Сформировать представление о том, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать - главные члены предложения или грамматическая основа; что в русском языке есть предложения, которые состоят только из главных членов.
Учебник «Русский язык» Часть 1.: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Вентана – Граф, 2013.
Компьютер, проектор, экран, доска, компьютерная презентация, электронная физкультминутка
Индивидуальные пособия : карточка «Верно-неверно», карточки-задания, карточки для рефлексии и листики красные, жёлтые и зелёные для самооценки.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое основание: формируемые УУД (группа УУД и название конкретного УУД) средства их формирования (формы, методы, приемы) |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Приветствует детей. Создание благоприятного эмоционального настроя на позитивную и плодотворную работу состояния учеников. – Давайте улыбнёмся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. - Какое сейчас время года? На доску вывешивается слово осень. - Пожелаем друг другу что-то хорошее на каждую букву этого слова. - Спасибо! Молодцы! И я вам желаю поработать сегодня задорно, интересно. | Контролируют и осуществляют готовность к уроку. Воспринимают информацию, эмоционально настраиваются на плодотворную работу - Осень - Оптимизма - Сосредоточенности - Единства - Новых знаний - ь знак звуков не обозначает | Фронтальный. Словесный. Регулятивные: умеют соотнести свои действия с поставленной целью, прогнозировать результат своей деятельности. Коммуникативные: умение слушать друг друга, вступать в диалог. Л 6 ичностные: доброжелательное отношение друг к другу; положительный эмоциональный настрой на урок |
| Чистописание Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех» -Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Постарайтесь красиво написать девиз урока. | Выполняют письмо по образцу С малой удачи начинается большой успех. | Индивидуальная. Практический тренировка навыка письма; формирование самоанализа и самоконтроля. |
2.Актуализация опорных знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | – Прочитайте карточку «Верно-неверно» Выберите те утверждения, которые вы считаете правильными (работа в группах). 1.Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. 2.Предложение не может состоять из одного слова. 3.Первое слово в предложении пишется с большой буквы. 4.Слова в предложении не связаны по смыслу. 5.В конце предложения ставятся знаки - . ! ? 6. Предложения по цели могут быть: повествовательные, вопросительные, побудительные. 7. По интонации предложения невосклицательные - Откройте учебник с. 57 - Найдите урок 24. - Над каким тематическим блоком мы будем сегодня работать? -О чём мы узнаём из этого блока? -Как вы думаете, сможем ли мы сами открыть «тайну» нашего урока? - Что нам нужно для этого сделать? | Дети читают и выбирают верные утверждения Правильные утверждения 1,3,5,6 - Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Цели три: спросить, рассказать или сообщить, побудить к действию По интонации предложения восклицательные и невосклицатльные. Работают по индивидуальным карточкам (карточки 1,2,3,4,5) Работают с учебником Отвечают на вопросы учителя - Как устроен наш язык. - О тайнах нашего языка. -Выполнив упражнения в учебнике, мы постараемся открыть эту «тайну». | Фронтальный групповая Словесный, проблемный Самостоятельная работа Беседа по вопросам Личностные: формирование интереса к новому учебному материалу осуществляют саморефлексию; структурируют свои знания логические: умение выдвигать гипотезу. Познавательные общеучебные : осознанное построение речевых высказываний в устной форме. Познавательные общеучебные выделение и постановка учебной цели, умение работать с учебником; |
3. Выявление места и причины затруднения Рубрика «Путешествие в прошлое» | Учитель готовит учащихся к выделению в предложении подлежащего (на данном уроке термин не вводится) На доске записаны предложения: Мама купила билеты в цирк. Тропинка ведет в лес. Алеша принес щенка домой. Знакомит с историей слова цирк. Вы были в цирке? - Кто из вас знает о происхождении слова «цирк»? - Слово «цирк» пришло к нам из латинского языка и означает «круг». - Почему значение слова «цирк» связано с кругом? -Что вы уже знаете о предложении? - Определите, кто же или что же действует в предложении, т. е. выполняет действие? Учитель организует диалог с учащимися, в ходе которого обсуждается вопрос - Можно ли запись на доске назвать предложением? конкретизируется понятие «предложение» -Задайте вопросы к выделенным словам Назовите, какими частями речи они являются. - Прочитайте предложения. - Найдите слова, которые называют то, о ком или о чем говорится в предложениях. -Запишите их. | Выполняют задания. Выдвигают гипотезы. Отвечают на вопросы. Отвечая на вопрос рубрики «Путешествие в прошлое», учащиеся предполагают - Значение слова цирк подсказывается словом циркуль и связано с кругом, так как арена в цирке круглая. В случае затруднений или возникновения нескольких точек зрения (одни считают, что в первом предложении говорится о маме, другие — о билетах) -В третьем предложении говорится об Алёше (именно он выполняет действие), а не о щенке, которого он принес; Вспоминают признаки предложения, задают вопросы к выделенным словам и называют части речи. Записывают слова (Мама, тропинка Алеша) | Беседа по вопросам Регулятивные Принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные Строят речевые высказывания в устной форме логические: умение выдвигать гипотезу. Коммуникативные Формулируют собственное мнение и позицию Познавательные общеучебные : осознанное построение речевых высказываний в устной форме. Познавательные общеучебные : выделение и постановка учебной цели, умение работать с учебником; Личностные: Самоопределение (формирование мотивации к изучению новой темы) отстаивать свою точку зрения, приводя аргументы, анализировать, строить рассуждение, делать выводы Предметные: формирование представлений о том, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать |
| Учитель задаёт проблемный вопрос: «Сохранится ли предложение без записанных слов?»; подводит детей к выводу, Попробуйте выдвинуть предположение о теме урока. - Какой вывод мы можем сделать, опираясь на тему нашего урока? -Эти слова являются главными членами предложения, так как без них не может существовать предложение. - Какой вывод мы можем сделать, опираясь на тему нашего урока? | Отвечают на вопрос, выдвигают предположение о теме урока - Без выделенных слов предложение существовать не может, т.к. именно они передают главный смысл предложения; - Сегодня на уроке мы должны выяснить, чем являются эти слова в предложениях Эти слова являются главными членами предложения, так как без них не может существовать предложение. | Фронтальная Словесный Создание проблемной ситуации. Познавательные: -постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания умение структурировать знания. Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно,планирова-ние, прогнозирование. |
4. Построение проекта выхода из затруднений Работа с рубрикой «Давай подумаем» Работа с рубрикой «Давай подумаем» Рубрика «Вспомни 2 класс» | Учитель совместно с учащимися обобщает первоначальные представления о главном действующем лице предложения. С.57 Работа с рубрикой «Давай подумаем» Школьники пошли в музей. - Какое предложение прочитали Серёжа и Маша? -Что считает Серёжа? Маша? - С кем из ребят вы согласитесь? Кто прав? Почему? Учитель готовит к нахождению в предложениях подлежащего (на данном уроке термин не вводится). - Расскажите, что надо сделать в упражнении 2 с.58? - Что нам поможет выполнить это задание? - Какие слова будете вставлять? -Что они обозначают и на какие вопросы отвечают? - Как называются эти слова в предложении? Но это не все тайны нашего урока. Откроем ещё одну. Рубрика «Давай подумаем» на с.58. Учитель готовит к нахождению в предложениях сказуемого (на данном уроке термин не вводится). На доске записаны предложения: Дети читают книги. Птицы улетают на юг. - Какие слова называют то, что делают дети? Птицы? - Что называют слова: читают, улетают — предмет, признак предмета или действие предмета? - К какой части речи отнесем данные слова? - Что называет и на какие вопросы отвечает глагол? Что он обозначает? - Можно ли сделать вывод, что в предложении есть такие слова, без которых оно существовать не может? | Читают записанные на доске предложения, отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя, выполняют задание. - Школьники пошли в музей. -Сережа считает, что в предложении говорится о школьниках, а Маша считает, что о музее. - Прав Серёжа, потому что в предложении именно школьники выполнили названное действие (пошли), поэтому в предложении говорится о школьниках. Без слова школьники предложение не может существовать, непонятно, кто пошёл в музей. - Слова для справок - Слова, которые называют то, о ком или о чём говорится в предложении. - Обозначают предмет и отвечать на вопросы кто? что? - В предложении имена существительные. Учащиеся повторяют определение глагола -Эти слова называют действие предмета. -Это глаголы. - Отвечают на вопрос Что делают? -Обозначают действие предмета - Такие слова, без которых не может существовать предложение есть. | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа Предметные: формирование представлений о том, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать Познавательные логические : построение логической цепочки рассуждений. Регулятивные: опираться на выделенные ориентиры работы Предметные: формирование представлений о том , что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать Регулятивные Совместно с учителем ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Познавательные логические: анализ предложений, умение находить нужные слова Учащиеся осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные Формулируют собственное мнение и позицию Умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения слушают и понимают речь других; |
5. Реализация построенного проекта Рубрика «Тайны языка» | Но это не все тайны нашего урока. Откроем ещё одну. Рубрика «Давай подумаем» на с.59. Прочитайте предложение. Птицы звонко поют весной. - На какие вопросы отвечают выделенные слова ? - Если их убрать , сохранится ли предложение? Почему? А теперь прочитайте. Птицы поют. Можно ли считать эти слова предложением? - Чем являются эти слова в предложении? - Так может предложение состоять только из главных членов? Мы открыли последнюю тайну нашего урока. А теперь прочитаем правило на с.59. В предложении есть слова, без которых оно не может существовать. Это главные члены предложения, или его грамматическая основа. В русском языке есть предложения, которые состоят только из главных членов: Птицы поют. Самолёт летит. Наступила весна. Дети учатся. Сравните правило с нашими выводами. Совпадают ли они? Учитель просит сверить свои предположения с учебником с. 59 и узнать, что такое «главные члены предложения» и «грамматическая основа предложения» - Какие слова в предложении мы называем главными членами? | Наблюдают за грамматической основой предложения Читают на стр. 59 и знакомятся понятиями «главные члены предложения», «грамматическая основа предложения» -Главными членами предложения - Это слова, без которых не может существовать предложение. -Слова, которые называют то, о ком или о чем говорится в предложении. - Слова , которые называют что делает то или тот, о ком или о чем говорится в предложении | Упражнение Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, беседа Регулятивные Учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: извлекают информацию; делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания Коммуникативные Используют речь для регуляции своего действия Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; Планирование учебного сотрудничества Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждения |
Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют комплекс физических упражнений | электронная презентация |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Вместе с учениками составляет алгоритм нахождения главных членов и даёт образец подчёркивания грамматической основы. Одной чертой подчёркиваем слова, которые называют то, о ком или о чем говорится в предложении. Двумя чертами подчёркиваем слова, которые называют что делает то или тот, о ком или о чем говорится в предложении с. 59 упр. 3 Учитель помогает орфографически правильно записать вопросы, например: что сделал? Организует фронтальную работу по отработке умения находить в предложениях главные члены с последующей проверкой. (проговаривание вслух) с. 59, упр. 3 - Запишите первое предложение. (учитель показывает на доске, как подчеркиваются главные члены предложения, и предлагает подчеркнуть их) -Как называются слова, без которых предложение существовать не может. - Что называют выделенные слова? - Найдите слова, к которым от выделенных слов можно задать вопросы. - На какие вопросы они отвечают? К какой части речи вы их отнесете? - Запишите три предложения, подчеркнув найденные слова двумя чертами | С. 59 упр. 3 Выполняют фронтально письменно. Учащиеся по очереди выходят к доске и записывают по одному предложению Записывают предложения, находят грамматическую основу, придерживаясь алгоритма, подчёркивают главные члены. Выполняют упражнения; осуществляют коллективный разбор трех предложений с записью в тетради по образцу; отвечают на вопросы; выполняют задания отработка умения находить в предложениях главные члены. Выполняется устно в парах с последующей фронтальной проверкой. Коллективный разбор трех предложений с записью в тетрадь. Образец: Мальчик (что делает?) убирает комнату. | Фронтально с опорой на учебник индивидуальная, практический Регулятивные: сверяют действия с целью; при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя; соотносят результат деятельности с целью. Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы Познавательные: ориентируются в системе знаний; осознают необходимость нового знания; сопоставляют и отбирают информацию. Коммуникативные: доносят свою позицию до других; владеют приемами монологической и диалогической речи. Личностные: оценивают важность учебы и познания нового |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует работу в паре предлагает оценить свою работу, осуществляет проверку - Мы открыли все тайны нашего урок, а теперь, попробуйте самостоятельно применить знания. Посмотрите на упражнение 4 с.60. - Как можно уточнить задание в предложении? Скажите коротко. Посмотрите на значок около упражнения. О чём он вам говорит? (работа в парах). - Как вы будете работать? - С чего начнёте? - Как вы думаете, для чего это упражнение выполнять в паре? Выполнение упражнения. Проверка по эталону на доске. Задание с пометой «Вспомни изученное» позволяет вспомнить о многозначности слов и переносном значении слова. Учитель поясняет значение слова - Слово чайник называет не только посуду, но и то, что в ней находится, поэтому можно сказать «чайник закипел»; Одно из значений слова убежать — «кипя и пенясь переливаться через край», поэтому можно сказать «молоко убежало» «переносное значение слова», поэтому слова чайник и убежало названы многозначными. | Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий Выполняют упражнение в паре Слушают друг друга, доказывают свою точку зрения, осуществляют самооценку, самопроверку. Учащиеся воспринимают информацию Выполняют задание. Отрабатывают умение находить главные члены предложения, определяют порядок их следования. | Фронтально с опорой на учебник индуальн. практический Регулятивные работа в паре Регулятивные: применять установленные правила. Учитывают правило в планировании и контроле способа решения; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе оценки и учёта сделанных ошибок Познавательные умеют перерабатывать информацию для получения необходимого результата. |
8. Включение в систему знаний и повторение | Организует работу по составлению самой таблицы (карточки 6,7) а затем работу в парах по применению усвоенных знаний и способов действий, коллективную проверку, контроль. -Выпишите в таблицу грамматическую основу предложений из стихотворения С. Есенина «Берёза». - Какой главный член предложения мы определяем в первую очередь? Во вторую. - Что входит в грамматическую основу предложения? - Как подчеркиваются главные члены предложения? -Какие слова осталось? -Какой частью речи мы украшаем предложение? - Знаем ли мы какими членами предложения они являются? - Об этом поговорим на следующих уроках. | Выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой. Заполняют таблицу ,записывают главные члены. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, вместе с учителем находят грамматическую основу в написанных на карточках предложениях и вписывают в таблицу. -Слова, которые называют то, о ком или о чем говорится в предложении. - Слова , которые называют что делает то или тот, о ком или о чем говорится в предложении -Одной чертой подчёркиваем слова, которые называют то, о ком или о чем говорится в предложении. -Двумя чертами подчёркиваем слова, которые называют что делает то или тот, о ком или о чем говорится в предложении Учащиеся ставят вопросы , находят главные члены предложения и вписывают гл.члены предложения Берёза принакрылась Кисти распустились Береза стоит Снежинки горят -Прилагательными | Фронтально с опорой на инд. карточку индивидуальная, практический Регулятивные Учитывают правило в планировании и контроле способа решения, построение логической цепочки рассуждений и доказательств, внесение коррекции; Коммуникативные Контролируют действия партнёра Фронтально с опорой на учебник практический Регулятивные Учитывают правило в планировании и контроле способа решения удерживать внимание при решении учебных задач Познавательные Владеют алгоритмом нахождения грамматической основы. |
Информация по выполнению домашнего задания. | Осуществяет фронтальную работу с учащимися Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Учебник с. 59 -Выучить правило с. 60 упр.5 (письменно) карточка дополнительно - Найти в предложениях слова, которые называют то, что делает тот, о ком говорится в предложении. - Как называются оба найденных слова? - Назовите главные члены в каждом предложении. - Расскажите, как вы его будете выполнять? - Какие знания вам будут нужны, чтобы выполнить его ? - Как нужно подчеркнуть дописанные слова? Дополнительно (на карточках) | Воспринимают информацию. Слушают объяснение учителя, записывают в дневники. Задание выбирают по желанию. Учебник с.59 -Выучить правило с.60 упр.5 (письменно) Осознание грамматической роли подлежащего Учащиеся выбирают нужное слово, доказывают - Слова, которыми дополнили каждое предложение, называют действующее лицо — того, о ком говорится в предложении. - Главные члены предложения, грамматическая основа предложения | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя Познавательные:умение структурировать знания -оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
9. Рефлексия учебной деятельности | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. - Над какой темой сегодня работали? -Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока? -Поставь себе оценку за активность и прилежание на уроке. -Каким для тебя получился сегодняшний урок? -У кого всё получилось, и кому было всё понятно, поднимите жёлтый листик. -Кто не совсем разобрался с новым материалом, поднимите зелёный листик. - Кто не понял новый материал, и ему было трудно, поднимите – красный листик. -Не огорчайтесь. Это был первый урок по данной теме. -Ребята, посмотрите на свои листы самооценки и продолжите предложения: -Я умею... -Я знаю... -Мне понравилось... В следующий раз у вас всё получится. -Я довольна вашей работой на уроке. Спасибо за урок! | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке - Дети отвечают и по результатам ответов украшают дерево листьями | Фронтальная. Словесный. практический Объяснение учителя Регулятивные: осуществляют самооценку по результату. Познавательные: структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевые высказывания по результатам выполненной работы Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
2. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. Коментарии к урокам: Методическое пособие для учителя по русскому языку: 3 класс/ Вентана – Граф, 2013.
3.Романова В.Ю., Петленко Л.Е. Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. 2-4 классы Под ред. С.В.Иванова. - М.: Вентана – Граф, 2015 г.;
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе
/ Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.