СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока по литературе "Основные мотивы лирики А.Пушкина" 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет практикующему учителю при подготовке  к уроку литературы в школе и на дистанционном обучении. Приведены тексты стихов и основные детали анализа. Дан план анализа лирического произведения и образец сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по литературе "Основные мотивы лирики А.Пушкина" 9 класс»

Основные темы лирики А.Пушкина А.С. Пушкин (1799-1837) является одним из величайших поэтов русской литературы начала XIX в., и его творчество оказало влияние на всю русскую литературу в последующие периоды ее развития. Творчество Пушкина отличается поразительным жанровым, сюжетным и тематическим многообразием, которое наиболее отчетливо и ярко проявилось в лирике поэта. В лирике Пушкина выделяются темы: ✓      свободы; ✓      дружбы; ✓      любви; ✓      поэта и поэзии; ✓      природы; ✓      философские и др.

Основные темы лирики А.Пушкина

А.С. Пушкин (1799-1837) является одним из величайших поэтов русской литературы начала XIX в., и его творчество оказало влияние на всю русскую литературу в последующие периоды ее развития. Творчество Пушкина отличается поразительным жанровым, сюжетным и тематическим многообразием, которое наиболее отчетливо и ярко проявилось в лирике поэта. В лирике Пушкина выделяются темы:

✓      свободы;

✓      дружбы;

✓      любви;

✓      поэта и поэзии;

✓      природы;

✓      философские и др.

1. Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина Вольнолюбивая лирика Пушкина освещает проблемы свободы человека вообще в государстве, в жизни, проблему крепостного права. Наиболее активно эта тема развивалась в первый петербургский период его творчества (1817-1820), а также в период южной ссылки в Кишиневе (1822). Вольнолюбивые мотивы наиболее ярко отражены в следующих стихотворениях поэта: ✓       

1. Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина

Вольнолюбивая лирика Пушкина освещает проблемы свободы человека вообще в государстве, в жизни, проблему крепостного права. Наиболее активно эта тема развивалась в первый петербургский период его творчества (1817-1820), а также в период южной ссылки в Кишиневе (1822). Вольнолюбивые мотивы наиболее ярко отражены в следующих стихотворениях поэта:

✓        "К Чаадаеву"  (1818):

•        написано в жанре дружеского послания;

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Анализ

1. История создания . Произведение "К Чаадаеву" (1818 г.) было написано молодым Пушкиным своему приятелю. П. Я. Чаадаев был старше поэта на пять лет, поэтому оказывал на него определенное влияние. Он являлся членом "Союза благоденствия". Пушкин  и его наиболее близкие друзья очень рано начали задумываться о недостатках политического устройства Российской империи. С воцарением Александра I очень многие связывали надежды на изменение ситуации. Молодой царь провозгласил о коренных преобразованиях. Однако после победы в Отечественной войне и заграничного похода русской армии Александр I выступает в роли европейского жандарма.

Стихотворение стало своеобразным гимном декабристов.

2. Жанр произведения  - дружеское послание, гражданская лирика.

3. Основная тема  стихотворения – о борьбе с самодержавием. 

4. Композиция . 1 часть. Пушкин испытывает огромное разочарование. Он так характеризует изменение ситуации: "исчезли юные забавы". 2 часть. В период взросления поэта (в 1815 г. ему исполняется 16 лет) он высказывается достаточно откровенно: "гнет власти роковой". Он заявляет, что его поколение страстно желает изменить сложившийся порядок. Отказавшись от любовного чувства, молодые люди переплавляют его в гражданские. 3 часть. Звучит призыв служить Отчизне до разрушения «самовластья» против многовековой тирании. Не «самодержавия». Поэт резко разделяет понятия Отчизны и государственной власти. Именно поэтому оно с таким восторгом было воспринято будущими декабристами.

Пушкин уверен, что Россия находится в глубоком сне. Молодой поэт уверен, что действия его товарищей будут по достоинству оценены потомками: "напишут наши имена".

5. Размер стихотворения  - четырехстопный ямб, рифмовка кольцевая и перекрестная.

 

6. Выразительные средства . Пушкин применяет разнообразные эпитеты: "юные", "утренний", "прекрасные". Наибольшую смысловую нагрузку несут метафоры: "под гнетом власти роковой", "с томленьем упованья", "звезда пленительного счастья". Автор использует сравнения: "как сон, как утренний туман", " как ждет любовник молодой". Для усиления гражданских мотивов Пушкин использует возвышенные слова и выражения ("под гнетом", "Отчизны внемлем", "Россия вспрянет"), что приближает стихотворение к оде.

7. Главная мысль  произведения заключается в том, что сторонникам свободы и справедливости нельзя терять надежды. Наступил очередной темный период русской истории, но он должен послужить уроком молодому поколению. Царь не исполнил своих обещаний, значит, нужны решительные действия. Многие декабристы впоследствии признавались, что стихотворение Пушкина оказалось мощным стимулом для вступления в тайное общество и подготовки к восстанию.

 

План анализа стихотворения (9 класс)  1. Автор и название стихотворения.  2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).  3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет…  4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…).  5. Тема, идея стихотворения.  6. Образы стихотворения. Образ лирического героя, авторское

План анализа стихотворения (9 класс)

1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет… 4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…). 5. Тема, идея стихотворения. 6. Образы стихотворения. Образ лирического героя, авторское "Я".

7. Какими художественными средствами раскрывается  основная мысль автора: А) Композиция. Сюжет. Б) Тропы - слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении:  1. эпитет - художественное определение;  2. сравнение – сопоставление предметов и явлений;  3. аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;  4. ирония - скрытая насмешка;  5. гипербола - художественное преувеличение;  6. литота - художественное преуменьшение;  7. олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;  8. метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»);  9. перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин);  10. паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей.

7. Какими художественными средствами раскрывается

основная мысль автора:

А) Композиция. Сюжет.

Б)

Тропы - слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении: 1. эпитет - художественное определение; 2. сравнение – сопоставление предметов и явлений; 3. аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 4. ирония - скрытая насмешка; 5. гипербола - художественное преувеличение; 6. литота - художественное преуменьшение; 7. олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека; 8. метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»); 9. перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин); 10. паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей.

Стилистические фигуры:  1. повторы (рефрен);  2. риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;  3. антитеза (противопоставление);  4. градация (например: светлый - бледный - едва заметный);  5. инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;  6. умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам. Использование лексических средств  (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).   Цветопись.

Стилистические фигуры: 1. повторы (рефрен); 2. риторический вопрос, обращение - повышают внимание

читателя и не требуют ответа; 3. антитеза (противопоставление); 4. градация (например: светлый - бледный - едва заметный); 5. инверсия - необычный порядок слов в предложении с

очевидным нарушением синтаксической конструкции; 6. умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное

предложение, в котором мысль высказана не полностью,

читатель додумывает ее сам.

Использование лексических средств

(синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).

Цветопись.

Поэтическая фонетика:  1. аллитерация - повторение одинаковых согласных;  2. ассонанс - повторение гласных;  3. анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;  4. эпифора - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. Стихотворный размер:  А) двусложные размеры:  '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей;  _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб;  Б). трехсложные размеры:  '_ _ _ дактиль;  _ _' _ амфибрахий;  _ _ _' анапест.

Поэтическая фонетика: 1. аллитерация - повторение одинаковых согласных; 2. ассонанс - повторение гласных; 3. анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; 4. эпифора - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

Стихотворный размер: А) двусложные размеры: '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей; _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб; Б). трехсложные размеры: '_ _ _ дактиль; _ _' _ амфибрахий; _ _ _' анапест.

✓      

✓       " Деревня " (1819):

•        направлено против крепостного права и "барства дикого";

•        в основе антитеза: противопоставление идиллическому взгляду на деревенскую жизнь рассуждения на тему трудной жизни и положения крестьян;

    

Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. Я твой: я променял порочный двор цирцей, Роскошные пиры, забавы, заблужденья На мирный шум дубров, на тишину полей, На праздность вольную, подругу размышленья…

… Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества убийственный позор. Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца.

'' Узник

'' Узник " (1822) :

•        отражение реальных фактов жизни поэта (пребывание в ссылке), которые максимально обобщены в стихотворении;

•        использование романтического образа орла, в котором в абстрактной форме предстает свобода, прославляемая в данном стихотворении;

•        усиление средствами художественной выразительности — призывами, эпитетами, повторениями, противопоставлениями и др. - центральной антитезы плен — свобода;

Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

✓      

✓       " Анчар " (1828):

•        использование дерева как символа смерти и зла;

•        осуждение рабства, деспотизма;

•        утверждение свободы человеческой личности.

В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила…

… Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.

Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом.

А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

2. Тема дружбы

Тема дружбы занимает в лирике Пушкина значительное место - она проходит через все его творчество. Наиболее ярко выражена эта тема в жанре дружеского послания, которое благодаря Пушкину приобретает большую популярность в русской литературе.   " 19 октября " (1825):

•        написано во время ссылки в Михайловское, и потому проникнуто мотивом одиночества и грустного настроения;

•        использует богатые образы, передающие силу грусти и одиночества (описание пустынной кельи, осенней стужи

•        развитие темы дружбы, которое далее выливается в гимн дружбе;

Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет, С кем долгую запил бы я разлуку, Кому бы мог пожать от сердца руку И пожелать веселых много лет. Я пью один; вотще воображенье Вокруг меня товарищей зовет; Знакомое не слышно приближенье, И милого душа моя не ждет.

Но многие ль и там из вас пируют? Еще кого не досчитались вы? Кто изменил пленительной привычке? Кого от вас увлек холодный свет? Чей глас умолк на братской перекличке? Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец, С огнем в очах, с гитарой сладкогласной: Под миртами Италии прекрасной Он тихо спит, …

Я пью один, и на брегах Невы Меня друзья сегодня именуют...

Сидишь ли ты в кругу своих друзей, Чужих небес любовник беспокойный? Иль снова ты проходишь тропик знойный И вечный лед полунощных морей? Счастливый путь!.. С лицейского порога Ты на корабль перешагнул шутя,…

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село…

И ныне здесь, в забытой сей глуши, В обители пустынных вьюг и хлада, Мне сладкая готовилась отрада: Троих из вас, друзей моей души, Здесь обнял я. Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его Лицея превратил.

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись: Но невзначай проселочной дорогой Мы встретились и братски обнялись.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней, Хвала тебе — фортуны блеск холодный Не изменил души твоей свободной: Всё тот же ты для чести и друзей. Нам разный путь судьбой назначен строгой;

Когда постиг меня судьбины гнев, Для всех чужой, как сирота бездомный, Под бурею главой поник я томной И ждал тебя, вещун пермесских дев, И ты пришел, сын лени вдохновенный, О Дельвиг мой: твой голос пробудил Сердечный жар, так долго усыпленный, И бодро я судьбу благословил.

Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво: Но юность нам советует лукаво, И шумные нас радуют мечты... Опомнимся — но поздно! и уныло Глядим назад, следов не видя там. Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, Мой брат родной по музе, по судьбам?...

Во глубине сибирских руд…

Знаменитое событие 1825 г. прямым или косвенным образом нашло отражение во многих произведениях Пушкина. Большое количество ссыльных декабристов было близкими друзьями поэта. Ссылка в Сибирь в начале XIX века представлялась в сознании как отправка на край света, откуда уже практически невозможно вернуться. Пушкин очень сильно переживал за своих друзей и пытался насколько возможно их ободрить. С этой целью в 1827 г. он написал стихотворение «Во глубине сибирских руд…» и смог отправить его в далекую Сибирь через жену одного из декабристов – А. Муравьеву. Послание было благополучно доставлено. При жизни Пушкина стихотворение из-за своего очень резкого содержания так и не было издано, но получило большое распространение в списках, — почитатели переписывали его себе от руки.

Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.

3. Любовная лирика Любовная лирика Пушкина принесла поэту известность и популярность в широких кругах и оказала огромное влияние на любовную поэзию многих последующих авторов. На любовные стихи Пушкина было создано огромное количество романсов и песен. Наиболее яркими произведениями любовной лирики поэта являются следующие стихотворения:

✓       " Я помню чудное мгновенье... " (1825), посвященное А.П. Керн

•        рассказывает историю человеческой жизни и любви, содержит размышления автора на эту тему;

•        раскрываются психологические состояния лирического героя и его история любви, которая является основной темой стихотворения;

•        имеет четкую стройность изложения: три совершенно равные и контрастирующие между собой части, что отражает этапы чувства и жизни героя;

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.

Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои

И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

" Я Вас любил... " (1829), являющееся шедевром пушкинской любовной лирики :

•        раскрывает любовь лирического героя, богатую множеством оттенков;

•        выражает такие качества поэта, как альтруизм, самопожертвование в любви;

•        описывает три временных отрезка, по которым проходит жизнь и любовь и поэта;

•        имеет драматизм, не свойственный стихотворению-элегии;

•        используется форма монолога-размышления, точно найденная поэтом и подчиняющая себе основной конфликт и образы стихотворения

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.

Богатое творческое наследие Пушкина включает лишь несколько стихотворений, посвященных Н. Гончаровой. Одно из них – «Мадонна» (1830 г.), которое поэт написал за несколько месяцев до свадьбы.  Не множеством картин старинных мастеров  Украсить я всегда желал свою обитель,  Чтоб суеверно им дивился посетитель,  Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов,  Одной картины я желал быть вечно зритель,  Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,  Пречистая и наш божественный спаситель — Она с величием, он с разумом в очах —  Взирали, кроткие, во славе и в лучах,  Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец  Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,  Чистейшей прелести чистейший образец.

Богатое творческое наследие Пушкина включает лишь несколько стихотворений, посвященных Н. Гончаровой. Одно из них – «Мадонна» (1830 г.), которое поэт написал за несколько месяцев до свадьбы. 

Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

4. Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в стихах Пушкина является довольно устойчивой и активно разрабатывалась. Пушкин один из первых в русской литературе XIX в. поднял тему о роли поэта и поэзии в общественной жизни, его влиянии на общество и специфике его взаимоотношений с обществом.

✓       " Пророк " (1826) :

•        отражает общественную ситуацию в указанный период и собственное мироощущение автора;

•        имеет мотивы декабристской поэзии;

•      проводит мысль о роли поэта и поэзии в обществе через использование библейской образности (образ пророка)

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

"Я памятник себе воздвиг нерукотворный"

Стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" (1836) представляет собой синтез многих тем и мотивов лирики Пушкина, и имеет тесную связь с русской поэзией второй половины XVIII в., в частности с поэзией Державина . Черновик стихотворения был обнаружен  Жуковским  уже после смерти Пушкина. Оно датируется 1836 г. Впервые было опубликовано в посмертном издании произведений поэта (1841 г.). Распространена версия о том, что Пушкин взял основные идеи из оды Горация, откуда и взят эпиграф к стихотворению.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

5. Тема природы. Чувства поэта многозвучны и сложны, как и сама природа.»Зимнее утро», «Зимний вечер». Любимая пора- осень, мила «красою тихою, блистающей смиренно», «из годовых времен я рад лишь ей одной». Осенью поэт испытывает подъем душевных, физических и поэтических сил.

«Осень.1833»

I Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы…

V Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечет. Сказать вам откровенно, Из годовых времен я рад лишь ей одной, В ней много доброго; любовник не тщеславный, Я нечто в ней нашел мечтою своенравной…

VII Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

VIII И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русской холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь: Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят — я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн — таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм)…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!