СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект учителя Сухиновской СОШ - участники Великой Отечественной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект учителя Сухиновской СОШ - участники Великой Отечественной войны»

  1. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Сухиновская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области









Проект

«Учителя МКОУ «Сухиновская СОШ»- участники Великой Отечественной войны»





Выполнила Галич Юлия,

обучающаяся 9 класса МКОУ «Сухиновская СОШ»




Руководитель: учитель истории, Кохтенко Ю.А.


















Сухиновка 2021

СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………..……………………………..3

Глава 1. Теоретическая часть ….………………………………………………………….5

    1. Великая Отечественная война………………………………….……………………..5

    2. Основные задачи школы в военный период………………………………………..5

    3. Учительство в годы Великой Отечественной войны………………………………..7

Глава 2. Практическая часть……………………………………………………………....9

2.1 Анкетирование обучающихся 5-11 классов………………………………………….9

2.2 Богданов Николай Федорович - учитель физики и математики……..…................10

2.3 Мостов Иван Васильевич - учитель истории………….…………………………....11

2.4 Шевченко Дмитрий Петрович- учитель физкультуры и труда…………………….12

Заключение………………………………………………………………………………..13

Список литературы……………………………………………………………………….14

Приложения………………………………………………………………….……………15





















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: 75 лет назад советский народ ценой огромных потерь одержал победу над фашистами в Великой Отечественной войне. Война – это горе и слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли через ужасы войны, но они выстояли и победили. Победили в самой страшной из всех войн, перенесённых до сих пор человечеством. И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти осталась самым горестным воспоминанием…

Сегодня мы живем в мирное время, когда над головой светит яркое солнце, поют птицы, а повсюду встречаются счастливые лица односельчан. Но мы, молодое поколение должны знать и помнить наших героев, чья жизнь является ярким примером проявления высокой гражданственности и патриотизма. Важно помнить о событиях, подвигах и героизме народа, о тех, кто подарил нам Мир, передавать знания подрастающему поколению, чтобы больше никогда не повторилась эта страшная война. Всё это и определило проведение нашего исследования.

Цель работы: изучить роль жителей села Сухиновка в Великой отечественной войне на основе судеб учителей МКОУ «Сухиновская СОШ» участвовавших в войне.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить материалы о Великой Отечественной войне, чтобы углубить свои знания и донести их до подрастающего поколения;

- изучить архивные документы школьного музея;

- собрать материал о учителях- участниках войны;

- встретиться с семьями учителей-участников ВОВ.

Предмет исследования: Роль учителей школы села Сухиновка в Великой Отечественной войне.

Объект исследования: жизнь учителей – участников ВОВ.

Проблема: отсутствие достаточной информации у подрастающего поколения об учителях МКОУ «Сухиновская СОШ», которые участвовали в ВОВ.

Методы: теоретический анализ и обобщение исторической информации из архивов школы и школьного музея, анкетирование, фотографирование.

Реализация данного проекта рассчитана была на 2020 – 2021 год. Базу источников для исследования составили разные материалы: архив делопроизводства и фотоархив школы, воспоминания детей и внуков учителей-участников ВОВ. Но самое ценное – это личные фотографии, документы.

Проект состоит из 3 этапов (табл. 1).

Этапы работы над проектом

Таблица 1

Мероприятие


Этап I. Подготовительный


Выбор объекта поисковой работы, определение географии поиска, методов исследования, объема необходимой информации, формы реализации проекта.


Этап II. Информационный


Собрать материалы для оформления

стенда о учителях-участниках ВОВ

А) фотографии личных архивов

Б) Воспоминания детей, внуков Ветеранов ВОВ

В) Архив школы и школьного музея

Этап III Обобщающий


Оформление стенда «Учителя МКОУ Сухиновская СОШ-участники Великой отечественной Войны».

















Глава 1. Теоретическая часть

    1. Великая Отечественная война

75 лет прошло со Дня Победы. И война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. Но мы вновь и вновь вспоминаем о ней. 4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов… С боями, перебежками и ползком – 4 года! 27 миллионов погибших. Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 43 года.

22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно вторглась на территорию СССР. Германский фашизм поставил цель уничтожить первую в мире страну социализма. В 12 часов дня 22 июня все радиостанции страны передали обращение советского правительства к народу с призывом встать на защиту социалистической Родины. Тысячи советских людей ушли в Красную Армию, в отряды народного ополчения.

764 Сухиновца ушли защищать Родину : 335 из них погибли смертью храбрых, свыше 400 награждены орденами и медалями. Героизм советских людей сорвал молниеносный план «Барбаросса» и положил начало коренному перелому Великой Отечественной войне.

Май 1945 г. Наши войска, освободив Родину, гнали гитлеровцев до их логова. Нужно было обязательно уничтожить врага, чтобы никогда не возродился фашизм. И вот наши солдаты уже под Берлином. Разворачивается последняя наступательная операция советских войск, которая получила название «Уран». Это уже не 1941 год, когда фашисты парадным шагом шли по нашей земле, а сотни тысяч наших бойцов погибали, не успев сделать ни одного выстрела. Теперь советские войска превосходят противника и по количеству, и по качеству вооружения. Операцию по взятию Берлина разрабатывали лучшие полководцы, и в успехе никто не сомневался. Но и враг понимал, что это его последний шанс. Это и сделало Берлинское сражение одним из самых упорных и кровопролитных на Восточном фронте. Гитлеровцы защищали свой последний рубеж, и терять им было нечего.

В результате Берлинской операции был завершён разгром немецко-фашистской армии. 2 мая над Рейхстагом было водружено знамя Победы, а 9 мая в пригороде Берлина Карлхорсте подписан Акт о безоговорочной капитуляции вооружённых сил фашистской Германии.

Длившаяся 1416 дней борьба советского народа за свою свободу и независимость окончилась полной победой.



1.2. Основные задачи школы в военный период

Великая Отечественная война и важная и скорбная страница в истории нашего государства. Она затронула все сферы общественной жизни и, естественно, наложила тяжёлый отпечаток на систему народного образования и на деятельность советской школы. Война стала суровым испытанием для советской системы образования, деловых и, что в те времена было особенно важно, политических качеств всей интеллигенции, в т.ч. учителей и преподавателей.

Главный лозунг людей в те годы был: «Все для фронта, все для победы!». Перед школой тоже ставились определенные задачи:

1) организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста;

2) повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию или заняты на производстве;

3) перестройка учебно-воспитательного процесса, подготовка детей к труду и обороне;

4) повышение роли идейно-политического, патриотического воспитания, укрепление дисциплины;

5) улучшение военно-физической подготовки;

6) всемерное развертывание массовой оборонной и политико - просветительской работы среди учащихся и населения;

7) оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, семьям фронтовиков.

Занятия в школе начинались в 9.00, дежурный учитель приходил к 8.00. Вынужденно школы шли на сокращение времени, отводимого на урок (до 35-40 мин.), перемен между ними (до 5 мин.) В школе было холодно. Топливом школы, были обеспечены на 10-15%, поэтому ученики часто собирали дрова или другое топливо и сдавали в школу, а в селах учителя вместе с учениками сами изготавливали такое топливо, как кизяк. В классах было так холодно, что замерзали чернила. В такое время на доске писать было трудно, так как после мокрой тряпки мел не писал по ледяной корке.
Школы освобожденных районов испытывали острую необходимость буквально во всем. Учащиеся изготавливали самодельные географические карты, плакаты, таблицы. Не было парт, вместо них часто использовали самодельные столы и скамейки.

Но никто не сетовал на судьбу. Все, не только взрослые, но и дети понимали, что все это когда-то закончится и крепко верили, что закончится непременно победой нашего народа. Эта непоколебимая вера и помогала преодолевать жизненные испытания. Эту веру внушало подрастающему поколению правительство, родители, но прежде всего учителя.

Подвиг учителей в годы войны подтвердил «мудрость» истины о значении личного примера в воспитании подрастающего поколения. Воспитать патриота и гражданина, готового служить Родине, сформировать стойкий характер, способный к преодолению любых трудностей, увлечь молодые сердца и умы жаждой знания в столь тяжелые времена – с такой задачей может справиться только учитель, в котором его воспитанники видели образец яркой личности, посвятившей себя служению людям.

1.3. Учительство в годы Великой Отечественной войны

Трудные задачи встали перед учительством в годы Великой Отечественной войны. Лучшие школьные здания в городах и рабочих поселках были выделены под госпитали. В школьных зданиях были развернуты госпитали, больницы, остальные здания использованы для размещения воинских частей, эвакуированных гражданских учреждений.

В 1941-1942 учебном году практически все школы вынуждены были работать в 4-5 смен. Занятия шли с 7 часов утра до 12 часов ночи. Продолжительность уроков была сокращена до 35-40 минут, перерывы между уроками были установлены в 5 минут, перерывы между сменами в 15-20 минут.

Комнаты учебных классов за время перерывов не успевали проветриваться. В 4-ой смене часты были случаи обмороков учителей и учеников из-за углекислого газа. Занятия с учащимися младших классов во многих случаях проводились в домах учащихся.

 Количество учащихся в военные годы уменьшилось. Главной причиной уменьшения контингента учащихся в годы войны было тяжелое материальное положение населения. Подростки, юноши и девушки оставляли школу и шли на работу в колхозы и совхозы, предприятия и учреждения для замены своих отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт.

Первые военные месяцы привели к большим изменениям в кадровом составе руководителей и учителей школ. По данным за 1941-1942 учебный год из состава учителей выбыло около четверти всего учительского контингента. Почти половина выбывших учителей была призвана в ряды РККА.

В 1942-1943 учебном году для улучшения подготовки молодежи к защите страны в школе, начиная с пятого класса, были введены уроки начальной военной подготовки и допризывной подготовки.

Особенно трудно было в годы войны с обеспечением учащихся учебниками, школьно-письменными принадлежностями, новые учебники, тетради, карандаши, ручки распределялись централизованно.

В сельских школах положение было еще более сложным. В 1944-1945 учебном году учащиеся сельских школ получали за год по 1-2 тетради.

Война крайне обострила положение со снабжением населения продовольствием. В первую очередь обеспечивался фронт, армия. Продуктов, получаемых по карточкам, было недостаточно для полноценного питания, что отрицательно сказывалось на физическом состоянии учащихся.

Учащиеся и учителя всех школ участвовали в различных мероприятиях в помощь фронту. Весною, летом и осенью учащиеся работали на полях и фермах колхозов и совхозов, собирали травы, шиповник, дикорастущие ягоды и плоды, грибы.

Борьба с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших учебно - воспитательную работу. Ей был придан боевой патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Были пересмотрены темы и методы преподавания таких предметов, как физика, биология, химия. Преподавание этих предметов в рамках школьной программы стало носить максимально - практический характер. В школах появились темы военно - оборонной направленности с целью установления более тесной связи школы с жизнью.

Наркомат просвещения и местные организации принимают ряд мер по уточнению учета школьных контингентов (включая и эвакуируемых), было разрешено открывать дополнительные классы и школы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Правительство приняло ряд мер по борьбе с безнадзорностью детей, явившейся результатом ухода отцов на фронт, а матерей и других взрослых членов семьи на производство.

В начале 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. В краях и областях были созданы комиссии по борьбе с безнадзорностью, организована специальная инспектура, открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот.

В связи с тем, что в начале войны значительная часть учителей ушла в армию, были приняты меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее образование, к педагогической работе, к укреплению работы педагогических училищ, учительских институтов и педагогических институтов.

Как только Красная Армия освобождала какой - либо населённый пункт от немецко - фашистских захватчиков школы открывались практически сразу.

Несмотря на трудности военного периода, дети очень ответственно относились к учебе: успеваемость достигала 92%!

Все мы привыкли видеть учителей с указками в руках. И очень трудно вообразить, что представители этой самой гуманной профессии на Земле, могут сменить указку на автомат. В годы Великой Отечественной войны немало педагогов воевало на фронте. Учителя - ветераны, как много общего в их фронтовых биографиях. 17 - 20 - летние, они уходили на фронт из школ вместе со своими учениками и их родителями.





































Глава 2. Практическая часть

2.1 Анкетирование обучающихся 5-11 классов

Нами было проведено анкетирование обучающихся (Приложение 2), в ходе которого выявлено, что ученики 8-11 классов располагают большими знания о войне, о ветеранах Великой Отечественной войны своего села, чем обучающиеся с 5 по 7 классы. Это говорит о том, что молодое поколение знает о событиях Великой Отечественной войны.

Анализируя полученные результаты, нами было выявлено, что знаний у обучающихся по теме «Учителя Сухиновской школы- участники Великой Отечественной войны» недостаточно (рис. 1). Поэтому, мы решили собрать информацию об учителях входе проекта, оформить стенд по данной теме в школьном музее, чтобы расширить знания у обучающихся о героизме учителей, ведь Великая Отечественная война – это часть истории, о которой необходимо знать каждому.






Рис.1 Анкетирование



    1. Богданов Николай Федорович - учитель физики и математики.

Николай Федорович родился 12 ноября 1917 года, на территории Украинской ССР, Сумская обл., Белопольский р-н, д.Сохани (Ново-Ивановский с/с).

В 1937 году окончил Глуховский педагогический институт, по специальности учитель математики и физики.

Был призван на службу Глушковским РВК 9 сентября 1941 года. На фронте получил звание - младший лейтенант, награжден Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

После войны продолжил службу в рядах советской армии. Домой Николай Федорович вернулся 19 августа 1946 года.

После войны вместе с женой Богдановой Галиной Александровной, уроженке г.Макарьева, Костромской области, переехал в село Сухиновка Глушковского р-на Курской области. Работал в Сухиновской школе учителем математики и физики, был ответственным, строгим, но справедливым учителем. Пользовался авторитетом и уважением среди обучающихся. Выбыл в Кореневский район по личному заявлению, где работал в школе до самой смерти. Жена работала в селе Сухиновка учителем немецкого языка до самой пенсии. У них было 2 дочери: Ира и Таня. Умер 26 января 1973 года. (Приложение 1)

Выписка из партхарактеристики.

На члена ВКП/б/ с 1943 г. п/б №5363266 гв. Мл. л-та Богданова Николая Федоровича, рождения 1917г. Национальности украинец, образование полное среднее, на учете первичной парт организации п/п 04033 состоит с марта месяца 1945 года.

На период службы и работы в данной парторганизации т.Богданов показал себя смелым, устойчивым и инициативным коммунистом. На фронтах Великой Отечественной войны, будучи командиром огневого взвода, он честно и добросовестно выполнял боевые приказы командования, одновременно систематически занимался воспитанием вверенных ему бойцов в духе преданности их Великому Делу большевистской партии и Социалистической Родине.

После окончания Великой Отечественной войны и с переходом на мирный период т.Богданов был избран парторгом батареи, где неустанно занимается воспитанием молодых коммунистов по повышению их идейно-политического уровня и повседневно работает над собой.

Тов. Богданов политически грамотный, выдержанный, морально устойчив, предан делу партии Ленина-Сталина и Социалистическому Государству.

2.3 Мостов Иван Васильевич - учитель истории.

Иван Васильевич родился в 1911 г., в с.Веселое, Глушковского р-на, Курской области.

Во время войны был призван на фронт, награжден Орденом Отечественной Войны II степени.

О кончил в 1948 г. Курский Педагогический Институт, был беспартийным. Переехал вместе со своей женой Мостовой Екатериной Кирилловной жить в с. Сухиновка и работал в Сухиновской школе учителем истории и занимал должность завуча. В 1972 г. ушел на пенсию. Его жена Мостова Екатерина Кирилловна, работала вместе с мужем в Сухиновской школе, учителем начальных классов до пенсии. У них родилось два сына. Умер 2 апреля 1986 года. (Приложение 1)


  1. 2.4 Шевченко Дмитрий Петрович - учитель физкультуры и труда.


Родился Дмитрий Петрович 24 февраля 1917 г, в с. Званное, Глушковского р-н, Курская обл.

Был призван на службу Глушковским РВК в декабре 1939 года. На фронте получил звание младший лейтенанта, затем дали старший лейтенант. Дмитрий Петрович был награжден: Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны II степени, Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» Службу окончил 11 июня 1949 года.

В 1948 г. окончил Глушковскую среднюю школу, был членом КПСС. Затем Дмитрий Петрович пошел работать учителем физкультуры и труда в Сухиновскую среднюю школу и работал до самой смерти. Со своей будущей женой Шевченко Таисией Николаевной, познакомился по переписке, и она приехала к нему из Ивановского района, Костромской области и тоже стала работать в этой школе, учителем русского языка и литературы, занимала должность директора школы до самой пенсии. У них был один сын. Умер 6 мая 1974 года. (Приложение 1)










ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Советское учительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на фронте. Многие учителя с оружием в руках сражались с врагом и были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза, многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от фашистов.

Изучив документы о учителях-участниках Великой Отечественной войны, мы собрали информацию для оформления стенда в школьном музее «Учителя МКОУ «Сухиновская СОШ» – участники Великой Отечественной войны». (Приложение 3). Учителя нашей школы тоже были участниками ВОВ, внесли свой вклад в Великую Победу.

Никогда нельзя забывать о том, что именно русские люди ценой нечеловеческих усилий и жертв остановили фашизм – смертоносную силу, грозившую уничтожить всё человечество. И чтобы не повторилась эта страшная война, чтобы не падали бомбы и не рвались снаряды, чтобы не плакали матери, помните – какой ценой досталась нам эта Победа! Берегите Мир! Берегите память!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Архивные документы и фотоматериалы учителей-участников ВОВ из школьного музея.

2. Воспоминания семей Шевченко, Богданова, Мостова.

3.https://mega-talant.com/biblioteka/proekt-75-letiyu-pobedy-v-velikoy-otechestvennoy-voyne-1941-1945-godov-na-temu-podvigu-naroda-zhit-v-vekah-95942.html

4. https://infourok.ru/klassniy-chas-posvyaschenniy-dnyu-pobedi-posledniy-boy-on-trudniy-samiy-v-a-klasse-696768.html





































Приложение 1

«Фотографии учителей»

«
С коллегой по работе, 1952 год». Богданов Н.Ф. слева


«Выпуск 1956 года – 7 кл». Богданов Н.Ф. во втором ряду снизу 3 справа

Шевченко Д.П. во втором ряду снизу 3 слева(рядом жена Шевченко Т.Н.)

«Выпуск 1966г. 10 «А» класса»

Мостов И.В. «В стенах родной школы»


Приложение 2

«Анкета»


Анкета для школьников на тему «Учителя Сухиновской школы – участники Великой Отечественной войны»

Укажи свой возраст:____


1. Что для тебя значит Великая Отечественная Война?

а) Великий подвиг

б) Просто далёкое прошлое

в) Уважение к ныне живущим ветеранам и участникам войны.

г) Что-то другое.


2. Напишите дату начала и конца Великой Отечественной войны.

3. Интересны ли для тебя события Великой Отечественной Войны?

а) Да

б) Нет

4. Есть ли в вашей семье те, кто прошёл эти страшные годы войны? (если да, напишите их имена)

5. Знаете ли вы учителей-участников ВОВ, которые работали в нашей школе? (если да, напишите их имена)

























Приложение 3

«Результаты работы»

Стенд «Учителя МКОУ «Сухиновская СОШ»- участники Великой Отечественной войны»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!