СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока литературы в 6 классе "Романтическая история любви Владимира и Маши в романе «Дубровский» А.С.Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на создание условий для формирования интереса к творчеству А.С.Пушкина,обобщения и систематизации знаний, воспитания читательской культуры.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока литературы в 6 классе "Романтическая история любви Владимира и Маши в романе «Дубровский» А.С.Пушкина"»



Проект урока по литературе (разработчик О.Н. Чеканина)

Предмет: литература

Класс: 6 класс.

Автор УМК под редакцией В.Я.Коровиной.

Тема: Романтическая история любви Владимира и Маши в романе

«Дубровский» А.С.Пушкина.

Урок общеметодической направленности.

Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний по роману А.С.Пушкина «Дубровский», осознания особой роли наследия А.С.Пушкина в русской литературе.

Задачи:

-способствовать формированию интереса обучающихся к творческому наследию А.С.Пушкина и образцам художественной культуры;

- систематизировать и обобщить учебный материал по теме урока;

- формировать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения;

- воспитывать читательскую культуру, навыки публичного выступления и культуру использования информационных ресурсов;

- развивать рефлексивные умения и навыки

Основное содержание темы, термины и понятия

Содержание темы предполагает:

  • обобщение учебного материала по роману «Дубровский»;

  • знание литературоведческих понятий: роман, сюжет, герой, характер;

  • владение навыками анализа, выразительного чтения и цитирования художественного текста;

  • умение использовать дополнительную литературу для поиска информации по данной теме;

  • формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения;

Термины и понятия: роман, сюжет, характеристика героя.

Планируемые результаты

Личностные:

  • проявление творческого отношения к процессу изучения темы;

  • осознание особой роли наследия А.С.Пушкина в культуре многонациональной России

  • развитие потребности самостоятельного инициативного чтения произведений поэта;

Метапредметные:

Познавательные

Умения:

  • находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах, оценивать их достоверность;

  • прогнозировать учебную ситуацию;

  • устно передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в кратком или подробном виде, уметь давать монологические ответы на вопросы о прочитанном или прослушанном произведении;

  • преобразовывать информацию в таблицу, схему, текст, рисунок;

Регулятивные

Умения:

  • работать по предложенному учителем плану;

  • выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;

  • формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию;

Коммуникативные

Умения:

  • уметь аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;

  • адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;

  • формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;

  • согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации;

Предметные

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • формирование представления о значении творческого наследия А.С.Пушкина в развитии русской культуры;

  • знание содержания романа «Дубровский»;

  • усвоение понятий: роман, сюжет, характеристика героя


В ценностно-ориентационной сфере:

● оценивать поступки героев, опираясь на морально-нравственные критерии;

 выражать себя, мир своих чувств и представлений в художественном тексте собственного написания;

 проявлять творческое видение, создавая ассоциативные образные ряды, связывающие произведения разных видов и жанров искусства.

Организация образовательного пространства: текст романа «Дубровский», таблица №1 «Постановка учебной цели», рисунки «Портрет героя», иллюстрация В.В.Пулкирева «Неравный брак», конверт для работы в парах «Сюжетная головоломка» с карточками:

1. Ссора А.Г. Дубровского и К.П.Троекурова.

2. Люди Троекурова воруют в роще А.Г.Дубровского.

3. Суд.

4. Возвращение Дубровского в родное село.

5. Похороны А.Г.Дубровского.

6. Пожар.

7. Обед у Троекурова. Дефорж.

8. Первое свидание Маши и Владимира Дубровского.

9. К.П. Троекуров с Машей в гостях у Верейского.

10. Письмо Маши князю Верейскому.

11. Саша прячет кольцо в дупле.

12. Дубровский останавливает карету князя в лесу

(каждый пункт распечатан на отдельном листе);

фрагмент "Марья Кирилловна" из кинофильма "Дубровский" (1937 г.) режиссера А. В. Ивановского (N 203761) //http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cef6152d-b3ac-4d6d-94d8-086e6ffefdc4/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54ba14ad&interface=catalog&class[]=48&class[]=49&subject=10,

презентация.

Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, документ-камера.

Межпредметные связи: история, МХК.

Предварительное задание: подготовить творческий проект в группах:

1 группа «Отношения Маши и Владимира»;

2 группа «Отношение Маши и князя Верейского»;

3 группа «Отношение Маши и Кирила Петровича»;

(проблемные вопросы: Какие эпизоды романа помогут понять историю романтических отношений Маши и Владимира? Какие причины влияют на поступки и выбор героев?);

создать иллюстрацию к роману «Дубровский», используя различные техники: карандаш, акварель, фломастеры, аппликацию, компьютерную графику и т.д.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

Организационная структура урока


Технология проведения


Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа


I этап. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.


Цель: актуализация читательского опыта и мотивация обучающихся к изучению темы















Демонстрируют готовность к уроку.

Выдвигают гепотизу, аргументируют ее.

Используя таблиц №1, организуют первичное повторение, формулируют тему урока, ставят цель.

Прогнозируют учебную ситуацию.

Формулирует ситуативное задание, координирует работу обучающих, поощряет к

активному обсуждению.

Демонстрирует слайд №1,2

Задачи: Содействовать развитию умений использовать научные методы познания (сравнение и обобщение).

Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи.

Ситуативные задания.

Задание №1. Рассмотрите репродукцию. Может ли она помочь определить тему урока?

Форма работы: фронтальная.

  1. Иллюстрация В.В.Пулкирева «Неравный брак» (слайд №1)

Слайд №1

Задание №2. Ответьте на вопрос. Является ли эта тема важной для понимания идеи романа А.С.Пушкина? Почему?

Формы работы: фронтальная


Задание №3. Сформулируйте и запишите тему урока. Исходя из темы, поставьте перед собой цель, заполнив таблицу.

Таблица №1 «Постановка учебной цели»

Знаю

Хочу знать

Даты написания

Жанр

Герои

Прототипы




Формы работы: индивидуальная.


Задание №4. Ответьте на вопрос. Как вы сформулировали тему урока, какие цели перед собой поставили?

Формы работы: фронтальная

Ученики отвечают, демонстрируя заполненную таблицу через документ-камеру.

Слайд №2




II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Цель: обобщение и систематизация знаний об истории создания, сюжете и героях романа А.С.Пушкина «Дубровский».















Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.




Преобразование информации в рисунок. Представление и защита рисунка. Закрепление понятия «герой».

Характеристика героя .

Работа с текстом произведения. Цитирование.


Закрепление понятия «сюжет». Обобщение предметных знаний – последовательность развития сюжета романа.

Развивающий контроль (самооценка и взаимооценка)







Формулирует ситуативное задание, координирует работу обучающих, поощряет к

активному обсуждению

Демонстрирует слайд №3, 4

Задачи: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и

навыки, изученные ранее; устанавливатьпричинно-следственные связи.

Учебные задания и методы работы с информацией.


Задание №1. Ответьте на вопрос. Какие интересные факты (замысел, написание, прототипы героев) вам запомнились?

Формы работы: фронтальная


Задание №2. Портреты каких героев (главных или второстепенных) представлены? Какие черты характера пытались отразить юные художники? Дайте характеристику этим героем, используя цитирование.

Формы работы: фронтальная




Задание №3. Восстановите последовательность развития сюжета («Сюжетная головоломка»)

Формы работы: в парах

«Сюжетная головоломка»: соблюдая последовательность развития сюжета разложить карточки из конверта; проверить, используя ключ.

Слайд №3,4.

III этап.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Цель: стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий творческого характера, научить планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, представлять результат своей деятельности, оценивать поступки героев, опираясь на морально-нравственные критерии.









Совместное исследование проблемы.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия .


Публичное выступление в форме защиты творческого проекта.


Развивающий контроль (самооценка и взаимооценка)










Эмоциональное восприятие художественной информации, сопоставление личного представления о героях романа с видеообразами.



Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.













Формулирует ситуативное задание, координирует работу обучающих, поощряет к

активному обсуждению

Демонстрирует слайд №5,6

Задачи:

- способствовать формированию интереса обучающихся к творческому наследию А.С.Пушкина и образцам художественной культуры;

- систематизировать и обобщить учебный материал по теме урока;

- формировать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения;

- воспитывать читательскую культуру, навыки публичного выступления и культуру использования информационных ресурсов;


Учитель: Мы вместе читали роман А.С.Пушкина «Дубровский», но каждый из нас по-своему представил героев, даже любимые эпизоды у каждого свои. Какие эпизоды романа помогут понять историю романтических отношений Маши и Владимира? Какие причины влияют на поступки и выбор героев? Эти проблемные вопросы рассматривали вы в групповых проектах.


Ситуативное задание

Задание №1. Подготовка и защита групповых творческих проектов.

1 группа: «Отношения Маши и Владимира».

2 группа: «Отношение Маши и князя Верейского».

3 группа: «Отношение Маши и Кирила Петровича».

Формы работы: групповая


Задание № 2. Какой проект помог вам лучше понять героев романа? Аргументируйте свое мнение.

Форма работы: фронтальная.




Задание № 3. Посмотрите видеофрагмент из художественного фильма «Дубровский». Фильм снят режиссером А.В.Ивановским в 1937. Такой он увидел Марью Кирилловну». (длительность:1минута 30 сек.)

Форма работы: фронтальная.

1. Фрагмент "Марья Кирилловна" из кинофильма "Дубровский" (1937 г.) режиссера А. В. Ивановского (N 203761) //http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cef6152d-b3ac-4d6d-94d8-086e6ffefdc4/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54ba14ad&interface=catalog&class[]=48&class[]=49&subject=10

Слайд №5


Задание №3. Какие душевные качества Марьи Кирилловны выразила исполнительница главной роли в этой экранизации романа?

Форма работы: фронтальная





Задание № 4. Какие душевные качества Владимира Дубровского вам импонируют? Какие качества вызывают ваше осуждение?

Форма работы: фронтальная



Задание № 5. Верно ли утверждение: «Времена изменяются, но в экранизации 1937г, ваших творческих проектах понятие чести и достоинства – положительные качества»

Честь и верность данному слову – это главные ценности для Владимира и Маши? Помогают ли эти качества сделать правильный выбор в сложной ситуации?

Форма работы: фронтальная

Слайд №6




IV. этап. Диагностика качества освоения темы.

Цель: осознание особой роли наследия А.С.Пушкина в развитии русской литературы и культуры.


Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.






















Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей



Формулируют отношение к героям, характеризуют их, выражают свои чувства и представления в тексте собственного написания.












Формулирует ситуативное задание, поощряет к

активному обсуждению

Демонстрирует слайд №7,8,9















Проводит инструктаж








Проводит инструктаж,

во время выполнения задания оказывает индивидуальная помощь

Задачи:

- развивать рефлексивные умения и навыки

- организовать деятельность уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством самостоятельной работы;

- содействовать развитию у детей умения общаться;

- обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи.

Ситуативное задание:


Задание № 1. Ответьте на вопрос: «Почему Маша отказалась от спасения, которое предложил ей Владимир Дубровский?»

Форма работы: фронтальная

Учитель:

Была ли Маша счастлива? Судьба героини с полотна Пулкирева «Неравный брак» известна. Вот ее портрет, написанный спустя 44 года. Свою жизнь она закончила в одной из богоделен Москвы в одиночестве и нищете. Но нам хочется надеяться, что судьба Маши Троекуровой будет более счастливой. И эту надежду дает нам А.С.Пушкин. В его черновиках были найдены наброски продолжения истории:

«Жизнь М.К. Смерть кн. Вер. Вдова.

Англичанин. Свидание. Игроки.

Полицмейстер. Развязка»

Слайд № 7,8



Задание № 2. Запишите Д/З.

Повышенный уровень: сочинение - продолжение «Как сложилась судьба Маши и Владимира».

Базовый уровень: сочинение «Владимир Дубровский и Маша Троекурова». (по плану)

Форма работы: индивидуальная





Задание № 3.Составьте синквейн: 1 вариант - «Маша», 2 вариант - «Владимир».

Правила составления синквейна.

Первая строка (название)

Существительное, обозначающее тему синквейна.

Вторая строка (описание)

Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

Третья строка (действие)

Три глагола, раскрывающие воздействие, свойственные данному явлению, предмету.

Четвертая строка (чувство)

Фраза, раскрывающая суть явления, усиливающая предыдущее две строки.

Пятая строка (синоним названия)

Существительное, выступающее как итог, вывод.

Слайд №9


V этап. Рефлексивная деятельность.

Цель: научить школьника соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия



Организует рефлексию. Обсуждение результатов.

Выставление оценок, их комментирование.

Демонстрирует слайд №10

Задачи: содействовать развитию у шестиклассников умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Задание 1 (самооценка своей деятельности). Посмотрите свои записи в таблице «Постановка учебной цели». Ответьте на вопросы:

Что я успел сделать на уроке?

Чего достиг?

Что осталось для меня сложным?

Задание 2 (самоанализ): Продолжите фразу:

я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...

Слайд №10





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!