| Мотивационно- целевой этап | -Наш урок хочется начать с прочтения вами текстов в группах, которые помогут подойти к теме нашего урока. -После прочтения данных текстов вы должны сформулировать тему данного отрывка текста, определить его жанровую принадлежность, дополнить недостающие данные в тексте и подобрать иллюстрацию к нему. -Заполнить кластер: -С чем связаны тексты? -Почему наш урок начался с данных отрывков, пожалуйста, выдвинете свои предположения? - Какие ассоциации вызывает у вас слово война? | 1.Виды учебных заданий: работа по карточкам. Методы группового познания. Полилог. Руководителя нет. Любой член группы готов доложить результаты общей работы. Групповая форма работы с текстами. Обсуждение в группах и сообщение результата. -Эвристическая беседа, в ходе которой приходят к выводам. | Тексты из учебника Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир», 4 класс (см.приложение, но в текстах отсутствует информация) 1гр.-1380г., Куликовском 2гр.-Кутузов, Бородинском поле 3гр.-22 июня 1941 года, Гитлера | Гражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, проявление интереса к изучению истории Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; —проявление уважения к традициям и культуре своего народа в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; Эстетическое воспитание: — проявление уважительного отношения и интереса к худо- жественной культуре, к различным видам искусства, воспри- имчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего народа, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений и художественной литературы; Духовно-нравственное воспитание: —проявление сопережи- вания, уважения, любви, доброжелательности к чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, — осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; — выражение своего видения мира, индивидуальной позиции— понимание образного языка художественных произве- дений, выразительных средств, создающих художественный образ. | Познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: — сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, обосновывать принадлежность к жанру; коммуникативные универсальные учебные действия: общение: — воспринимать и формулировать суждения, — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные тексты (рассуждение, повествование); — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото) к тексту выступления. | -различать художественные произведения и познавательные тексты; -понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам; — владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последователь- ность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; — характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев; — объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно формулировать простые выводы на основе прослу- шанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста; |
| Этап актуализации знаний | -Для того, чтобы понять к какому из данных текстов по времени близко наше произведение вам помогут слова. Пожалуйста, обсудите в парах их значение. А ребята 2 группы найдут значение этих слов в словарях. В словарях найдите объяснение их значения (если значение слов вам непонятно): гусары, барин, эсаул, кремни, караулка, подпруги, ординарец, полк, маркитант, фунт. -Что вы знаете из истории об этом времени? | 2.Виды учебных заданий: работа со словарём (организовано в парах обсуждение значений слов). Работа 2 группы со словарями. | -Ребята находят значение слов в словарях и приходят к выводу, что произведение будет посвящено 1812г. |
| Этап изучения нового знания | -Ваши предположения оказались верны. -Действительно сегодня мы будем знакомиться с отрывком из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». -С помощью электр.библиотек найдите ответы на вопросы: 1.Что описывает роман? 2.Главная тема? 3.Сколько персонажей в романе? 4.Сколько томов в романе? 5.Сколько лет писал его Л.Н.Толстой? -Сейчас вам предстоит работа с учебником –произведением. У каждой группы свои вопросы, на которые должны ответить. Понять к какой части текста они относятся и озаглавить эту часть. -Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой, прежде чем приступить к изображению боя, описывает «ночь перед боем», «волшебный сон Пети»? К какому литературному жанру можно отнести этот сон? (сказка) Как Л.Н.Толстой относится к своему герою? (любит его). -Какие чувства он у вас вызывает? (симпатию). -Но почему же писатель строит свое повествование таким образом, что Петя, ни в чем неповинный ребенок, погибает? 1. Исследователь творчества Толстого С.П. Бычков в своем очерке отметил: «Образ Пети Ростова является одним из самых волнующих в «Войне и мире» Согласны ли вы с этой мыслью? 2.Какое впечатление произвел на вас этот герой? 3.Каково отношение Л.Н.Толстого к войне? 4. Совместимы ли понятия «ребенок» и «война»? Обоснуйте свои точки зрения. | 3. Виды учебных заданий: работа с использованием контента электронных библиотек. https://ru.wikipedia. org/wiki/ %D0%92% D0% BE%D0% B9%D0%BD%D0% B0_%D0%B8_% D0%BC%D0% B8%D1%80 Работа 3 группы. 4. Виды учебных заданий: работа с текстом учебника по группам. | -Ребята находят ответы на вопросы в статье контента электр.библиотек по ссылке. -Ребята работают с текстом учебника, находят ответы на вопросы, раскрывают какие чувства переживает Петя Ростов и через какие детали его поведения они переданы, какие черты характера у него при этом проявляются? Подтверждают своё мнение цитатами из текста. Рассуждают к какой части текста можно отнести эти вопросы и озаглавливают данный фрагмент. | Познавательные универсальные учебные действия: — читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические произведения; — читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения понимания и запоминания текста; — анализировать текст: определять главную мысль, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаи- мосвязь между событиями, эпизодами текста; — характеризовать героя и давать оценку его поступкам; — составлять план текста; Работа с текстом: — использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей; Коммуникативные универсальные учебные действия: — соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к художественным текстам; — пересказывать текст в соответствии с учебной задачей; — оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним; Совместная деятельность: —соблюдать правила взаимодействия; — ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело. |
| Этап самоконтроля | -Ребята, сейчас после прочтения-работы с текстом, его анализа вам предлагается набор пронумерованных высказываний, соответствующих или несоответствующих содержанию . Вы должны отметить знаком «+» или «-» - соответствие данного высказывания содержанию текста, а рядом-слово, которое не соответствует. Время на размышление даётся минимальное. Затем сравнить свои ответы с образцом, отметить ошибочные ответы и подсчитать их количество. Каждому предоставляется возможность объяснить, почему он выбрал данный вариант ответа, не совпадающий с эталонным. Далее вы должны, оценить качество своего понимания прочитанного, исходя из соотношения неправильных ответов и высказываний задания. Для самооценки используется таблица. | 5. Виды учебных заданий: заполнение таблиц. Индивидуальная работа обучающегося с таблицей. | | Регулятивные универсальные учебные действия: — понимать значение чтения для самообразования и саморазвития; — оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев; — осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе. |