждается большим количеством людей, пострадавших от мошенников, ТВ и радиопередачами через которые население предупреждают о всё новых изощренных способах обмана и получения доступа личным средствам. Также актуальность темы подтверждается тем, что телефонные мошенники, пользуясь тем, что их сложно вычислить, становятся все более изощренными, беспринципными, не гнушаясь воровать деньги и обманывать пенсионеров и пожилых людей. Поэтому чем шире будет раскрыта тема мошенничества, и чем больше людей узнает о новых мошеннических схемах, тем меньше людей пострадает.

Sms-мошенничество – это методы вымогательства денег с использованием мобильной телефонной связи. Это могут быть sms-сообщения такого характера, которые вынуждают потерпевшего перечислить средства или позвонить на указанный номер телефона, что в дальнейшем также приведет к изъятию денежных средств у потерпевшего. Мошенников такие методы работы привлекают, так как сложно установить личность виновного.

Данная проблема достигла в России, да и по всему миру, невиданных масштабов, так как привлечь виновного к ответственности практически невозможно, а размеры полученных доходов от данного вида мошенничества являются баснословными. Существуют и международные организации мошенников, перед которыми стоят очень четкие задачи: сбор информации о потенциальной жертве, обработка полученной информации, выбор темы sms- сообщения с помощью, которой потенциальную жертву лишают денежных средств. В эти преступных сообществах есть свои юристы, психологи, социологи, а темы sms-сообщений, которые направляются жертвам, также различаются в зависимости от человеческих слабостей: жалость, необходимость помочь в беде, жадность, желание получить что-то бесплатно, страх.

Жертвами телефонного мошенничества могут стать любые граждане: школьники, пенсионеры, родители, дети.

Цель:

Рассмотреть проблему телефонного мошенничества и определить способы борьбы.

Задачи:

  1. Изучить литературу и Интернет ресурсы, описывающие проблему;

  2. Провести социологический опрос среди населения г. Омска и Омской области;

  3. На основании данных социологического опроса составить: графики, диаграммы;

  4. Проанализировать результаты опроса, сделать выводы.


Объект исследования:

Население г. Омска и Омской области от 15 до 56 лет.

Предмет исследования:

Телефонное мошенничество и способы защиты от него.

Гипотеза:

С развитием средств связи и возможности перевода денежных средств с использованием мобильных приложений через телефон появились телефонные мошенники, которые путем направления различных sms- сообщений обманным путем заставляют людей совершать денежные операции, тем самым лишая их финансовых ресурсов.

Методы исследования:
  1. Чтение литературы и информации о sms-мошенничествах, классификация sms-мошенничеств и методов борьбы с ними.

  2. Социологический опрос среди населения города

  3. Анализ полученной информации

Предполагаемый конечный результат:

После ознакомления с проектом предполагается, что население узнает, что такое телефонное мошенничество, его разновидности и формы, а также последствия; определит каким способом защищаться от sms-мошенников, чтобы личные денежные средства были в безопасности, а люди не чувствовали бы себя обманутыми.

1. Виды телефонного мошенничества

Мошенничество через SMS состоит в том, что в сообщении отправляют информацию, нацеленную на то, чтобы вынудить жертву отправить деньги на счета, на телефон или перезвонить на незнакомый номер.

Мошенники используют разные формы психологического воздействия:

  • призыв о помощи от родственника;

Мошенники рассылают сообщения типа «Мама, я в полиции», «Я сбил человека, меня арестовали», «Мне срочно нужна твоя помощь» и т.д. Иногда в тексте прямо просят перечислить деньги на какой-либо счет. Если этого нет, то мошенники рассчитывают, что жертва перезвонит. Результатом такого звонка может быть вымогательство уже в телефонном режиме, снятие денег со счета телефона и т.д.

  • блокировка платежной карты;

Жертве на телефон приходит sms типа: «Ваша карта в банке Х заблокирована. Перезвоните по указанному телефону». Если собственник номера реагирует и перезванивает, то

  1. уже во время телефонного звонка спишутся все доступные средства со счета,

  2. телефонный мошенник представится сотрудником банка и предложит уточнить данные карты (номер, срок действия и код CV2). После получения такой информации с карты списывают все доступные средства.

  • выигрыши в розыгрышах.

В смс-сообщениях приходит информация, что абонент стал победителем какого-либо конкурса или розыгрыша, но для получения приза необходимо перезвонить по указанному в sms номеру или перевести небольшую сумму денежных средств на указанные реквизиты.

  • требование погасить кредит;

Жертве в виде sms приходит требование срочно погасить просроченную задолженность, иногда указывают сразу реквизиты. Жертва, у которой действительно есть кредит, может в спешке перечислить средства. Если же

кредит отсутствует, человек звонит и выясняет причину получения сообщения, а во время звонка списывают все средства со счета телефона.

  • требование вернуть ошибочный перевод;

Мошенники в sms сообщают абоненту, что на его телефон или карточный счет были ошибочно перечислены средства. Их, как правило, просят вернуть, пополнив счет телефона. Указывают обычно небольшие суммы, рассчитывая на то, что абонент не станет проверять свой счет, а просто перечислит средства.

Приведенный перечень примеров sms мошенничества не является исчерпывающим. Большинство из них рассчитаны на то, чтобы жертва под влиянием эмоций совершила обратный звонок.


  1. Защита от sms-мошенничества

При получении sms-сообщения, указанного в пункте 1, во избежание потери денежных средств, необходимо:

Оценить реальность информации.

Например, стоит подумать, где мог бы находиться якобы попавший в беду родственник, открывались ли когда-нибудь счета в банке, карта которого якобы заблокирована, участвовали ли вы когда-нибудь в розыгрыше и реален ли приз, который предлагают получить, стоит ли связываться с незнакомцами, которые хотят, чтобы вы «вернули» деньги, нужно ли вступать в контакт с незнакомыми людьми, которые вдруг предлагают вам деньги или ценные вещи, которые вам никогда не принадлежали и т.д.

Приведу следующие примеры sms- мошенничества:

Клиент мобильного оператора Билайн сообщил, что ему прислали sms о том, что на счету телефона скопилось 2000 бонусных баллов и эти баллы сгорят. На эти баллы можно было выбрать подарок, но клиент не заинтересовался, и история забылась. Однако через две недели начали поступать sms-сообщения о том, что ожидает посылка, причем не по адресу регистрации, а в почтовом отделении на другом конце города, до востребования. Стоимость посылки наложенным платежом составила 3 200 руб. На телефон клиентам начали поступать угрожающие sms-сообщения о необходимости забрать посылку иначе - обращение в суд.

Пользуясь доверчивостью пенсионеров и пожилых людей в настоящее время участились случаи sms-мошенничества с выплатами из Пенсионного фонда России. Лжесотрудники используют разные уловки: не начисленные вовремя доплаты, излишне уплаченные деньги, накопительная пенсия. Пенсионерам предлагают подать заявление на получение денег через телефон, заплатив комиссию от «лженачисленной суммы» в размере 5%. Далее мошенники сообщают об успешно зарегистрированном заявлении и предлагают за свои услуги перечислить еще какую-то сумму денег. После получения средств они пропадают, а пенсионер понимает, что был обманут.

Мошенникам нужен доступ к мобильному банку пенсионера для распоряжения его личными средствами.

Обратить внимание на номер отправителя.

Мошенники часто используют номера, похожие на номер возможного реального отправителя. Например, в коротком номере банка может быть изменена одна цифра. Если получатель решил перезвонить, то на счету к списанию должна быть доступна минимальная сумма иначе все деньги будут списаны.

Сбербанк предупредил своих клиентов – держателей карт – об участившихся случаях sms-мошенничества, когда граждане получают на мобильные телефоны информацию о якобы произошедшей блокировке карты, окончании срока ее действия, изменении пин-кода. Клиентов, как правило, просят перезвонить на номер мобильного телефона, с которого было отправлено смс-сообщение. Банк настоятельно рекомендует этого не делать. Во-первых, сам Банк указывает клиентам только «прямые» или бесплатные
номера. Во-вторых, если Банк и отправляет sms-сообщения о блокировке карты, то в тексте указываются последние цифры номера карты владельца.

Предупреждение об sms-мошенничестве разослал своим клиентам ПАО

«Промсвязьбанк». Кредитная организация рекомендовала пользователям не сообщать третьим лицам по телефону данные своей карты и пароль от личного кабинета. После того как злоумышленник получит эту информацию, со счета потерпевшего произойдет перевод денег на счета других банков, закрытие вкладов или даже оформление кредита.

В Райффайзенбанке и Альфа-банке также подтвердили увеличение количества подобных атак.

  1. Решение проблемы телефонного мошенничества

Правоохранительные органы совместно с мобильными операторами и банковскими организациями объединили усилия по борьбе с телефонными sms- мошенничествами.

В статье 159 Уголовного кодекса Российской Федерации под мошенничеством понимается безвозмездное изъятие чужого имущества или прав на него в пользу преступника или других лиц. Цель достигается посредством умышленного введения жертвы в заблуждение либо злоупотребления ее доверием. По Уголовному кодексу Российской Федерации мошенничество является преступлением за которое в зависимости от размера причиненного ущерба положено наказание, которое включает штраф, принудительные работы, исправительные работы, ограничение свободы, взятие под стражу и лишение свободы.

В юридических консультациях адвокаты советуют гражданам, ставшим жертвами sms-мошенничества писать заявление в полицию.

В сети Интернет на сайтах компаний, специализирующихся на борьбе с киберпреступлениями и защите информации размещаются образцы заявлений для обращения в полицию.

Сотовый оператор Билайн заказал исследование на тему пострадавших от sms-мошенничества. В опросе приняли участие пользователи сотовой связи из 11 российских городов, причем опрашивали клиентов не только Билайн, но и других операторов. Выяснилось, что количество людей, которые подверглись мошенничеству с использованием мобильной связи, огромное: порядка 10 миллионов! Существует много схем, по которым мошенники вынуждали граждан расставаться со своими деньгами.

После этого опроса в Билайне была запущена программа «Мобильная грамотность», направленная на противодействие преступлениям с использованием услуг сотовой связи.

Экспертные советы в 30 российских городах разработали рекомендации для абонентов, операторов, СМИ и правоохранительных органов по противодействию телефонным мошенничествам. Они основаны на практических исследованиях и на анализе экспертных мнений. Рекомендации доводятся до сведения всех пользователей мобильных телефонов, чтобы не стать жертвой обмана.

Кредитные организации рекомендуют пользователям кредитных карт не сообщать третьим лицам по телефону данные своей карты и пароль от личного кабинета. Так как после того как злоумышленник получит эту информацию, со счета потерпевшего произойдет перевод денег на счета других банков, закрытие вкладов или даже оформление кредита.

  1. Социологическое исследование. Отношение населения к sms-мошенничествам.

Социологическое исследование проводилось с целью определения отношения населения в возрасте от 15 до 56 лет к проблемам телефонного мошенничества.

Исследование проводилось методом онлайн-анкетирования.

В анкетировании участвовали 43 респондента: жители Омска и Омской области.

Вопрос 1: Подвергались ли вы sms-мошенничеству?

Ответ: 33% опрошенных ответили «Нет», остальные 67% ответили «Да».

Вопрос 2: Какого вида sms Вы получали от мошенников?

Ответ:

- Вернуть ошибочно зачисленные деньги - 14 человек

- Получить выигрыш, предварительно заплатив налог - 17 человек

- Родственник в беде, нужны деньги - 7человек

- Заблокирован карточный счет - 11 человек

- Не получали sms – 9 человек.

Вопрос 3: Насколько хорошо Вы информированы о возможных мошенничествах через sms-сообщения?

Ответ:

  • 84% опрошенных ответили «Да, информирован»;

  • 7% респондентов ответили «Нет, ничего не слышал»;

  • 9% респондента затруднились ответить.

Вопрос 4: Что бы вы предложили для борьбы с sms-мошенниками?

Ответ:

- Применять жесткие меры к sms- мошенникам - 26 человек,

- Информировать население через СМИ о возможных появлениях sms- мошенников, опровергать через СМИ их ложную информацию - 17 человек,

- Оценивать реальность полученных sms и не реагировать - 12 человек,

- Звонить мобильному оператору или в банк для подтверждения информации

- 15 человек.

Вопрос 5: Стоит государству это контролировать?

Ответ:

- «Да»- ответило 42 респондента, что составляет 98%

- «Нет»- ответил 1 респондент, что составляет 2%

Заключение

Тема телефонного мошенничества очень распространена в настоящее время. Пользуясь доверчивостью людей и используя методы социальной инженерии, мошенники списывают с банковских счетов огромные суммы денег.

Банки, мобильные операторы, правоохранительные органы бьют тревогу, потому что телефонное мошенничество очень сложно пресечь, человек добровольно расстается с деньгами.

Для предотвращения обмана через ТВ и радиопередачи население информируют о все новых способах sms-мошенничества.

Новизна исследования заключается в раскрытии новых тем sms- сообщений, которые мошенники направляют с целью получения доступа к деньгам.

В исследовательской работе я проанализировал методы, которыми оперируют мошенники, описал способы борьбы с ними, показал работу государственных органов, которые тоже обеспокоены количеством и масштабом преступлений данного вида.

Проведенное мною социологическое исследование показало, что большинство людей уже пострадали от sms-мошенников и хотят быть более информированными в отношении новых видов мошенничества. Большинство респондентов считает, что государство в лице правоохранительных органов должно заниматься проблемой телефонного мошенничества. Опрос показал, что жертвами мошенников становятся порядочные честные люди, которые верят мошенникам. В опросе выяснилось, что большинство людей все-таки информированы или слышали об sms-мошенничествах, что является положительным моментом, поскольку обмануть их будет сложнее.

В заключении хочу еще раз подчеркнуть, что наиболее действенным способом защиты от телефонных мошенников в настоящее время является обмен информацией по поводу мошенничества, если получена мошенническая sms реакция на нее должна быть абсолютно спокойной.

Список литературы


  1. Уголовный кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон.

  2. Алпатов, А.С. Мошенничество и причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием / А.С. Алпатов // Трибуна молодого ученого. - 2016. - № 2. - С. 16-37.

  3. Волченкова, Л.М. Информационная система определения мошенничества / Л.М. Волченкова // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2017. - № 2. - С. 15-21.Петренко Л.Ф. Коварный враг. М.: Знание, 2002.

  4. Гусев, В.Н. Вопросы обеспечения телефонной безопасности / В.Н. Гусев // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2015. -

№ 2. - С. 34-42.

  1. Интернет – ресурсы.

Приложение 1

Результаты опроса

1. Подвергались ли вы sms-мошенничеству?

  1. Какого вида sms вы получали от мошенников?

3. Информированы ли вы о возможных мошенничествах через sms-сообщения?



4. Что бы вы предложили для борьбы с sms-мошенниками?






5. Стоит ли государству это контролировать?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!