Рассмотрим нашу методику темы.
Проект учебно-воспитательного занятия.
Профессия (название, ступень) – автомеханик, III ступень квалификации
Курс обучения – I
Предмет – информатика
Объем учебного времени – 111 часов (за весь курс, 2 года: 64 часа на 1 курсе, 47 часов – на 2 курсе)
Место предмета в учебном плане – предмет общеобразовательного цикла
Основные требования к знаниям, опыту деятельности, опыту эмоционально-ценностного отношения в соответствии со стандартом и требованиями заказчиков –
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы
Назначение и функции операционных систем
уметь:
Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами
Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники
Иллюстрировать учебные работы с использование средств информационных технологий
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя
Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (навыки) для:
Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании
Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами
Автоматизации коммуникационной деятельности
Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией
Эффективной организации индивидуального информационного пространства
Цели изучения предмета в соответствии со стандартом и требованиями заказчиков –
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других дисциплин
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности
Критерии и норма достижения целей –
100 % по стандарту, в которые входит 10% знаний свыше программы
Форма итоговой аттестации по предмету –
зачет по всему курсу
Номер и название темы по программе предмета –
Тема № 4. Компьютер, как средство автоматизации информационных процессов (10 часов)
Объем учебного времени на тему – 16 часов - с дублированием практических работ в двух подгруппах
Место темы в предмете и в профессии, взаимосвязь с другими темами –
Данная тема является одной из основных тем в информатике:
позволяет учащимся узнать названия и назначение основных устройств ПК, что поможет ему на практике соблюдать ТБ и выйти из сложной ситуации,
позволяет узнать назначение и функции ОС, программных средств создания информационных объектов, благодаря чему учащийся сможет самостоятельно выбрать программу для создания нужного ему объекта (связь с темой № 5 – «средства и технологии создания и преобразования информационных объектов»)
позволяет учащимся приобрести умения в пользовании клавиатурой, работать с файлами, носителями информации, вводить и выводить данные, соблюдать правила ТБ и сохранности информации при работе на ПК, что позволяет выбору оптимального способа работы (связь с темами № 5 - «средства и технологии создания и преобразования информационных объектов» и № 6 – «средства и технологии обмена информацией с помощью ПК»)
позволяет применять знания, изученные учащимися в темах № 2 и № 3: «кодирование информации в компьютере», «понятие алгоритма», «особенности запоминания, обработки, передачи информации», «создание информационных моделей», для формирования алгоритмического мышления, выбора наиболее оптимального варианта решения поставленной задачи, разделение ее на этапы для достижения наилучшего результата
Взаимосвязь с другими предметами.
Данная тема взаимосвязана:
с русским языком и литературой, так как учащиеся узнают новые технические термины;
с математикой и эффективным поведением на рынке труда, так как эти предметы изучают алгоритмы поиска оптимального решения;
историей, так как затрагивается история развития аппаратного и программного обеспечения;
с правом, так как рассматривается соблюдение авторских прав на программное обеспечение;
с биологией, так как при проведении уроков «устройство ПК», «вирус, антивирусные программы» проводят аналогию с биологическими понятиями
Цели изучения темы:
Учащиеся должны знать:
названия и назначения основных устройств ПК
правила техники безопасности при работе с ПК
назначение и функции ОС
программные средства создания информационных объектов
Учащиеся должны уметь:
пользоваться клавиатурой ЭВМ
назначение, состав, загрузка ОС
работать с файлами
работать с носителями информации
вводить и выводить данные
перечислять состав и назначение программного обеспечения
соблюдать привила ТБ и сохранности информации при работе на ПК
Учащиеся должны приобрести навыки:
оперативной работы по вводу и выводу данных
эффективной организации индивидуального информационного пространства
автоматизации коммуникационной деятельности
Критерии и норма достижения цели
100 % по стандарту, в которые входит 10% знаний свыше программы
Содержание, методы и формы оценки образовательного результата по теме № 4 «Компьютер, как средство автоматизации информационных процессов»
Содержание
1, 2, 3 | Аппаратное и программное обеспечение ПК. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности. Архитектура современных компьютеров. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Многообразие операционных систем. | |
4,5 | Практическая работа. Устройство ПК. | |
6,7 | Практическая работа. Операционная система Windows (основные понятия). Рабочий стол. Основные элементы интерфейса. | |
8,9 | Практическая работа. Запуск программ. Работа с окнами. | |
10,11 | Практическая работа. Работа с файловой системой Windows. | |
12,13, 14,15 | Практическая работа. Устройства хранения информации. | |
16 | Практическая работа. Установка и удаление программ. Антивирусные программы. | |
Методы и формы оценки образовательного результата по теме – тестовые работы в электронном виде
3. Тема УВЗ (учебно-воспитательного занятия), номер УВЗ в теме
Устройства хранения информации 12, 13, 14, 15 уроки в теме.
Место УВЗ в теме (взаимосвязь с другими занятиями, темами, предметами)
УВЗ «устройства хранения информации» связано с другими занятиями в данной теме:
Аппаратное обеспечение ПК, т.к. существуют не только внешние носители, но и внутренние (жесткий диск, например)
Многообразие операционных систем. Интересно учащимся знать интерфейс в различных ОС, в частности представление программной части накопителей (как внешних, так и внутренних).
Устройство ПК, т.к. учащимся важно знать, где и каким образом располагаются в ПК внутренние накопители информации
Рабочий стол. Запуск программ. Работа с окнами. Работа с файловой системой Windows. Основные элементы интерфейса. Важно знать, где и как отображаются значки, ярлыки внутренних и подключенных внешних накопителей информации, а так же каким образом можно с ними работать, осуществлять их запуск, работать с диалоговым окном устройства, осуществлять обмен информацией между ПК и накопителем (копировать, вставить, вырезать)
Программное обеспечение ПК. Установка и удаление программ. Часто внешние носители требуют установки драйвера, обеспечивающего возможность работы с ними (например, некоторые флеш-накопители)
Антивирусные программы. Устройства хранения информации подвержены заражению программами-вирусами. Поэтому важно научиться каждый из известных носителей проверять с помощью антивирусных программ.
УВЗ «устройства хранения информации» связано с другими темами:
«Информация и информационные процессы» – учащиеся могут приближенно узнать по заданному объему накопителя, какое количество и какой информации может он хранить; учащиеся знают особенности передачи, обработки информации
«Информационные модели и системы» - учащиеся могут определить с помощью какой модели представлены данные в накопителях информации
«Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов» - учащиеся могут определить, какая информация храниться в файлах, находящихся на носителях, в каких программах созданы эти объекты, каким образом их можно редактировать, форматировать
«Средства и технологии обмена информацией с помощью ПК (сетевые технологии)» - изучив эту тему учащийся может осуществлять обмен информацией между накопителями и локальными, глобальными сетями. Посылать данные с накопителей через электронную почту. Работать с поисковыми системами и сохранять найденную важную информацию на накопитель
УВЗ «устройства хранения информации» связано с другими предметами:
с русским языком и литературой, так как учащиеся узнают правила написания новых информационных терминов;
с математикой, так как в зависимости от объема накопителя можно вычислить какое количество и какой информации на него можно записать;
с историей, так как затрагивается история развития устройств хранения информации;
Уровень усвоения содержания образования (по стандарту, по потребностям заказчиков) – сущностный
Цели УВЗ –
Учащиеся должны знать и уметь:
Название, назначение и устройство основных устройств хранения информации
характеристики устройств хранения информации
история развития носителей информации
правили техники безопасности при работе с накопителями информации
используемое ПО при установке некоторых накопителей информации (флеш-накопители)
защита информации, хранящейся на накопителях
Задачи проведения УВЗ
образовательные
сформировать знания о истории развития, видах, составе, назначении, пользовании накопителями информации, ПО накопителей (флэш-память)
развивающие
развитие памяти, внимания, словесно-логического, аналитического мышления
формирование потребности в обучении и саморазвитии
воспитательные
формирование интереса к предмету
воспитание самостоятельности, культуры интеллектуального труда
Формирование ответственности при работе с компьютером
Критерии и нормы достижения целей –
100 % по стандарту, в которые входит 20% знаний свыше программы
Показатели оценки образовательного результата –
Выставленные оценки за выполнение электронных тестов
Выбор учебного материала –
Основной:
Жеский диск, лазерные диски, флеш-память
Дополнительный:
Внутренние хранители информации (оперативная память, кэш-память, СМОS-память), внешние хранители информации (новые форматы дисков - AHD диски, DMD диски, HVD диски, MODS диски, AO-DVD, Голографическая запись, Флуоресцентный многослойный диск)
Дидактическая обработка и форма предъявления учебного материала учащимся –
Обучающая программа «Современные виды носителей информации. Защита записанной информации»
Тестовые работы в электронном виде (к каждому виду накопителя информации)
ТСО –
форма УВЗ
Урок изучения нового материала (12, 13, 14, 15 уроки в теме)
Практическая работа (урок № 12)
Этапы и временные рамки | Цель (прообраз) образовательного результата | Деятельность учащихся (методы учения) | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность педагога (методы обучения, воспитания и контроля, способы предъявления учебного материала учащимся) | Показатели достижения образовательного результата |
Организационный момент (2 мин) | Подготовить учащихся к работе | Готовятся к уроку | Индивидуальная | Приветствие, выяснение отсутствующих | Группа готова к уроку |
Мотивация (1 мин) | Актуализация и мотивация учащихся на изучение нового материала | Слушают | Индивидуальная | Мотивирует учащихся на изучение нового материала | Готовность учащихся изучать новый материал |
Вступительное слово учителя (2 мин) | Познакомить учащихся с названием темы, целями урока, ходом урока | Слушают | Индивидуальная | Объясняет тему, цели и задачи, знакомит с ходом урока | Учащиеся узнали тему, цели и ход проведения урока |
Подготовка к изучению нового материала | Повторить пройденный материал: название, назначение, устройство и характеристики внутренних устройств хранения информации – оперативная память, кэш-память, CMOS-память, постоянная память и т.д. | Беседа | Групповая | Выслушивает ответы, корректируя ошибки, устанавливает связи данных понятий с новой темой | Повторили темы предыдущих занятий, связав их с темой урока |
Изучение нового материала (20) | Учащиеся должны изучить: "Строение" винчестера Предназначение винчестера Основные характеристики жесткого диска Защита записанной информации Перпендикулярная запись | Садятся за компьютеры Слушают, разбирают новую тему вместе с преподавателем, работая с обучающей программой | Групповая и индивидуальная | Объясняет, показывая свои действия на экране, задает вопросы, просит учащихся повторять за ним | Получили знания |
Закрепление нового материала. Выполнение практической работы(10 мин.) | Закрепление знаний учащихся о "Строении" винчестера, его предназначении, основных характеристиках, защите записанной на жесткий диск информации, понятии «перпендикулярная запись» | Отвечают на вопросы теста, ответы на них находят в тексте обучающей программы | Индивидуальная | Контролирует ход выполнения практической работы | Выполнение первого теста, закрепление материала |
Подведение итогов (1 мин.) | Оценка работы учащихся, выставление оценок за тест | Слушают | Индивидуально-групповая | Подводит итоги урока, выставляет оценки за тест | 100% учащихся усвоили материал |
Домашнее задание (1 мин.) | Повторение и закрепление полученных знаний | Слушают, записывают | Индивидуальная | Дает домашнее задание: повторить и закрепить полученные знания. | записанное домашнее задание в тетради |
Практическая работа (урок № 13)
Этапы и временные рамки | Цель (прообраз) образовательного результата | Деятельность учащихся (методы учения) | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность педагога (методы обучения, воспитания и контроля, способы предъявления учебного материала учащимся) | Показатели достижения образовательного результата |
Организационный момент (2 мин) | Подготовить учащихся к работе | Готовятся к уроку | Индивидуальная | Приветствие, выяснение отсутствующих | Группа готова к уроку |
Мотивация (1 мин) | Актуализация и мотивация учащихся на изучение нового материала | Слушают | Групповая | Мотивирует учащихся на изучение нового материала | Готовность учащихся изучать новый материал |
Вступительное слово учителя (2 мин) | Познакомить учащихся с названием темы, целями урока, ходом урока | Слушают | Индивидуальная | Объясняет тему, цели и задачи, знакомит с ходом урока | Учащиеся узнали тему, цели и ход проведения урока |
Изучение нового материала (23) | Учащиеся должны изучить: "Строение" флеш-памяти Предназначение флеш-памяти Самые распространенные виды флеш-накопителей (фирмы-производители) Защита записанной информации | Садятся за компьютеры. Слушают, разбирают новую тему вместе с преподавателем, работая с обучающей программой | Групповая и индивидуальная | Объясняет, показывая обучающую программу на экране, задает вопросы, просит учащихся повторять действия за ним | Получили знания |
Закрепление нового материала. Выполнение практической работы(10 мин.) | Закрепление знаний учащихся о "Строении" флэш-памяти, ее предназначении, защите записанной на флэш-накопители информации, самых распространенных видах флэш-памяти | Отвечают на вопросы теста, ответы на них находят в тексте обучающей программы | Индивидуальная | Контролирует ход выполнения практической работы | Выполнение второго теста |
Подведение итогов (1 мин.) | Оценка работы учащихся | Слушают | Индивидуально-групповая | Подводит итоги урока, выставляет оценки за тест | 100% учащихся усвоили материал |
Домашнее задание (1 мин.) | Повторение и закрепление полученных знаний | Слушают, записывают | Индивидуальная | Дает домашнее задание: повторить и закрепить полученные знания. | записанное домашнее задание в тетради |
Практическая работа (урок № 14)
Этапы и временные рамки | Цель (прообраз) образовательного результата | Деятельность учащихся (методы учения) | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность педагога (методы обучения, воспитания и контроля, способы предъявления учебного материала учащимся) | Показатели достижения образовательного результата |
Организационный момент (2 мин) | Подготовить учащихся к работе | Готовятся к уроку | Индивидуальная | Приветствие, выяснение отсутствующих | Группа готова к уроку |
Мотивация (1 мин) | Актуализация и мотивация учащихся на изучение нового материала | Слушают | Групповая | Мотивирует учащихся на изучение нового материала | Готовность учащихся изучать новый материал |
Вступительное слово учителя (2 мин) | Познакомить учащихся с названием темы, целями урока, ходом урока | Слушают | Индивидуальная | Объясняет тему, цели и задачи, знакомит с ходом урока | Учащиеся узнали тему, цели и ход проведения урока |
Изучение нового материала (25) | Учащиеся должны изучить: Лазерные накопители CD. Из истории CD Диски CD-ROM Диски CD-R Диски CD-RW Лазерные накопители DWD. Из истории DVD Диски DVD-RW Диски DVD-R, DVD-RAM Диски DVD+R, DVD+RW | Садятся за компьютеры. Слушают, разбирают новую тему вместе с преподавателем, работая с обучающей программой | Групповая и индивидуальная | Объясняет, показывая обучающую программу на экране, задает вопросы, просит учащихся повторять действия за ним | Получили знания |
Закрепление нового материала (13 мин.) | Закрепление знаний учащихся по темам: Из истории CD Диски CD-ROM Диски CD-R Диски CD-RW Из истории DVD Диски DVD-RW Диски DVD-R, DVD-RAM Диски DVD+R, DVD+RW | Отвечают на вопросы теста, ответы на них находят в тексте обучающей программы | Индивидуальная | Контролирует ход выполнения практической работы | Выполнение третьего и четвертого теста |
Подведение итогов (1 мин.) | Оценка работы учащихся | Слушают | Индивидуально-групповая | Подводит итоги урока, выставляет оценки за тест | 100% учащихся усвоили материал |
Домашнее задание (1 мин.) | Повторение и закрепление полученных знаний | Слушают, записывают | Индивидуальная | Дает домашнее задание: повторить и закрепить полученные знания. | записанное домашнее задание в тетради |
Практическая работа (урок № 15)
Этапы и временные рамки | Цель (прообраз) образовательного результата | Деятельность учащихся (методы учения) | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность педагога (методы обучения, воспитания и контроля, способы предъявления учебного материала учащимся) | Показатели достижения образовательного результата |
Организационный момент (2 мин) | Подготовить учащихся к работе | Готовятся к уроку | Индивидуальная | Приветствие, выяснение отсутствующих | Группа готова к уроку |
Мотивация (1 мин) | Актуализация и мотивация учащихся на изучение нового материала | Слушают | Групповая | Мотивирует учащихся на изучение нового материала | Готовность учащихся изучать новый материал |
Вступительное слово учителя (2 мин) | Познакомить учащихся с названием темы, целями урока, ходом урока | Слушают | Индивидуальная | Объясняет тему, цели и задачи, знакомит с ходом урока | Учащиеся узнали тему, цели и ход проведения урока |
Изучение нового материала (30) | Учащиеся должны изучить: Новые форматы дисков: Краткий обзор новых форматов дисков AHD диски, DMD диски, HVD диски, MODS диски, AO-DVD Голографическая запись Флуоресцентный многослойный диск
| Садятся за компьютеры по 2-ое за 1 ПК Слушают, разбирают новую тему вместе с преподавателем, работая с обучающей программой | Групповая и индивидуальная | Объясняет, показывая обучающую программу на экране, задает вопросы, просит учащихся повторять действия за ним | Получили знания |
Закрепление нового материала (13 мин.) | Закрепление знаний учащихся по теме «новые форматы дисков» | Отвечают на вопросы теста, ответы на них находят в тексте обучающей программы | Индивидуальная | Контролирует ход выполнения практической работы | Выполнение пятого теста |
Подведение итогов (1 мин.) | Оценка работы учащихся, выставление оценок за тест | Слушают | Индивидуально-групповая | Подводит итоги урока, выставляет оценки за тест | 100% учащихся усвоили материал |
Домашнее задание (1 мин.) | Повторение и закрепление полученных знаний | Слушают, записывают | Индивидуальная | Дает домашнее задание: повторить и закрепить полученные знания. | записанное домашнее задание в тетради |