Название проекта:
«Лето, чудная пора»
Вид проекта:
познавательный;
творческий.
Тип проекта:
краткосрочный
Участники проекта:
воспитатель группы;
дети группы раннего дошкольного возраста;
родители.
Актуальность данного проекта:
Лето – прекрасная и удивительная пора! Летом в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. Очень важно, чтобы жизнь детей в этот период была содержательной и интересной. Дети младшей группы только начинают изучать окружающий нас мир. И поэтому, немало важно для детей этого возраста развитие элементарных сенсорных представлений, наглядно - действенного мышления. Организованная - образовательная и исследовательская деятельность, дидактические игры способствуют развитию у детей познавательной активности. Подвижные игры, развлечения, утренняя гимнастика, физкультура на свежем воздухе, игры с песком обеспечивают необходимый уровень физического и психического здоровья детей. Привлечение родителей к данному проекту и проведения интересного досуга в семье.
Проблема проекта:
Дети, которые только-только начинают познавать окружающий мир, имеют небольшие представления о природных явлениях живой и неживой природы, в том числе и о лете. Именно в возрасте 2-3 лет у детей чаще всего возникают вопросы – почему и зачем? В беседах дети не могут сами ответить на многие вопросы, например: Что происходит в природе летом? Зачем нужно солнышко? Откуда появляются лужи? Для чего нужен дождик? В целях формирования у детей представлений о сезонных явлениях природы я решила создать проект.
Цель проекта
Формирование у детей представлений о сезонных явлениях живой и неживой природы.
Задачи проекта.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать любознательность, эстетические чувства.
Обогащать словарь детей новыми словами.
Развивающие:
Развивать у детей видеть необыкновенную красоту природы и радоваться окружающему миру;
Развивать наблюдательность, творческое воображение, представления об окружающем мире, произвольную память и внимание;
Обучающие:
Формировать у детей умение отмечать летние изменения в природе;
Формировать у детей умение передавать образы в продуктивной деятельности;
Формировать у детей умение слушать и понимать художественное слово;
Формировать у детей умение экспериментировать;
Формировать у детей представления о взаимосвязи природы с человеком;
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Обогащение знаний о сезонных явлениях природы;
Формирование у детей умений взаимодействовать друг с другом и с родителями;
Изготовление поделок (построек, атрибутов) для участка совместно с родителями.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение познавательной деятельности в работу с детьми и родителями.
Этапы реализации проекта:
1.Этап—подготовительный.
Подбор, изучение методической литературы и пособий по теме лето.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для проекта.
Подбор материала для художественного творчества.
Подбор художественный литературы о лете.
Подбор материала и оборудования для проведения бесед, игр с детьми.
Разработка консультаций для родителей.
2.Этап—основной.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин продуктов»
«Едем в детский сад на машине»
«Оденем куклу Олю на прогулку»
Дидактические игры:
«Подбери бабочку к цветку»;
«Собери по цвету»;
«Кто где живет?»
Речевое развитие:
Беседы:
Беседа: «Как вести себя на прогулке в детском саду летом».
Беседы: «Насекомые – польза и вред».
Беседа: «Солнце полезное, солнце опасное?».
Пальчиковые игры: «Семья», «Паучок», «Рыбка», «Бабочка».
Чтение художественной литературы:
Загадки о летних явлениях в природе.
Чтение, разучивание потешек, стихотворений о лете.
Составить рассказ «Кто живёт в траве?», «Мой любимый цветок».
Физическое развитие
Подвижные игры:
«У медведя во бору»;
«Лохматый пес»;
«Солнышко и дождик»;
«Ловишки»;
«Карусель»;
«Медведь и пчелки»;
Игра-ситуация «Солнечные зайчики»;
Дыхательная гимнастика:
«Сдуй листочек»;
«Сдуй капельку».
Познавательное развитие:
Наблюдение: «Как изменилась одежда людей».
Наблюдение: «Какая сегодня погода».
Наблюдение: «Как изменился наш участок с наступлением лета»
«Художественно-эстетическое развитие»
Рисование:
«Цветочная поляна» (Нетрадиционная техника рисования, коктейльными трубочками);
«Нарядные бабочки»;
«Солнышко лучистое, улыбнулось весело» (на песке).
Лепка:
Коллективная работа «Солнышко»;
«Цветы».
Слушание и исполнение детских песенок о лете.
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Безопасность детей летом»;
Памятка «Осторожно! Ядовитые грибы»;
Привлечение родителей к участию в изготовлении вместе с детьми украшений для участка.
Заключительный этап:
Папка-передвижка «Летние наблюдения»
Украшение участка поделками, изготовленными родителями совместно с детьми.
Работа по реализации проекта
Работа по реализации проекта проходила организованно. Дети с интересом включались во все виды деятельности проекта. Беседы и наблюдения проходили на улице, где дети учились выделять характерные особенности цветов, деревьев, насекомых.
На прогулках дети наблюдали за ветром, облаками, тучками. Из окна группы наблюдали за дождем. Чтение и разучивание стихотворений, потешек, во время наблюдений воспитали у малышей желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.
При ознакомлении с художественной литературой дети учились отвечать на вопросы по содержанию стихотворений. У детей сформировались представления о живой и неживой природе.
При формировании физической культуры, дети учились самостоятельно выполнять обще развивающие упражнения. Развивались творческие способности при выполнении двигательных действий. Дети с удовольствием занимались физкультурой на свежем воздухе, рисовали на песке. Использование на занятиях цветов, флажков, шаров, сюрпризных моментов были для детей неожиданными и приятными.
В рисовании у детей закреплялись умения рисовать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективной композиции.
Специально отобранные пальчиковые игры на летнюю тематику забавляли детей. Такие игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений, активизируют речевые навыки, память, мышление и пробуждает творческое воображение и внимание.
Комплексы утренней гимнастики способствовали активизации двигательной активности детей, поднимали настроение детей. «Превращаясь» в бабочек, жучков, паучков, имитируя «походы» в лес, к солнышку дети получали новую информацию, выполняли все это в движениях. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем. Дыхательные упражнения являются профилактикой заболеваний дыхательной системы, а упражнения на снятие психо эмоционального характера развивают умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. Игровые ситуации и правила игры, заставляли детей двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия. Подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогали детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира.
Дидактические игры и упражнения развивали у детей психические процессы, любознательность, усидчивость, обогащался и активизировался словарь. Воспитывался интерес к словесным и настольно-печатным дидактическим играм.
Родители активно выполняли домашние творческое задание.
Результаты проекта:
В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом образовательных областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей. Расширяя кругозор и представления об окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные простейшие выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных источников с другими детьми. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.
Дети имеют опыт совместной деятельности с родителями. Родители принимают участие в жизни детского сада.
Материально-технические ресурсы необходимые для реализации проекта:
Иллюстрации, художественная литература.
Используемая литература:
Иванова Н. В. Социальное развитие детей в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2008. - 128 с.
Возная В. И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. – М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2006. – 208 с.
Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2009. – 96 с.
Белая К. Ю. Разноцветные игры. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 336 с.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду. – Ростов – н/Д: Феникс, 2006, - 192 с.
Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ: Астрель, 2007. – 61 с.
Михайлова М. А. Поём, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
Богоусловская З. М. Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
Урмина И. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: Линка – Пресс, 2009. – 320 с.