Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №8
города Советска Калининградской области
Уравнения,
содержащие знак
абсолютной
величины
Работу выполнила
Ученица 8 «А» класса
Шеремета Дарья
Руководитель
Кузьмина Елена Анатольевна
Введени е
Тема « Уравнения, содержащие знак абсолютной величины» выбрана для данной работы в связи с тем,
что в традиционной учебной
литературе, которую использовала я, данный
вопрос изложен не полно,
отсутствуют алгоритмы решения и не описаны приёмы.
В своей работе я попыталась предложить
варианты приёмов
решения и выделить один из них, как универсальный.
Составить алгоритм использования
универсальным приёмом.
Введени е
Поэтому основной целью моей работы является:
- исследование видов уравнений, содержащих знак абсолютной величины и систематизация приёмов решения;
- вооружение системой знаний по теме «Абсолютная величина»:
- формирование навыков применения данных знаний при решении разнообразных задач различной сложности;
Объектом исследования является составление универсального алгоритма решения уравнений, содержащих знак абсолютной величины.
В работе рассмотрены приемы решения линейных и квадратных уравнений, содержащих знак абсолютной величины.
При работе над темой использовалась научная и учебно-методическая литература.
Определение и свойства
модуля
Модуль - одна из самых интересных и многогранных тем в математике. Хочу заметить, что практически все вступительные экзамены в вузы и тексты ЕГЭ содержат задания с модулем- уравнения, неравенства, графики.
Абсолютной величиной (или модулем)
действительного числа а называется само это число,
если оно неотрицательное, и это число, взятое
с противоположным знаком,
если оно отрицательное.
Модуль числа а обозначается так │а│.
Определение и свойства
модуля
1. Модуль любого действительного числа а есть неотрицательное число:
|а| ≥ 0.
2. Каждое действительное число а не больше своего модуля и не меньше числа, противоположного модулю,
т.е. -|а| ≤ а ≤ |а|.
.
Теорема 1 .
Абсолютная величина действительного числа а равна большему из двух чисел а или – а.
Определение и свойства
модуля
Геометрически |a| означает расстояние на координатной прямой от точки, изображающей число a, до начала отсчета.
Если а ≠ 0, то на координатной прямой существует две точки a и -a, равноудаленной от нуля, модули которых равны.
Если a = 0, то на координатной прямой |a| изображается точкой 0.
Определение и свойства
модуля
График функции y=│x│,
который также имеет только положительные значения,
будет расположен в верхней полуплоскости, так называемая «галочка»
Метод подстановки
(по определению
абсолютной величины)
Дано уравнение:
│ 3х - 2 │ = 4
Т.к. 3х - 2 может быть и положительным и отрицательным, то
│ 3х - 2 │= 3х - 2
│ 3х - 2 │ = 2 - 3х
Подставим оба варианта в уравнение. Теперь:
3х-2=4 2 - 3х = 4
3х =6 - 3х = 2
х = 2 х = - 2/ 3
Дано уравнение:
│ Х│= х + 1
для решения этого уравнения построим графики у=│Х│ и у = х + 1
на координатной плоскости уОх.
Абсцисса точки пересечения графиков является корнем уравнения, следовательно: х = - 0, 5
Графический метод
Дано уравнение:
│ 5х - 13│- │6- 5х│= 7
Для решения этого уравнения каждое подмодульное выражение представим как отдельное уравнение:
│ 5х - 13│- │6- 5х│= 0
5х - 13= 0 6- 5х = 0
х = 2, 6 х = 1, 2
Теперь поставим значения х на числовую ось:
Метод интервалов
│ 5х - 13│- │6- 5х│= 7
Рассмотрим решение данного уравнения в каждом из образовавшихся интервалов.
1) х ( - ∞; 1, 2), тогда х = 0
5*0 - 13 = - 13 6 - 5 *0 = 6
В первом выражении получился отрицательный результат, а во втором положительный. Поэтому раскроем первое подмодульное выражение с минусом, а второе с плюсом. Тогда:
- (5х - 13) - (6- 5х) = 7
- 5х + 5х + 13- 6 = 7
7=7
Поэтому х- это любое число из этого интервала.
Теперь возьмём 2- ой интервал и проделаем то же самое, что и с 1- ым интервалом.
2) х [ 1, 2; 2, 6); х = 2
- (5х - 13) + (6- 5х) = 7
- 5х + 12 - 5х = 0
10х = 12
х= 1,2
Аналогично рассмотрим 3-ий интервал и проделаем тоже что и со 2-ым интервалом
3) х [2, 6; +∞); х = 4
(5х - 13) + (6- 5х) = 7
5х - 5х - 13 + 6 - 7= 0
0 ≠ 14
значит, в этом интервале нет корней.
Объединим ответы и получим: х ( - ∞; 1, 2]
Ответ: ( - ∞; 1, 2].
│ 5х - 13│- │6- 5х│= 7
Рассмотрим решение данного уравнения в каждом из образовавшихся интервалов.
1) х ( - ∞; 1, 2), тогда х = 0
5*0 - 13 = - 13 6 - 5 *0 = 6
В первом выражении получился отрицательный результат, а во втором положительный. Поэтому раскроем первое подмодульное выражение с минусом, а второе с плюсом. Тогда:
- (5х - 13) - (6- 5х) = 7
- 5х + 5х + 13- 6 = 7
7=7
Поэтому х- это любое число из этого интервала.
Теперь возьмём 2- ой интервал и проделаем то же самое, что и с 1- ым интервалом.
2) х [ 1, 2; 2, 6); х = 2
- (5х - 13) + (6- 5х) = 7
- 5х + 12 - 5х = 0
10х = 12
х= 1,2
Аналогично рассмотрим 3-ий интервал и проделаем тоже что и со 2-ым интервалом
3) х [2, 6; +∞); х = 4
(5х - 13) + (6- 5х) = 7
5х - 5х - 13 + 6 - 7= 0
0 ≠ 14
значит, в этом интервале нет корней.
Объединим ответы и получим: х ( - ∞; 1, 2]
Ответ: ( - ∞; 1, 2].
После решения уравнений, содержащих знак абсолютной величины тремя способами Метод подстановки Графический метод Метод интервалов Я пришла к выводу, что универсальным способом решения уравнений является метод интервалов. Предлагаю рассмотреть алгоритм решения универсальным приемом.
Алгоритм решения уравнений,
содержащих знак абсолютной величины.
- Найти корни подмодульных выражений;
- Расположить корни на числовой прямой;
- Раскрыть модули в каждом из образовавшихся промежутков;
- Решить все получившиеся уравнения;
- Выбрать ответы, учитывая промежутки, в которых решается уравнение.
.
Алгоритм решения уравнений,
содержащих знак абсолютной величины.
- Найти корни подмодульных выражений;
- Расположить корни на числовой прямой;
.
- Раскрыть модули в каждом из образовавшихся промежутков;
- Решить все получившиеся уравнения;
- Выбрать ответы, учитывая промежутки, в которых решается уравнение.
Заключение
- В результате работы мне удалось:
- Предложить варианты приёмов решения уравнений, содержащих знак абсолютной величины.
- Исследовать виды уравнений, содержащих знак абсолютной величины, приёмы решения таких уравнений.
- Составить алгоритм решения уравнений, содержащих знак абсолютной величины.
Спасибо
За
Внимание!