СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Узоры на посуде"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка проекта

Просмотр содержимого документа
«Проект "Узоры на посуде"»

Конспект урока математики

во 2 классе на тему: урок-проект «Узоры и орнаменты на посуде».


Педагог: Мехоношина Марина Леонидовна

Тип проекта: групповой.

По содержанию проект можно считать интегрированным, так как в нём используется математическое содержание (геометрические фигуры), изобразительное искусство (составление орнамента, изображение фигур на посуде), технология (лепка посуды).

Вид проекта: творческий

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: учащиеся 2 класса, Симанова А.А., родители

Цель проекта:

Выяснить форму, чередование элементов, правила их расположения друг за другом, показать учащимся роль геометрии в повседневной жизни.

Задачи проекта:

Научить собирать информацию( рисунки, фотографии).

Научить наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера и цвета в отобранных узорах и орнаментах.

Самостоятельно составить узоры.

Контролировать выполнения правила, по которому составлялся узор.

Гипотеза:

Если изучить технику выполнения узоров, то можно научиться самим создавать узоры и расписывать посуду.

Актуальность проекта:

Узоры в нашей жизни встречаются на каждом шагу. Украшая части строений, ландшафта или предметы быта, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием.

Узор можно прочесть. Испокон веку с помощью самых разнообразных геометрических линий и форм человек выражал своё мировосприятие, свою культуру, своё отношение к действительности.

Научиться читать узор, значит научиться понимать язык наших предков, не потерять живую связь с прошлым нашего народа.

Ожидаемые результаты:

Формировать и отрабатывать универсальные учебные действия.

Закреплять, расширять полученные на уроках знания.

Собирать материал по заданной теме.

Определять и описывать закономерности в отобранных узорах и орнаментах, составлять геометрические узоры и орнаменты.

Оценивать выполненную работу.

Этапы работы над проектом

1этап. Подготовительный.

Сообщение темы занятия.

Определение проблемы, цели и задач проекта.

Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование).

Изучение уровня творческих способностей, навыков, интересов, знаний и умений у детей.

Составление плана работы.

Деление учащихся на группы, распределение заданий.

 2 этап. Основной.

Обсуждение названия проекта.

Подбор информации, систематизация.

Оформление в виде сообщений, докладов.

3 этап. Заключительный.

Оформление работ.

Защита проекта «Узоры и орнаменты на посуде».

Подведение итогов.

 Планируемый результат:

Создание альбома орнаментов и узоров на посуде.

Предполагаемый продукт проекта:

Создание альбома «Орнаменты и узоры на посуде: форма, чередование элементов, правило их расположения друг за другом».


Ход урока.


1.Мотивационно-целевой блок.

1) Организационный момент

Проверим готовность к уроку: учебник, ручка, карандаш, линейка, клей

Математика повсюду.

Глазом только поведешь

И примеров сразу уйму

Ты вокруг себя найдешь.

М. Борзаковский

2) Определение темы и постановка цели.

Откройте учебник стр.48., прочитайте тему (создание проекта)

- Сегодня мы исследователи и художники. Нас ждёт очередной проект.

- Почему на уроке математики появилась посуда? (На ней геометрические фигуры, которые изучает математика)

-Какие задачи поставим перед собой? (слайд)

Узнать:

Когда люди стали делать посуду и почему стали использовать рисунок на посуде?

Виды орнамента

Рассмотреть различные варианты геометрических орнаментов на посуде (фото, рисунки)

Научиться: из геометрических фигур составлять орнамент на посуде.

3) Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный

- Знакомство с темой.

- Составление плана работы.

- Деление учащихся на группы. Распределение заданий.

2. Основной

Учащиеся представляют и систематизируют подобранную информацию, свои работы по проекту. Выполняют практическую часть проекта в виде орнамента на посуде. (Создание странички для совместного альбома)

3. Заключительный

Оформление альбома.

Оценка результатов.

 2.Исполнительский блок

1) Подведение итогов работы с информационными источниками.

- Информационная группа учащихся узнала об истории появления посуды и подготовила отчёт своей работы.

Выступления детей.

Каждый день дома на кухне мы используем различную посуду, но мы никогда не задумываемся о том, как и когда она появилась, как она выглядела в старину и как использовалась.

Посуда появилась очень давно, ее история уходит в древние века.

Сегодня нам сложно представить свою жизнь без посуды. Древним же людям долгое время приходилось обходиться без нее. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева, плел корзины из прутьев. Но не всегда такая посуда была удобной. В ней хорошо хранить фрукты и овощи, но в ней нельзя было готовить, нельзя использовать для жидкостей. Люди пытались найти выход. Они стали использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей или выдалбливали сосуды из камня.

 И только в последнюю эпоху каменного века (приблизительно VII тысячелетия до н. э.) - был изобретен первый искусственный материал - огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду.

 Считается, что керамическую посуду изобрела женщина. Мужчины ходили на охоту, а женщины в основном занимались хозяйством, именно им приходилось заботиться о сохранности еды. Долгое время плетеную посуду просто обмазывали глиной. Но, наверное, случайно такая посуда оказалась неподалеку от огня. Люди заметили замечательные свойства обожженной глины и стали делать посуду с использованием глины, обжигая её на огне.

 Постепенно гончары совершенствовали свою посуду. Древние люди стремились делать ее более удобной, тонкой и красивой. На посуду стали наносить разнообразные рисунки. Для этого грубую посуду покрывали жидкой глиной, (как уже вы сказали), расписывали красками или выцарапывали специальными палочками.

 Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиции, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.

 Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, и это отображал в рисунке.

 Чаще всего посуду украшали разнообразным орнаментом, это были геометрические фигуры, символы, цветы, фигуры животных и людей.

 И в наше время художники часто раписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами. Посмотрите на фотографии декоративных тарелок. Ими украшены стены. Такую красоту создают мастера.

- Кто нашёл определение, что такое узор?

Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз).

 -Что такое орнамент?

Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков, и они повторяются через определенные расстояния или интервалы (маленький перерыв). Орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.

Орнамент был не просто украшением, а чаще являлся оберегом. Его наносили на предметы домашней утвари, оружие, вышивали на одежде.

Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны.

За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды орнамента: (слайд)

-О каком орнаменте будем говорить сегодня? (геометрическом)

Сегодня мы будем говорить о геометрическом орнаменте, т .к. у нас урок математики .

Рассмотрим образцы орнаментов на посуде, данные в учебнике

 2) Работа с учебником.

- Какие геометрические фигуры использованы при оформлении посуды на рисунках в учебнике?

3) Результаты наблюдений (первая группа представляет свои работы)

- Какие фотографии посуды с геометрическими узорами подготовили для проекта?

(отчёт первой группы)

4) Результаты создания собственных орнаментов

в полосе, на посуде

(отчёт второй группы учащихся)

 Физкультминутка.

 3. Практический блок (Практическая работа по созданию странички в альбоме)

Работа в парах.

- Оформить посуду (кружку) геометрическими фигурами в подарок: для девочки, мальчика, мамы, папы, спортсмена, космонавта и др..

 (самостоятельная работа учащихся)

Защита проектов. (в парах)

 Итог урока

Мы создали альбом «Узоры на посуде».

Вывод: Геометрические узоры повсюду, нужно быть только внимательным и наблюдательным, что доказывает «математика повсюду, она красива и важна, поэтому её нужно изучать и любить».

Рефлексия:

Что понравилось (не понравилось) в проекте?

Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?

Чему научились, что узнали нового?

Какие встретились трудности и как их преодолели?






Приложение 1

Фото с защиты проекта «Мой класс. Моя школа»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!