СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект учебного занятия по литературному чтению. УМК «Перспектива».4 класс. Тема: Л.Н.Толстой «Петя Ростов» (ФГОС НОО 3 поколения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект учебного занятия поможет педагогам в развитии читательской компетентности обучающихся 4 кл.с использованием приёмов технологии критического мышления, контента электронных библиотек на уроках литературного чтения, согласно ФГОС НОО 3 поколения.

Просмотр содержимого документа
«Проект учебного занятия по литературному чтению. УМК «Перспектива».4 класс. Тема: Л.Н.Толстой «Петя Ростов» (ФГОС НОО 3 поколения)»

Проект учебного занятия на основании примерной рабочей программы,

УМК «Перспектива» по предмету «Литературное чтение», 4 класс.

Тема: Л.Н.Толстой «Петя Ростов»

Цели и задачи учебного занятия:

продолжить знакомить обучающихся с творчеством Л.Н. Толстого;

отрабатывать навыки правильного осознанного выразительного чтения;

учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев произведения;

обсудить с учениками вопросы, связанные с гуманным отношением к людям независимо от их национальной принадлежности;

помочь детям осознать, что война влечет за собой невосполнимые потери;

воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, патриотическое воспитание – любовь к своей Родине;

развивать память, речь, мышление, приемы работы с текстом (технология критического мышления).


Дидактическая
структура урока



Деятельность
учителя

Виды и формы
организации
учебной
деятельности

Содержание
учебной
деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные


Мотивационно-
целевой этап

-Наш урок хочется начать с прочтения вами текстов в группах, которые помогут подойти к теме нашего урока.

-После прочтения данных текстов вы должны сформулировать тему данного отрывка текста, определить его жанровую принадлежность, дополнить недостающие данные в тексте и подобрать иллюстрацию к нему.

-Заполнить кластер:

Тема


Цель


Персонажи текста


Иллюстрация к тексту


-С чем связаны тексты?

-Почему наш урок начался с данных отрывков, пожалуйста, выдвинете свои предположения?

- Какие ассоциации вызывает у вас слово война?

1.Виды учебных заданий: работа по карточкам. Методы группового познания. Полилог. Руководителя нет. Любой член группы готов доложить результаты общей работы. Групповая форма работы с текстами.

Обсуждение в группах и сообщение результата.


-Эвристическая беседа, в ходе которой приходят к выводам.

Тексты из учебника Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир», 4 класс (см.приложение, но в текстах отсутствует информация)

1гр.-1380г., Куликовском

2гр.-Кутузов, Бородинском поле

3гр.-22 июня 1941 года, Гитлера

Гражданско-патриотическое воспитание:

— становление ценностного отношения к своей Родине —

России, проявление интереса к изучению

истории Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

—проявление уважения

к традициям и культуре своего народа в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей

русской литературы и творчества народов России;

Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к худо-
жественной культуре, к различным видам искусства, воспри-
имчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего народа, готовность выражать своё отношение
в разных видах художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения
и эмоционально-эстетической оценки произведений
и художественной литературы;

Духовно-нравственное воспитание:
—проявление сопережи-
вания, уважения, любви, доброжелательности к чужим людям, независимо от
их национальности, социального статуса,
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации
нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции— понимание образного языка художественных произве-
дений, выразительных средств, создающих художественный
образ.

Познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали),
жанру, обосновывать принадлежность к жанру; коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения,

— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

— признавать возможность существования разных точек

зрения;

— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

— создавать устные тексты (рассуждение, повествование);

— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото) к тексту выступления.

-различать художественные произведения и познавательные тексты;

-понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;

— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последователь-
ность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
— характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев,
характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их
чувств, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры
использования слов в прямом и переносном значении,

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно
формулировать простые выводы на основе прослу-
шанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;


Этап актуализации
знаний

-Для того, чтобы понять к какому из данных текстов по времени близко наше произведение вам помогут слова. Пожалуйста, обсудите в парах их значение. А ребята 2 группы найдут значение этих слов в словарях. В словарях найдите объяснение их значения (если значение слов вам непонятно): гусары, барин, эсаул, кремни, караулка, подпруги, ординарец, полк, маркитант, фунт.

-Что вы знаете из истории об этом времени?

2.Виды учебных заданий: работа со словарём (организовано в парах обсуждение значений слов). Работа 2 группы со словарями.


-Ребята находят значение слов в словарях и приходят к выводу, что произведение будет посвящено 1812г.


Этап изучения нового
знания

-Ваши предположения оказались верны.

-Действительно сегодня мы будем знакомиться с отрывком из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».

-С помощью электр.библиотек найдите ответы на вопросы:

1.Что описывает роман?

2.Главная тема?

3.Сколько персонажей в романе?

4.Сколько томов в романе?

5.Сколько лет писал его Л.Н.Толстой?

-Сейчас вам предстоит работа с учебником –произведением. У каждой группы свои вопросы, на которые должны ответить. Понять к какой части текста они относятся и озаглавить эту часть.

-Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой, прежде чем приступить к изображению боя, описывает «ночь перед боем», «волшебный сон Пети»? К какому литературному жанру можно отнести этот сон? (сказка)

Как Л.Н.Толстой относится к своему герою? (любит его).

-Какие чувства он у вас вызывает? (симпатию).

-Но почему же писатель строит

свое повествование таким образом, что Петя, ни в чем неповинный ребенок, погибает?


1. Исследователь творчества Толстого С.П. Бычков в своем очерке отметил: «Образ Пети Ростова является одним из самых волнующих в «Войне и мире»

Согласны ли вы с этой мыслью?

2.Какое впечатление произвел на вас этот герой?

3.Каково отношение Л.Н.Толстого к войне?

4. Совместимы ли понятия «ребенок» и «война»?


Обоснуйте свои точки зрения.

3. Виды учебных заданий: работа с использованием контента электронных библиотек.

https://ru.wikipedia. org/wiki/ %D0%92% D0% BE%D0% B9%D0%BD%D0% B0_%D0%B8_% D0%BC%D0% B8%D1%80

Работа 3 группы.


4. Виды учебных заданий: работа с текстом учебника по группам.

-Ребята находят ответы на вопросы в статье контента электр.библиотек по ссылке.












-Ребята работают с текстом учебника, находят ответы на вопросы, раскрывают какие чувства переживает Петя Ростов и через какие детали его поведения они переданы, какие черты характера у него при этом проявляются? Подтверждают своё мнение цитатами из текста. Рассуждают к какой части текста можно отнести эти вопросы и озаглавливают данный фрагмент.

Познавательные универсальные учебные действия:

— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по

объёму прозаические произведения;

— читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения понимания и запоминания текста;

— анализировать текст: определять главную мысль, определять тему и главную

мысль, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаи-

мосвязь между событиями, эпизодами текста;

— характеризовать героя и давать оценку его поступкам;

— составлять план

текста;

Работа с текстом:

— использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к художественным текстам;

— пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;

— оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;

Совместная деятельность:

—соблюдать правила взаимодействия;

— ответственно относиться к своим обязанностям в процессе

совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.


Этап самоконтроля

-Ребята, сейчас после прочтения-работы с текстом, его анализа вам предлагается набор пронумерованных высказываний,

соответствующих или несоответствующих содержанию . Вы должны

отметить знаком «+» или «-» - соответствие данного

высказывания содержанию текста, а рядом-слово, которое не соответствует. Время на размышление даётся минимальное. Затем сравнить свои ответы с образцом, отметить ошибочные ответы и подсчитать их

количество. Каждому предоставляется возможность объяснить, почему он выбрал

данный вариант ответа, не совпадающий с эталонным. Далее вы должны, оценить качество

своего понимания прочитанного, исходя из соотношения неправильных ответов и

высказываний задания. Для самооценки используется таблица.

5. Виды учебных заданий: заполнение таблиц. Индивидуальная работа обучающегося с таблицей.


Регулятивные универсальные учебные действия:

— понимать значение чтения для самообразования и саморазвития;

— оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев;

— осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей,

проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе.



Этап рефлексии
учебной
деятельности

-Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

-Каждый ребёнок для себя выбирает фразу из предложенных на доске и на стикере записывает своё продолжение, помещая его на доску.












Приложение

Текст для 1 группы


Текст для 2 группы

1Текст для 3 группы




Работа в группах на этапе изучения нового знания

1 группа

2 группа

3 группа

_________________________________

(Приезд Пети Ростова в отряд Денисова).

1) Как ведёт себя Петя с Денисовым, когда привозит пакет от генерала?

2) Какие поступки Пети выдают его детскость?

3) Почему Петя пожалел пленного барабанщика? Какие чувства борются в нём при этом?



(Петя Ростов перед боем)

1) Какие детали говорят, что Петя – очень честный человек?

2) Как характеризует Петю его полусон накануне сражения?

3) Почему взрослые стараются уберечь Петю от опасности?

_________________________________

(Гибель Пети Ростова).

1) Чьими глазами мы видим бой, в котором погибает Петя?

2) В чём заключается смысл боя, в котором убит Петя?

3)Случайна ли, на ваш взгляд, эта ситуация?



Диагностические материалы для оценивания результатов обучения

Вопросы для этапа самоконтроля

п/п

Если высказывание соответствует содержанию, то ставьте «+», если не соответствует-есть ошибки, то «-» и найдите 1-2 слова несоответствия и измените их

«+» / «-» (1-2 слова)

Верные ответы

Петя Ростов выехал из Санкт-Петербурга, оставив своих родных.


«-»Москвы

Ростов Петя участвовал в Бородинском сражении.


«-»Вяземском

Петя Ростов находился со времени производства в офицеры в грустно-возбуждённом состоянии.


«-»счастливо

Генерал запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова.


«+»

Петя проявлял себя, как жадный человек и безжалостный.


«-»щедр, жалостлив

Ростов Петя пожалел пленного мальчика-француза.


«+»

Командовал отрядом Фёдор Васильевич Денисов.


«-» Василий Фёдорович

Петя Ростов попросил Лихачёва наточить саблю, обить кремни.


«-»обить креми

Мальчик-француз не спал со страху.


«-» спал

Ростов Петя уснул крепким сном перед боем.


«-»не спал

Лошадь свою Петя назвал Карабахом.


«+»

Петя Ростов погиб во время боя.


«+»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!