Учитель биологии: Василенкова О.В.
СТРУКТУРА УРОКА | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся Планируемые результаты УУД |
Этап урока: 1. Организационный |
Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. |
Этап урока: 2 Актуализация Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. Образовательная цель - способствовать формированию представления о клетке. Развивающая цель - Способствовать обучению школьников умению выделять существенное и несущественное в понятии |
«Изучение любого живого организма начинается с клетки. В тайны клеточного строения человек смог проникнуть благодаря работам англ. естествоиспытателя Р. Гука, который ввел в науку биологию термин «клетка» * «Используя свои знания из ботаники, зоологии и биологии человека давайте с вами попробуем определить суть понятия «клетка». Перед вами первый слайд презентации, на котором представлены характеристики клетки. Постарайтесь подумать и выбрать из предложенных ту, которая является наиболее существенной? Варианты ответов: клетки организма… --микроскопические --только питаются --структурно – функциональные единицы живого --постоянно делятся Попытайтесь объяснить, какие характеристики являются существенными, а какие не важными? Комментирует ответы обучающихся. | Записывают тему в тетрадь. Отвечают, выбирая разные варианты Микроскопические клетки – это несущественный признак, т.к. есть достаточно крупные клетки, например, яйцеклетка Только питаются - это несущественный признак, т.к. клетки не только питаются , но и дышат, размножаются. Постоянно делятся – тоже несущественный признак, т.к. есть клетки, которые делятся раз в жизни, например, нервные Отвечают на вопрос. Структурно – функциональные единицы живого – это существенный признак Отвечают: самая маленькая в структуре организма Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
Этап урока 2 . Создание проблемной ситуации. Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. |
А как вы понимаете, что означает, «клетка - структурно – функциональная единица живого»? Выдвигает проблему. Знакомит с определением терминов: Единица структурная – организационно-управленческая категория, выражающая место, связи, статус определенного элемента в системе. Функциональная единица - по П. К. Анохину - компонент организма, взаимодействия и взаимоотношения которых ориентированы на получение фокусированного полезного результата. | Личностные Смыслообразование Познавательная узнают, что такое структурная единица, функциональная единица Высказывают своё мнение, предполагают почему клетка является структурно – функциональной единицей живого Коммуникативная Вступают в диалог, выражают свои мысли, аргументируют свое мнение, учатся слушать. Регулятивная Целеполагание, оценка |
Этап урока 3. Целеполагание Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности. |
Мотивация «Клетка – самая элементарная частица целого, если это многоклеточный организм или самостоятельный организм, если это одноклеточное простейшее. Клетка – живая, но сложно себе представить, как она существует в многоклеточном организме и как самостоятельный организм у простейших» Подводит к цели урока. Корректирует ответы учащихся. Цель нашего урока рассмотреть общий план строения клетки, изучить строение и функцию основных частей клетки, отметить отличительные черты клеток животных, растений, бактерий. | Ставят цели урока Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Этап урока 4. Первичное усвоение материала Развивающая цель – создать условия для выявления причинно - следственных связей между особенностью строения частей клетки и выполняемыми функциями Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала Воспитательная цель: способствовать осознанию значимости знаний о взаимосвязи организмов в эволюции биосферы. |
«Клетки можно увидеть под микроскопом. Клетки различаются размером, формой….» вспомните, какие основные части выделяют в клетке? Схема. «А теперь рассмотрим особенность устройства основных частей клетки, а вы на основании моего объяснения будете стараться определить функции мембраны и цитоплазмы» «В основе строения мембраны двойной слой липидов, а белки пронизывающие этот слой образуют пору». *Каким свойством обладают липиды, какое значение имеют поры? Учитель показывает строение клетки, используя презентацию, динамическую модель клетки. Задает вопрос. Объясняет материал. Как вы считаете, почему цитоплазма состоит на 80 % из воды и почему она постоянно движется? Предположите, какое биологическое значение это имеет? «Органоиды - это особые структуры, которые обеспечивают процессы жизнедеятельности клетки» Знакомит со строением и функциями органоидов клетки, используя электронное учебное издание «Биология. Общие закономерности.9 класс» (мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 2011) Подводит итог | Слушают Работа с учебниками стр. 125, изучение рисунка 66. Формы клеток Учащиеся последовательно называют части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма, записывают в тетради. Запишем эту схему в тетрадь. Отвечают на вопрос. Липиды нерастворимы в воде, поэтому это надежно защищает клетку от проникновения чужеродных частиц, а поры наоборот обеспечивают транспорт нужных клетке веществ и образующихся в процессе жизнедеятельности. Отвечают на вопрос. Вода, входящая в состав цитоплазмы представляет собой среду для осуществления химических реакций, в результате ее движении осуществляется транспорт веществ. Слушают, заполняют таблицу. Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
Этап урока 5. Осознание и осмысление учебного материала Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала |
Обратимся к модулю ФЦИОР и обратите внимание на рисунки в учебнике, где изображены различные клетки. Определите, чем они сходны и чем различаются?» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd87e14e-aeda-4c0a-9d64-5e9072b00bf8/%5BBIO9_02-07%5D_%5BIM_02%5D.swf (строение растительной клетки) Задает вопрос: * «А как вы считаете, чем вызвано отличие клеток по форме?» | Работают с учебником, модулем, отвечают на поставленный вопрос. Все клетки, изображенные на рисунке имеют основные части: ядро, цитоплазму и органоиды. Они различаются формой и размерами. Форма клетки зависит от той функции, которую она выполняет, например, мышечная – сокращается, поэтому она вытянутой формы….(приводят другие примеры). Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.. |
Этап урока 6. Систематизация знаний и умений Развивающая цель - способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов и умений |
* Обратите внимание на рисунок 67 в учебнике на стр.126, на котором изображены растительная и животная. Найдите сходство и различие. Объясните, чем эти различия обусловлены? Корректирует ответ, используя схему презентации | Отвечают на вопрос Все клетки, изображенные на рисунке имеют основные части: ядро, цитоплазму и органоиды. Клетка растений имеет клеточную стенку, хлоропласты и большую вакуоль, которые отсутствуют в клетке животных. Различия вызваны выполняемыми функциями, растительная осуществляет фотосинтез, поэтому имеет хлоропласты. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.. Регулятивные УУД: Умение сравнивать и обобщать изучаемые объекты |
Этап урока 7. Применение знаний и умений Цель - применить знания в новой ситуации и способствовать осознанию основного материала |
Выполните задания, предложенные электронным учебным изданием «Биология. Общие закономерности.9 класс» (мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 2011) | Выполняют задания самостоятельно. Самопроверкапроверка Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на экране. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
Информация о домашнем задании |
Домашнее задание Обязательная часть :выучить параграф 26, ответить на вопросы после параграфа По желанию: составить синквейн о любом органоиде клетки Записывает на доске и проговаривает | Записывают домашнее задание в дневник |
Рефлексия (подведение итогов) Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. |
Что вы узнали на уроке? Что было трудным для понимания? Итак, в живой природе клетки всех организмов имеют общий план строения, что свидетельствует о единстве развития живого Оценивает работу учащихся. | Выражают свое мнение. Личностная Самоопределение, морально-этическая ориентация. Познавательная Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока. Коммуникативная Социальная компетентность и учет позиции других людей, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Регулятивная Определяют степень своего продвижения к цели. Прогнозирование, оценка. |