Конспект урока математики
во 2 классе на тему: урок-проект «Узоры и орнаменты на посуде».
Педагог: Мехоношина Марина Леонидовна
Тип проекта: групповой.
По содержанию проект можно считать интегрированным, так как в нём используется математическое содержание (геометрические фигуры), изобразительное искусство (составление орнамента, изображение фигур на посуде), технология (лепка посуды).
Вид проекта: творческий
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: учащиеся 2 класса, Симанова А.А., родители
Цель проекта:
Выяснить форму, чередование элементов, правила их расположения друг за другом, показать учащимся роль геометрии в повседневной жизни.
Задачи проекта:
Научить собирать информацию( рисунки, фотографии).
Научить наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера и цвета в отобранных узорах и орнаментах.
Самостоятельно составить узоры.
Контролировать выполнения правила, по которому составлялся узор.
Гипотеза:
Если изучить технику выполнения узоров, то можно научиться самим создавать узоры и расписывать посуду.
Актуальность проекта:
Узоры в нашей жизни встречаются на каждом шагу. Украшая части строений, ландшафта или предметы быта, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием.
Узор можно прочесть. Испокон веку с помощью самых разнообразных геометрических линий и форм человек выражал своё мировосприятие, свою культуру, своё отношение к действительности.
Научиться читать узор, значит научиться понимать язык наших предков, не потерять живую связь с прошлым нашего народа.
Ожидаемые результаты:
Формировать и отрабатывать универсальные учебные действия.
Закреплять, расширять полученные на уроках знания.
Собирать материал по заданной теме.
Определять и описывать закономерности в отобранных узорах и орнаментах, составлять геометрические узоры и орнаменты.
Оценивать выполненную работу.
Этапы работы над проектом
1этап. Подготовительный.
Сообщение темы занятия.
Определение проблемы, цели и задач проекта.
Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование).
Изучение уровня творческих способностей, навыков, интересов, знаний и умений у детей.
Составление плана работы.
Деление учащихся на группы, распределение заданий.
2 этап. Основной.
Обсуждение названия проекта.
Подбор информации, систематизация.
Оформление в виде сообщений, докладов.
3 этап. Заключительный.
Оформление работ.
Защита проекта «Узоры и орнаменты на посуде».
Подведение итогов.
Планируемый результат:
Создание альбома орнаментов и узоров на посуде.
Предполагаемый продукт проекта:
Создание альбома «Орнаменты и узоры на посуде: форма, чередование элементов, правило их расположения друг за другом».
Ход урока.
1.Мотивационно-целевой блок.
1) Организационный момент
Проверим готовность к уроку: учебник, ручка, карандаш, линейка, клей
Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.
М. Борзаковский
2) Определение темы и постановка цели.
Откройте учебник стр.48., прочитайте тему (создание проекта)
- Сегодня мы исследователи и художники. Нас ждёт очередной проект.
- Почему на уроке математики появилась посуда? (На ней геометрические фигуры, которые изучает математика)
-Какие задачи поставим перед собой? (слайд)
Узнать:
Когда люди стали делать посуду и почему стали использовать рисунок на посуде?
Виды орнамента
Рассмотреть различные варианты геометрических орнаментов на посуде (фото, рисунки)
Научиться: из геометрических фигур составлять орнамент на посуде.
3) Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный
- Знакомство с темой.
- Составление плана работы.
- Деление учащихся на группы. Распределение заданий.
2. Основной
Учащиеся представляют и систематизируют подобранную информацию, свои работы по проекту. Выполняют практическую часть проекта в виде орнамента на посуде. (Создание странички для совместного альбома)
3. Заключительный
Оформление альбома.
Оценка результатов.
2.Исполнительский блок
1) Подведение итогов работы с информационными источниками.
- Информационная группа учащихся узнала об истории появления посуды и подготовила отчёт своей работы.
Выступления детей.
Каждый день дома на кухне мы используем различную посуду, но мы никогда не задумываемся о том, как и когда она появилась, как она выглядела в старину и как использовалась.
Посуда появилась очень давно, ее история уходит в древние века.
Сегодня нам сложно представить свою жизнь без посуды. Древним же людям долгое время приходилось обходиться без нее. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева, плел корзины из прутьев. Но не всегда такая посуда была удобной. В ней хорошо хранить фрукты и овощи, но в ней нельзя было готовить, нельзя использовать для жидкостей. Люди пытались найти выход. Они стали использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей или выдалбливали сосуды из камня.
И только в последнюю эпоху каменного века (приблизительно VII тысячелетия до н. э.) - был изобретен первый искусственный материал - огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду.
Считается, что керамическую посуду изобрела женщина. Мужчины ходили на охоту, а женщины в основном занимались хозяйством, именно им приходилось заботиться о сохранности еды. Долгое время плетеную посуду просто обмазывали глиной. Но, наверное, случайно такая посуда оказалась неподалеку от огня. Люди заметили замечательные свойства обожженной глины и стали делать посуду с использованием глины, обжигая её на огне.
Постепенно гончары совершенствовали свою посуду. Древние люди стремились делать ее более удобной, тонкой и красивой. На посуду стали наносить разнообразные рисунки. Для этого грубую посуду покрывали жидкой глиной, (как уже вы сказали), расписывали красками или выцарапывали специальными палочками.
Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиции, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.
Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, и это отображал в рисунке.
Чаще всего посуду украшали разнообразным орнаментом, это были геометрические фигуры, символы, цветы, фигуры животных и людей.
И в наше время художники часто раписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами. Посмотрите на фотографии декоративных тарелок. Ими украшены стены. Такую красоту создают мастера.
- Кто нашёл определение, что такое узор?
Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз).
-Что такое орнамент?
Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков, и они повторяются через определенные расстояния или интервалы (маленький перерыв). Орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.
Орнамент был не просто украшением, а чаще являлся оберегом. Его наносили на предметы домашней утвари, оружие, вышивали на одежде.
Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны.
За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды орнамента: (слайд)
-О каком орнаменте будем говорить сегодня? (геометрическом)
Сегодня мы будем говорить о геометрическом орнаменте, т .к. у нас урок математики .
Рассмотрим образцы орнаментов на посуде, данные в учебнике
2) Работа с учебником.
- Какие геометрические фигуры использованы при оформлении посуды на рисунках в учебнике?
3) Результаты наблюдений (первая группа представляет свои работы)
- Какие фотографии посуды с геометрическими узорами подготовили для проекта?
(отчёт первой группы)
4) Результаты создания собственных орнаментов
в полосе, на посуде
(отчёт второй группы учащихся)
Физкультминутка.
3. Практический блок (Практическая работа по созданию странички в альбоме)
Работа в парах.
- Оформить посуду (кружку) геометрическими фигурами в подарок: для девочки, мальчика, мамы, папы, спортсмена, космонавта и др..
(самостоятельная работа учащихся)
Защита проектов. (в парах)
Итог урока
Мы создали альбом «Узоры на посуде».
Вывод: Геометрические узоры повсюду, нужно быть только внимательным и наблюдательным, что доказывает «математика повсюду, она красива и важна, поэтому её нужно изучать и любить».
Рефлексия:
Что понравилось (не понравилось) в проекте?
Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
Чему научились, что узнали нового?
Какие встретились трудности и как их преодолели?
Приложение 1
Фото с защиты проекта «Мой класс. Моя школа»