Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Ивушка»
Проект на тему:
«Формирование речевых навыков малышей с тяжелыми нарушениями речи в процессе знакомства со сказкой»
Подготовила воспитатель О. В. Чубенко
МБДОУ детский сад №61
г. Новочеркасск
2022год
Нормативные документы
- Федеральный закон от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013г №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Основная Адаптированная Образовательная Программа ДОУ для детей с ТНР
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Как помочь ребенку реализовать свои возможности, а способностям раскрыться? Для этого ребенку нужны, в первую очередь, возможность проявлять больше выдумки, быть активным, а значит, быть более инициативным и самостоятельным. И тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем преодолевать препятствия, и в том числе победить некоторые особенности своего здоровья…Поэтому любознательность, развитое мышление и речь – вот что мы развиваем в ребенке с младшего возраста. Как тут обойтись без сказки?
Сказка- благодатный и ничем не заменимый источник и развития инициативы и творческой активности, и самостоятельности, и уверенности в себе… Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь. Родители, в силу своей занятости и отсутствия свободного времени, не уделяют этому особого внимания, поэтому детский сад в приоритете…
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Методическая тема проекта: «Формирование речевых навыков малышей с тяжелыми нарушениями речи в процессе знакомства со сказкой»
Творческое название проекта: «В гостях у сказки»
Девиз проекта: «Что за прелесть эти сказки…» А. С. Пушкин
Продолжительность проекта: долгосрочный
Тип проекта: развивающий, игровой, познавательно-творческий
Вид проекта: внутренний , групповой
Авторы проекта: воспитатели второй младшей группы компенсирующей направленности «Гусельки»
О.В. Чубенко, М. С. Парафиева
Участники проекта : педагоги , родители, дети группы «Гусельки».
Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по созданию условий, способствующих гармоничному развитию детей.
Возраст детей : 3года
Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно- методическое оснащение; информационное обеспечение.
Место проведения: МБДОУ № 61,2-я младшая группа компенсирующей направленности «Гусельки»
Проблема: В настоящее время большинство детей не умеют четко выражать свои чувства и мысли словами, отсюда скованность или безразличие к окружающему. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в развитии и воспитании своих детей.
Цель проекта : создать условия для развития коммуникативных навыков в модели социума – ребенок- ребенок-родители-педагоги
Задачи
-
Для детей
1.Развитие творческих способностей, воображения, интереса к предлагаемым обстоятельствам
2.Развитие умение связно и выразительно передавать эмоции, развитие диалогической и монологической речи в ходе вовлечения детей в театральные действия и художественное творчество
3.Воспитание веры в свои силы и возможности, интерес и желание к творчеству, развитие желания быть успешным, а значит вдохновлять на новые успехи
Для педагогов:
Проявлять свою творческую инициативу в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач совместно с воспитанниками и их родителями
Для родителей:
Активизировать участие родителей в реализации проекта
Повысить уровень педагогических знаний родителей по теме
1й этап: Организационно-подготовительный (сентябрь2021 год)
2й этап: основной (октябрь2021-апрель2022 год
3й этап: заключительный (май 2022 год)
Слушание небольших сказок, элементарный анализ поведения героев, рассказывание сказок по ролям и по картинкам
Разучивание небольших стихотворений и рассказывание их по ролям
Дидактические игры на развитие мышления, расширение зоны ближайшего развития
Драматизация сказок
Праздники, Развлечения
Посещение театра в
детском саду
Диагностика уровня речевого развития малышей, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, создание развивающей предметно-пространственной среды.
Видеоклип по разыгранным сказкам для родителей
Представление проекта на педагогическом совете
Предполагаемый результат:
- В результате осуществления проекта у детей появился интерес к театрализованной и художественно- творческой деятельности;
- Обогатилось представление детей об окружающем мире;
- Обогатился словарный запас , улучшилось звукопроизношение, выразительность и связная речь детей;
- Родители осознали роль сказки в речевом развитии малышей, нравственно- эстетическом воспитании личности каждого ребенка;
- Привлечение родителей к совместному чтению, изготовлению масок. Все это способствовало общению родителей и детей дома, что положительно сказалось на развитие речи малышей.
Механизм реализации проекта:
Занимательные доступные задания, вызывающие живой интерес, но слегка опережающие реальный уровень развития
Заучивание небольших стихотворений, предполагающих диалог…
Чтение развивающих сказок о животных Т. А. Ткаченко
Подвижные игры, предполагающие ролевое участие
Дидактические игры в соответствии с темой недели, а также игры с элементами ТРИЗ
Драматизация и театрализация сказок, стихотворений, отрывков из рассказов
Реализация 1 этапа проекта
Фрагмент плана работы по реализации проекта
Сроки
Тема
Сентябрь
Совместная деятельность педагога с детьми
Цели
Подготовительный этап
Диагностика уровня речевого развития малышей.
Деятельность
Совместная деятельность педагога с родителями
педагога
В соответствии с планом проекта подборка сказок по темам: русские народные сказки в соответствии с возрастом, отрывки из сказок К.И. Чуковского, некоторые сказки Т. А. Ткаченко, Н. Дегтяревой.
Цель: изучить методическую литературу, составить план работы над проектом, подобрать наглядно- дидактический материал, создать развивающую предметно- пространственную среду для реализации проекта.
Подборка иллюстраций к сказкам, наглядно- дидактического материала, дидактических игр и различных видов театра.
Родительское собрание «Значение сказок в речевом развитии малышей»
Цель: познакомить родителей с целью ,с планом проекта, повысить уровень просвещенности родителей в вопросах воспитательной и развивающей роли сказки. Рекомендации родителям , какие сказки интересны детям.
Реализация 1 этапа проекта
Обогащается развивающая предметно-пространственная среда.
Центр книги
Центр театра
Настольно-печатные и дидактические игры
Реализация 2 этапа проекта
Фрагмент плана работы по реализации проекта
Сроки
Тема
Совместная деятельность педагога с детьми
Октябрь
Цели
Совместная деятельность родителей с детьми
Пальчиковый театр. Транслирование диалогов героев сказки, линии поведения героев.
Совместная деятельность педагога с родителями
Знакомство со сказкой:
Предложить родителям послушать пересказ сказки детьми, поощрять стремление малышей проявлять инициативу, эмоции, жесты, способствующие выразительному рассказыванию сказки
Кукольный театр по сказкам.
Поощрение малышей в проявлении инициативы, первые попытки участия малышей в диалогах героев сказок.
Цель : вызвать интерес к совместной деятельности с детьми.
Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании детей», «Воспитание сказкой»
Сказка «Курочка Ряба»
Сказка «Колобок»
Рассматривание и выбор маски героя, первые шаги в исполнении роли.
Цель: повысить уровень просвещенности родителей в вопросах воспитательной и развивающей роли сказки.
Знакомство с героями сказки,
Дидактические игры: «Назови героя сказки», «Что перепутал художник?» (с целью узнавания героев сказки, развитие мышления и внимания. Способствовать желанию детей увидеть необычное у героев сказок, поощрять активность и инициативу, что всегда способствует развитию речи)
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Что в сказке необычного? Обсуждение, разные варианты ответов, наводящие предложения и вопросы, поддержание атмосферы доброты, успеха и уважения права на ошибку. Способствовать развитию зоны ближайшего развития каждого ребенка.
Фрагмент плана работы по реализации проекта
Сроки
Ноябрь
Тема
Совместная деятельность педагога с детьми
Беседа «Сказки о животных»
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Собери сказку по серии картинок»
Совместная деятельность родителей с детьми
Цели
Совместная деятельность педагога с родителями
Цель : дать представление о разных видах сказок.
Чтение развивающих сказок о животных «Колючий сынок», «Паровозик», «Драчуны»
Совместная деятельность с детьми: изготовление масок животных, элементарных декораций
П/И «У медведя во бору»
Цель: привлечь к совместному творчеству родителей и детей.
Буклет для родителей:
Раскрашивание героев сказок «Оживи картинку»
«Что необходимо читать детям в возрасте 3-4ет»
Драматизация этих сказок Цель: вызвать желание быть героем сказки, выразительно передавать эмоции, мимику, диалоги героев доступными средствами.
Цель: повысить уровень просвещенности родителей
Фрагмент плана работы по реализации проекта
Сроки
Декабрь. Инсценирование развивающих сказок о животных. Обсуждение поступков героев сказок. А как бы поступил ты? Как еще можно было поступить? Высказывания детей о том, чему учит нас эта сказка
Тема
Совместная деятельность педагога с детьми
Дидактические игры: «Найди ошибку», «Найди пару», «Сказочная путаница»
Совместная деятельность родителей с детьми
Цели
Совместная деятельность педагога с родителями
Цель: закрепление знания сказок, развитие речи, мышления , воображения.
Рисование персонажей сказки (книжка-малышка)
Настольный театр «Заюшкина избушка» Цель: развивать связную речь ,закреплять правильное произношение звуков.
Цель: привлечь к совместному творчеству родителей и детей.
Консультация для родителей «Как научить ребенка пересказу»
ИЗО «Избушка ледяная и лубяная»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей в обучении детей.
Фрагмент плана работы по реализации проекта
Сроки
Тема
Совместная деятельность педагога с детьми
Январь – апрель.
Цели
Совместная деятельность родителей с детьми
Путешествие по сказкам Т. А. Ткаченко, Н. Дягтяревой, Е. Каргановой
Выразительное рассказывание сказок, обсуждение содержания, места действия, характеров героев и пр. рассматривание иллюстраций к сказкам. Подготовка масок, декораций к сказкам, выбор ролей совместно с детьми
Совместная деятельность педагога с родителями
Пересказ отрывков сказок, опираясь на картинки, раскрашивание героев сказок
Предложить родителям совместно с детьми повторить с детьми роли героев сказок, делая упор на выразительность речи. Совместная деятельность с детьми «Мой любимый сказочный герой». Цель: привлечь к совместному творчеству родителей и детей.
Анкетирование «Сказка в жизни вашего ребенка»
Драмматизация сказки «Айболит»
Драмматизация сказки «Паровозик»
Чтение сказок ,пересказ сказок с опорой на иллюстрации к сказкам, рассказывание (использование мнемотаблиц)
Инсценировка сказки «Светофор, давай дружить!»
Драмматизация сказки «Подушка для Солнышка»
Реализация 3 этапа проекта
Фрагмент плана работы по реализации проекта
Сроки
Тема
Май
Совместная деятельность педагога с детьми
Цели
Д/и «Узнай сказочного героя», «Отгадай, сказку по описанию». «Песенки сказочных героев», «Загадай сказку» и пр. . Цель: развивать интерес к сказке, желание выразить характер ее героев доступными ребенку средствами, выразительно передавать диалоги сказочных героев, развивать творческое воображение, закреплять чувство уверенности в своих силах и возможностях, пробовать себя в разных ситуациях и разных способах самовыражения.
Заключительный этап
Совместная деятельность родителей с детьми
Совместная деятельность педагога с родителями
Совместный просмотр предлагаемых видео клипов, совместное проживание чувства гордости и радости, сплочение детско-родительских отношений
Цель : подведение итогов по проекту, анализ ожидаемого результата.
Презентация проекта на родительском собрании.
Серия видеоклипов «Наши добрые сказки»
Анкетирование родителей «Мой ребенок большой молодец, потому что…»
Цель: предложить детям увидеть себя и других детей в сказке, вызвать желание гордиться собой и проделанной работой, радоваться общему успеху , раскрыть детям ценность коллективного творчества и ситуации успеха в целом, а так же желание ее повторить…
Список используемой литературы
1.Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей ТНР с 3-х лет»
2.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: вторая младшая группа. –М.: Мозаика-Синтез, 2017г
3.Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ., Детство – Пресс 2014г
4.Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. Лабиринт, 2015г
5.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой младшая группа
6.Давыдова О.Н. Работа с родителями в ДОУ .М., 2005г