СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока "Определение спряжения глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Определение спряжения глагола.

 

Тип урока: Урок преобразования модели.

 

Учебная задача: открыть способ определения спряжения глаголов (по суффиксу инфинитива).

Просмотр содержимого документа
«Проект урока "Определение спряжения глагола"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №165 имени 65-летия «ГАЗ»









Проект урока



Предмет: Русский язык. 3 класс (1-4).

Базовая программа: В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Л.В. Чеботкова, «Русский язык», М.: Вита-Пресс, 2014.

Тема урока: Определение спряжения глагола.

Тип урока: Урок преобразования модели.






Учитель:

Баринова Юлия Михайловна



Дата:

03.03.2016 г.












Нижний Новгород




Тема: Определение спряжения глагола.


Тип урока: Урок преобразования модели.


Учебная задача: открыть способ определения спряжения глаголов (по суффиксу инфинитива).


Зона актуальных знаний:

  • основной закон русского письма: «Орфограмму слабой позиции проверяй по сильной в той же части слова»;

  • какую работу выполняют окончания;

  • какие бывают окончания: одинаковые, омонимичные, синонимичные;

  • грамматические значения окончаний имен существительных, прилагательных, глаголов;

  • какие грамматические значения – постоянные, какие – переменные;

  • два набора личных окончаний глаголов;

  • способ определения спряжения глаголов по форме 3 лица множественного числа.


Цели урока:


Образовательная: учащиеся узнают, что определить спряжение глаголов можно по суффиксу неопределенной формы.


Развивающая: предполагается, что учащиеся откроют способ определения спряжения глаголов.


Мировоззренческая: учащиеся убеждаются в том, что знание способа определения спряжения глаголов поможет им в дальнейшем при решении конкретных орфографических задач.


Педагогическая задача урока: создать условия для преобразования конкретной практической задачи в учебную задачу, формирования у учащихся коммуникативных навыков «квазиисследовательской» деятельности: корректное ведение учебного диалога на содержательной основе, оппонирование.














Этапы урока.

Теоретическое обоснование.

Предполагаемая деятельность учителя.

Предполагаемая деятельность учащихся.

Мотивационно-ориентировочная часть


1.Этап актуализации.

Цель: создание положительного эмоционального фона по поводу удовлетворения собственными знаниями, положительная оценка учителем достижений учеников. Создание «ситуации успеха».










2. Этап мотивации. Цель: создание условий, способствующих формированию учебной содержательной мотивации.

Закрепление «ситуации успеха».

















































3. Этап постановки учебной задачи.

Цель: подведение к

самостоятельному выделению предмета исследования, преобразование конкретной практической задачи в учебную задачу.

Осуществляется поиск ответа на вопрос: «Что же мы должны узнать, чтобы иметь возможность двигаться дальше?»









































Операционно-исполнительная часть

Цель: решение поставленной учебной задачи.


1.Этап преобразования условия задачи.




























































































2.Этап преобразования модели.








































3.Этап отработки общего способа действий.


























Рефлексивно-оценочная часть

Цель: выявление осознанности действий и введение их в систему знаний.

1.Этап рефлексии (мысленное возвращение к прошлым действиям).


2.Оценочный этап.




На доске написаны 2 пословицы:

Когда друг прос_т – не существу_т «завтра».

Кто люб_т науки, тот не зна_т скуки.


- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

- Сформулируйте задание, которое я для вас приготовила.


- Как определить, какую букву писать?

На доске слева – модель:


Л

Ч


3 л. мн.ч.


-ут (-ют) -ат (-ят)

I спр. II спр.


е и


- Хорошо работать вместе! А хотите каждый проверить свои силы?


Учитель предлагает детям выполнить тест на ноутбуках.

Тест

  1. В какую форму вы поставите глагол, чтобы определить его спряжение?

а) 1 л. ед.ч.

б) 3 л. мн.ч.

в) 2 л. мн.ч.

2. К какому спряжению относятся глаголы: говорят, дружат, клеят, молчат?

а) I спр.

б) II спр.

3. К какому спряжению относятся глаголы: бегут, воют, сеют, плачут?

а) I спр.

б) II спр.

4. Какие буквы пропущены в окончаниях глаголов?

  • Знание дела…т жизнь красивой.

а) е

б) и

  • Умная голова не скаж…т пустые слова.

а) е

б) и

  • Землю солнце крас…т, а человека –труд.

а) е

б) и

  • Дела словом не замен…шь.

а) е

б) и

  • Без беды друга не узна…шь.

а) е

б) и

  • Крепкую дружбу и топором не разруб…шь.

а) е

б) и

  • Глупый кисн…т, а умный всё промысл…т.

а) е, и

б) и, е

в) и, и

г) е, е


Физминутка для глаз.


Учитель предполагает, что ошибок не сделает никто.

- Почему вы так быстро и хорошо справились с заданием?

- Вы так быстро справились с тестом и практически не допустили ошибок. Думаю, что следующее задание не вызовет затруднений.

На доске записана загадка:

Кто всю ночь по крыше бьёт да постукива…т,

И бормоч…т, и поёт, убаюкива…т?


- Запишите загадку в тетрадь. Вставьте пропущенные буквы, докажите выбор буквы.



Учитель фиксирует на доске:

бормочут

бормоч…т

бормочат



- Кто прав?

- Почему возникло затруднение? Как этот глагол правильно произносится в

3 л. мн.ч.?




- Итак, какой вывод мы можем сделать? Можно ли всегда полагаться на способ определения спряжения по 3 л. мн.ч.?




- Как быть?


- Итак, какую учебную задачу поставим?



Учитель фиксирует на доске УЗ:


Л

Ч


3 л. мн.ч. ?


-ут (-ют) -ат (-ят)

I спр. II спр.


е и










- Давайте вспомним, какие формы, кроме личных, есть у глаголов? Какое еще есть особое изменение у слов, называющих действие?


- Может эта форма нам поможет?


Учащимся предлагается группа слов:

I спр Iспр II спр I спр II спр I спр

моешь, пишет, ходит, тянем, лепим, поборете,

I спр II спр

желтеем, топишь


- Определите признак, по которому все глаголы можно разделить на две группы?


Учащиеся делят слова на группы, появляется таблица:


1 спр.

моешь


2 спр.

ходит


1 спр.

пишет


2 спр.

лепим


1 спр.

тянет


2 спр.

топишь


1 спр.

поборете




1 спр.

желтеем





- Поставьте каждый глагол в неопределённую форму.


1 спр.

моешь

мыть

2 спр.

ходит

ходить

1 спр.

пишет

писать

2 спр.

лепим

лепить

1 спр.

тянет

тянуть

2 спр.

топишь

топить

1 спр.

поборете

побороть



1 спр.

желтеем

желтеть




- Итак, мы образовали от глаголов 1 и 2 спряжения неопределенную форму.


- Я предлагаю вам еще раз проанализировать полученные слова, называющие действие, неопределенной формы и попробовать найти существенные различия между инфинитивами 1 и 2 спряжения, которые помогут нам в дальнейшем определить, к какому спряжению относится тот или иной глагол. А также зафиксировать свои наблюдения в виде модели, схемы.


- Какую форму работы вы хотите выбрать, чтобы выполнить это задание: индивидуально или в группах?


- Сколько времени вам понадобится?


- Хорошо, по истечении времени, мы проверим, как вы справились с заданием.


Групповая работа.


Далее идет анализ работ.



- Проанализируем глаголы в неопределенной форме.


- Какой общий признак у глаголов II спр. в неопр.ф. вы заметили?


Учитель выделяет суффиксы на доске.


- Есть ли такой общий признак у глаголов

I спр.?


- Какие суффиксы у глаголов I спр.?


Учитель выделяет суффиксы на доске.





- А - и – встретился в глаголах I спр.?


- Значит, -и- - это отличительный признак глаголов какого спряжения?


- Тогда у глаголов I спр. какие суффиксы?

Учитель выдерживает паузу.


- Какой же вывод мы можем сделать из нашего наблюдения за глаголами I спр. и II спр.?

(- Можем ли мы сказать, что неопр.ф. глагола помогает определить спряжение?)


- Как с помощью неопр.ф. можно определить спряжение глагола, а значит, проверить орфограмму в окончании?


- Предлагаю словесный алгоритм перевести в графический.





Учитель фиксирует способ на доске (цветным мелом):


Л

Ч


3 л. мн.ч неопр.ф.


-ут (-ют) -ат (-ят) не - и - - и -

I спр. II спр. I спр. II спр.


е и е и


- Зафиксируйте открытый способ определения спряжения глаголов в тетради открытий.















- Как убедиться, что способ работает?



- Вернемся к нашей загадке: вставим буквы на месте пропусков орфограмм в окончаниях глаголов. Как будем работать?









- Образуйте форму 3 лица мн.ч.


- Работает открытый способ?


- Что теперь предлагаете делать?



Задание (на экране): вставить пропущенные буквы, обосновать выбор.

  • Не та дружья рука, что только глад_т, а и та, что за вихор таска_т.

  • Дружбу за деньги не куп_шь.

  • Тот больше дела_т, кто мало говорит.


- Какую задачу решали на уроке?


- Справились с поставленной задачей?

- Какой это способ определения спряжения глагола?

- Работает открытый способ?


- Чем будем заниматься на следующем уроке?



- Какое домашнее задание вы предложите?






- Чью работу вы бы особо оценили на уроке?








- Вставить пропущенные буквы.



- По 3 лицу мн.числа.

Дети вставляют буквы, обосновывая выбор.

Алгоритм:

  1. прос_т

  2. Поставить глагол в 3 л. мн.ч. -

просят

  1. Определить спряжение –

II спр.


И

  1. просит







- Да.





Дети выполняют тест.

В конце работы получают сведения о количестве правильно выполненных заданий.












































- Знаем правило и алгоритм действия при проверке орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов.





Дети читают загадку, называют отгадку: дождь.


Дети работают самостоятельно: анализируют каждое слово и вставляют букву на месте слабого звука.


При работе со словом бормоч…т у детей возникают варианты написания:

бормочат ? бормочут




???

- Мы этого точно не знаем, но можно воспользоваться словарем.






- Нет, т.к. он не всегда работает.





- Надо искать другой способ.


- Найти другой способ определения спряжения глагола.

























- Неопределённая форма (инфинитив)













- Глаголы 1 спряжения и глаголы 2 спряжения














Фронтальная работа. Учащиеся работают в тетрадях.

























- В группах.



- 3-5 минут.





Учащиеся фиксируют выводы в виде схемы, модели, гипотезы.







- Наличие суффикса - и –





- Нет.



У глаголов I спр. суффиксы:


- а - , - ы - , - у - , - е - , - о -





- Нет.


- II спр.



- Все, кроме -и-.




- Неопр.ф. глагола помогает определить спряжение.




- Надо посмотреть на суффикс неопр.ф.: если суффикс –и-, то глагол II спр. , если суффикс не –и-, то глагол I спр.







































- Применить его при определении спряжения глагола.


Алгоритм:

  1. бормоч_т

  2. Поставить глагол в неопр.ф.


бормот а ть не - и -

  1. Определить спряжение –

I спр.


е

бормочет


- Бормочут


- Да.


- Тренироваться в применении открытого способа определения спряжения глаголов.


Дети выполняют задание устно.







- Найти новый способ определения спряжения глаголов.

- Да.

- По неопр.форме.


- Да.


- Учиться применять открытый способ при определении спряжения глаголов.


- Подобрать загадку, пословицу, поговорку, в которых есть глаголы с орфограммой слабой позиции в окончании, записать с пропусками и на уроке предложить соседу вставить пропущенные буквы.


Дети дают оценку работы на уроке своим одноклассникам.













3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!