СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Волшебная соль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект

Просмотр содержимого документа
«Проект "Волшебная соль"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение №8 «Светлячок» города Дубны Московской области.











Проект по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы на тему: «Волшебная соль»

















Подготовила и провела:

Наумова Л.А.



Проект «Волшебная соль»

Педагоги: Селезнева Л.А., Наумова Ю.В.

Вид проекта: Информационный, познавательный, игровой, творческий.

Участники проекта: Воспитатели, родители и дети старшей группы «Улыбка».

Срок реализации проекта: краткосрочный, с 18 по 22 декабря

Цель проекта: формировать представления детей о соли. Изучение ее свойств.

Задачи проекта:

1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.

2. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей.

3. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

4. Поощрять стремление детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга.

5. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.

6. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.

7. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.


Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие


Актуальность.

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования заключается в том, что дошкольнику предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослого: принять и освоить цель, актуальную для ребёнка; выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.


Предполагаемый результат:

  • Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, научатся использовать разные методы для получения информации.

  • У дошкольников появляется интерес к исследованию окружающего мира.

  • У детей должны сформироваться опытно- исследовательские навыки и развиться познавательный интерес к ним.

  • У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

- Формирование проблемы, цели проекта.

- Изучение специальной литературы.

- Подготовка материалов и оборудования для опытов и экспериментов.

Основной:

- Загадывание загадок про соль


- Рассматривание иллюстраций «Как добывали соль раньше»;

- Беседы «Что ты знаешь о соли?»

- Дидактические игры «Соль — друг и враг», «Соленое — не соленое»

- Опытно-экспериментальная деятельность:

Нод: «Удивительные свойства соли».

Нод: «Как вырастить кристалл из соли?»

Заключительный:


 -фотоальбом «Наши эксперименты»

- выставка рисунков из соли «Этот волшебный мир»

- фотовыставка кристаллов





Взаимодействие с родителями:

  1. Индивидуальные беседы с родителями, памятка «Как вырастить кристаллы соли», рекомендации «Проведите дома с детьми», консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;

  2. Помощь в подборе информации в энциклопедиях, книгах по теме проекта, иллюстративного материала, оборудования, в обогащении предметно - развивающей среды;



Результаты проекта:

Таким образом, в процессе реализации проекта были созданы благоприятные условия, позволяющие изучить, расширить и обобщить знания детей о соли. Дошкольники узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах, о вреде и пользе для нашего организма. Самостоятельно провели много интересных опытов, познакомились со способами выращивания кристаллов соли. Дети научились искать и собирать информацию, анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно–следственные связи, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения с взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Все это способствовало саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения.





















План мероприятий:


Дата проведения

Мероприятие

Цель

18 декабря

Беседы «Что ты знаешь о соли?»

Цель: анализировать знания и представления детей о соли

19 декабря

Рассматривание иллюстраций «Как добывали соль раньше»

Цель: Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.

Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.

20 декабря

« Нод «Удивительные свойства соли»


Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность

21 декабря

«

Нод: «Как вырастить кристалл из соли?»


Цель: Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.


22 декабря

Нод: «Этот волшебный мир»

Цель: Познакомить детей с техникой рисования солью, развивать умение формировать композицию рисунка







Сказка про соль.

Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото.

Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:

- Как вы, доченьки, любите меня?

- Как золото, - ответила старшая дочь.

- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.

- Как соль, - сказала младшая, Марушка.

Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.

И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.

Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.































Пословицы о соли

Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:

  • Соли нет, так и слова нет.

  • Без соли и стол кривой.

  • Без соли и хлеб не естся.

  • Без хлеба не сытно, без соли не сладко.

  • Хоть бы песок, лишь бы солил.

  • Соли не жалей, так и есть веселей.

  • Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!

  • От хлеба–соли не отказываются.

  • Хлеб-соль и разбойника смиряет.

  • Хлеб-соль не бранится.

  • Хлеб да соль, ем да свой.

  • Надо хлеб-соль помнить.

  • Ешь солоней, жить будешь веселей.

  • Без соли, без хлеба, худая беседа.

  • Без хлеба, без соли никто не обедает.

  • Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

  • Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.

  • Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.

  • За хлебом-солью всякая шутка хороша.

  • Подавая соль - смейся, не то поссоришься.

  • Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.

  • Я помню твою хлеб-соль.

  • Хлеб-соль взаимное дело.

  • От хлеба-соли не отказываются.

  • Хлеб да соль, и обед пошел!

  • Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.

  • После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.

  • Хлеб-соль платежом красна.

Загадки о соли



  • Меня не едят — и без меня мало едят. 

  • В воде родится, а воды боится. 

  • Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь. 

  • Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает. (загадка).

  • Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.

  • Лежит гася-простеглася. Як устане-то небо достане. (украинская загадка-соляной обоз).

  • В воде родится, а воды боится.

  • В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).

  • Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).

  • Что в избе за белая Марья? (соль).

  • Белый камень из горы,

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает. (соль).



























Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие: Развивать познавательный интерес детей,: внимания, памяти, анализа. Формировать умение вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником, воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательное развитие: Систематизировать знания детей о том, что соль минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе. Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека. На основе исследовательской деятельности дать детям возможность выявить основные свойства соли (белого цвета, без запаха, растворяется в воде, может окрашиваться, солёная вода помогает предметам удерживаться на поверхности).

Речевое развитие: Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь детей, побуждать использовать в речи сложные предложения. Активизация слов: сыпучая, растворяется, кристаллическая, пресная.

Методические приемы: Вопросы к детям, индивидуальная исследовательская  работа с веществом, творческая работа, художественное слово, смена видов деятельности.

Предварительная работа: Знакомство с историей возникновения соли.

Материал и оборудование: , краски, лупы, микроскопы, пипетки, пинцеты, воронки, стаканчики с водой, чайные ложки, крупная и мелкая соль, цветная соль, морская соль, яйца, подносы, прозрачные банки с крышками, кувшин с водой, перчатки, губки для мытья посуды, тазик с водой.

Ход:

В. Отгадайте загадку.

Из воды родится, а воды боится (соль)

С солью бочонок приучен с пеленок. Всегда и везде кланяться еде. (солонка).

В. Это солонка, в ней хранят соль. Почему солонка пустая?

Послушайте сказку.

«Соль и снеговик»

Как-то ночью Соль решила отправиться в поход. Она и раньше слышала, что в походе соль – очень нужная вещь, её обязательно берут с собой.

- Неужели я одна не смогу мир повидать? – подумала она.

Соль вылезла из солонки, в котором жила, вышла на улицу, остановилась. Стояла тихая зимняя морозная ночь.

- Как красиво! – воскликнула Соль. Такой блестящий, белый снег, очень на меня похож.

- По какой дорожке мне пойти? Соль выбрала ровную ледяную. По такой дороге идти ведь легче. Она спрыгнула с порога и пошла. Сначала всё, и, правда, было хорошо, она шла легко и быстро. Но потом, почему-то, Соль начала проваливаться! Она то и дело спотыкалась, проваливаясь в непонятно откуда бравшуюся воду.

- Да что со мной? – занервничал ничего не понимающая Соль.

- Колдовство какое-то.

- И никакого тут колдовства нет. Глупости! – возмутился Снеговик, мимо которого Соль как раз проходила.

- А откуда тогда берётся вода? Её же только что не было? И почему у меня под ногами, — всхлипнула Соль.

- Всё правильно, — тоном знатока произнёс Снеговик, -  ведь соль заставляет лёд таять.

- Как?

- А вот как. Когда ты, Соль, наступаешь на лёд, то от толчка лёд немного разогревается. Совсем немного, но этого хватает, чтобы чуть-чуть льда растаяло, и образовалась лужица.

- Что же мне делать? Значит, в поход дальше идти нельзя? – совсем расстроилась Соль.

- Солью у нас утром дворники часто лёд посыпают, чтобы людям было не скользко ходить – сказал Снеговик.

От сознания того, что таяние льда кому-то может быть полезно, порадовало Соль. Она улыбнулась и перестала всхлипывать, подумав при этом, что прогулка ночью по улице ей, собственно, и не очень-то нужна.

- Возвращайтесь-ка вы домой. Ты нужна людям. Если соль не найдут утром на кухонном столе, все очень расстроятся, несолёный суп – это невкусно.

- Ты прав, прав, конечно, — согласилась Соль.

Соль побежала по дорожке назад, — Я придумала, теперь я отправлюсь путешествовать по дому!

Снеговик засмеялся, провожая Соль взглядом.

В. Так и живет соль в каждом доме. Соль везде: в море, в хлебе, в нашем теле, на обеденном и лабораторном столе. Соль-символ добра и дружбы. Рассыпанная соль – к ссоре, предательству.

Сегодня я предлагаю вам узнать об удивительных свойствах соли.

Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная), очищенная (поваренная), морская.

Поваренную соль добывают в соляных озерах и моряхКаменную (неочищенную) соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.

В. Ребята, как вы думайте, где применяется соль?

Соль просто необходима для жизни человека, её употребляют в пищу, консервируют овощи для длительного хранения. 

Соль применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания.

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается. 

Также соль используют в косметологии, добавляют в маски, соляные ванны. 

На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд.

Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль-лизунец.

Ребята, но соль не только полезное ископаемое, она может и нанести вред человеку.

Большое употребление соли вредит организму, избыток соли в почве вредит растениям.

А теперь, ребята,  приглашаю вас пройти в лабораторию и провести опыты с солью, как настоящие ученые-исследователи.  А что такое лаборатория? это помещение, где проводят опыты. Проходите.

 Но в лаборатории нужно соблюдать правила:

- на столах ничего не трогать без разрешения

-соблюдать тишину, не мешать другим

-бережно обращаться с оборудованием.

-при работе с солью надо соблюдать правила безопасности- не трогать руками глаза.

Опыт №1.

 Соль белая, без запаха, сыпучая, состоит из кристаллов

В. Скажите, какого цвета соль? (белая)

В. Определим, имеет ли соль запах. Поднесите к себе тарелку и понюхайте. ( Соль не имеет запаха.)

В. Но если в неё добавить йод, появляется запах. Понюхайте, чем она пахнет?

В. Наберите полную ложку соли и переверните её. Что мы определили? (Соль сыпучая).

В. Возьмите пинцетом кристалл соли, положите на черный картон и рассмотрите его под луной (Соль состоит из кристаллов)

В. Надавим на соль сухой ложкой. Что мы услышали? 
В. При надавливании кристаллы трутся друг о друга, мы слышим хруст. (Вывод).

Опыт №2.

 Соль топит лед и снег.

В. Посыпьте солью снег и лед на тарелках, вернемся к ним через несколько минут.

Опыт №3.

 Соль растворяется в воде. Соленая вода выталкивает предметы

В. Размешайте в стакане 6 ложек соли. Что мы определили? (Соль растворяется в воде).

В. Налейте в другой стакан пресную воду. Опустите яйцо стакан, яйцо утонуло. Опустите яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы) В море вода соленая, поэтому там легко плавать. (Картинка)

В. Вернемся к опыту соль, снег и лед. Что произошло? (Соль растопила лед).

Опыт №4. (Солью можно чистить посуду)

В. Наденем перчатки. На столе грязные чашки после чая. Нужно на губку насыпать немного соли и почистить чашку.

Чашку чистим от микробов

Мы за ними смотрим в оба

Спасем тебя мы чашка

Чумазая бедняжка.

В. Посмотрите, чашки стали чистыми. (Солью можно чистить посуду)

Опыт №5. (Соль впитывает воду, её можно красить.)

В. Выберите листочки картона, обведите клеем контур картинки. Посыпьте сверху солью. Лишнюю соль стряхните на поднос. Наберите в пипетку краску и капните на контур картинки. Получились яркие рисунки.

В. Что мы определили? (Соль впитывает воду, её можно красить.)

(Дети проходят к столу и рассматривают баночки с морской солью).

В. Морская соль. Морская соль добывается из моря. В состав морской соли входит большое количество полезных минералов.

В. Люди научились окрашивать морскую соль, добавляя в неё разные вещества. Соль с ромашкой, лавандой, крапивой, морскими водорослями. Есть такую соль нельзя, но принимать с такой солью ванны приятно и полезно.

(Дети проходят за столы).

В. Цветную соль можно использовать и для украшения дома.

Нужно насыпать соль в банку слоями с помощью воронки, банку при этом немного поворачивать.

(дети выполняют работу)

В. Получились красивые «Насыпушки» для украшения нашей группы.

В. Ребята, что нового вы сегодня узнали. Что понравилось? Мне понравилось, как вы сегодня с интересом работали в лаборатории, соблюдали правила. Вы молодцы.





























Цель :

Познакомить детей с понятием «кристалл»; Изучить условия образования кристаллов;

Задачи:

  • Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли;

  • Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

  • Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;

  • Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;

  • Обогащать словарь (сл. игра «Что бывает солѐным, сладким») ;

  • Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам) .

Материал и оборудование:

- стеклянный сосуд с водой;

- соль;

- лупы по количеству детей;

- 2 стеклянные баночки пустые;

- разные виды соли;

- одноразовые стаканчики на каждого ребенка;

- тарелочки с солью на каждого ребенка:

- ложечки для каждого ребенка;

- пипетки для детей;

- нитка;

- иллюстрации;

Предварительная работа:

- Загадывание загадок про соль

- Рассматривание иллюстраций «Как добывали соль раньше»

- Беседы о применение соли в медицине, кулинарии, косметологии;


Ход занятия:

Организационный момент:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдѐм направо,

А теперь пойдѐм налево,

В центре круга соберѐмся,

И на место все вернѐмся.

Воспитатель: - Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводятся разные опыты, эксперименты.

- А кто работает в лаборатории? (Ответы детей) .

- Чем они занимаются? Проходите в нашу лабораторию.

Загадки про соль:

- В воде родиться, а воды боится (соль)

- Белый камень из горы всегда стоит на столе. Кто его не ест, тот вкуса не знает (соль)

- Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна (соль)

1 часть:

Воспитатель: - Ребята, мне нужна ваша помощь. Я знаю, что на одной тарелочки соль, на другой сахар. А как понять? Где и что? Предлагаю описать свойства соли и сахара (варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. Д)

- Молодцы вы всѐ правильно назвали. Вот в этой тарелочке соль. Давайте мы сейчас с вами уберѐм сахар, он сегодня больше нам не понадобится.

Опыты с солью:

Воспитатель: - Посмотрите перед вами стоят тарелочки с солью.

( Проводим с детьми опыты для выяснения свойств соли.)

Дети выполняют работу самостоятельно.

1) посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зѐрнышки, кристаллики)

2) сделаем игрушечный ветер (разлетаются, соль сыпучая) .

3) в баночку с солью налить немного воды, куда она делась? (она впиталась)

4) налить много воды, что теперь? (соль растворилась)

Воспитатель: Определили, что вещество полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменился, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Вывод: соль растворяется в воде, вода меняет свои вкусовые качества.

2 часть.

Воспитатель: - Ребята, а у меня к вам вопрос, откуда взялась соль кто знает? (ответы детей) . Воспитатель: - Расскажу я вам, ребята сказку про Ивана – купца, как ходил он со своим товаром за тридевять земель по морю – океану. Много стран повидал, торговал – бревнами, тесом да лесом. Вот поднялась в море, буря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль. Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль к городу. Отправился Иван к королю, чтобы позволил тот торговать солью по вольной цене. А король про соль, не слыхивал: во всем его государстве соли - то не ели. Говорит он Ивану с усмешкою: «Да это просто белый песок, за него у нас денег не дают». Опечалился Иван. Вздумалось ему как-то раз посмотреть, как кушанья королю готовят. Стоит на кухне - приглядывает, вот улучил минутку, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все яства да приправы. Наступило время обед подавать: король попробовал, так вкусно ему показалось, как никогда прежде. Приказал король поваров наградить, а те на Ивана – дескать, он что-то в кушанье добавлял. Привели Ивана к королю. И позволил тогда король Ивану солью торговать. И по сей день люди в пищу добавляют соль. - Как только люди узнали вкус соли, они стали ею дорожить. Местности, где встречались ее залежи, быстро заселялись и делались собственностью какого- нибудь племени. В обмен на соль приобретались различные предметы. Со всех сторон приходили люди за солью. В некоторых местах существовали соляные каменные копи, где добывали соль в больших количествах.

Воспитатель: - Ребята соль-полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. Производится соль в разных видах: очищенная, крупного, мелкого помола, йодированная, морская (показать виды соли) .

Воспитатель: - Как вы думаете, где можно использовать соль? В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи, (картинка с колбасой) В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Обычный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом. Поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время. На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лѐд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал. Посещение соляных пещер (показ картинки) Соленая пещера заложена в толще каменной соли. Соляные сталактиты образуют причудливые формы, фантастические фигуры. Соляные пещеры используют в лечебных целях. Воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшают состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление.

3 часть

Воспитатель:

Мы с вами через лупу видели кристаллы соли, (показ иллюстраций кристаллов соли).

- Ребята давайте сейчас сами вырастим кристаллы. Для выращивания нашего кристалла нам понадобится:

  • вода;

  • ложечки для каждого ребенка;

  • одноразовые стаканчики на каждого ребенка

  • соль;

  • нитка.

(Дети в стаканчиках с водой растворят соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Затем помещают нитку, закрепленную за карандаш.)

Воспитатель: Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день, как растут наши кристаллы соли.




Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья служит первой ступенью, от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития познавательной активности определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания. Важный источник познавательной активности дошкольника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.

Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая организация деятельности ребёнка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях ребёнок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет.

Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

- Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

- Говорите с ребёнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

- Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

- Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не смейтесь над ними.

- По возможности путешествуйте с ребёнком.

- Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

- Ходите с ребёнком в музеи.

- Проводите совместные наблюдения и опыты.

- Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

- Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

В развивающую (домашнюю) среду можно включить:

- измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

- познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

- азбуки картинные, книги для первого чтения;

- былины, мифы, легенды;

- часы настенные и календарь;

- настольно-печатные игры – лото, пазлы;

- настольные игры – домино, шашки, шахматы;

- чистые листы белой бумаги; фломастеры, краски акварельные, карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

- оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.

Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, даёт возможность выработать новые формы и иные нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью.

 

Рекомендации для родителей.

Рекомендуется провести дома с детьми:

Эксперименты, которые семья ребёнка дошкольного возраста может проводить в домашних условиях.

Волшебные краски (от 3 до 7 лет)

На вопрос: «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что рисовать можно красками, карандашами, мелом, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Можно обсудить вопрос: «Откуда берутся краски?», «Из чего люди делали краски?».

Важно отметить, что природа даёт нам разные натуральные краски. Если вы предложите ребёнку листы плотной бумаги, тёртую свеклу, морковку, зелень (петрушку, укроп, базилик и др.), несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др.), у него появится возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.

Волшебный материал (для детей старшего дошкольного возраста)

Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

Слепки с природы (от 3 до 7 лет)

Из глины или игрушечного теста можно делать не только фигурки, но и слепки. К примеру, кусочек глины, прижатый к коре дерева, передаст все изгибы и трещинки на его поверхности. Предложите ребёнку проделать это с разными породами деревьев в саду или в парке. Если деревьев поблизости не окажется, то можно снимать слепки с кирпича или бетонной поверхности. Такие игры – занятия знакомят детей с многообразием фактур материалов.

Песочные часы

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачок до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой "Время как песок", "Время как вода".

Музыкальные бутылочки (от 3 до 5лет)

Даже взрослые иногда получают удовольствие от музыкального эффекта, возникающего при помешивании ложкой в стакане с водой. Маленьким детям это нравится вдвойне: они в восторге и от производимого шума, и от чувства первооткрывателя этого явления. Если вы предложите ребёнку несколько одинаковых бутылок, поставленных в ряд, разных палочек и немного воды, у него появится возможность для собственных экспериментов: менять уровень воды в бутылках, подкрасить жидкость вареньем или соком. Развлекаясь, ребёнок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполняемостью бутылки; у ребенка развивается мышление, воображение, интерес к исследованиям.

Реактивный шарик

Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

 

 

Свеча в банке

Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горение нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Почему не выливается?

Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку - открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е причина - воздушное давление).

Волшебный человечек (от 4 до 6 лет)

Выберите небольшую неиспорченную картофелину и вырежьте немного мякоти с одного конца. Затем срежьте основание с противоположной стороны, чтобы картофелина могла ровно стоять. Лучше, если вся эта подготовительная работа будет проделана взрослым, хотя некоторые дети тоже смогут с этим справиться. Всю последующую работу ребёнок выполняет самостоятельно. Пусть он смочит ватный комочек водой (убедитесь, что комочек хорошо пропитан влагой) и поместит его в вырезанное в картофелине отверстие. Насыплет туда немного семян травы, горчицы или кресс-салата. А затем поставит картофелину в блюдце с водой. Через несколько дней у картофелины появятся зелёные «волосики», и ребёнок может сделать на ней глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась рожица. Эта игра многоцелевая: кроме наблюдения за проращиванием семян ребёнок тренирует ещё и глазомер, совместно с родителями или самостоятельно (в зависимости от возраста) делает соответствующие выводы.

Опыт: Дома вскипятить чайник, понаблюдать за ним, когда он кипит.

Старайтесь, чтоб ваш ребенок сам пытался ответить на вопросы:

- Что выходит из носика чайника при закипании воды? (пар)

- Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар.)

Поднесите к струе пара холодное стекло, подержите над паром, выключите чайник.

- Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Объясните ребенку: Вот так происходит и в природе. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара капли влаги поднимаются в воздух. Когда капелек воды набирается много, то они образуют облако, а потом выпадают в виде осадков на землю.

Задание: Нарисуйте с детьми, как вода из рек и морей возвращается обратно в реку или море.

Работа с детьми по опытнической деятельности находит отражение и в творческой деятельности детей.

Опыты и эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

И хочется закончить китайским изречением:

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!»




Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение №8 «Светлячок» города Дубны Московской области.

















Конспект НОД «Что ты знаешь о соли?»

















































Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования солью.

Задачи:

-формирование у детей творческих способностей при использовании нетрадиционных техник рисования.

- развивать любознательность, познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования, познавательную активность.

- воспитывать любовь к природе, к изобразительной деятельности.

Материал: цветные листы картона тёмных цветов, клей, кисточки, салфетки, контейнеры с солью (по количеству детей), презентация.

Ход занятия:

-Ребята, а вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам туда отправиться. (Педагог затемняет свет и зажигается «Сказочный фонарь». Детям предлагается панорама зимнего леса).

- Смотрите мы очутились в сказочном лесу. Как вокруг красиво? Ребята, а в какое время года мы очутились в лесу? А как вы узнали, что это зима?

Дидактическое упражнение «Что бывает зимой?»

Зимой …. падает снег,

Зимой …бывает холодно,

Зимой …бывает метель,

Зимой …на реках лежит лёд,

Зимой … на окнах морозные узоры,

Зимой … бывают сосульки,

Зимой …люди одевают теплую одежду,

Зимой …люди катаются на коньках, на лыжах, санках,

Зимой … день короткий, а ночь длинная,

Зимой … солнце светит, но не греет.

Рассказ воспитателя, обобщающий ответы детей:

-Зимой часто идёт снег, он укрывает всю землю белым пушистым "одеялом", снег ложится на крыши домов, на ветки деревьев, и они наряжаются в белые шапочки. После

снегопада всё кругом белоснежное, нарядное.

-Ну, что ж ребята, а я предлагаю вам отправиться дальше.. Ой, кто это? (Ответы детей)

- Что делает медведь зимой? (Ответы детей)

- Мишка, а почему ты не спишь? Ведь сейчас зима.

Медведь: Потому и не сплю, что я очень хочу узнать, что такое зима. Ребята, а вы знаете, что такое зима? (Ответы детей)

Воспитатель: ребята, давайте Мишке опишем нашу красавицу-зиму, назовём её приметы.

Будто легкие пушинки,

Тихо падают снежинки,

Кружат, вьются, как живые,

Озорные, кружевные.

Но хотя мороз и злится,

Нам гулять – одна потеха.

И горят ребячьи лица

И от снега,

И от смеха. (И. Мельничук.)

Медведь: Да, я представил, как зимой красиво, но мне хочется иметь в своей берлоге картинки о зиме. Нарисуйте мне, пожалуйста, зиму в моем лесу.

- Ребята, а как называется картина, где изображена природа? (Ответы детей)

- Да, правильно – это пейзаж.

-Дети, поможем Мишке, нарисуем для него картинки, выполним зимний пейзаж? (Ответы детей).

-А чем можно нарисовать настоящий снег, чтобы было похоже на зиму? (Ответы детей)

-Я сегодня для вас приготовила интересный материал, раскройте коробочки и посмотрите, что там лежит. (Дети рассматривают содержимое в контейнерах, можно даже попробовать на вкус и понюхать).

-Узнали вы, что это такое? Какого цвета? (Ответы детей)

-Что я делаю? (Пересыпаю соль, значит соль пересыпается, т. к. состоит из кристаллов.)

- А на вкус соль какая? (Солёная)

- Молодцы, вы ответили правильно.

-Как вы думаете, а нам она подойдет? Как же мы сможем ей рисовать? (Ответы детей)

- Хорошо, но для начала нам нужно немного отдохнуть.

Динамическая пауза

-На дворе у нас мороз (обхватить плечи)

Чтобы носик не замёрз (потереть носик)

Надо ножками потопать (топают)

И ладошками похлопать (хлопают)

С неба падают снежинки (фонарики)

Как на сказочной картинке (фонарики)

Будем их ловить руками (сжимают ладошки)

И покажем дома маме (расправить ладошки)

А вокруг лежат сугробы (машут руками вправо-влево)

Снегом замело дороги (тоже)

Не завязнуть в поле, чтобы (поднимаем ноги)

Поднимаем выше ноги (поднимаем ноги)

Мы идём, идём, идём (шагаем)

И к себе домой придём.

-А теперь я предлагаю нарисовать картинки для Мишки солью (детей пригласить к столу воспитателя для показа приёмов рисования)

1. Я уже нарисовала для вас силуэты деревьев, назовите их.

2. Вам надо закрасить клеем внутреннюю часть дерева (показ)

3. Затем там, где нанесли клей, посыпаем солью

(воспитатель показывает последовательность выполнения работы).

4. Добавляем снежинки, сугробы.

5. Когда рисунок немного просохнет, лишнюю соль стряхиваем.

(Дети садятся за столы и самостоятельно выполняют рисование под лирическую музыку).



Подведение итогов:

– Чем вы сегодня рисовали? Вам понравилось?

– Ну а теперь я предлагаю подарить наши работы мишке, чтобы и у него были картинки с красивым зимним пейзажем.

Медведь: Спасибо, ребята, снег на ваших рисунках и правда, как настоящий, замечательные у вас работы получились. Очень хочется скорее повесить их в своей берлоге. Буду вас вспоминать и зиму представлять. Спасибо!



Памятка для родителей

Выращивание кристаллов поваренной соли

Выращивание кристаллов поваренной соли – процесс, не требующий наличия каких-то особых химических препаратов. Кристаллы соли, которые есть у Вас дома – поваренная соль или пищевая соль, или каменная соль (все одно и тоже). Кристаллы поваренной соли NaCI представляет собой бесцветные прозрачные кубики.


  1. Налейте воды в емкость (например, стакан) и поставьте его в кастрюлю с теплой водой (не более 50°С- 60°С).


  2. Насыпьте пищевую соль в стакан и оставьте минут на пять, предварительно помешав. За это время стакан с водой нагреется, а соль растворится. Желательно, чтобы температура воды пока не снижалась.


  3. Затем добавьте еще соль и снова перемешайте. Повторяйте этот этап до тех пор, пока соль уже не будет растворяться и будет оседать на дно стакана. Мы получили насыщенный раствор соли.


  4. Перелейте его в чистую емкость такого же объема, избавившись при этом от излишек соли на дне.


  5. Выберите любой понравившийся более крупный кристаллик поваренной соли и положите его на дно стакана с насыщенным раствором. Можно кристаллик привязать за нитку и подвесить, чтобы он не касался стенок стакана. Емкость закрыть листом бумаги.


  6. Уже через пару дней можно заметить значительный для кристаллика рост. С каждым днем он будет увеличиваться.


  7. Так выращивают кристаллы поваренной соли (или кристаллы соли, форма и цвет которых Вам больше нравится).



Важно помнить! Выращивание кристаллов:


  1. Кристаллик нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора.


  2. Не допускать попадания мусора в раствор, где растет кристалл.


  3. Периодически (раз в неделю) менять или обновлять насыщенный раствор


Удачи!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!