Название проекта: «У Царевны-лягушки».
Продолжительность проекта: долгосрочный – 2 года (август 2020-август 2022г.).
Тип проекта: «Познавательно-исследовательский, творческий».
Участники: воспитатели (Ю.С. Пантюхова, А.А. Титова), дети, родители.
Актуальность проекта:
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.
Учитывая вышесказанное, педагогами и специалистами ДОУ было принято решение создать на территории детского сада учебную экологическую тропу, состоящую из различных зон. Одной из таких зон мы дали название «У Царевны-Лягушки».
Цель проекта: формирование у детей «экологического чувства», чувство сопричастности всему живому, осознание планеты Земля «общим домом», прививать детям экологическую и моральную ответственность перед каждым живым существом.
Задачи проекта:
Образовательные:
расширить и углубить представления о лягушках, растениях водоемов, как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движения, рост, развитие, размножение, среда обитания).
Развивающие:
развивать экологическое сознание, исследовательские навыки, умение анализировать и делать выводы;
развитие творческих способностей детей.
Воспитательные:
формировать бережное, осознанно-правильное отношение к представителям животного мира;
приобщать детей к детской литературе и детскому чтению.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Итоговое мероприятие: интерактивная экскурсия «У Царевны-лягушки».
Ресурсное обеспечение: литература по данной теме; иллюстрационный материал для прогулки, атрибуты для оформления участка (лягушка, стрела, пруд, некоторые насекомые, водные растения (кувшинка, камыши)).
Продукт проекта: оформленная зона экологической тропы «У Царевны-лягушки» совместно с детьми и родителями.
Предполагаемые результаты:
знание детей об особенностях лягушек (их внешнем виде и повадках, месте обитания, питании, размножении и развитии);
умение детей видеть красоту природы и наблюдать за ней;
приобщение детей к детской литературе и чтению;
привитие бережного отношения к природе.
Перспективный годовой план реализации проекта 2020-2021
Месяц | Этапы реализации |
Август | Выбор темы, постановка целей и задач проекта. |
Сентябрь | Разработка перспективного плана совместных действий. |
Октябрь | Изучение методической литературы. |
Ноябрь | Составление конспектов организации прогулки для детей младшего и старшего дошкольного возраста «У Царевны лягушки». |
Декабрь | Подготовка иллюстрационного материала для организации прогулки. |
Январь Февраль | Создание атрибутов для оформления участка совместно с детьми и их родителями. |
Март | Оформление участка. |
Апрель Май | Проведение организованных прогулок для детей младшего и старшего дошкольного возраста «У царевны лягушки». |
Июнь | Оформление проекта. |
Июль | Защита проекта на педагогическом совете. |
Перспективный годовой план реализации проекта 2021-2022
Месяц | Этапы реализации |
Август | Разработка перспективного плана совместных действий |
Сентябрь | Изучение методической литературы |
Октябрь Ноябрь | Создание атрибутов для оформления участка совместно с детьми и их родителями |
Декабрь | Оформить подборку сказок в рамках темы экологического проекта |
Январь | Оформить подборку стихов в рамках темы экологического проекта |
Февраль | Оформить подборку загадок в рамках темы экологического проекта |
Март Апрель | Составление конспектов организации занятий для детей младшего и старшего дошкольного возраста |
Май | Оформить подборку подвижных и малоподвижных игр в рамках темы экологического проекта |
Июнь | Оформление участка игр в рамках темы экологического проекта |
Июль | Проведение организационных прогулок для детей дошкольного возраста «У Царевны- лягушки» |
Отчёт о реализации проекта «Экологическая тропа в ДОУ».
Авторы проекта: Пантюхова Ю.С., Титова А.А.
Название проекта: Царевна Лягушка
Группа: Дюймовочка
Возраст детей: младший
Сроки реализации: долгосрочный (август 2020- август 2021)
№ | Срок реализации | Запланировано | Выполнено |
1 | Август | Выбор темы, постановка целей и задач проекта. | выполнено |
2 | Сентябрь | Разработка перспективного плана совместных действий. | Выполнено |
3 | Октябрь | Изучение и подборка литературы | Изучена и подобрана литература (Приложение 1) |
4 | Ноябрь | Составление конспектов организации прогулки для детей младшего и старшего дошкольного возраста «У Царевны лягушки». | Выполнено (Приложение 4) |
5 | Декабрь | Подготовка иллюстрационного материала для организации прогулки. | Выполнено |
6 | Январь | Создание атрибутов для оформления участка совместно с детьми и их родителями. | Выполнено частично. |
7 | Февраль |
8 | Март | Оформление участка. | Не выполнено из-за погодных условий (снег) |
9 | Апрель | Проведение организованных прогулок для детей младшего и старшего дошкольного возраста «У царевны лягушки». | Не выполнено из-за погодных условий (снег) |
10 | Май | Проведение организованных прогулок для детей младшего и старшего дошкольного возраста «У царевны лягушки». | Не выполнено из-за частичной готовности участка. |
Приложение 2 –План-схема участка
Отчёт о реализации проекта «Экологическая тропа в ДОУ».
Авторы проекта: Пантюхова Ю.С., Титова А.А.
Название проекта: Царевна Лягушка
Группа: Дюймовочка
Возраст детей: средний
Сроки реализации: долгосрочный (август 2021- август 2022)
№ | Срок реализации | Запланировано | Выполнено |
1 | Август | Разработка перспективного плана совместных действий | Выполнено |
2 | Сентябрь | Изучение методической литературы | Изучена и подобрана литература (Приложение 3) |
3 | Октябрь Ноябрь | Создание атрибутов для оформления участка совместно с детьми и их родителями | Выполнено полностью |
4 | Декабрь | Оформить подборку сказок в рамках темы экологического проекта | Выполнено (Приложение 6) |
5 | Январь | Оформить подборку стихов в рамках темы экологического проекта | Выполнено (Приложение 7) |
6 | Февраль | Оформить подборку загадок в рамках темы экологического проекта | Выполнено (Приложение 8) |
7 | Март Апрель | Составление конспектов организации занятий для детей младшего и старшего дошкольного возраста | Выполнено (Приложение 4) |
8 | Май | Оформить подборку подвижных и малоподвижных игр в рамках темы экологического проекта | Выполнено (Приложение 5) |
Список приложений
№ приложения | Название |
1 | Список литературы 2020-2021 учебный год |
2 | План- схема участка |
3 | Список литературы 2021-2022 учебный год |
4 | Комплексные занятия в рамках экологического проекта «Экологическая тропа»: «Царевна Лягушка» |
5 | Подборка подвижных игр в рамках экологического проекта «Экологическая тропа»: «Царевна Лягушка» |
6 | Подборка сказок в рамках экологического проекта «Экологическая тропа»: «Царевна Лягушка» |
7 | Подборка стихов в рамках экологического проекта «Экологическая тропа»: «Царевна Лягушка» |
8 | Загадки в рамках экологического проекта «Экологическая тропа»: «Царевна Лягушка» |
Приложение 1 –Список литературы.
2020-2021 учебный год
Автор | Название | Аннотация |
Акименко В.М. | Новые логопедические технологии. | В пособии представлена методика применения моделей артикуляции звуков в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Систематическое применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей. |
БанниковА.Г. | «Жизнь животных. Земноводные. Пресмыкающиеся». | Книга рассказывает о распространении, образе жизни, поведении, строении и происхождении земноводных животных. Книга богато иллюстрирована рисунками, схемами, чёрно-белыми и цветными фотографиями, документально отражающими жизнь земноводных и пресмыкающихся в природе. |
БольшеваТ.В. | «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники | Пособие содержит конспекты игровых сказочных занятий с подробными комментариями по их проведению и разрезной наглядный материал. Для педагогов ДОУ, родителей, интересующихся способами развития детской памяти, мышления, внимания и воображения. |
Горощенко В.П. | «Природа и люди» | Книга по природоведению для учителей начальных классов. В ней описывается экскурсионные материалы: статьи об изменении вида растений по временам года (II класс), статьи о формах земной поверхности и водоемах (III класс), о поведении животных, которые могут встретиться во время экскурсии в данное время года, и многое другое в зависимости от темы экскурсии. |
Короткова Э.П. | Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию | Развитие речи ребёнка младшего возраста. Рассказывание с использованием игрушек и предметов. |
Фесюкова Л.Б. | Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста | В данной книге предлагается научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. |
Яхонтов А.А. | «Зоология для учителя» том 2. | В книге дается обзор хордовых животных - от бесчерепных до млекопитающих. Хорошо прописан цикл жизни и разнообразие земноводных. |
Приложение 3 –Список литературы.
2021-2022 учебный год.
Автор | Название | Аннотация |
Ашиков В. И. Ашиков С.Г. | «Семицветик» | Программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет «Семицветик» является продолжением и развитием одноименной Программы, созданной авторами в 1995 г. и рекомендованной Министерством образования РФ. Задачи Программы: развитие восприятия красоты, расширение кругозора, полноценное творческое развитие, воспитание социальных качеств, инициативы, трудолюбия, дружелюбия, самостоятельности в каждом ребенке с учетом его индивидуальности. В Программе приводятся авторские методики по воспитанию и развитию вышеперечисленных качеств. Особое значение придается восприятию красоты природы, произведений искусства, музыки, благородного образа человека. |
Иванова А.И. | «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» | Предназначается для работников дошкольных учреждений, а также для студентов факультетов дошкольного воспитания педагогических институтов и колледжей. В пособии изложены основные требования, которым должны соответствовать экологические и естественно-научные эксперименты, организуемые с детьми первых семи лет жизни. |
Красильников Н.Н. | «500 считалок, загадок, скороговорок для детей» | Это сборник авторских загадок, считалок, скороговорок. Здесь естьзагадки разнообразной тематики: о зверях, растениях, птицах, природных явлениях и просто о предметах, помогающих нам в быту, а также веселые скороговорки и разнообразные считалки. |
Масленникова О.М. Филиппенко А.А. | «Экологические проекты в детском саду» | пособии представлена авторская программа работы с дошкольниками разных возрастных групп по различным экологическим проектам с привлечением родителей. Содержание программы, конспектов занятий, наблюдений и экспериментально-исследовательских лабораторий в рамках совместной проектной деятельности детей и взрослых способствует развитию личности ребенка в целом, воспитанию его экологического поведения в природе. |
Соломенникова О.А. | «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» | В данном пособии представлены программа и примерные конспекты занятий для детей 4-5 лет по формированию элементарных экологических представлений, а также содержание наблюдений на прогулке. Предложенная система занятий включает экскурсии на природу, наблюдения за живыми объектами, игровые задания, элементарные опыты и многое другое. Занятия построены с учетом интеграции разных видов детской деятельности. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов. |
Шорыгина Т.А. | «Какие звери в лесу» | В пособии в доступной форме автор знакомит детей с увлекательными сведениями из жизни диких животных, рассказывает об их внешнем виде, повадках, приспособлении к условиям обитания. Эмоциональные добрые сказки, рассказы, стихи и загадки автора помогут пробудить интерес к живой природе, воспитать бережное отношение к лесным обитателям. Книга способствует развитию речи и логического мышления, активизирует внимание и память детей. |
Шорыгина Т.А. | «Беседы о том, кто где живёт» | В пособии представлены конспекты занятий-бесед, посвященных различным жилищам. В доступной и интересной форме описываются жилища насекомых, птиц, животных и людей. Авторские сказки, загадки и стихотворения, подкрепленные научными фактами, помогают расширить познавательную сферу, память, воображение и речь дошкольников и младших школьников. |