СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект: "Телевидениеили литература: что окажется сильнее? "

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект: "Телевидениеили литература: что окажется сильнее? "»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

Севская средняя школа №2 им. И.Г.Петровского г. Севска













Индивидуальный проект на тему:

«Телевидение или литература: что окажется сильнее?»











Работа ученицы 10 класса

Харитоновой Виталии Ивановны

Руководитель проекта:

Захарова Елена Николаевна





Работа допущена к защите: «___» ___________________ 2023 г.

Подпись руководителя проекта: _____________/________________/



Севск

2023 год

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Теоретическая часть 4

1.Телевидение 4

1.1 История появления телевидения 4

1.2 «Телевизионная лихорадка» 5

1.3 Телевидение – массовое и глобальное явление 6

1.4 Телевидение – одно из наиболее эффективных средств социального влияния и психологического воздействия. 6

1.5 Телевидение в общественном мнении и повседневной жизни 8

1.6 Сколько россиян смотрят телевизор: статистика 2021 9

1.7 Итоговая оценка телевидения 10

2.Литература 11

2.1 Литература и её особый характер 11

2.2 Краткая история литературы и её актуальность на сегодняшний день 11

2.3 Что чтение делает с нашим мозгом? 12

2.4 Чем полезно чтение книг? 13

2.5 Какова роль литературы в жизни человека? 16

2.6 Итоговая оценка литературы 17

Сравнение Телевидения и Литературы 17

3.1 Вид культуры 17

3.2 Пассивность «лёгкость» восприятия 18

3.3 Обучение в процессе 18

3.4 Усвоение информации 18

Глава 2. Практическая часть 19

4.1 Анализ результатов 22

4.2 Выводы 22

4.3 Заключение 22

Список используемой литературы: 24

Приложение 1 25



Введение

Современный мир информации, загроможденный и запутанный, поставил человека в сложную ситуацию: с одной стороны, информации много, с другой - неуверенность в ее точности. Возникает вопрос : какие источники верны - телевизионные или литературные? Как воздействуют они на человека? Что лучше: читать книгу или смотреть телевизор? Поскольку сегодня требования к молодому поколению в новом информационном обществе возрастают, значимость образованного культурного человека велика. В своем проекте я представлю краткий экскурс в историю появления телевидения и литературы, проведу исследование и узнаю: причины роста популярности телевидения и спада популярности литературы, эффективность усвоения информации и последствия на самочувствие, настроение и память людей при просмотре телевидения и чтении литературы, приведу результаты социального опроса, который я провела в своей школе, выделю плюсы и минусы телевидения и литературы и сделаю вывод.

Актуальность выбранной мной темы в настоящее время находится «на пике» и является популярной темой остросоциальных дискуссий и исследований в современном обществе. В нашу эпоху ценность и польза чтения все чаще ставятся под вопрос, а популярность телевидения и пассивного проведения досуга наоборот стремительно растёт. Действительно ли у чтения есть практическая польза и можно ли им пренебрегать, заменяя на другие форматы получения информации?

Цель работы: изучить и проанализировать влияние телевидения и литературы на жизнь современного человека.

Задачи работы:

• Изучить литературу по теме;

• Изучить влияние телевидения и литературы на жизнь людей;

• Провести сравнительный анализ о пользе и вреде данных источников информации, используя соответствующую литературу и проведя свои собственные исследования

• Выявить положительные и отрицательные функции данных по теме источников информации;

• Проанализировать и сделать выводы по своим собственным исследованиям: анкетирование, наблюдение и сравнение

• Разработать проведение классного часа по теме «Схватка литературы и телевидения»

В данной работе объектом моего исследования были два фактора: телевидение (как составляющая СМИ) и чтение книг – литература (как часть культуры).

Предметом исследования является влияние телевидения и литературы.

При выполнении исследовательской работы были использованы следующие методы:

Теоретические: изучение научной литературы, анализ полученных результатов;

Практические: анкетирование, наблюдение и сравнение.

Прикладная ценность моего проекта заключается в продуктах, которые я подготовила: познавательная презентация: «Схватка литературы и телевидения»












Глава 1. Теоретическая часть 1.Телевидение 1.1 История появления телевидения

В современном обществе почти невозможно встретить человека, не

имеющего в доме телевизора.

Телевидение прочно обосновалось в наших жизнях и со временем только

укрепило свои позиции. На сегодняшний день – это максимально

востребованный и распространённый источник информации и новостей для

населения, более того – это еще и платформа для проведения своего досуга,

рекламы своего бизнеса и своей личности.

Изобретением телевизора занималось множество людей не один десяток лет.

В истории создания телевидения можно упомянуть множество фамилий,

внесших большой вклад в создание ТВ: П. Нипков, Б. Розинг, Д. Сарнов.

Однако в 1923 году именно Владимир Зворыкин, сотрудник компании «Radio

Corporation of America», создал передающую телевизионную трубку. Именно

благодаря ней началось массовое производство телевизионных приёмников.

Интересно, что несмотря на тот факт, что первую работающую модель смог

создать Зворыкин, опередив всех других ученых, это изобретение

запатентовал советский учёный Семён Каратаев в 1931 году.

1.2 «Телевизионная лихорадка»

«Телевизионная лихорадка» началась в мире после войны. Развитие

телевидения в США можно сопоставить с развитием высокоскоростных

автомобильных магистралей и реактивной авиации.

В 1936 году первой в мире начала регулярное телевещание английская

компания BBC. Американская NBC уступила ей на три года. В 1948 г.

Телевизионная лихорадка в США стремительно набирала обороты. В 1947 –

48 годах Академия телевидения уже вручала первые награды за передачи

сезона.

Несмотря на такое стремительное развитие, регулярное телевещание удалось

наладить в США только в 1939 году. Первым президентом, выступившим по

телевидению, стал Франклин Рузвельт. В этот же год были показаны первые

спортивные матчи по бейсболу и американскому футболу. Вначале передач

было немного, и большую часть времени на экране зрители наблюдали

заставку. В 1940 году телевизор можно было приобрести примерно за 400

долларов. Очень дорогое удовольствие по тем временам.

Но прогресс не стоял на месте. К 1954 году почти 90% страны было охвачено

телевещанием.

В 1947 г. в США насчитывалось 29 заводов, производящих телевизоры, к

1950 г. их число перевалило за сотню. В 1950 г. телевидение было только у

трёх стран мира: СССР, США и Англия. Регулярные телепередачи в 1951 г.

начались в Франции, Голландии, Японии. В 1952 году – в Польше, в 1953

году – в Бельгии, Швейцарии. В 1954 году подключились Чехословакия,

Дания, ФРГ, Италия, ГДР, в 1955 году – Люксембург, в 1956 году – Австрия,

Португалия, Швеция, в 1957 году – Румыния, в 1958 году – Венгрия, в 1959

году – Болгария, в 1960 году – Финляндия, Норвегия.

1.3 Телевидение – массовое и глобальное явление

К маю 1970 года в Америке насчитывалось около 650 телестанций.

Телевидение превратилось в самое мощное средство массовой информации

во всем мире.

В середине 70-х годов в мире возникло кабельное телевидение. Практически

одновременно с ТВ появились и первые сериалы: мыльные оперы (от

названия спонсирующих их производителей мыла и стиральных порошков), а

только затем сериалы и фильмы. Телевидение превратилось в массовое и глобальное явление – без просмотра любимой передачи по телевизору

множество людей уже не могли представить свой день.

1.4 Телевидение – одно из наиболее эффективных средств социального влияния и психологического воздействия.

На сегодняшний день большинство семей в развитых странах владеют даже

более чем одним телевизором. Его значение постоянно и непрерывно

возрастало по мере расширения сети спутникового телевидения, появлением

цифрового ТВ, соединения ТВ с компьютерными сетями и Интернетом.

Телевещание обладает целым рядом преимуществ:

Во-первых, ТВ влияет на формирование общественного мнения как самое

распространённое и важное средство массовой информации в сегодняшнем

мире. Эффект присутствия, синхронности, причастности зрителя к событиям,

происходящим на экране телевизора, заставляет его верить в правдивость

подаваемого ему материала. Сила этого эффекта поразительно велика.

Телевидение способно вводить зрителя в заблуждение даже во время

репортажа в прямом эфире.

Во-вторых, с помощью ТВ можно показать конкретные эпизоды различных

событий, освещать любые факты, фото- и видеодокументы.

В-третьих, в случае чрезвычайной ситуации, войны и невозможности прямой

передачи на телевизионные приемники (или ретрансляции передач)

население и военнопленные могут смотреть их в записи с помощью

видеомагнитофонов.

Самым благоприятным объектом психологического воздействия через ТВ

является все население. Современный человек настолько привык получать

информацию по телевидению, что практически не может обойтись без этого,

и более того, люди верят всему, что видят по телевизору. Руководству любой

страны телевидение необходимо как мощное и эффективное средство

воздействия на собственный народ.

Несмотря на то, что все телевизионные каналы, как правило, предельно

идеологизированы и запрограммированы на определённый характер

восприятия информации, люди в подавляющем своем большинстве

воспринимают телепередачи как индивидуальное средство информации. Им

кажется, что ТВ по самой своей природе позволяет свободно оценивать

получаемую информацию и делать независимые выводы. Разумеется,

подобное мнение является колоссальным заблуждением.

1.5 Телевидение в общественном мнении и повседневной жизни

россиян: положительные и отрицательные стороны

В российском обществе распространено пренебрежительное и ироничное

отношение к телевидению, однако согласно исследованиям, телепросмотр

заполняет большую часть домашнего времяпровождения основной массы

россиян. 90% взрослого населения России смотрит телевизор каждый или

почти каждый день.

Почему телевидение так привлекательно? Это:

- универсальный источник информации,

- способ развлечения и релаксации,

- способ заполнить свободное время и провести досуг,

- источник знаний,

- «член семьи», «собеседник, заменяющий отсутствие близких людей», что

особенно характерно для людей старшего поколения.

Однако даже ввиду этих плюсов, существуют важные минусы. Телевидение

затягивает, от него возникает зависимость и желание смотреть его

неограниченное количество времени, что отрицательно сказывается на всех

сферах жизни и даже здоровье (физическое и психологическое

переутомление) людей.

Множество современных зрителей считают, что телевидение в целом, и

многие его жанры деградируют. Это обвинение формируется во многом за

счет клонирования наиболее популярных форматов, которые заполняют

наиболее «смотрибельные» временные интервалы на массовых телеканалах.

Также негативное отношение связано с тем, что люди считают, что телевизор

принуждает их быть игрушкой в «формирующих общественное мнение»

руках, не отдельными достойными людьми, а членами «массы, «стада»,

подвергающегося манипуляции и обману. Людей раздражает пустота

телевизионного продукта, бессодержательность, ориентированность на

низкий культурный уровень, обилие низкокачественного контента и

нагнетание негатива. Так, высокий уровень удовлетворенности современным

телевидением характерен для «нетребовательных» зрителей, отличающихся

наименьшими культурными запросами. Некоторых телевидение отталкивает

своей пошлостью, примитивностью, а другим в нем не хватает актуальности,

свободы. Именно развлекательные (а не информационные) программы

собирают самые массовые аудитории.

Год от года все ярче мы наблюдаем тенденцию просмотра телевизора в

фоновом режиме. ТВ по-прежнему остается основным источником информации о событиях в стране, однако с течением времени интерес к

телевизионным выпускам новостей в целом падает, потому что содержание

новостей становится официозным, выхолощенным и сильно похожим друг на

друга на всех телевизионных каналах. Немаловажной причиной стало

появление альтернативного источника информации – Интернета.

На данный момент ТВ остается важнейшим источником информации, но

общая развлекательная направленность современного контента приучает

зрителей искать в нём в первую очередь развлекательный контент.

1.6 Сколько россиян смотрят телевизор: статистика 2021

В интернете и современном обществе давно бытует мнение, что телевизоры

перестают быть популярными, и их смотрят все меньше россиян. Однако

данные исследований за последние годы говорят об обратном. Согласно

мнению экспертов, по-прежнему большая доля российских жителей

использует телевизор в качестве основного источника получения

информации и просмотра развлекательного контента.

Сколько россиян смотрит телевизор?

В 2021 году компания «Mediascope» провела исследование, которое

показало, что 64% россиян, в возрасте от 4 лет, каждый день смотрят

телевизор хотя бы по 15 минут в день и дольше.

Статистика разнится в зависимости от количества людей в различных

субъектах страны. Так, в городах с численностью 100 000 жителей и более

телевидение смотрит 61% населения, а в небольших селах и пригородах –

67%. Из этой статистики нетрудно сделать вывод о том, что жители посёлков

и деревень смотрят телевизор чаще городских.

Продолжительность просмотра телевизора в день.

В среднем по стране, жители России уделяют просмотру телепередач и

фильмов примерно 3 часа 30 минут в день. Продолжительность немного

отличается в зависимости от размера городов. Согласно данным

«Mediascope», в больших городах за телевизором люди проводят в среднем 3

часа 10 минут в день, в то время как в малонаселенных пунктах средняя

продолжительность просмотра в сутки составляет 3 часа 48 минут. Дольше

всего за телевизором проводят время россияне старше 54 лет — в день они

тратят на это в среднем 6 часов 3 минуты.

Также установлено, что женщины уделяют больше времени просмотру, чем

мужчины. В среднем женщины проводят за экраном 4 часа 10 минут, в то

время как мужчины уделяют на это 3 часа 20 минут в сутки.

Возраст зрительской аудитории

Самой активной зрительской аудиторией уже несколько лет подряд остаются

люди возраста от 55 лет и выше. Стабильный рост доли и времени просмотра

телевизора в старшей возрастной группе приводит к так называемому

явлению «старения» аудитории. Последние 5 лет средний возраст

российского телезрителя удерживается на отметке 48-49 лет.

1.7 Итоговая оценка телевидения

Просмотр телевизора глубоко укоренился в культуре повседневности, и, хотя

в определенных слоях общества традиционные практики телепросмотра

претерпевают стремительные изменения, связанные с появлением

альтернативы в виде Интернета, позиции телевидения, его социокультурный

потенциал достаточно силён. Несмотря на то, что в общественном мнении

представлен широкий спектр негативных оценок в отношении телевидения

(от возмущения и раздражения до пренебрежения и иронии), мало кто

способен полностью от него отказаться.

Для современного человека отказаться от телевизора равносильно отказу от

«цивилизации».

2.Литература 2.1 Литература и её особый характер

Литература – вид художественного творчества, носит также такие названия,

как «искусство слова» и «словесное творчество».

Рассматривать литературу как часть искусства нам позволяет её особый

эстетический характер. В то же время литература соотнесена с различными

сферами практической и духовной жизни людей. Например, с религией,

политикой, философией. Всё это придает ей также социально-культурное

значение в жизни людей и обуславливает её важную роль в общественных

дискуссиях и поисках гуманитарного знания.

2.2 Краткая история литературы и её актуальность на сегодняшний день

История литературы началась в далёком бронзовом веке с изобретения

письменности в Месопотамии и Древнем Египте (рубеж 4 и 3 тысячелетий до

н. э.). Однако первые известные литературные произведения датируются

XXVII—XXVI вв до н. э.

В литературе выделяют несколько исторических этапов: Античность,

Средневековье, Эпоха Возрождения, Модернизм и Постмодернизм. Каждый

этап привнёс нечто своё в ту литературу, которую мы с вами читаем на

сегодняшний день. Но литература и сейчас не стоит на месте - она

развивается каждый день, трансформируясь и подстраиваясь под

современные реалии и потребности людей.

В нашу эпоху ценность и польза чтения все чаще ставятся под вопрос.

Давайте выясним, действительно ли у чтения есть практическая польза и

можно ли им пренебрегать, заменяя на другие форматы получения

информации.

2.3 Что чтение делает с нашим мозгом?

Удивительный факт: от природы наш мозг не годится для чтения. Чтение —

это революционная техника, искусственный интерфейс, в буквальном смысле

перестроивший наш мозг, в котором изначально не было специального

отдела для распознавания лингвистических символов. Мозгу пришлось

приспособить для этого первичную зрительную кору: она начинает

распознавать объекты точнее, стараясь отличить одну букву от другой.

Трансформируется и восприятие звуков: благодаря чтению в этот процесс

встраивается алфавит — слыша звук, человек представляет букву.

Чтение даёт нам возможность оказаться в шкуре героя

В височной коре и миндалине мозга находятся зеркальные нейроны.

Нейроны в этом отделе способны преобразовывать размышления в реальные

ощущения — например, мысли о будущих соревнованиях в ощущение

настоящей физической нагрузки. А во время чтения они буквально

помещают нас в «шкуру» любимого героя.

«Мы не знаем, как долго могут сохраняться такие нейронные изменения. Но

тот факт, что эффект даже от случайно прочитанного рассказа

обнаруживался в мозге спустя 5 дней, позволяет предположить, что самые

любимые книги могут влиять на вас гораздо дольше», — говорит ведущий

исследователь научного проекта, Грегори Бернс.

Однако не всем книгам суждено вызвать у вашего мозга эмпатию и интерес.

Обычно любимым жанром становится именно тот, который подходит мозгу

читателя. Например, сложные детективы — любителям задач на логику,

поэзия – романтикам.

Хорошие книги обычно содержат сложные фразы, вроде «она понимала, что

он думал, что она смеялась над собой, и это ее беспокоило». Такие

конструкции заставляют человека последовательно переживать сразу

несколько, часто противоположных эмоций.

Чтение - для работы и удовольствия

Проведенный нейробиологом Натали Филлипс знаменитый эксперимент с

английскими студентами и романом «Джейн Остин» доказывает, что при

более расслабленном чтении в мозгу активизируются центры, ответственные

за удовольствие, а при погружении в текст активность смещалась в область, ответственную за внимание и анализ. Фактически, задавшись разными

целями, студенты увидели два разных текста.

Чтение делает умнее?

Экспериментально было доказано, что ранние навыки чтения влияют на

общий уровень интеллекта в будущем. А исследователи Университета Нью-

Йорка выяснили, что чтение коротких художественных рассказов улучшает

способности к распознаванию человеческих эмоций и повышает

эмоциональный интеллект в общем.

Ученые Университета Ливерпуля измерили когнитивную активность

студентов литературных факультетов и выяснили, что у более начитанных и

способных к анализу текстов учащихся наблюдается повышенная мозговая

активность. Однако в этом выводе корреляция подменяется причинностью:

возможно, наиболее начитанные участники показали такие результаты из-за

врожденных когнитивных способностей (и по этой же причине в свое время

полюбили чтение).

2.4 Чем полезно чтение книг?

Чтение улучшает память, снижает стресс и развивает эмоциональный

интеллект.

Мы привыкли воспринимать чтение как занятие, часть работы, учебы или

досуга. Но чтение — это еще и сложный нейрофизиологический процесс,

который влияет на наш организм.

Чтение держит мозг в тонусе

Чтение устраивает мозгу хорошую комплексную разминку, как телу в

тренажерном зале. Просмотр фильмов или прослушивание лекций, к

сожалению, не дают такого же сильного эффекта.

Это занятие кажется элементарным. Но с точки зрения нейробиологии чтение

— чрезвычайно сложный процесс.

Дело в том, что способность к чтению не заложена в человеке, как было

упомянуто ранее. Помимо первичной зрительной коры мозгу пришлось

приспособить под задачи чтения и другие зоны: моторную кору, речевые и

слуховые центры, мозжечок, лобные и височные доли, элементы

лимбической системы, отвечающие за память. Один только процесс

распознавания и декодирования букв в слова, и затем в смысл, активизирует

не менее восьми областей мозга и нейронные связи между ними.

Чтение задействует одновременно несколько сложных когнитивных функций

нашего мозга: внимание, кратковременную и долговременную память,

абстрактное и ассоциативное мышление. Чем более глубокого осмысления или развитого воображения требует от нас текст, тем интенсивнее

приходится работать нашему мозгу.

Чтение тренирует внимание и память

Давая мозгу регулярные нагрузки, мы поддерживаем в рабочем состоянии

нейроны. Если при этом мы еще и учимся чему-то новому, то способствуем

созданию в мозге совершенно новых нейронных связей.

Научные исследования доказали, что высокая вовлеченность в

интеллектуальную деятельность в раннем и среднем возрасте снижает риск

развития болезни Альцгеймера в старости у тех, кто к ней предрасположен.

Для наилучшего эффекта интеллектуальная деятельность должна быть

разнообразной. Чтение книг —одновременно простой и эффективный

вариант, его вполне можно сделать «базовым» занятием, дополнив,

например, изучением иностранных языков, игрой в шахматы, кроссвордами и

головоломками.

Чтение погружает нас в атмосферу другого мира

Во время чтения художественной литературы сила воображения помогает

нам ощутить то, о чем говорится в книге. Мозг реагирует на упоминаемые в

книге явления и предметы так, как если бы читатель имел с ними дело в

реальной жизни. Например, при прочтении слова «кофе» у нас

активизируется область мозга, отвечающая за обоняние, как будто мы

чувствуем кофейный аромат, когда мы представляем бег, в мозге

активируются те самые нейроны, которые «включаются», когда мы

действительно бежим. Сопереживая событиям романа, мы как будто сами

переживаем их в буквальном смысле.

Воздействие прочитанного на мозг продолжается даже после того, как мы

оторвались от чтения и вернулись в реальный мир. Всё это подтверждено

научно.

Чтение помогает нам лучше понимать других людей

В психологии и нейрофизиологии существует такое понятие, как внутренняя

модель сознания другого человека. Этим термином обозначают способность

понимать чужие переживания как собственные, и благодаря этому объяснять

и прогнозировать поведение других людей, или просто – эмпатию. Кому-то

эта способность присуща в большей степени, кому-то в меньшей — в

зависимости от врожденного эмоционального интеллекта и опыта

взаимодействия с другими людьми.

Американскими психологами доказано, что чтение художественной

литературы повышает понимание чужого сознания. Но существует одно

важное условие: это должна быть качественная литература.

В качественной литературе все как в жизни: герои — сложные многогранные

личности, их внутренний мир не раскрывается очевидным для читателя

образом.

Читателю приходится анализировать героя, то есть прикладывать

интеллектуальные усилия и подключать своё творческое мышление.

Полученный опыт понимания вымышленных героев читатель затем успешно

переносит на ситуации в реальной жизни. Возможно, не последнюю роль в

этом полезном эффекте играет то, что мы физически вживаемся в героев, как

показало исследование, описанное выше.

Чтение снимает стресс и обладает компенсаторным эффектом

Благодаря эффекту отключения от реальности, чтение снимает стресс лучше,

чем прогулка и прослушивание музыки. Экспериментально доказано, что

среди таких способов расслабления, как чтение книг, прослушивание

музыки, сеанс видеоигры, прогулка, чашка чая или кофе, чтение оказалось

наиболее эффективным — оно снизило уровень стресса на 68%, при том что

испытуемые провели за книгой всего по 6 минут.

Успокаивающий эффект чтения объясняется тем, что люди растворяются в

воображаемом мире книги и тем самым уходят от забот и стрессов

повседневного мира. В этом случае даже от легкой популярной литературы

есть своя польза. Это компенсаторно-гедонистическая функция чтения.

2.5 Какова роль литературы в жизни человека?

Литература – это уникальное средство познания мира и мощный источник

воспитания духа, личности.

Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение

владеть литературным языком и различными художественными приёмами.

Расширяет кругозор человека и приучает нас к вдумчивому чтению.

Литература оказывает значительное влияние на наши нравственные

ориентиры и духовное развитие. После прочтения того или иного

произведения порой люди начинают меняться в лучшую сторону.

Чтение книг увеличивает словарный запас человека, способствует выработке

более чёткого и ясного мышления, что позволяет формулировать и выражать

мысли яснее, расширяет кругозор человека, обогащает его внутренний мир,

делает умнее и положительно сказывается на памяти.

2.6 Итоговая оценка литературы

В настоящее время всё больше людей не берёт в руки книгу, а если и берут,

то учебники или другую научную литературу. Я считаю это отрицательной

тенденцией для социального и культурного развития молодого поколения.

Чтение литературы, в том числе художественной, оказывает ни с чем

несравнимое влияние на нашу личность, эмоциональный интеллект и

уровень общей эрудиции. Чтение — это не просто пассивный отдых, чтобы

«убить время». Это про использование своих временных ресурсов

эффективно, про обучение и познание мира в процессе проведения своего

досуга. Говорить о пользе и важности чтения в современном мире

необычайно важно.

Для современного человека отказ от чтения книг равносилен постепенной

умственной и культурной деградации.

Сравнение Телевидения и Литературы 3.1 Вид культуры

Телевидение относится к массовой культуре, т.е. оно ориентировано на

средний уровень образованности и начитанности населения, чтобы

каждому человеку было интересно его смотреть. А вот литература — это

скорее элитарная культура, хоть среди нее и проскакивают «бульварные»

романы низкого качества, в основной массе это сложные для понимания и

многогранные художественные и научные произведения, чтобы понять

истинный смысл которых придется провести некоторое время в

размышлениях.

3.2 Пассивность «лёгкость» восприятия

А вот этом пункте наиболее выгодно смотрится телевидение. Каждый из

нас иногда так «отдыхает»: ложится перед ТВ на удобный диванчик и

включает интересный фильм. Такой вид досуга действительно не требует

каких-то серьёзных умственных нагрузок и человек может расслабиться

перед экраном на какое-то время отпустив груз жизненных проблем. С

литературой так конечно не выйдет: чтение является довольно сильной

умственной нагрузкой для мозга, сравни поднятию тяжестей в зале, и хоть за чтением тоже можно отвлечься и отлично провести время, лёгким в

восприятии его точно не назовешь.

3.3 Обучение в процессе

Здесь телевидение получает «+-», потому что чаще всего мы смотрим ТВ с

целью отдохнуть или узнать новости города, страны и мира в целом. В

процессе просмотра таких передач мы не обучаемся ни чему активно,

лишь потребляем готовую информацию. А вот процесс чтения построен

совсем иначе: даже если мы читаем художественный роман или детскую

сказку, мы уже вовлечены в процесс обучения – мы запоминаем как

пишутся прочитанные слова, обогащая свой лексикон и поднимая уровень

грамотности.

3.4 Усвоение информации

В этом пункте однозначная победа отдается литературе. Согласно кривой

забывания немецкого психолога Германа Эббингауза, эффективное

усвоение и запоминание информации надолго происходит лишь с

условием системных и периодических «возвращений» к информации, т.е.

повторений. Книгу объёмом 250 страниц можно осилить за неделю, если

уделять этому занятию чуть меньше часа в день. Получается, что мы

будет возвращаться к сюжету истории каждый день и в перерывах

удерживать это все в голове, запуская процесс глубокого запоминания. А

вот с телевидением это к сожалению, не работает: в среднем мы тратим на

просмотр фильма 1,5-2 часа и больше не возвращаемся к нему, постепенно

полностью забывая сюжет и главных героев.

Рис.1 Кривая забывания Эббингауза

Глава 2. Практическая часть

Практической частью моего проекта является анонимный опрос, составленный с целью выявления уровня заинтересованности опрошенных по отношению к каждому источнику информации и их отношения к ним. Стоит отметить, что мною был проведен анонимный опрос у людей разных возрастов. Первая группа: дети 8-10 лет, вторая группа: подростки от 15 до 20 лет, третья группа: люди старшего поколения.

Результаты проведенного мною анкетирования представлены в виде диаграмм.



Что вы предпочитаете: Диаграмма 1



Как часто вы читаете книги:

Диаграмма 2



Что, по вашему мнению, следует сделать в первую очередь?

Диаграмма 3

Почему ты читаешь?

Диаграмма 4

Как вы считаете, влияют ли программы ТВ на сознание людей?

Диаграмма 5



4.1 Анализ результатов

Так, из 10 опрошенных детей только лишь один предпочитает чтение книг просмотру фильмов, стоит отметить, что, смотря на Диаграмму 1, можно проследить как увеличивается количество ответов в пользу чтения в более старших группах.

Однако, не стоит упускать, что всё же дети читаю чаще подростков (это видно на Диаграмме 2), но причины, почему они уделяют время чтению, идентичны, не учитывая того, что некоторые дети делают это под влиянием родителей (учитывая данные Диаграммы 3).

На вопрос о том, что же стоит сделать в первую очередь, прочитать книгу или же посмотреть кино по этой книге, большая часть детей всё же считает что первым делом нужно сесть перед телевизором, в то время как подростки и люди более старшего поколения сперва взяли бы в руки книгу (следуя диаграмме 3).

Наконец, на последний вопрос о влиянии программ телевидения на сознание людей большая часть подростков и взрослых людей ответили, что эти передачи имеют влияние, при этом многие из детей с этим не согласны, в их понимании ТВ не влияет на сознание людей.

4.2 Выводы

Результаты опроса для меня во многом оказались ожидаемы: большинство опрошенных отдавали голоса в пользу телевидения. Даже несмотря на то, что многим подросткам нравится читать, свой досуг они предпочитают проводить более пассивно, предпочитая обучению – отдых. На мой взгляд, причина таких результатов опроса кроется в возрасте – подростки, и типичном образе жизни опрошенных – учёба. Ребята тратят много времени и сил на обучение в школе и подготовку к экзаменам, поэтому в свободное время многие хотят восстановить силы за лёгким для восприятия и развлекательным контентом.

4.3 Заключение

Почему-то сейчас считают, что дети и подростки только и умеют, что весь день «пялиться на экраны телевизоров», а книги их не интересуют. Это не так. Вернее, не совсем так. Конечно, проще посмотреть фильм, снятый по мотивам толстой книги, чем эту книгу прочитать. Но в фильме может не оказаться запомнившегося нам из книги меткого и остроумного выражения. Там может не быть какого-то интересного эпизода или такого поворота событий, над которым, читая книгу, часто размышляешь.

Никогда кино и телевидение не сможет заменить книгу. Ведь читая книгу мы мысленно запоминаем правильное правописание слов, и узнаем много нового. Читая книгу мы становимся грамотнее. Смотреть телевидение и кино намного проще, чем читать книгу. Из просмотра ТВ мы тоже можем узнать много нового, но книги все же полезнее.

Вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы. А телевидение такого влияния не имеет. Неслучайно многие писатели и поэты обращаются к вопросам о роли книги в жизни человека и о её влиянии на его внутренний мир. Так, В. Высоцкий писал:

Если в жарком бою испытал, что почём,

Значит, нужные книги ты в детстве читал.

В ходе работы над индивидуальным проектом была достигнута поставленная цель, которая заключалась в изучении и анализе влияния телевидения и литературы на жизнь современного человека, выявлении наиболее перспективного и важного из источников информации для общества.

Для реализации поставленной цели мною были достигнуты следующие задачи:

1. Проведение сравнительного анализа о пользе и вреде данных источников информации, используя соответствующую литературу и проведя свои собственные исследования.

2. Выявление положительных и отрицательных функции данных по теме источников информации.

3. Разработка презентации для классного часа по теме «Схватка литературы и телевидения».

В следующем году я планирую продолжить изучать влияние этих источников информации на сознание людей, на их мировоззрение и разум в целом.















Список используемой литературы:

1. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2022/09/24/proekt-po-literature-na-temu-televidenie-i-literatura-chto

2. https://infourok.ru/individualniy-proekt-televidenie-i-literatura-chto-okazhetsya-silnee-1921337.html

3.https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruErTfS4ZGHuY5Fx0lLBaNppItEycoAXqw7numvi3cbfCvkoLGMiQQBSB8w5VLDBBsVbTCDv2oO3fzR97H2p8Elv73SMsh6n5vRdLs1UZH-wkPhjIU8Pm6Z7suXkVQQcZrA%3D%3D%3Fsign%3DdnkGWd_aIgEyLM71vnLxxU57NSknLLyqOeMkTgdJ6BI%3D&name=4148.docx&nosw=1

4.Кудинова О.Д. «Роль телевидения в становлении личности» //

Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019

№9.

5. Багновская Н. М. «Значимость литературы для жизни общества» //

Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2015 №3 (81)

6. https://anketolog.ru/survey/report/report/692929

7. https://www.kritika24.ru/page.php?id=59686























Приложение 1



Анкета

«Телевидение или литература: что победит?»

Опрос составлен с целью выявления уровня заинтересованности опрошенных по отношению к каждому источнику информации и их отношения к ним.

Часть 1.

Укажите ваш возраст _____

Часть 2.

Уважаемый респондент! Ответьте на заданные ниже вопросы. Поставьте + в ячейку рядом с выбранным Вами ответом. На выполнение анкеты вам дается не более 5 минут.

  1. Что вы предпочитаете:



читать книгу смотреть фильм



  1. Как часто вы читаете книги?



каждый день раз в неделю



раз в месяц реже чем раз в месяц



  1. Что, по Вашему мнению, следует сделать в первую очередь:



прочитать книгу посмотреть фильм



  1. Почему ты читаешь?



задают в школе заставляют родители



по собственному желанию



  1. Как вы считаете, влияют ли программы ТВ на сознание людей?



да нет



Спасибо за ваши ответы! Ваше мнение очень важно!




Скачать

© 2023, 1800 11

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!