СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока биологии по теме «Эукариотическая клетка. Цитоплазма»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для осознания и осмысления темы «Эукариотическая клетка. Цитоплазма.», применения знаний об общем плане строения клетки в характеристике имеющихся искусственных  моделей (рисунков) и натуральных объектов, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока биологии по теме «Эукариотическая клетка. Цитоплазма»»

Проект урока биологии по теме «Эукариотическая клетка. Цитоплазма»

Учитель биологии: Василенкова О.В.


Учебный предмет

Биология

Класс

9

Тип урока

Комбинированный

Тема урока

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

Цель урока

Создать условия для осознания и осмысления темы «Эукариотическая клетка. Цитоплазма.», применения знаний об общем плане строения клетки в характеристике имеющихся искусственных моделей (рисунков) и натуральных объектов, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Учебно – воспитательные задачи.

Дидактическая: 1)Выявить сущность понятия «клетка – структурная единица живого» (образовательная задача)

2)Изучить особенности основных частей клетки

Развивающая: Научиться выстраивать причинно – следственные связи, отражающие взаимосвязь между строением основных частей клетки и их функцией;

Воспитывающая: Осознать важность взаимосвязи различных представителей царств живого мира как необходимое условие устойчивого развития биосферы

Основные термины, понятия

Биологические мембраны, цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, включения. органоиды, прокариоты, эукариоты,



Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выявление сущности понятия «клетка – структурная единица живого»

Изучение особенностей основных частей клетки


Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения преобразовывать текстовой материал в графический (таблица, схема). Умение работать с источниками экологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для сравнения разных точек зрения.

Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять свою точку зрения.

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характере ошибок

Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. Формирование личной ответственности за сохранение среды обитания и видового состава животных.

Личностная значимость

Осознание того, что клетка является элементарной системой всего живого

Учебно – наглядный комплекс

Мультимедийная установка

Используемые ресурсы

строение животной клетки контроль

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f28b5ab2-def9-412d-8e26-ad7af70207d6/%5BBIO9_02-07%5D_%5BIM_01%5D.swf

информационный прокариотические и эукариотические клетки http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fcc34cdd-8108-444d-b268-99ff4b6a4dfa/%5BBIO9_02-07%5D_%5BIM_05%5D.swf

строение прокариотической клетки

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/696b0b0b-2988-4947-9082-df0ee7829186/%5BBIO9_02-07%5D_%5BIM_03%5D.swf

строение растительной клетки http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd87e14e-aeda-4c0a-9d64-5e9072b00bf8/%5BBIO9_02-07%5D_%5BIM_02%5D.swf

Электронное учебное издание «Биология. Общие закономерности.9 класс» (мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 2011)



СТРУКТУРА УРОКА


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Этап урока: 1. Организационный

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные УУД:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Этап урока: 2 Актуализация

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Образовательная цель - способствовать формированию представления о клетке.

Развивающая цель - Способствовать обучению школьников умению выделять существенное и несущественное в понятии

«Изучение любого живого организма начинается с клетки. В тайны клеточного строения человек смог проникнуть благодаря работам англ. естествоиспытателя Р. Гука, который ввел в науку биологию термин «клетка»

* «Используя свои знания из ботаники, зоологии и биологии человека давайте с вами попробуем определить суть понятия «клетка». Перед вами первый слайд презентации, на котором представлены характеристики клетки. Постарайтесь подумать и выбрать из предложенных ту, которая является наиболее существенной?

Варианты ответов:

клетки организма…

--микроскопические

--только питаются

--структурно – функциональные единицы живого

--постоянно делятся



Попытайтесь объяснить, какие характеристики являются существенными, а какие не важными?


Комментирует ответы обучающихся.



Записывают тему в тетрадь.


Отвечают, выбирая разные варианты

Микроскопические клетки – это несущественный признак, т.к. есть достаточно крупные клетки, например, яйцеклетка


Только питаются - это несущественный признак, т.к. клетки не только питаются , но и дышат, размножаются.


Постоянно делятся – тоже несущественный признак, т.к. есть клетки, которые делятся раз в жизни, например, нервные

Отвечают на вопрос.


Структурно – функциональные единицы живого – это существенный признак

Отвечают: самая маленькая в структуре организма

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Этап урока 2 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

А как вы понимаете, что означает, «клетка - структурно – функциональная единица живого»?

Выдвигает проблему.




Знакомит с определением терминов:

Единица структурная – организационно-управленческая категория, выражающая место, связи, статус определенного элемента в системе.

Функциональная единица - по П. К. Анохину - компонент организма, взаимодействия и взаимоотношения которых ориентированы на получение фокусированного полезного результата. 


Личностные Смыслообразование

Познавательная узнают, что такое структурная единица, функциональная единица

Высказывают своё мнение, предполагают почему клетка является структурно – функциональной единицей живого

Коммуникативная Вступают в диалог,

выражают свои мысли, аргументируют свое мнение, учатся слушать.

Регулятивная Целеполагание, оценка

Этап урока 3. Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.


Мотивация

«Клетка – самая элементарная частица целого, если это многоклеточный организм или самостоятельный организм, если это одноклеточное простейшее. Клетка – живая, но сложно себе представить, как она существует в многоклеточном организме и как самостоятельный организм у простейших»

Подводит к цели урока.


Корректирует ответы учащихся.


Цель нашего урока рассмотреть общий план строения клетки, изучить строение и функцию основных частей клетки, отметить отличительные черты клеток животных, растений, бактерий.


Ставят цели урока

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Этап урока 4. Первичное усвоение материала

Развивающая цель – создать условия для выявления причинно - следственных связей между особенностью строения частей клетки и выполняемыми функциями

Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала


Воспитательная цель: способствовать осознанию значимости знаний о взаимосвязи организмов в эволюции биосферы.

«Клетки можно увидеть под микроскопом. Клетки различаются размером, формой….»

вспомните, какие основные части выделяют в клетке?

Схема.


«А теперь рассмотрим особенность устройства основных частей клетки, а вы на основании моего объяснения будете стараться определить функции мембраны и цитоплазмы»


«В основе строения мембраны двойной слой липидов, а белки пронизывающие этот слой образуют пору».

*Каким свойством обладают липиды, какое значение имеют поры?


Учитель показывает строение клетки, используя презентацию, динамическую модель клетки.


Задает вопрос.


Объясняет материал.


Как вы считаете, почему цитоплазма состоит на 80 % из воды и почему она постоянно движется? Предположите, какое биологическое значение это имеет?



«Органоиды - это особые структуры, которые обеспечивают процессы жизнедеятельности клетки»

Знакомит со строением и функциями органоидов клетки, используя электронное учебное издание «Биология. Общие закономерности.9 класс» (мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 2011)



Подводит итог


Слушают




Работа с учебниками стр. 125, изучение рисунка 66. Формы клеток





Учащиеся последовательно называют части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма, записывают в тетради.


Запишем эту схему в тетрадь.























Отвечают на вопрос.

Липиды нерастворимы в воде, поэтому это надежно защищает клетку от проникновения чужеродных частиц, а поры наоборот обеспечивают транспорт нужных клетке веществ и образующихся в процессе жизнедеятельности.















Отвечают на вопрос.


Вода, входящая в состав цитоплазмы представляет собой среду для осуществления химических реакций, в результате ее движении осуществляется транспорт веществ.


Слушают, заполняют таблицу.


Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Этап урока 5. Осознание и осмысление учебного материала

Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала

Обратимся к модулю ФЦИОР и обратите внимание на рисунки в учебнике, где изображены различные клетки. Определите, чем они сходны и чем различаются?»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd87e14e-aeda-4c0a-9d64-5e9072b00bf8/%5BBIO9_02-07%5D_%5BIM_02%5D.swf (строение растительной клетки)


Задает вопрос:


* «А как вы считаете, чем вызвано отличие клеток по форме?»



Работают с учебником, модулем, отвечают на поставленный вопрос.

Все клетки, изображенные на рисунке имеют основные части: ядро, цитоплазму и органоиды. Они различаются формой и размерами.


Форма клетки зависит от той функции, которую она выполняет, например, мышечная – сокращается, поэтому она вытянутой формы….(приводят другие примеры).

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников


Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное..

Этап урока 6. Систематизация знаний и умений

Развивающая цель - способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов и умений

* Обратите внимание на рисунок 67 в учебнике на стр.126, на котором изображены растительная и животная. Найдите сходство и различие. Объясните, чем эти различия обусловлены?




Корректирует ответ, используя схему презентации

Отвечают на вопрос

Все клетки, изображенные на рисунке имеют основные части: ядро, цитоплазму и органоиды. Клетка растений имеет клеточную стенку, хлоропласты и большую вакуоль, которые отсутствуют в клетке животных. Различия вызваны выполняемыми функциями, растительная осуществляет фотосинтез, поэтому имеет хлоропласты.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное..

Регулятивные УУД:

Умение сравнивать и обобщать изучаемые объекты

Этап урока 7. Применение знаний и умений

Цель - применить знания в новой ситуации и способствовать осознанию основного материала


Выполните задания, предложенные электронным учебным изданием «Биология. Общие закономерности.9 класс» (мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 2011)



Выполняют задания самостоятельно.

Самопроверкапроверка

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на экране.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.


Информация о домашнем задании

Домашнее задание

Обязательная часть :выучить параграф 26, ответить на вопросы после параграфа

По желанию: составить синквейн о любом органоиде клетки

Записывает на доске и проговаривает

Записывают домашнее задание в дневник

Рефлексия (подведение итогов)

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Что вы узнали на уроке?

Что было трудным для понимания?

Итак, в живой природе клетки всех организмов имеют общий план строения, что свидетельствует о единстве развития живого

Оценивает работу учащихся.

Выражают свое мнение.

Личностная Самоопределение, морально-этическая ориентация.


Познавательная Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока.

Коммуникативная Социальная компетентность и учет позиции других людей, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Регулятивная Определяют степень своего продвижения к цели. Прогнозирование, оценка.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!