Мотивационно-ориентировочная часть 1.Этап актуализации. Цель: создание положительного эмоционального фона по поводу удовлетворения собственными знаниями, положительная оценка учителем достижений учеников. Создание «ситуации успеха». 2. Этап мотивации. Цель: создание условий, способствующих формированию учебной содержательной мотивации. Закрепление «ситуации успеха». 3. Этап постановки учебной задачи. Цель: подведение к самостоятельному выделению предмета исследования, преобразование конкретной практической задачи в учебную задачу. Осуществляется поиск ответа на вопрос: «Что же мы должны узнать, чтобы иметь возможность двигаться дальше?» Операционно-исполнительная часть Цель: решение поставленной учебной задачи. 1.Этап преобразования условия задачи. 2.Этап преобразования модели. 3.Этап отработки общего способа действий. Рефлексивно-оценочная часть Цель: выявление осознанности действий и введение их в систему знаний. 1.Этап рефлексии (мысленное возвращение к прошлым действиям). 2.Оценочный этап. | На доске написаны 2 пословицы: Когда друг прос_т – не существу_т «завтра». Кто люб_т науки, тот не зна_т скуки. - Прочитайте пословицы, объясните их смысл. - Сформулируйте задание, которое я для вас приготовила. - Как определить, какую букву писать? На доске слева – модель: Л Ч 3 л. мн.ч. -ут (-ют) -ат (-ят) I спр. II спр. е и - Хорошо работать вместе! А хотите каждый проверить свои силы? Учитель предлагает детям выполнить тест на ноутбуках. Тест В какую форму вы поставите глагол, чтобы определить его спряжение? а) 1 л. ед.ч. б) 3 л. мн.ч. в) 2 л. мн.ч. 2. К какому спряжению относятся глаголы: говорят, дружат, клеят, молчат? а) I спр. б) II спр. 3. К какому спряжению относятся глаголы: бегут, воют, сеют, плачут? а) I спр. б) II спр. 4. Какие буквы пропущены в окончаниях глаголов? а) е б) и а) е б) и а) е б) и а) е б) и а) е б) и а) е б) и а) е, и б) и, е в) и, и г) е, е Физминутка для глаз. Учитель предполагает, что ошибок не сделает никто. - Почему вы так быстро и хорошо справились с заданием? - Вы так быстро справились с тестом и практически не допустили ошибок. Думаю, что следующее задание не вызовет затруднений. На доске записана загадка: Кто всю ночь по крыше бьёт да постукива…т, И бормоч…т, и поёт, убаюкива…т? - Запишите загадку в тетрадь. Вставьте пропущенные буквы, докажите выбор буквы. Учитель фиксирует на доске: бормочут бормоч…т бормочат - Кто прав? - Почему возникло затруднение? Как этот глагол правильно произносится в 3 л. мн.ч.? - Итак, какой вывод мы можем сделать? Можно ли всегда полагаться на способ определения спряжения по 3 л. мн.ч.? - Как быть? - Итак, какую учебную задачу поставим? Учитель фиксирует на доске УЗ: Л Ч 3 л. мн.ч. ? -ут (-ют) -ат (-ят) I спр. II спр. е и - Давайте вспомним, какие формы, кроме личных, есть у глаголов? Какое еще есть особое изменение у слов, называющих действие? - Может эта форма нам поможет? Учащимся предлагается группа слов: I спр Iспр II спр I спр II спр I спр моешь, пишет, ходит, тянем, лепим, поборете, I спр II спр желтеем, топишь - Определите признак, по которому все глаголы можно разделить на две группы? Учащиеся делят слова на группы, появляется таблица: 1 спр. моешь | | 2 спр. ходит | | 1 спр. пишет | | 2 спр. лепим | | 1 спр. тянет | | 2 спр. топишь | | 1 спр. поборете | | | | 1 спр. желтеем | | | | - Поставьте каждый глагол в неопределённую форму. 1 спр. моешь | мыть | 2 спр. ходит | ходить | 1 спр. пишет | писать | 2 спр. лепим | лепить | 1 спр. тянет | тянуть | 2 спр. топишь | топить | 1 спр. поборете | побороть | | | 1 спр. желтеем | желтеть | | | - Итак, мы образовали от глаголов 1 и 2 спряжения неопределенную форму. - Я предлагаю вам еще раз проанализировать полученные слова, называющие действие, неопределенной формы и попробовать найти существенные различия между инфинитивами 1 и 2 спряжения, которые помогут нам в дальнейшем определить, к какому спряжению относится тот или иной глагол. А также зафиксировать свои наблюдения в виде модели, схемы. - Какую форму работы вы хотите выбрать, чтобы выполнить это задание: индивидуально или в группах? - Сколько времени вам понадобится? - Хорошо, по истечении времени, мы проверим, как вы справились с заданием. Групповая работа. Далее идет анализ работ. - Проанализируем глаголы в неопределенной форме. - Какой общий признак у глаголов II спр. в неопр.ф. вы заметили? Учитель выделяет суффиксы на доске. - Есть ли такой общий признак у глаголов I спр.? - Какие суффиксы у глаголов I спр.? Учитель выделяет суффиксы на доске. - А - и – встретился в глаголах I спр.? - Значит, -и- - это отличительный признак глаголов какого спряжения? - Тогда у глаголов I спр. какие суффиксы? Учитель выдерживает паузу. - Какой же вывод мы можем сделать из нашего наблюдения за глаголами I спр. и II спр.? (- Можем ли мы сказать, что неопр.ф. глагола помогает определить спряжение?) - Как с помощью неопр.ф. можно определить спряжение глагола, а значит, проверить орфограмму в окончании? - Предлагаю словесный алгоритм перевести в графический. Учитель фиксирует способ на доске (цветным мелом): Л Ч 3 л. мн.ч неопр.ф. -ут (-ют) -ат (-ят) не - и - - и - I спр. II спр. I спр. II спр. е и е и - Зафиксируйте открытый способ определения спряжения глаголов в тетради открытий. - Как убедиться, что способ работает? - Вернемся к нашей загадке: вставим буквы на месте пропусков орфограмм в окончаниях глаголов. Как будем работать? - Образуйте форму 3 лица мн.ч. - Работает открытый способ? - Что теперь предлагаете делать? Задание (на экране): вставить пропущенные буквы, обосновать выбор. Не та дружья рука, что только глад_т, а и та, что за вихор таска_т. Дружбу за деньги не куп_шь. Тот больше дела_т, кто мало говорит. - Какую задачу решали на уроке? - Справились с поставленной задачей? - Какой это способ определения спряжения глагола? - Работает открытый способ? - Чем будем заниматься на следующем уроке? - Какое домашнее задание вы предложите? - Чью работу вы бы особо оценили на уроке? | - Вставить пропущенные буквы. - По 3 лицу мн.числа. Дети вставляют буквы, обосновывая выбор. Алгоритм: прос_т Поставить глагол в 3 л. мн.ч. - просят Определить спряжение – II спр. И просит - Да. Дети выполняют тест. В конце работы получают сведения о количестве правильно выполненных заданий. - Знаем правило и алгоритм действия при проверке орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов. Дети читают загадку, называют отгадку: дождь. Дети работают самостоятельно: анализируют каждое слово и вставляют букву на месте слабого звука. При работе со словом бормоч…т у детей возникают варианты написания: бормочат ? бормочут ??? - Мы этого точно не знаем, но можно воспользоваться словарем. - Нет, т.к. он не всегда работает. - Надо искать другой способ. - Найти другой способ определения спряжения глагола. - Неопределённая форма (инфинитив) - Глаголы 1 спряжения и глаголы 2 спряжения Фронтальная работа. Учащиеся работают в тетрадях. - В группах. - 3-5 минут. Учащиеся фиксируют выводы в виде схемы, модели, гипотезы. - Наличие суффикса - и – - Нет. У глаголов I спр. суффиксы: - а - , - ы - , - у - , - е - , - о - - Нет. - II спр. - Все, кроме -и-. - Неопр.ф. глагола помогает определить спряжение. - Надо посмотреть на суффикс неопр.ф.: если суффикс –и-, то глагол II спр. , если суффикс не –и-, то глагол I спр. - Применить его при определении спряжения глагола. Алгоритм: бормоч_т Поставить глагол в неопр.ф. – бормот а ть не - и - Определить спряжение – I спр. е бормочет - Бормочут - Да. - Тренироваться в применении открытого способа определения спряжения глаголов. Дети выполняют задание устно. - Найти новый способ определения спряжения глаголов. - Да. - По неопр.форме. - Да. - Учиться применять открытый способ при определении спряжения глаголов. - Подобрать загадку, пословицу, поговорку, в которых есть глаголы с орфограммой слабой позиции в окончании, записать с пропусками и на уроке предложить соседу вставить пропущенные буквы. Дети дают оценку работы на уроке своим одноклассникам. |