СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект во второй младшей группе "Формирование речевых навыков малышей с ТНР в процессе знакомства со сказкой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для эффективного развития ребенку даем задания, которые вызывают живой интерес, доступны, но немного опережают реальный уровень развития. Именно поэтому мы взяли сказки о любимых детьми животных...

Просмотр содержимого документа
«Проект во второй младшей группе "Формирование речевых навыков малышей с ТНР в процессе знакомства со сказкой"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Ивушка» Проект на тему: «Формирование речевых навыков малышей с тяжелыми нарушениями речи в процессе знакомства со сказкой»   Подготовила воспитатель О. В. Чубенко МБДОУ детский сад №61   г. Новочеркасск 2022год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Ивушка»

Проект на тему:

«Формирование речевых навыков малышей с тяжелыми нарушениями речи в процессе знакомства со сказкой»

Подготовила воспитатель О. В. Чубенко

МБДОУ детский сад №61

г. Новочеркасск

2022год

Нормативные документы Федеральный закон от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013г №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Основная Адаптированная Образовательная Программа ДОУ для детей с ТНР СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013г №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Основная Адаптированная Образовательная Программа ДОУ для детей с ТНР
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
АКТУАЛЬНОСТЬ:  Как помочь ребенку реализовать свои возможности, а способностям раскрыться? Для этого ребенку нужны, в первую очередь, возможность проявлять больше выдумки, быть активным, а значит, быть более инициативным и самостоятельным. И тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем преодолевать препятствия, и в том числе победить некоторые особенности своего здоровья…Поэтому любознательность, развитое мышление и речь – вот что мы развиваем в ребенке с младшего возраста. Как тут обойтись без сказки?  Сказка- благодатный и ничем не заменимый источник и развития инициативы и творческой активности, и самостоятельности, и уверенности в себе… Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь. Родители, в силу своей занятости и отсутствия свободного времени, не уделяют этому особого внимания, поэтому детский сад в приоритете…

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Как помочь ребенку реализовать свои возможности, а способностям раскрыться? Для этого ребенку нужны, в первую очередь, возможность проявлять больше выдумки, быть активным, а значит, быть более инициативным и самостоятельным. И тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем преодолевать препятствия, и в том числе победить некоторые особенности своего здоровья…Поэтому любознательность, развитое мышление и речь – вот что мы развиваем в ребенке с младшего возраста. Как тут обойтись без сказки?

Сказка- благодатный и ничем не заменимый источник и развития инициативы и творческой активности, и самостоятельности, и уверенности в себе… Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь. Родители, в силу своей занятости и отсутствия свободного времени, не уделяют этому особого внимания, поэтому детский сад в приоритете…

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Методическая тема проекта: «Формирование речевых навыков малышей с тяжелыми нарушениями речи в процессе знакомства со сказкой»

Творческое название проекта: «В гостях у сказки»

Девиз проекта: «Что за прелесть эти сказки…» А. С. Пушкин

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: развивающий, игровой, познавательно-творческий

Вид проекта: внутренний , групповой

Авторы проекта: воспитатели второй младшей группы компенсирующей направленности «Гусельки»

О.В. Чубенко, М. С. Парафиева

Участники проекта : педагоги , родители, дети группы «Гусельки».

Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по созданию условий, способствующих гармоничному развитию детей.

Возраст детей : 3года

Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно- методическое оснащение; информационное обеспечение.

Место проведения: МБДОУ № 61,2-я младшая группа компенсирующей направленности «Гусельки»

Проблема: В настоящее время большинство детей не умеют четко выражать свои чувства и мысли словами, отсюда скованность или безразличие к окружающему. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в развитии и воспитании своих детей.

Цель проекта : создать условия для развития коммуникативных навыков в модели социума – ребенок- ребенок-родители-педагоги Задачи - Для детей 1.Развитие творческих способностей, воображения, интереса к предлагаемым обстоятельствам 2.Развитие умение связно и выразительно передавать эмоции, развитие диалогической и монологической речи в ходе вовлечения детей в театральные действия и художественное творчество 3.Воспитание веры в свои силы и возможности, интерес и желание к творчеству, развитие желания быть успешным, а значит вдохновлять на новые успехи Для педагогов: Проявлять свою творческую инициативу в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач совместно с воспитанниками и их родителями Для родителей: Активизировать участие родителей в реализации проекта Повысить уровень педагогических знаний родителей по теме

Цель проекта : создать условия для развития коммуникативных навыков в модели социума – ребенок- ребенок-родители-педагоги

Задачи

-

Для детей

1.Развитие творческих способностей, воображения, интереса к предлагаемым обстоятельствам

2.Развитие умение связно и выразительно передавать эмоции, развитие диалогической и монологической речи в ходе вовлечения детей в театральные действия и художественное творчество

3.Воспитание веры в свои силы и возможности, интерес и желание к творчеству, развитие желания быть успешным, а значит вдохновлять на новые успехи

Для педагогов:

Проявлять свою творческую инициативу в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач совместно с воспитанниками и их родителями

Для родителей:

Активизировать участие родителей в реализации проекта

Повысить уровень педагогических знаний родителей по теме

1й этап: Организационно-подготовительный (сентябрь2021 год)

2й этап: основной (октябрь2021-апрель2022 год

3й этап: заключительный (май 2022 год)

Слушание небольших сказок, элементарный анализ поведения героев, рассказывание сказок по ролям и по картинкам

Разучивание небольших стихотворений и рассказывание их по ролям

Дидактические игры на развитие мышления, расширение зоны ближайшего развития

Драматизация сказок

Праздники, Развлечения

Посещение театра в

детском саду

Диагностика уровня речевого развития малышей, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, создание развивающей предметно-пространственной среды.

Видеоклип по разыгранным сказкам для родителей

Представление проекта на педагогическом совете

Предполагаемый результат:

  • В результате осуществления проекта у детей появился интерес к театрализованной и художественно- творческой деятельности;
  • Обогатилось представление детей об окружающем мире;
  • Обогатился словарный запас , улучшилось звукопроизношение, выразительность и связная речь детей;
  • Родители осознали роль сказки в речевом развитии малышей, нравственно- эстетическом воспитании личности каждого ребенка;
  • Привлечение родителей к совместному чтению, изготовлению масок. Все это способствовало общению родителей и детей дома, что положительно сказалось на развитие речи малышей.

Механизм реализации проекта: Занимательные доступные задания, вызывающие живой интерес, но слегка опережающие реальный уровень развития Заучивание небольших стихотворений, предполагающих диалог… Чтение развивающих сказок о животных Т. А. Ткаченко Подвижные игры, предполагающие ролевое участие Дидактические игры в соответствии с темой недели, а также игры с элементами ТРИЗ Драматизация и театрализация сказок, стихотворений, отрывков из рассказов

Механизм реализации проекта:

Занимательные доступные задания, вызывающие живой интерес, но слегка опережающие реальный уровень развития

Заучивание небольших стихотворений, предполагающих диалог…

Чтение развивающих сказок о животных Т. А. Ткаченко

Подвижные игры, предполагающие ролевое участие

Дидактические игры в соответствии с темой недели, а также игры с элементами ТРИЗ

Драматизация и театрализация сказок, стихотворений, отрывков из рассказов

Реализация 1 этапа проекта Фрагмент плана работы по реализации проекта Сроки Тема Сентябрь Совместная деятельность педагога с детьми Цели Подготовительный этап Диагностика уровня речевого развития малышей.  Деятельность Совместная деятельность педагога с родителями педагога В соответствии с планом проекта подборка сказок по темам: русские народные сказки в соответствии с возрастом, отрывки из сказок К.И. Чуковского, некоторые сказки Т. А. Ткаченко, Н. Дегтяревой. Цель: изучить методическую литературу, составить план работы над проектом, подобрать наглядно- дидактический материал, создать развивающую предметно- пространственную среду для реализации проекта. Подборка иллюстраций к сказкам, наглядно- дидактического материала, дидактических игр и различных видов театра. Родительское собрание «Значение сказок в речевом развитии малышей» Цель: познакомить родителей с целью ,с планом проекта, повысить уровень просвещенности родителей в вопросах воспитательной и развивающей роли сказки. Рекомендации родителям , какие сказки интересны детям.

Реализация 1 этапа проекта

Фрагмент плана работы по реализации проекта

Сроки

Тема

Сентябрь

Совместная деятельность педагога с детьми

Цели

Подготовительный этап

Диагностика уровня речевого развития малышей.

Деятельность

Совместная деятельность педагога с родителями

педагога

В соответствии с планом проекта подборка сказок по темам: русские народные сказки в соответствии с возрастом, отрывки из сказок К.И. Чуковского, некоторые сказки Т. А. Ткаченко, Н. Дегтяревой.

Цель: изучить методическую литературу, составить план работы над проектом, подобрать наглядно- дидактический материал, создать развивающую предметно- пространственную среду для реализации проекта.

Подборка иллюстраций к сказкам, наглядно- дидактического материала, дидактических игр и различных видов театра.

Родительское собрание «Значение сказок в речевом развитии малышей»

Цель: познакомить родителей с целью ,с планом проекта, повысить уровень просвещенности родителей в вопросах воспитательной и развивающей роли сказки. Рекомендации родителям , какие сказки интересны детям.

Реализация 1 этапа проекта Обогащается развивающая предметно-пространственная среда. Центр книги Центр театра Настольно-печатные и дидактические игры

Реализация 1 этапа проекта

Обогащается развивающая предметно-пространственная среда.

Центр книги

Центр театра

Настольно-печатные и дидактические игры

Реализация 2 этапа проекта

Фрагмент плана работы по реализации проекта

Сроки

Тема

Совместная деятельность педагога с детьми

Октябрь

Цели

Совместная деятельность родителей с детьми

Пальчиковый театр. Транслирование диалогов героев сказки, линии поведения героев.

Совместная деятельность педагога с родителями

Знакомство со сказкой:

Предложить родителям послушать пересказ сказки детьми, поощрять стремление малышей проявлять инициативу, эмоции, жесты, способствующие выразительному рассказыванию сказки

Кукольный театр по сказкам.

Поощрение малышей в проявлении инициативы, первые попытки участия малышей в диалогах героев сказок.

Цель : вызвать интерес к совместной деятельности с детьми.

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании детей», «Воспитание сказкой»

Сказка «Курочка Ряба»

Сказка «Колобок»

Рассматривание и выбор маски героя, первые шаги в исполнении роли.

Цель: повысить уровень просвещенности родителей в вопросах воспитательной и развивающей роли сказки.

Знакомство с героями сказки,

Дидактические игры: «Назови героя сказки», «Что перепутал художник?» (с целью узнавания героев сказки, развитие мышления и внимания. Способствовать желанию детей увидеть необычное у героев сказок, поощрять активность и инициативу, что всегда способствует развитию речи)

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Что в сказке необычного? Обсуждение, разные варианты ответов, наводящие предложения и вопросы, поддержание атмосферы доброты, успеха и уважения права на ошибку. Способствовать развитию зоны ближайшего развития каждого ребенка.

Фрагмент плана работы по реализации проекта Сроки Ноябрь Тема Совместная деятельность педагога с детьми Беседа «Сказки о животных» Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Собери сказку по серии картинок» Совместная деятельность родителей с детьми Цели Совместная деятельность педагога с родителями Цель : дать представление о разных видах сказок. Чтение развивающих сказок о животных «Колючий сынок», «Паровозик», «Драчуны» Совместная деятельность с детьми: изготовление масок животных, элементарных декораций П/И «У медведя во бору» Цель: привлечь к совместному творчеству родителей и детей. Буклет для родителей: Раскрашивание героев сказок «Оживи картинку» «Что необходимо читать детям в возрасте 3-4ет» Драматизация этих сказок Цель: вызвать желание быть героем сказки, выразительно передавать эмоции, мимику, диалоги героев доступными средствами. Цель: повысить уровень просвещенности родителей

Фрагмент плана работы по реализации проекта

Сроки

Ноябрь

Тема

Совместная деятельность педагога с детьми

Беседа «Сказки о животных»

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Собери сказку по серии картинок»

Совместная деятельность родителей с детьми

Цели

Совместная деятельность педагога с родителями

Цель : дать представление о разных видах сказок.

Чтение развивающих сказок о животных «Колючий сынок», «Паровозик», «Драчуны»

Совместная деятельность с детьми: изготовление масок животных, элементарных декораций

П/И «У медведя во бору»

Цель: привлечь к совместному творчеству родителей и детей.

Буклет для родителей:

Раскрашивание героев сказок «Оживи картинку»

«Что необходимо читать детям в возрасте 3-4ет»

Драматизация этих сказок Цель: вызвать желание быть героем сказки, выразительно передавать эмоции, мимику, диалоги героев доступными средствами.

Цель: повысить уровень просвещенности родителей

Фрагмент плана работы по реализации проекта Сроки Декабрь. Инсценирование развивающих сказок о животных. Обсуждение поступков героев сказок. А как бы поступил ты? Как еще можно было поступить? Высказывания детей о том, чему учит нас эта сказка Тема Совместная деятельность педагога с детьми Дидактические игры: «Найди ошибку», «Найди пару», «Сказочная путаница» Совместная деятельность родителей с детьми Цели Совместная деятельность педагога с родителями Цель: закрепление знания сказок, развитие речи, мышления , воображения. Рисование персонажей сказки (книжка-малышка) Настольный театр «Заюшкина избушка» Цель: развивать связную речь ,закреплять правильное произношение звуков. Цель: привлечь к совместному творчеству родителей и детей. Консультация для родителей «Как научить ребенка пересказу» ИЗО «Избушка ледяная и лубяная» Цель: повышение педагогической компетенции родителей в обучении детей.

Фрагмент плана работы по реализации проекта

Сроки

Декабрь. Инсценирование развивающих сказок о животных. Обсуждение поступков героев сказок. А как бы поступил ты? Как еще можно было поступить? Высказывания детей о том, чему учит нас эта сказка

Тема

Совместная деятельность педагога с детьми

Дидактические игры: «Найди ошибку», «Найди пару», «Сказочная путаница»

Совместная деятельность родителей с детьми

Цели

Совместная деятельность педагога с родителями

Цель: закрепление знания сказок, развитие речи, мышления , воображения.

Рисование персонажей сказки (книжка-малышка)

Настольный театр «Заюшкина избушка» Цель: развивать связную речь ,закреплять правильное произношение звуков.

Цель: привлечь к совместному творчеству родителей и детей.

Консультация для родителей «Как научить ребенка пересказу»

ИЗО «Избушка ледяная и лубяная»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей в обучении детей.

Фрагмент плана работы по реализации проекта Сроки Тема Совместная деятельность педагога с детьми Январь – апрель. Цели Совместная деятельность родителей с детьми Путешествие по сказкам Т. А. Ткаченко, Н. Дягтяревой, Е. Каргановой Выразительное рассказывание сказок, обсуждение содержания, места действия, характеров героев и пр. рассматривание иллюстраций к сказкам. Подготовка масок, декораций к сказкам, выбор ролей совместно с детьми Совместная деятельность педагога с родителями Пересказ отрывков сказок, опираясь на картинки, раскрашивание героев сказок Предложить родителям совместно с детьми повторить с детьми роли героев сказок, делая упор на выразительность речи. Совместная деятельность с детьми «Мой любимый сказочный герой». Цель: привлечь к совместному творчеству родителей и детей. Анкетирование «Сказка в жизни вашего ребенка»

Фрагмент плана работы по реализации проекта

Сроки

Тема

Совместная деятельность педагога с детьми

Январь – апрель.

Цели

Совместная деятельность родителей с детьми

Путешествие по сказкам Т. А. Ткаченко, Н. Дягтяревой, Е. Каргановой

Выразительное рассказывание сказок, обсуждение содержания, места действия, характеров героев и пр. рассматривание иллюстраций к сказкам. Подготовка масок, декораций к сказкам, выбор ролей совместно с детьми

Совместная деятельность педагога с родителями

Пересказ отрывков сказок, опираясь на картинки, раскрашивание героев сказок

Предложить родителям совместно с детьми повторить с детьми роли героев сказок, делая упор на выразительность речи. Совместная деятельность с детьми «Мой любимый сказочный герой». Цель: привлечь к совместному творчеству родителей и детей.

Анкетирование «Сказка в жизни вашего ребенка»

Драмматизация сказки «Айболит» Драмматизация сказки «Паровозик» Чтение сказок ,пересказ сказок с опорой на иллюстрации к сказкам, рассказывание (использование мнемотаблиц) Инсценировка сказки «Светофор, давай дружить!» Драмматизация сказки «Подушка для Солнышка»

Драмматизация сказки «Айболит»

Драмматизация сказки «Паровозик»

Чтение сказок ,пересказ сказок с опорой на иллюстрации к сказкам, рассказывание (использование мнемотаблиц)

Инсценировка сказки «Светофор, давай дружить!»

Драмматизация сказки «Подушка для Солнышка»

Реализация 3 этапа проекта

Фрагмент плана работы по реализации проекта

Сроки

Тема

Май

Совместная деятельность педагога с детьми

Цели

Д/и «Узнай сказочного героя», «Отгадай, сказку по описанию». «Песенки сказочных героев», «Загадай сказку» и пр. . Цель: развивать интерес к сказке, желание выразить характер ее героев доступными ребенку средствами, выразительно передавать диалоги сказочных героев, развивать творческое воображение, закреплять чувство уверенности в своих силах и возможностях, пробовать себя в разных ситуациях и разных способах самовыражения.

Заключительный этап

Совместная деятельность родителей с детьми

Совместная деятельность педагога с родителями

Совместный просмотр предлагаемых видео клипов, совместное проживание чувства гордости и радости, сплочение детско-родительских отношений

Цель : подведение итогов по проекту, анализ ожидаемого результата.

Презентация проекта на родительском собрании.

Серия видеоклипов «Наши добрые сказки»

Анкетирование родителей «Мой ребенок большой молодец, потому что…»

Цель: предложить детям увидеть себя и других детей в сказке, вызвать желание гордиться собой и проделанной работой, радоваться общему успеху , раскрыть детям ценность коллективного творчества и ситуации успеха в целом, а так же желание ее повторить…

Список используемой литературы 1.Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей ТНР с 3-х лет» 2.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: вторая младшая группа. –М.: Мозаика-Синтез, 2017г 3.Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ., Детство – Пресс 2014г 4.Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. Лабиринт, 2015г 5.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой младшая группа 6.Давыдова О.Н. Работа с родителями в ДОУ .М., 2005г

Список используемой литературы

1.Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей ТНР с 3-х лет»

2.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: вторая младшая группа. –М.: Мозаика-Синтез, 2017г

3.Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ., Детство – Пресс 2014г

4.Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. Лабиринт, 2015г

5.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой младшая группа

6.Давыдова О.Н. Работа с родителями в ДОУ .М., 2005г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!