СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ «Волшебница Осень»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательно-творческий проект «Волшебница Осень»

 

Тип проекта: среднесрочный (сентябрь – октябрь).

 

По содержанию: познавательно – творческий.

 

По числу участников: воспитатель Рафеенко Н.В., дети средней группы «Б», родители воспитанников средней группы «Б».

 

Актуальность: Актуальность выбора темы проекта позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, птицы и животные, грибы, ягоды, овощи, фрукты; сельскохозяйственные работы людей, осенние праздники и особенности их проведения, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ «Волшебница Осень»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому развитию детей г. Новозыбкова»













ПРОЕКТ

«Волшебница Осень»












Воспитатель:

Рафеенко Н.В.









2022


Познавательно-творческий проект
«Волшебница Осень»


Тип проекта: среднесрочный (сентябрь – октябрь).


По содержанию: познавательно – творческий.


По числу участников: воспитатель Рафеенко Н.В., дети средней группы «Б», родители воспитанников средней группы «Б».


Актуальность: Актуальность выбора темы проекта позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, птицы и животные, грибы, ягоды, овощи, фрукты; сельскохозяйственные работы людей, осенние праздники и особенности их проведения, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.


Проблема: познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности "Волшебница Осень". Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, творческую, исследовательскую.


Цель: расширение представлений детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.


Задачи:

  • Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка деревьев, животных и птиц к зиме, о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах, о труде людей в осенний период;

  • Конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды);

  • Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной);

  • Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;

  • Закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц.

  • Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту;

  • Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них;

  • Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.


Ожидаемые результаты:

  • закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;

  • расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

  • применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

  • отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

  • заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.


Реализация проекта

«Волшебница Осень»


Начальный этап:

  • Определение темы, постановка цели и задачи;

  • Определение методов и приемов работы;

  • Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала;

  • Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

  • Подбор материала для творческого труда;

  • Изготовление дидактических игр;

  • Составление перспективного плана;

  • Вовлечение родителей для помощи проведения данного проекта;



Список используемой литературы:

  1. «Времена  года:  Стихи  и  рассказы  русских  писателей  о  природе»  (сост. Сидорина  Н. К.), Издательство «Планета   Детства», 2000 г.

  2. «Готовим  руку  к  письму  3 — 4 г.», Серия: «Дошкольный  калейдоскоп»,   Издательство  «АСТ», 2015 г.

  3. «Раскраска:  Времена  года:  Осень»,  (худ.  Богуславская  М.Д.,   Малышева С.) Издательство   «Ек-бург.Литур», 2004 г.

  4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с.

  5. Гербова  В.В. «Учусь говорить. Младший дошкольный возраст. 3 — 4 года», Издательство «Просвещение», М, 2009 г.

  6. Голицина Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий». Средняя группа.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014.-224с.

  7. Гордиенко  С.А. «Времена года. Осень. Листик на паутинке», Издательство «Ранок»., 2011 г.

  8. Гусарова Н.Н. «Беседы по картинке. Времена года», Издательство «Детство-Пресс», 2007 г.

  9. Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Сост. В.В. Гербова и др.-М.:Издательство- Оникс, 2011. - 336с.

  10. Кочемасова Е.Е, Белова И.К, Вахрушев А.А. «Здравствуй мир! Пособие  по  ознакомлению  с  окружающим  миром  для  детей  3 — 4 лет.  Часть 1»., Серия: «Дошкольная  подготовка», Издательство   «Баласс», 2013 г.

  11. Крылова  О.Н.  «Я  узнаю  окружающий  мир:  3 — 4 года»,  (пособие  по  программе  «Успех»   2-е  изд., перераб. и  доп.), Издательство   «Экзамен  Издательство», 2014 г.

  12. Литвинова  О.Э.  «Конструирование  с  детьми  раннего  дошкольного  возраста.  Конспекты  совместной  деятельности  с  дет.  3 — 4  л.  ФГОС», Серия: «Развитие психических  функций», Издательство   «Детство-Пресс», 2015 г.

  13. Прати Э. «Времена  года.  Энциклопедия  для  детей»,  Издательство  «Махаон», 2010 г.

  14. Соловьева  Е.В.: «Я  рисую.  Пособие  для  детей  3-4 лет»,   Издательство «Просвещение», 2015 г.

Технологический этап:


Образовательные области

Виды детской деятельности

Работа с родителями

Физическое развитие

* Подвижные игры: «Огород», «Листопад», «Поймай листок», «В огород мы пойдем», «Тучи», «Пугало», «Съедобное — несъедобное!»,

«Я знаю 5 названий!», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», «Найдите дерево», «Лети, листок, ко мне в кузовок».

* Хороводная игра: «Лети, листок, ко мне в кузовок».

* Игра-забава: «Зайчик в огороде».

* Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет», «Осень», «Вышел дождик погулять», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Грибы», «Листья».

* Физкультминутки: «Листья  кружатся», «Большой — маленький», «Мишка»,

«Клён», «Листопад», «Грибы».



Художественно-эстетическое развитие


* Работа с трафаретами: раскрась осенние листочки, раскрась овощной урожай.

* Рисование: «Осенние деревья на участке детского сада», «Золотая осень».

* Лепка: «Большие и маленькие морковки», «Свекла и огурец с бабушкиного огорода», «Корзина с грибами».

* Аппликация: «Осеннее дерево», «Осенний платочек»


* Помощь детям в изготовлении атрибутов для развлечения (маски для подвижных игр).

* Помощь родителей в распечатке раскрасок и трафаретов на осеннюю тематику.

* Участие в выставке «золотая осень в нашем городе».

Речевое развитие

* Составление рассказа-описания: «Помидор и яблоко»

* Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

* Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья».

* Творческое рассказывание детей по темам:

«Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?».

* Заучивание стихов и загадок об осени.

* Чтение художественной литературы:

Пословицы, поговорки, загадки об осени

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»,

А. Плещеев «Скучная картина»,

К. Бальмонт «Осень»,

Н. Сладков «Осень на пороге»,

Е. Благинина «Улетают, улетели»,

Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»,

А. Ерикеев «Наступила осень»,

Л.Толстой «Дуб и орешник»,

З. Федоровская «Осень»,

К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»,

Г. Скребицкий «Белка готовится к зиме»,

Ю. Тувим «Овощи»,

В. Приходько «Вот и осень»,

В. Семерин «Дождь по улице идёт»,

Е. Благинина «Листья золотые падают, летят»,

В. Степанов «В лесу осиновом»,

Р. Сеф «Дождик»,

В. Авдиенко «Осень»,

В. Бианки «Сентябрь»,

Н. Сладков «Осенние радости»,

Э. Шим «Тяжкий труд»,

М. Пришвин «Берестяная трубочка»,

И. Соколов-Микитов «Осень», «В лесу», «Грибы», «Лес осенью», «Природа осенью».

* Заучивание стихов об осени с детьми к осеннему празднику «Здравствуй, Осень»

Познавательное развитие

* Дидактическая игра: «Отгадай, какой фрукт», «Осенняя одежда», «Вершки и корешки», «Овощи», «Чудесный мешочек», «В саду-на огороде», «Что растет на грядке?», «Овощи и фрукты».

* Беседа с детьми на тему: «Овощи-лекари», «Прогулка для здоровья», «Могут ли овощи навредить нашему здоровью?», «Разноцветные краски осени», «Знакомимся с осенними цветами», «Что бывает осенью?», «Осенние витамины», «Дары осени», «Осень золотая», «Погода осенью», «Как люди одеты осенью на улице?», «Перелётные и зимующие птицы». «Осень в лесу», «Кто засыпает на зиму», «Что нам осень подарила» (сбор урожая в саду, в огороде),  «Осень в гости к нам пришла».

* Беседы по ОБЖ: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?», «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?».

* Познавательно-исследовательская деятельность «Загадочный песок».

* Рассматривание гербария «Листья».

* Рассматривание иллюстраций и картин: «Времена года», «Золотая осень» И.Левитана.

* Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов: овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

* Цикл наблюдений:

— за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём);

— за красотой и богатством осенних красок;

— за цветником;

— за перелетными птицами;

— за насекомыми;

— за деревьями, растущими на территории детского сада;



* Консультации для родителей: «Как сделать осеннюю прогулку интересной», «Воспитание у детей любви к родной природе», «Одежда для прогулок сенью», «Правила поведения на водоемах».

* Памятка: «Овощи-лекари», «Закаливание».

* Помощь в изготовлении альбома с иллюстрациями «Осень».

Социально-коммуникативное развитие

* Сюжетно-ролевая игра: «Магазин овощей и фруктов». «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес».

* Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева).

* Настольно – печатные игры: «Времена года» Домино «Овощи-фрукты».

* Трудовая деятельность: сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария); уборка опавшей листвы;

подготовка клумбы группового участка к зиме.



Рефлексивный этап:

Конкурс поделок «Золотая осень в нашем городе», осенний праздник «Здравствуй, Осень».


вывод:

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Образовательная деятельность в рамках проекта была содержательной, наполнена яркими впечатлениями, интересными делами, радостью общения. У детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;

на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;

Установилась взаимосвязь по созданию совместных проектов с родителями ,что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ. 


заключение:

Наш проект – продукт сотрудничества детей, воспитателя и родителей .Родители с энтузиазмом приняли участие в проекте (помощь детям в изготовлении атрибутов для развлечения ,маски для подвижных игр, помощь родителей в распечатке раскрасок и трафаретов на осеннюю тематику, участие в выставке «Золотая осень в нашем городе», заучивание стихов об осени с детьми к осеннему празднику «Здравствуй, Осень»)

В ходе нашей работы у детей, появилось желание расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем интересна осень.

Дети расширили свой словарный запас , познакомились с различными стихотворениями, поговорками, пословицами, загадками. Закрепили названия осенних месяцев, приметы, явления. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. У детей сформировались познавательные умения. Дети активно вступают в обсуждение проблемы, аргументируют свою точку зрения, научились сравнивать, анализировать, делать несложные выводы, классифицировать, творчески перерабатывать полученную информацию и самовыражать в разных видах деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!