СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Трудности употребления числительных в речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Трудности употребления числительных в речи"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Посевнинская средняя общеобразовательная школа»





Проект



Трудности употребления

числительных в речи

















Выполнила: ученица 9 «Б» класса

МКОУ «Посевнинскя СОШ» Немкова Алина

Научный руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Пахомова Н.А







р.п. Посевная 2019 год

Содержание:



  1. Введение…………………………………………………………………………………………3

  2. Изучение проблемы употребления числительных……………………….5

  3. Примеры речевых ошибок в СМИ..……………………………………………....6

  4. Ошибки, допущенные в передачах на радио..……………………………..7

  5. Правила склонения имен числительных……………………………………….8

  6. Типичные ошибки в употреблении имён числительных и пути решения проблемы…………….………………………………………………………….14

  7. Навыки правильного склонения имён числительных…………….…..16

  8. Анкетирование………………………………………………………………………………12

  9. Пути решения проблемы……………………………………………………………..18

  10. Заключение……………………………………………………………………………………19

  11. Литература…………………………………………………………………………………….20





























Введение.

Миром правят цифры! Именно так в 6 веке до н.э. говорил древнегреческий ученый Пифагор Самосский. Нас действительно всюду окружают цифры: возраст человека, рост, вес, номер дома, в котором он живет, его номер телефона, суммы наличных и виртуальных денег… Вокруг каждого человека – цифры, цифры…

Несмотря на то, что имена числительные играют важную роль в нашей жизни, мы допускаем много ошибок при употреблении их в устной и в письменной речи. Ошибки делают и ученики, и взрослые, и даже чиновники и дикторы радио и телевидения.

Допускаю ошибки в употреблении этой части речи и я. Но я хочу внимательно и глубоко изучить данный раздел морфологии и разобраться со всеми «подводными камнями» темы.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в обществе часто не соблюдаются нормы русского литературного языка, в том числе в использовании числительных.

Цель: выявить типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации по их устранению.

Задачи:

1. Выявить особенности имени числительного как часть речи.

2. Рассмотреть грамматические нормы склонения имен числительных.

3. Проанализировать причины ошибок в употреблении имен числительных.

4. Создать буклет.

Объект исследования: трудные случаи склонения имен числительных.

Предмет исследования: ошибки в употреблении числительных в речи окружающих.

Методы исследования:

  1. Изучение теоретического материала по данной теме.

  2. Тестирование

  3. Анализ речевых ошибок

  4. Анализ результатов анкетирования

  5. Обобщение и выводы по теме исследования



Изучение проблемы употребления числительных.

Приступая к изучению проблемы речевых ошибок, в частности, склонения имен числительных, я попыталась выяснить, как к данному вопросу относятся ученые-лингвисты.

В лекции Члена-корреспондента РАН Владимира Плунгяна «Портится ли русский язык?» прочитала: «На первый взгляд кажется, что предмета для разговора нет — ясно же, что русский язык портится, и это непоправимая катастрофа. Между тем разговоры о порче языка сопровождают человечество на протяжении всей истории. Это касается не только русского языка: и китайцы, и японцы, и древние египтяне, и особенно французы всегда любили порассуждать о том, что язык становится не тот, что раньше.»

Далее Владимир Плунгяна отметил, что ученые-лингвисты совершенно спокойно относятся к проблеме неправильного склонения имен числительных и лишь посмеиваются.

В свою очередь, Максим Анисимович Кронгауз, советский и российский лингвист, доктор филологических наук, говорит, что числительные плохо склоняются уже минимум лет 50, а то и все 100. Это процесс давний. Причем, как отмечает лингвист, путаются в склонении длинных числительных даже вполне образованные люди.

Мнение, конечно, интересное, но это не повод не обращать внимание на существующую проблему, не повод делать ошибки в речи, особенно образованным людям – политикам, чиновникам, учителям, врачам. А уж редакторам журналов и газет, дикторам радио и телевидения это вообще непозволительно как представителям правильной, образцовой речи. Однако такие ошибки порой встречаются в наших СМИ.

Примеры речевых ошибок в СМИ.

Самое большое количество речевых погрешностей встречается при употреблении различных форм имени числительного. В приведенных далее примерах ошибки объясняются именно незнанием особенностей склонения слов этой части речи.

Вот несколько примеров из электронных СМИ:

«Вчера еще здесь… было около четыреста камер» (правильно: «около четырехсот»). «Операции будут проводиться с пятидесятью процентами акций холдинга» (правильно: «с пятьюдесятью процентами»). «Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно» (правильно: «более восьмисот тысяч пенсионеров»).

Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением литературной нормы. Редко склоняют журналисты числительное «полтора». Например, «В течение полтора суток город опустел» (правильно: «полутора суток»).

Нередки ошибки и в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного, например: «Всего за этот месяц в госпиталь доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых»).

Не соответствует литературной норме и такое предложение: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году» (правильно: «... к две тысячи третьему году»), так как в составном порядковом числительном склоняется только последнее слово).

Ошибки, допущенные в передачах на радио.

Известный адвокат, выступая по радио, сказал, что за нарушение порядка взимается "штраф в размере пятиста долларов". На что некий защитник русского языка совершенно справедливо заметил: "Не пятиста долларов, а пятисот". В ответ же этому защитнику некоторые граждане ехидно возразили, что адвокат, мол, – не филолог и ему таких тонкостей языка знать не обязательно. Конечно, не обязательно. Но хотелось бы, чтобы и адвокат выражался правильно.

С долларами вообще происходят всякие недоразумения. Так, один из дикторов, рассказывая о цене Бог весть какого предмета, заявил, что этот предмет стоит "от доллара до полтора". Следовало бы сказать "до полутора". Цена предмета от этого не изменилась бы, зато диктор мог бы гордиться тем, что он постиг тонкости русского языка.

Правила склонения имен числительных.

Склонение числительных не имеет единого образца. В "Русской грамматике" 1990 г. оно представлено двумя типами: субстантивным и адъективным. К первому отнесены:

  1. склонение числительных от одного до десяти и числительных на - дцатъ (одиннадцать, двенадцать и т.д.), - десят (пятьдесят, шестьдесят и т.д.);

На уроке не было одного ученика.

  1. склонение числительных двести, триста, и всех числительных на - сот;

Двести машин стоят в пробке.

  1. склонение числительных сорок, девяносто, сто и числительных полтора (полторы) и полтораста.

Не хватало ста рублей.

Ко второму типу отнесено склонение числительных по образцу прилагательных с двумя разновидностями:

  1. склонение собирательных числительных двое, трое, четверо;

Четверым ребятам достались шоколадные конфеты.

  1. склонение собирательных (включая слова оба, обе) и неопределенно-количественных числительных.

Обоим парням нужно было решить три задачи.

Субстантивный тип.

Числительное один

Цифра «1» склоняется в зависимости от рода и числа. Окончание в винительном падеже зависит ещё от одушевлённости/неодушевлённости предмета.



Числительные типа 50—80, 200—400, 500—900

Сложные по структуре слова склоняются так:



Склонение составных числительных.















В составной форме числительного склоняется каждое слово отдельно

Склонение дробных числительных.

Если в числителе стоит цифра 1, то для его обозначения употребляется форма ж.р. одна; в знаменателе стоит порядковое числительное в И.п. ж.р.: 1/2 — одна вторая, 1/8 — одна восьмая.



падеж

1 2/7

2 5/9

И.п

одна целая и две седьмых

Две целых и пять девятых

Р.п

одной целой и двумя седьмыми

Двумя целыми и пятью девятыми

Д.п

одной целой и двумя седьмыми

Двум целым и пяти девятым

В.п

одну целую и две седьмых

Две целых и пять девятых

Т.п

одной целой и двумя седьмыми

Двумя целыми и пятью девятыми

П.п

(об) одной целой и двух седьмых

(о) двух целых и пяти девятых



Адъективный тип.

Собирательные числительные двое, трое, четверо

Склонение данного вида происходит по аналогии с прилагательными во множественном числе. Окончание винительного падежа зависит от одушевлённости/неодушевлённости предмета

Собирательные числительные оба, обе .







Числительное оба сочетается с существительными мужского рода, а обе – с существительными женского рода.





Анкетирование.

Для того чтобы узнать, как школьники относятся к проблеме неправильного склонения имен числительных, я решила создать анкету, в которую вошли три вопроса:

1. Хотите ли вы научиться грамотно употреблять имена числительные?

- да

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

2. Согласны ли вы с тем, что в современном мире существует проблема склонения имен числительных?

- да

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

3. Волнует ли вас проблема неправильного склонения числительных?

- да

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

Я задавала эти вопросы ученикам 9-10 классов. По окончании анкетирования я получила следующие результаты:

-На первый вопрос «Хотите ли вы научиться грамотно употреблять имена числительные?» 100% опрошенных (20 человек) ответили «да»

-На второй вопрос «Согласны ли вы с тем, что в современном мире существует проблема склонения имен числительных?» 90% опрошенных (18 человек) выбрали ответ «да», остальные 10% ответили «скорее нет, чем да»

-На третий вопрос «Волнует ли вас проблема неправильного склонения числительных?» 100% опрошенных (20 человек) ответили «да»

Вывод:

В основном все опрошенные мною учащиеся считают, что в речи окружающих людей существует проблема склонения имен числительных, соглашаются, что проблема эта требует своего решения.

Роль педагогов в привитии навыков правильного склонения имён числительных.

Педагоги на протяжении всех лет обучения в школе оказывают решающее влияние на речевую культуру детей.

В повседневной речи ученики стараются не склонять имена числительные. Для этого они используют разные «хитрости», которые помогают обходить трудности. Одной из таких «хитростей» является прибавление к числительному слова «число» («число сто шесть меньше числа двести тринадцать»).

Учителя математики отмечают, чтобы не склонять числительные при чтении записи математического выражения, дети употребляют слова «прибавляем», «получаем» («к двадцати пяти прибавляем тридцать шесть и получаем шестьдесят один»- вместо «сумма чисел двадцати пяти и тридцати шести равна шестидесяти одному»).

Употребление таких уловок не дают опыта верного склонения числительных.

Учителя русского языка отмечают, что тема «Имя числительное» изучается только в 6 классе и на её изучение отводится очень мало часов, а это совершенно недостаточно, чтобы досконально изучить весь материал.

Неоценимую помощь учителю русского языка в школе могут оказать учителя других предметов: физики, химии, географии, истории. Но, в первую очередь, помощниками в привитии навыков правильного склонения числительных являются учителя математики. Ведь они каждый урок встречаются со склонением числительных.

Отсюда я делаю вывод, что:

1.Проблема склонения имен числительных возникла давно и волнует не только ученых, но и школьников, педагогов, представителей СМИ.

2.По итогам анкетирования видно, что учеников моей школы волнует проблема неправильного склонения имен числительных, а также школьники хотят научиться правильно употреблять числительные в повседневной речи, однако все они нуждаются в помощи и в определенных знаниях и навыках.



Пути решения проблемы в употреблении имён числительных.

Для выявления проблем при склонении числительных в речи учеников МКОУ «Посевнинская СОШ» я предложила им ряд заданий. В тестировании приняло участие 25 человек. Ребятам я предложила 9 заданий.

1. Замените цифры именем числительным:

А) альбом с 768 __________________иллюстрациями

Б) продано около 400_____________ мешков

В) на 642 ___________________растениях

2. Замените цифры именами числительными:

А) груз весом в 2600______________ тонн.

Б) в 1982___________________ году

3. Замените цифры именами числительными:

А) в 2008______________ году

Б) к 2018________________ году

4. Раскройте скобки, в правильной форме употребляя числительные, результат запишите:

А) в течение (полтора)____________ суток

Б) около (полтораста) _______________тысяч рублей

5. Допишите окончания:

А) Я беседовал с полутора десятк____ учеников

Б) В демонстрации участвовало свыше полутора миллион___ человек

6. Укажите допустимое(-ые) в речи сочетание(-ия) слов:

трое волков

трое медвежат

трое портних

трое друзей

7. Найдите предложение(-я) с ошибкой(-ами) и, исправляя ошибку(и), выпиши его(их).

А) У нее пять сестер, но, к сожалению, все они живут не в Москве.

Б) Такое положение характерно для обоих стран.

В) Коля, Петя и Вася в первый раз переступили порог школы. У всех трех – одинаковые новенькие ранцы.

Г) Маша и Катя пришли нарядные, все две с красивыми бантиками.

8. Замените число именем числительным:

Учитель опросил 22 ____________ ученик___

Данное тестирование я проводила в своем классе (9 класс) Опрошенных было 20 человек.

Результаты показаны в круговой диаграмме:

Тестирование показало, что склонение имен числительных в речи вызывает у ребят немало трудностей.



Пути решения проблемы правильного употребления числительных.

Ян Амос Коменский ещё в 17-ом веке сформулировал «Золотое правило дидактики», суть которого можно выразить в трёх словах: «Всё зримое – глазу!». Опираясь на это правило можно попытаться помочь учащимся научиться правильно склонять имена числительные.

Именно поэтому, я предлагаю ученикам школы буклет «Склонение имён числительных», в котором в виде таблиц даны основные правила склонения имён числительных. Надеюсь, это поможет ребятам правильно использовать числительные в устной и письменной речи.

Заключение.

Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее:

1) проблема употребления числительных в устной речи возникла давно и волнует не только учёных-лингвистов, но учеников и педагогов моей школы;

2) все опрошенные в ходе анкетирования хотят правильно склонять имена числительные;

3) большинство учеников испытывают трудности при склонении имён числительных;

4) применение наглядных пособий и таблиц поможет решить проблему правильного склонения числительных.

Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что соблюдение грамматических и речевых норм в употреблении имён числительных поможет сохранению «живого великорусского языка».

Правильное склонение имён числительных – проблема многих школьников. Способы решения проблемы существуют, нужно прилагать усилия, чтобы не допускать ошибок. Уверена, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех будет обеспечен.









Литература:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1994.

  2. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

  3. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. 1, 2 части. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; - 5-е изд - М. : Просвещение, 2015-2019г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!