Этап мотивации к учебной деятельности. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Демонстрация видео с комментарием (человек идёт по рыхлому снегу на лыжах и без лыж). | Включение детей в учебную деятельность. |
Методический комментарий. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности включения учащихся в учебный процесс. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. Личностные: интерес к учебному материалу; |
Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Догадались, о чем пойдет речь на уроке? - А где в жизни вы встречались с этим понятием «Давление»? | - о давлении. - В медицине, строительстве, быту , технике, природе.. |
Методические комментарии. Учитель актуализирует мыслительные операции, необходимые для изложения нового знания . Коммуникативные: высказывать своё мнение; Познавательные: актуализация имеющегося знания; |
Этап постановки проблемы. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Что вы знаете о давлении? - Где мы можем узнать, что такое давление? - давление - физическая величина, что мы должны узнать о физической величине давление? | Ответы ( если они есть) - недостаточно знаний. - посмотреть в учебнике, словаре, спросить у родителей, учителя, в сети интернет, в энциклопедии. - есть план изучения физической величины. |
Методический комментарий. Учитель организует фиксацию затруднения, фиксацию во внешней речи причины затруднения, знания которых недостаёт. Регулятивные: принимать учебную задачу; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; |
Этап построения проекта выхода из затруднения. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Сформулируйте цель нашего урока? Записывает план за учащимся. ПЛАН изучения физической величины. 1.Понятие давление. 2. Формула расчёта давления. 3. Единицы измерения давления. 4. Применение формулы расчёта давления при решении задач. | - Цель урока: используя план изучения физической величины, формулируем понятие давление для решения задач. - надо узнать, что такое давление и отчего оно зависит. -получить формулу для расчета давления. -определять единицы давления. -Научиться применять формулу при решении задач |
Методический комментарий. Учитель актуализирует мыслительные операции необходимые для формулирования и согласования цели урока и плана выхода из затруднения, через проблемный диалог Регулятивные: постановка целей, целеполагание, планирование работы с помощью учителя; Коммуникативные: деятельность в рамках сотрудничества; Познавательные: актуализировать имеющиеся знания; |
Этап реализации построенного проекта. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Проведём опыт, работая в паре. В стеклянную ёмкость насыпан песок. Наполненная водой пластиковая бутылка с длинным горлышком поставлена дном на песок. Перевернув бутылку вверх дном, ставим на песок. - Результат действия силы одинаков? - Почему во втором случае бутылка глубже вошла в песок? Опыт с кнопками Почему? Этот вывод подтверждают опыты. - Демонстрация видео (рис.90. Зависимость давления от площади опоры). Найдите в учебнике ответы к пунктам плана. Достаточно ли у вас знаний физической величине давление? | - учащиеся выполняют опыт -одна и та же сила по-разному давит на песок. - горлышко сильнее давит на песок. - кнопка, имеющая более острый конец, легче входит в дерево. - результат действия силы зависит не только от её модуля, направления и точки приложения, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует. Работа с учебником. Да, мы сформировали понятие давление и узнали формулу для решения задач. |
Методические комментарии. Учитель организует использование плана изучения физической величины и фиксацию преодоления затруднения. Личностные: развитие познавательного интереса; Коммуникативные: умение работать в паре ,слушать и слышать партнёра, договариваться; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; Регулятивные: умение действовать по плану изучения физической величины . |
Этап первичного закрепления во внешней речи. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Что такое давление? Как определить давление? Формула расчёта давления? Что принимается за единицу давления? | Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением. р – давление. Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь поверхности. сила - F, площадь- S За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1Н, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности. Она называется паскалем ( Па ) - Используются также другие единицы давления: гектопаскаль (гПа) и килопаскаль (кПа). 1 гПа = 100 Па 1 Па = 0,01 гПа 1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа |
Методические комментарии. Учитель организует усвоение нового знания с проговариванием во внешней речи. Личностные: умение фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях; Коммуникативные: развивать монологическую и диалогическую речь. Познавательные: актуализация нового знания; |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Закройте учебники и запишите в тетради ответы на вопросы: - Что такое давление? - Формула расчёта давления. - Что принимается за единицу давления? Оценим результативность работы. Откройте учебники, исправьте допущенные ошибки. Решите задачу упр.14(3) | - Записывают в тетрадь ответы. - Работа в парах ( обмениваются тетрадями, оценивание работы напарника). - Открывают учебники, проверяют по образцу, исправляют ошибки. Дано: СИ Решение: F = 600 H = 20 cм 0,2м S= = 0,5мм 0,0005м p-? Ответ: p= 6 000 000 Пa |
Методические комментарии. Учитель организует выполнение самостоятельной работы, самопроверку в парах и исправление ошибок по образцу. Коммуникативные: умение работать в паре , формировать способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи изучения физической величины; Регулятивные: осуществлять действия по образцу; |
Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Выразите давление в паскалях: упр.14(1). Выполняется по одному заданию, тест на компьютере, с проверкой. Решите задачи: 1. С какой силой действует человек на лопату, если давление лопаты на почву 2 МПа, а площадь острой кромки лопаты равно 1 см2? 2. Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент, оказывает давление 150 000 Па. Какова площадь опоры станка? 3. Упр.14(4) | - Работают самостоятельно в тетради, а затем осуществляют проверку на интерактивной доске. Дано: СИ Решение: p = 2 MПа 2000000Па S = 1см2 0,0001 м2 F = p • S F-? F =2 000 000Пa • 0,0001 м2= 200H Ответ: F= 200H Дано: Решение: m = 300 H g= 10 H/кг p = 150 000 Па S- ? F=mg Ответ: S= 0,2 м2 |
Методические комментарии. Учитель организует выявление типов заданий, где возможно использование нового знания. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: высказывать своё мнение, приводя аргументы; Регулятивные: принимать учебную задачу; |
Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Наш урок подходит к концу. - Вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? План изучения физической величины, который мы построили в начале урока, выполнен? - Что такое давление? - Формула расчёта давления. - Что принимается за единицу давления? - Скажите, для чего нам нужны эти знания? - Проанализируйте свою деятельность на уроке, заполнив карточку рефлексии Продолжите фразу: 1. Сегодня я узнал … 2. Было трудно … 3. Было интересно … 4. Я понял, что … 5. Теперь я могу … 6. Я научился … 7. Урок мне дал … | - узнать, что такое давление и отчего оно зависит. -получить формулу для расчета давления. -определить единицы давления. -Научиться применять формулу при решении задач - Мы составили план работы и выполняли каждый его пункт. - Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением. р – давление. Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь поверхности. - сила-F, площадь- S За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1Н, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности. Она называется паскалем ( Па ). -Чтобы применять их в реальной жизни. Учащиеся заполняют лист рефлексии. |
Методические комментарии. Учитель организует фиксацию нового знания, соответствия результатов деятельности на уроке поставленной цели, самооценку учениками работы на уроке «продолжаю фразу». Личностные: формирование адекватной, позитивной самооценки, необходимости саморазвития; Коммуникативные: высказывать своё мнение, приводя аргументы; уважительно относиться к позиции другого; Познавательные: использовать знания о давлении в повседневной жизни, приводить примеры практического использования физических знаний; Регулятивные: оценивают результат действий на уроке с помощью учителя; |
Этап домашнего задания. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- домашнее задание: п.35, упр.14(2) Возникают ли вопросы по домашнему заданию? Подумайте что оказывает большее давление : гусеницы трактора или жало осы? Ответ на этот вопрос мы узнаем на следующем уроке. - Урок окончен. Благодарю вас всех за работу. | Записывают задание в дневник. Выявляют затруднения в домашнем задании ( если они есть). |
Методические комментарии. Учитель дает комментарий к домашнему заданию, фиксирует направления будущей деятельности. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |