Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Проект
«Царство грибов»
Ученицы: 2 «Б» класса Лыковой Ксении
Руководитель: Мельникова Е.П.
Троицк 2015
Содержание
I Вводная часть
Цель: как можно больше узнать про грибы, исследовать эту область природы
Задачи:
- узнать, что такое грибы, и почему их называют отдельным царством природы;
- узнать, какие грибы бывают и как растут;
- узнать, для чего нужны грибы, их польза и применение;
- найти интересные факты про грибы;
- сделать наглядное пособие о грибах.
II Основная часть
1.Что такое царство грибов
2.Виды грибов
3.Польза и применение грибов
4.Интересные факты
III Практическая часть
Поделка – пособие о грибах для уроков окружающего мира
IV Приложение
Фотоснимки
Поделка
Чтобы узнать, о чем моя работа, нужно отгадать загадку
Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Но и та без сапога. (Гриб)
Тема моей проектной работы: «Царство грибов». Мне нравится читать о природе, наблюдать и любоваться окружающим миром. Я узнала, что вся живая природа, все живые существа нашей планеты делятся на две большие группы – растения и животные. Но вот грибы не относятся к этим группам. Оказывается, грибы – отдельное царство природы. И царство обширное, богатое. Мне захотелось узнать о нем как можно больше. Так появилось название моей работы и цель: как можно больше узнать про грибы, исследовать эту область природы.
Задачи:
- узнать, что такое грибы, и почему их называют отдельным царством природы;
- узнать, какие грибы бывают и как растут;
- узнать, для чего нужны грибы, их польза и применение;
- найти интересные факты про грибы;
- сделать наглядное пособие о грибах.
Ученые установили, что грибы являются одним из самых древних организмов на земле и не имеют прямой связи с растительным миром. Они развивались независимо от растений, но вместе с ними. В них есть и признаки животных.
Наука, изучающая грибы, называется микология – это раздел ботаники, т.к. раньше грибы считались растением. Понятие о грибах, как о царстве сформировалось к концу XX века, когда были накоплены научные данные. На земле существует от 100 до 250 тысяч, а по некоторым данным до 1,5 миллиона видов грибов. Среда обитания – вода, земля, растительный мир, живые организмы. Что же такое гриб? Разновидностей грибов невероятно много. Многие появились еще сотни миллионов лет назад. Большая часть в природе представлена микроскопическими формами. Мы рассмотрим разновидности грибов, растущих на земле.
У гриба есть шляпка, ножка – это наземная часть гриба. В верхней части грибов (шляпке) образуется масса мельчайших частиц, называемых спорами. Они разносятся ветром и дают начало новым грибам. Плодовое тело гриба появляется на поверхности в грибной сезон. Другая часть – грибница, круглый год живет в почве, представляет собой тонкие белые нити в почве, которые всасывают из почвы воду и питательные вещества. Грибница тесно переплетается с корнями деревьев – такое переплетение называют микоризой. Например, подосиновик образует микоризу с осиной, подберезовик – с березой. Для любителей – грибников полезно знать, как правильно собирать грибы – осторожно срезать ножку над землей, не повреждая грибницу.
Вкусовые качества и питательная ценность грибов зависит от их химического состава. По данным микологов съедобные грибы содержат углеводы, органические кислоты, витамины, минеральные соли, микроэлементы, азотистые вещества.
В России растет 300 видов съедобных грибов. Большинство грибников во время «тихой охоты» собирают 3-4 десятка грибов, а то и меньше. Это понятно. Многие съедобные грибы внешне схожи с ядовитыми. Человек по незнанию может их спутать и это опасно для здоровья.
Грибы, как ни один живой организм, способны «вытягивать» из почвы и воздуха различные вещества, среди которых есть вредные для человека. Потому употребление в пищу даже хорошо известных съедобных грибов в местах с нездоровой экологией, может привести к отравлению.
Очень важно отличать грибы съедобные от несъедобных. В России наиболее популярны такие виды съедобных грибов: белый гриб – считается королем царства, дубовик, вешенка, волнушка, груздь, лисичка, луговой опенок, масленок, навозник, обабок, подберезовик, подосиновик, рыжик, рядовка, свинушка, сыроежка, шампиньоны и др.
Среди ядовитых, несъедобных грибов особенно надо опасаться следующие виды: бледная поганка – смертельно ядовита, мухомор, трутовик, боровик коренастый, сатанинский гриб, говорушка снежная, паутинник, огневка яркая, лисичка ложная, млечник, груздь бахромистый, краснушка и др.
Существуют грибы с одинаковыми названиями и внешне схожи, но одни съедобны, другие – ядовиты. Например, безобидный груздь бывает 9 видов и только 5 видов съедобны. В некоторых странах Европы его вообще не употребляют. Или рядовка – 30 видов, из них 12 – съедобны, остальные ядовиты.
Польза и применение грибов
Грибы надо знать и по виду и по качеству. Грибы для употребления требуют дополнительной обработки. Одни сушат, другие вымачивают и отваривают, третьи – солят и т. д.
В основном шляпочные грибы растут в смешанных лесах, на холмах. Почему в лесах? Оказывается, что люди могут обойтись без грибов, а вот лесу они просто необходимы. В лесу падают листья, ломаются ветки и деревья, умирают звери и насекомые. Перегнившие вещества ежегодно скапливаются, и через десятки лет все это ведет к уничтожению живой природы. Почва истощится, в нее не будут возвращаться питательные вещества. Чтобы этого не случилось, нужны грибы. Они разрушают органические вещества, которые скопились в отмерших растениях и трупах животных, превращают их в простые неорганические, которые снова обогащают почву. Так в природе сохраняется биологическое равновесие. Среди грибов есть и злейший враг леса – опенок осенний. Он часто растет на пнях, но может переселиться и на корни молодых посадок дуба, сосны, яблони и вызывает корневую гниль, деревья погибают.
Грибы употребляют не только в пищу, как вкусную ароматную приправу, их сушат, солят, маринуют. Они имеют и другие применения. Например, в народной медицине используют препараты из белого гриба, некоторых трутовиков, чаги. В восточной медицине также используются цельные грибы. Некоторые виды грибов содержат психоактивные вещества, у древних народов применялись в различных обрядах, в частности мухоморы использовали шаманы. Грибы с глубокой древности использовались как лекарственные средства. Да и сейчас во многих домах растёт в банках «чайный» или «молочный» гриб, напиток из которого повышает иммунитет и борется с воспалительными заболеваниями. В 1940 году А. Флемминг из дрожжевых грибов выделил пенициллин, открыв эру антибиотиков. Лечебными свойствами обладают шампиньоны, рядовки фиолетовые, опята луговые и осенние, молочник, чага и говорушки. А кожица дождевиков используется вместо лейкопластыря — внутренняя её часть стерильна и обладает бактерицидными свойствами.
Вот еще некоторые интересные сведения из царства грибов:
- В мухоморах не так уж много яда, для того, чтобы концентрация его была смертельной, нужно съесть около 4 кг. А вот бледная поганка очень ядовита, достаточно одного грибочка, чтобы отравить 4 человек.
- В среднем каждый гриб состоит из примерно 90% воды (как человек).
- Одним из самых больших найденных грибов считается объект, найденный в США в 1985 году, его вес составлял 140 кг.
- В таких странах, как Франция, Россия, Италия и Хорватия растет самый дорогой гриб в мире - 2500 $ за 1 кг грибов. А называется он трюфель. Все дело в том, что срок хранения этих грибов слишком малый. Изысканный аромат испаряется всего за несколько дней. Цена велика и еще по одной причине: трюфеля сложно собирать, так как они растут под землей.
- Одним из самых интересных грибов считается "Плазмодий." Дело в том, что он умеет ходить. Скорость правда небольшая, всего около метра за несколько дней.
- Рыжики можно есть в сыром виде.
- Пожалуй один из самых редких грибов - это "сигара дьявола". Встретить его можно в центральной части штата Техас (США), а также в отделенных уголках Японии. К тому же это единственный гриб, который издает звук (свист), когда выпускает споры.
Практическая часть
Мой дедушка любитель грибной «охоты». Он приносит домой много грибов и мы с сестрой их рассматриваем и стараемся запомнить названия. Заинтересовавшись этим царством, я решила сделать наглядное пособие о грибах для урока окружающего мира – это картина из пластилина, на которой царство грибов разделено на доброе и злое.
Для моей поделки потребовался следующий материал:
- ватман;
- мягкий пластилин ярких цветов;
- двусторонний скотч;
- потолочные плитки;
- степлер;
- ножницы;
- стека.
Сначала я выбрала формат ватмана, нанесла на него общий рисунок простым карандашом. Идея изображения: разделить царство грибов на два – доброе (съедобные грибы) и злое (ядовитые грибы). Вид и название грибов выбрала из энциклопедии. Затем начала наносить и размазывать пластилин пальцами по бумаге, придавая нужную форму и цвет. Готовая картина прикрепляется к потолочным плиткам степлером и двусторонним скотчем. Картина готова!
Вывод: таким образом, данную картину можно использовать как наглядное пособие на уроках окружающего мира для лучшего запоминания грибов съедобных и несъедобных и в дальнейшем умения их отличать друг от друга.