реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС ООО
Сведения о разработчике |
Фамилия, имя, отчество (полностью): | Репина Анна Владимировна |
Район | Канавинский |
Место работы | МБОУ «Школа №110» |
Должность | Учитель |
Общая информация |
Предмет | Химия |
Класс | 8 |
Тема урока | «Химические уравнения» |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель | Расширить знания о химических реакциях; сформировать понятие о химическом уравнении, как об условном изображении химической реакции; пояснить правила составления уравнений химических реакций, подбора коэффициентов на основании закона сохранения массы вещества |
Задачи |
| Продолжить изучение физических и химических явлений, ввести понятие «химическое уравнение»; научить учащихся составлять химические уравнения с помощью подбора коэффициентов на основе закона сохранения массы веществ |
| Продолжить развивать внимательность, наблюдательность, пытливость, инициативу, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде |
| Осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат |
Планируемые результаты |
| Понимание единства естественнонаучной картины мира. Понимание значимости естественнонаучных знаний для решения практических задач. |
| Умение определять понятие «химическое уравнение»; объяснять закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения; составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ |
| Умение использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов |
| Устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации |
| Давать определение понятиям, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи |
| Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать |
Фонды оценочных средств |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Фронтальная, самостоятельная работа |
Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная) | Очная |
Педагогические технологии организации учебной деятельности («перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.) | Проблемное обучение |
Технология взаимодействия (синхронное обучение, асинхронное обучение) | Синхронное |
Программно-техническое и дидактическое обеспечение |
Используемая образовательная платформа | РЭШ |
Необходимое оборудование | Компьютер. Проектор. Планшеты. Весы с гирями. |
Программное обеспечение | Стандартное |
Дидактическое обеспечение | Гара, Н.Н. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8-9 классы / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2019. |
Дополнительная литература | Сборник задач и упражнений по химии: 8 класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия: неорганическая химия: учеб. для 8 класса общеобразов. учреждений»./ М.А. Рябов – М.: Издательство «Экзамен», 2010. |
Интернет-ресурсы | https://youtu.be/o9Rvc3Vae_c |
ЭОРы | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1519/main/ |
Название, содержание этапа урока | Цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
| | | | | | |
Организационный момент | | Приветствует класс, проверяет готовность к занятию | | Приветствуют педагога | Проверяют уровень своей готовности к уроку | Внутренняя и внешняя готовность |
Постановка учебной задачи актуализация знаний учеников | Актуализация знаний учеников | Чем химические реакции отличаются от физических явлений? Каковы признаки химической реакции? Что является необходимым условием возникновения химической реакции? Из приведённого перечня явлений назовите те, которые относятся к химическим: 1) замерзание воды 2) скисание молока 3)плавление парафина 4) горение древесины 5) испарение воды 6)растворение сахара в чае | Анализ объектов с целью выделения признаков. Дают определение химической реакции. Вспоминают признаки химических и физических явлений Предположительные ответы учащихся: При физических явлениях изменяется форма, размел тел или агрегатное состояние вещества, но состав их остается неизменным. А при химических реакциях образуются новые вещества. Признаки химических реакций: образование осадка, растворение осадка, изменение цвета, выделение газа, изменение запаха, выделение или поглощение теплоты. Условие протекания хим. реакции: соприкосновение веществ. Физическое явление Химическая реакция Физическое явление Химическая реакция Физическое явление Физическое явление | Отвечают на вопросы педагога, актуализируют знания по теме | Планирование учебного сотрудничества с учителем и однокласснико | В процессе беседы отвечают на вопросы, поставленные учителем, решают задачу устно |
| Создание проблемной ситуации, фиксация новой проблемной задачи | Давайте посмотрим опыт: горение железа в кислороде (видеофрагмент). https://youtu.be/o9Rvc3Vae_c Является ли это химической реакцией? Каковы признаки этой реакции? Какие вещества вступают в химическую реакцию? Какие вещества получаются в результате реакции? А как записать химическую реакцию? Давайте попробуем заменить слова химическими знаками и запишем это же предложение с помощью химических формул. Как вы думаете, имеем ли мы право поставить между левой и правой частями знак равно? Почему нет? Сравните левую и правую части схемы. В чем сходство? В чем разница? Постановка проблемного вопроса: Изменится ли масса реагирующих веществ по сравнению с массой продуктов реакции? | Пытаются решить задачу известным способом, фиксируют проблему. Смотрят видеофрагмент опыта. Отвечают на вопросы. Предположительные ответы: Это химическая реакция. Признаки: выделение теплоты и света, Железо и кислород. Железная окалина. Записывают в тетради химическую реакцию. Железо + кислород → железная окалина. Fe + O2 → Fe2O3 Отвечают на вопросы. Предположительные ответы учащихся: Нет. В левой и правой части схемы разное количество железа и кислорода. | Отвечают на вопросы педагога, формулируют учебную проблему, строят гипотезы. | Принимают учебную цель и задачу. | Выдвигают различные варианты решения проблемы. |
Совместное исследование проблемы | Поиск решения учебной задачи | Организует анализ изложенной учебной задачи, фиксирует предложенные учениками гипотезы, курирует их обсуждение. Задание№1. Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций: H2 + O2 → H2O CuCl2 + Al → AlCl3 + Cu HgO → Hg + O2 Задание №2. Запишите в виде химических уравнений следующие предложения. а) При разложении карбоната кальция (CaCO3) образуются оксид кальция и оксид углерода (IV). б) При взаимодействии фосфора с кислородом образуется оксид фосфора (IV) в) При взаимодействии цинка с соляной кислотой (HCl) образуются хлорид цинка и водород. | Анализируют, аргументируют и доказывают свою точку зрения. Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Расставляют коэффициенты в уравнениях химических реакциях. 2H2 + O2 → 2H2O 3CuCl2 + 2Al → 2AlCl3 + 3Cu 2HgO = 2Hg + O2 Записывают схему реакции и расставляют коэффициенты, превращая ее в уравнение. а) CaCO3 = CaO + CO2 б) 4P +5O2 = 2P2O5 в)Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2 | Задают уточняющие вопросы, осознанно строят речевые высказывания, рефлексируют. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждаю способы ее решения. Планируют свою деятельность для решения поставленной задачи. Контролируют полученный результат. | Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию |
Переход к этапу частного решения задач | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции № 3 стр.67 Расставьте коэффициенты в следующих схемах реакций: Fe + Cl2 → FeCl3 Al + S → Al2S3 WO3 + H2→ W + H2O Li + O2 → Li2O | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций Составляют уравнения 2Fe +3Cl2 → 2FeCl3 2Al + 3S → Al2S3 WO3 + 3H2→ W + 3H2O 4Li + O2 → 2Li2O | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль | Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
Применение общего способа действий для решения частных задач | Коррекция отработки способа | Организует, самостоятельную коррекционную работу. Решение задач Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/1519/main/ Контрольное задание 1. Номера 1.2 | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки | Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату | Самоопредление, самоусвоение знаний |
Рефлексия | Анализ результатов учебной деятельности | Актуализирует внимание на пройденном материале, побуждает к высказыванию своего мнения Что изучили сегодня на уроке? Оценить отдельных обучающихся. Обобщающее слово учителя Домашнее задание: § 20, № 4,5,6 стр.67-68. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/1519/main/ Тренировочные задания В конце урока учитель с помощью приложения Plickers проводит «Пликерс-опрос» Предлагает каждому учащемуся ответить (да/нет) на вопросы: 1.Я усвоил(а) закон сохранения массы веществ. 2. Я могу составлять уравнения химических реакций. Выводит на экран результаты «Пликерс-опроса», подводит итоги. | Называют основные тезисы усвоенного материала. Отвечают на вопросы: Узнали закон сохранения массы веществ, научились составлять уравнения химических реакций по схемам. Записывают домашнее задание. Отвечают на вопросы с помощью специально подготовленных карточек приложения Plickers | Формулируют результат работы на уроке | Соотносят достигнутые цели с поставленным результатом. Адекватно воспринимают оценку учителя. | Умение определять результативность образовательной деятельности |