Проект урока по литературе (разработчик О.Н. Чеканина)
Предмет: литература
Класс: 6 класс.
Автор УМК под редакцией В.Я.Коровиной.
Тема: Романтическая история любви Владимира и Маши в романе
«Дубровский» А.С.Пушкина.
Урок общеметодической направленности.
Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний по роману А.С.Пушкина «Дубровский», осознания особой роли наследия А.С.Пушкина в русской литературе.
Задачи:
-способствовать формированию интереса обучающихся к творческому наследию А.С.Пушкина и образцам художественной культуры;
- систематизировать и обобщить учебный материал по теме урока;
- формировать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения;
- воспитывать читательскую культуру, навыки публичного выступления и культуру использования информационных ресурсов;
- развивать рефлексивные умения и навыки
Основное содержание темы, термины и понятия
Содержание темы предполагает:
обобщение учебного материала по роману «Дубровский»;
знание литературоведческих понятий: роман, сюжет, герой, характер;
владение навыками анализа, выразительного чтения и цитирования художественного текста;
умение использовать дополнительную литературу для поиска информации по данной теме;
формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения;
Термины и понятия: роман, сюжет, характеристика героя.
Планируемые результаты
Личностные:
проявление творческого отношения к процессу изучения темы;
осознание особой роли наследия А.С.Пушкина в культуре многонациональной России
развитие потребности самостоятельного инициативного чтения произведений поэта;
Метапредметные:
Познавательные
Умения:
находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах, оценивать их достоверность;
прогнозировать учебную ситуацию;
устно передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в кратком или подробном виде, уметь давать монологические ответы на вопросы о прочитанном или прослушанном произведении;
преобразовывать информацию в таблицу, схему, текст, рисунок;
Регулятивные
Умения:
работать по предложенному учителем плану;
выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;
формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию;
Коммуникативные
Умения:
уметь аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;
адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;
формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;
согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации;
Предметные
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
формирование представления о значении творческого наследия А.С.Пушкина в развитии русской культуры;
знание содержания романа «Дубровский»;
усвоение понятий: роман, сюжет, характеристика героя
В ценностно-ориентационной сфере:
● оценивать поступки героев, опираясь на морально-нравственные критерии;
выражать себя, мир своих чувств и представлений в художественном тексте собственного написания;
проявлять творческое видение, создавая ассоциативные образные ряды, связывающие произведения разных видов и жанров искусства.
Организация образовательного пространства: текст романа «Дубровский», таблица №1 «Постановка учебной цели», рисунки «Портрет героя», иллюстрация В.В.Пулкирева «Неравный брак», конверт для работы в парах «Сюжетная головоломка» с карточками:
1. Ссора А.Г. Дубровского и К.П.Троекурова.
2. Люди Троекурова воруют в роще А.Г.Дубровского.
3. Суд.
4. Возвращение Дубровского в родное село.
5. Похороны А.Г.Дубровского.
6. Пожар.
7. Обед у Троекурова. Дефорж.
8. Первое свидание Маши и Владимира Дубровского.
9. К.П. Троекуров с Машей в гостях у Верейского.
10. Письмо Маши князю Верейскому.
11. Саша прячет кольцо в дупле.
12. Дубровский останавливает карету князя в лесу
(каждый пункт распечатан на отдельном листе);
фрагмент "Марья Кирилловна" из кинофильма "Дубровский" (1937 г.) режиссера А. В. Ивановского (N 203761) //http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cef6152d-b3ac-4d6d-94d8-086e6ffefdc4/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54ba14ad&interface=catalog&class[]=48&class[]=49&subject=10,
презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, документ-камера.
Межпредметные связи: история, МХК.
Предварительное задание: подготовить творческий проект в группах:
1 группа «Отношения Маши и Владимира»;
2 группа «Отношение Маши и князя Верейского»;
3 группа «Отношение Маши и Кирила Петровича»;
(проблемные вопросы: Какие эпизоды романа помогут понять историю романтических отношений Маши и Владимира? Какие причины влияют на поступки и выбор героев?);
создать иллюстрацию к роману «Дубровский», используя различные техники: карандаш, акварель, фломастеры, аппликацию, компьютерную графику и т.д.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.
Организационная структура урока
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
I этап. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель: актуализация читательского опыта и мотивация обучающихся к изучению темы | Демонстрируют готовность к уроку. Выдвигают гепотизу, аргументируют ее. Используя таблиц №1, организуют первичное повторение, формулируют тему урока, ставят цель. Прогнозируют учебную ситуацию. | Формулирует ситуативное задание, координирует работу обучающих, поощряет к активному обсуждению. Демонстрирует слайд №1,2 | Задачи: Содействовать развитию умений использовать научные методы познания (сравнение и обобщение). Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи. Ситуативные задания. Задание №1. Рассмотрите репродукцию. Может ли она помочь определить тему урока? Форма работы: фронтальная. Иллюстрация В.В.Пулкирева «Неравный брак» (слайд №1) Слайд №1 Задание №2. Ответьте на вопрос. Является ли эта тема важной для понимания идеи романа А.С.Пушкина? Почему? Формы работы: фронтальная Задание №3. Сформулируйте и запишите тему урока. Исходя из темы, поставьте перед собой цель, заполнив таблицу. Таблица №1 «Постановка учебной цели» Знаю | Хочу знать | Даты написания Жанр Герои Прототипы | | | Формы работы: индивидуальная. Задание №4. Ответьте на вопрос. Как вы сформулировали тему урока, какие цели перед собой поставили? Формы работы: фронтальная Ученики отвечают, демонстрируя заполненную таблицу через документ-камеру. Слайд №2 |
II этап. Учебно-познавательная деятельность. Цель: обобщение и систематизация знаний об истории создания, сюжете и героях романа А.С.Пушкина «Дубровский». | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Преобразование информации в рисунок. Представление и защита рисунка. Закрепление понятия «герой». Характеристика героя . Работа с текстом произведения. Цитирование. Закрепление понятия «сюжет». Обобщение предметных знаний – последовательность развития сюжета романа. Развивающий контроль (самооценка и взаимооценка) | Формулирует ситуативное задание, координирует работу обучающих, поощряет к активному обсуждению Демонстрирует слайд №3, 4 | Задачи: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки, изученные ранее; устанавливатьпричинно-следственные связи. Учебные задания и методы работы с информацией. Задание №1. Ответьте на вопрос. Какие интересные факты (замысел, написание, прототипы героев) вам запомнились? Формы работы: фронтальная Задание №2. Портреты каких героев (главных или второстепенных) представлены? Какие черты характера пытались отразить юные художники? Дайте характеристику этим героем, используя цитирование. Формы работы: фронтальная Задание №3. Восстановите последовательность развития сюжета («Сюжетная головоломка») Формы работы: в парах «Сюжетная головоломка»: соблюдая последовательность развития сюжета разложить карточки из конверта; проверить, используя ключ. Слайд №3,4. |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Цель: стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий творческого характера, научить планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, представлять результат своей деятельности, оценивать поступки героев, опираясь на морально-нравственные критерии. | Совместное исследование проблемы. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия . Публичное выступление в форме защиты творческого проекта. Развивающий контроль (самооценка и взаимооценка) Эмоциональное восприятие художественной информации, сопоставление личного представления о героях романа с видеообразами. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Формулирует ситуативное задание, координирует работу обучающих, поощряет к активному обсуждению Демонстрирует слайд №5,6 | Задачи: - способствовать формированию интереса обучающихся к творческому наследию А.С.Пушкина и образцам художественной культуры; - систематизировать и обобщить учебный материал по теме урока; - формировать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения; - воспитывать читательскую культуру, навыки публичного выступления и культуру использования информационных ресурсов; Учитель: Мы вместе читали роман А.С.Пушкина «Дубровский», но каждый из нас по-своему представил героев, даже любимые эпизоды у каждого свои. Какие эпизоды романа помогут понять историю романтических отношений Маши и Владимира? Какие причины влияют на поступки и выбор героев? Эти проблемные вопросы рассматривали вы в групповых проектах. Ситуативное задание Задание №1. Подготовка и защита групповых творческих проектов. 1 группа: «Отношения Маши и Владимира». 2 группа: «Отношение Маши и князя Верейского». 3 группа: «Отношение Маши и Кирила Петровича». Формы работы: групповая Задание № 2. Какой проект помог вам лучше понять героев романа? Аргументируйте свое мнение. Форма работы: фронтальная. Задание № 3. Посмотрите видеофрагмент из художественного фильма «Дубровский». Фильм снят режиссером А.В.Ивановским в 1937. Такой он увидел Марью Кирилловну». (длительность:1минута 30 сек.) Форма работы: фронтальная. 1. Фрагмент "Марья Кирилловна" из кинофильма "Дубровский" (1937 г.) режиссера А. В. Ивановского (N 203761) //http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cef6152d-b3ac-4d6d-94d8-086e6ffefdc4/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54ba14ad&interface=catalog&class[]=48&class[]=49&subject=10 Слайд №5 Задание №3. Какие душевные качества Марьи Кирилловны выразила исполнительница главной роли в этой экранизации романа? Форма работы: фронтальная Задание № 4. Какие душевные качества Владимира Дубровского вам импонируют? Какие качества вызывают ваше осуждение? Форма работы: фронтальная Задание № 5. Верно ли утверждение: «Времена изменяются, но в экранизации 1937г, ваших творческих проектах понятие чести и достоинства – положительные качества» Честь и верность данному слову – это главные ценности для Владимира и Маши? Помогают ли эти качества сделать правильный выбор в сложной ситуации? Форма работы: фронтальная Слайд №6 |
IV. этап. Диагностика качества освоения темы. Цель: осознание особой роли наследия А.С.Пушкина в развитии русской литературы и культуры. | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Формулируют отношение к героям, характеризуют их, выражают свои чувства и представления в тексте собственного написания. | Формулирует ситуативное задание, поощряет к активному обсуждению Демонстрирует слайд №7,8,9 Проводит инструктаж Проводит инструктаж, во время выполнения задания оказывает индивидуальная помощь | Задачи: - развивать рефлексивные умения и навыки - организовать деятельность уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством самостоятельной работы; - содействовать развитию у детей умения общаться; - обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи. Ситуативное задание: Задание № 1. Ответьте на вопрос: «Почему Маша отказалась от спасения, которое предложил ей Владимир Дубровский?» Форма работы: фронтальная Учитель: Была ли Маша счастлива? Судьба героини с полотна Пулкирева «Неравный брак» известна. Вот ее портрет, написанный спустя 44 года. Свою жизнь она закончила в одной из богоделен Москвы в одиночестве и нищете. Но нам хочется надеяться, что судьба Маши Троекуровой будет более счастливой. И эту надежду дает нам А.С.Пушкин. В его черновиках были найдены наброски продолжения истории: «Жизнь М.К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин. Свидание. Игроки. Полицмейстер. Развязка» Слайд № 7,8 Задание № 2. Запишите Д/З. Повышенный уровень: сочинение - продолжение «Как сложилась судьба Маши и Владимира». Базовый уровень: сочинение «Владимир Дубровский и Маша Троекурова». (по плану) Форма работы: индивидуальная Задание № 3.Составьте синквейн: 1 вариант - «Маша», 2 вариант - «Владимир». Правила составления синквейна. Первая строка (название) | Существительное, обозначающее тему синквейна. | Вторая строка (описание) | Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна. | Третья строка (действие) | Три глагола, раскрывающие воздействие, свойственные данному явлению, предмету. | Четвертая строка (чувство) | Фраза, раскрывающая суть явления, усиливающая предыдущее две строки. | Пятая строка (синоним названия) | Существительное, выступающее как итог, вывод. | Слайд №9 | |
V этап. Рефлексивная деятельность. Цель: научить школьника соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия | Организует рефлексию. Обсуждение результатов. Выставление оценок, их комментирование. Демонстрирует слайд №10 | Задачи: содействовать развитию у шестиклассников умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. Задание 1 (самооценка своей деятельности). Посмотрите свои записи в таблице «Постановка учебной цели». Ответьте на вопросы: Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось для меня сложным? Задание 2 (самоанализ): Продолжите фразу: я познакомился с ... было непросто ... я добился ... у меня получилось ... хотелось бы ... мне запомнилось ... я попробую ... Слайд №10 |