Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Чебурашка»
Конспекты НОД
в старшей разновозрастной группе
«Мир театра»
Подготовила: воспитатель Убушеева Н.С.
п.Адык
НОД 1 «Мы - актеры»
Задачи:
- вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;
- закреплять виды театров (драматический, кукольный), продолжать знакомить с театральной терминологией (актёр, режиссёр, драмтеатр);
- знакомить с театральной куклой, обучать элементарным навыкам управления куклой;
- воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу;
- активировать речь детей через развитие диалогической речи (беседа, игра, игра-драматизация), введение в активный словарь новых слов - понятий (кукловод, актёр).
Словарь: драматический театр, кукольный, театральная маска, режиссёр.
Ход НОД
- Здравствуйте, ребята! Я знаю игру, которая называется “Познакомимся”. Поиграем? Мы будем вставать со стульчиков и называть своё имя. Начнем?
- Я вам очень рада! А теперь усаживайтесь поудобнее, и я расскажу, чем мы с вами будем заниматься. А давайте отменим наше занятие и просто совершим маленькие волшебные превращения?!
- Ну, что согласны? Вот и замечательно!
- Ребята, а где же происходят волшебства и чудесные превращения? (в сказке).
- А вы любите сказки? (да)
- А что больше любите, слушать или смотреть сказки, спектакли?
- А где их можно увидеть? (в театре).
- Какие театры вы знаете? (драматический, кукольный)
- Ребята, а кто показывает спектакли, сказочные представления в драматическом театре? (люди)
- А вы знаете как, называют этих людей в театре? (актёры)
- Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика.
- А хотите, и мы с вами попробуем превратиться в кого-нибудь? Идите ко мне, встаньте, кто куда захочет. И мы с вами станем на минутку актёрами драматического театра, представим, что мы с вами на сцене, а вот и зрители. Итак, зазвучала музыка и мы уже не ребятки, а - котятки! Котята выбрались из теплого дома на заснеженный двор, принюхались к холодному воздуху, и вот пошёл снег! Котятам это не нравится! Они сжались в комочек, прижали лапки, ушки, хвостики. Но снег прекратился, котята выпрямились, отряхнули передние лапки, задние, ушки, хвостик и всю шёрстку.
Этюд: “Котята”.
- Ах, какие вы молодцы, настоящие котята!
- А теперь вы уже не котята, а снеговики, которых ребята слепили на прогулке! Снеговики любят морозные дни, им весело, они улыбаются! Но вот стало пригревать солнышко, снеговички стали таять! Сначала подтаяла голова, потом - руки, потом - туловище и снеговики превратились в чистые, прозрачные лужицы.
Этюд: “Снеговики”.
- Молодцы, ребята, вы настоящие актёры!
- Ну, а теперь вы можете присесть на стульчики, отдохнуть и посмотреть, что я для вас приготовила. (достаю маски 2 шт., весёлую и грустную)
- Что это, ребята? (маски)
Правильно, маски, но только не обычные карнавальные маски, а театральные.
- Они одинаковые или разные? (разные)
- Какое настроение они передают? (весёлое и грустное)
- Вот сейчас, ребята, вы можете подойти, взять себе любую маску и мы встанем в круг.
- Рассмотрите внимательно свою маску, запомните, какое настроение она передаёт. И мы примерим наши маски
- Сейчас, уважаемые маски, вы сможете рассказать какое у вас настроение, передавая его голосом, а может даже и движением.
- Пожалуйста, уважаемая маска, скажи, какая ты? (Я весёлая маска!)
Если маска весёлая она об этом говорит весело, радостно, задорно, может даже выполнить какое-нибудь весёлое движение!
- А ты, маска, какая? (Я грустная маска!)
У грустной маски грустный голос, жесты и движения тоже выражают грусть. - А теперь все грустные маски, сделайте шаг в круг и повернитесь к весёлым маскам. И я предлагаю маскам поприветствовать друг друга.
- Сначала поздороваются весёлые маски, с грустными. Задорно и весело! “Здравствуй, грустная маска!”
- А теперь грустные маски. Тихо и грустно. “Здравствуй, весёлая маска!”
- А можно я поприветствую вас?
“Здравствуйте, уважаемые маски!” (ошибаясь в интонации) - Я правильно передала голосом настроение маски?
- Почему не правильно?
- Какие, ребята, вы молодцы!
Замечательно, голосом и движением передавали настроение маски! А теперь можно положить маску и немного отдохнуть.
- Ребята, мы с вами поговорили о драматическом театре и даже сами побывали актёрами, но совсем забыли о другом театре, каком? (кукольном)
- Ребята, а кто самый главный в кукольном театре?
- Конечно, куклы!
- А куклам кто-то помогает или они самостоятельно выступают на сцене или ширме?
- Помогают люди.
- А как называют людей, которыми управляют куклами?
- Их называют - КУКЛОВОДЫ! Повторите и запомните это слово, потому что сегодня вы его будете слышать часто.
- А всё потому, что я для вас приготовила сюрприз!
- Мы сегодня сами будем кукловодами, ведь в нашем кукольном театре с нетерпением вас ждут театральные куклы! Хотите с ними познакомиться? Тогда встречайте!
- Сегодня я научу вас управлять этими куклами, ведь вы будете кукловоды.
(би-ба-бо)
Кукла появляется постепенно, как будто поднимается вверх по ступенькам. Сначала появляется голова, потом - плечи, затем кукла видна до пояса, и когда она доходит до середины ширмы - то видна вся кукла. Кукла движется по краю ширмы, а не по воздуху. Когда кукла говорит, то она слегка покачивается, а если на ширме две куклы - То та кукла, которая слушает - стоит не подвижно, чтобы зрители понимали, какая из кукол говорит. И ещё, кукловод, который говорит за свою куклу, часто меняет голос, чтобы он был похож на голос его героя. Например, если это мышонок, то голосок у него какой? А если это медведь или волк?
- Ребята, вам хочется самим побыть кукловодами в нашем кукольном театре?
- Но для начала я вам открою один секрет. И в драматическом и в кукольном театре есть такая профессия - режиссёр. Режиссёр - это помощник актёрам и кукловодам. Он всегда помогает им, говорит, что и как лучше сказать и сделать на сцене или ширме.
- Ребята, разрешите мне побыть в нашем кукольном театре режиссёром, можно?
- Тогда, ребята, я предлагаю вам показать, с помощью кукол, для наших зрителей кукольный спектакль - сказку “День рождения Машеньки”. Куклы наши будут выступать на ширме, а вы им будете помогать, да не забудьте правила вождения куклы.
- Сейчас каждый из вас может подойти и выбрать себе куклу, которая вам понравилась. Кто выбрал куклу, проходите, садитесь на стульчики и познакомьтесь с ней.
- У кого из кукловодов оказалась наша именинница? Подойди, пожалуйста, покажись всем, какая ты сегодня нарядная наша кукла!
- Это - Машенька, у неё сегодня день рождения и она будет встречать гостей. Ваши куклы - её гости. И когда я буду называть героев сказки, то кукловод будет проходить за ширму и помогать своей кукле ожить, ведь вы ... (кукловоды)
- Ой, ребята, совсем забыла, а когда собираются на день рождения, то что готовят для именинника? (подарки, поздравления - красивые, нежные слова). А именинник приглашает всех гостей. Вы можете помочь вашей кукле выбрать подарок для именинницы. Посмотрите сколько их!
- Вот теперь, когда всё готово, кукловоды ожидают своего выхода на сцену!
Сказка “День рождения Машеньки”
Жила - была девочка Машенька. Она была очень весёлая и добрая девочка. Её любили не только подружки, но и все зверюшки!
И вот однажды, когда у Машеньки наступил день рождения, зверюшки решили поздравить её с праздником. Они приготовили для именинницы подарки и поздравления.
Сначала к Машеньке пришёл Волчонок! (Волчонок постепенно появляется на ширме) Подошёл к ней и говорит: “Машенька, поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!” (Волчонок слегка покачивается, а Маша стоит не подвижно) Девочка была очень рада приходу Волчонка и его подарку и говорит: “Спасибо, Волчонок, я очень рада, что ты пришёл! Проходи, пожалуйста”. Волчонок прошёл и уселся на стульчик. А в это время по тропинке бежал вприпрыжку Зайка. Он увидел Машеньку и радостно сказал: “Здравствуй, Машенька! Я поздравляю тебя с днём рождения! И дарю тебе ... ” Девочка поблагодарила Зайку: “Спасибо, зайка! Проходи, пожалуйста!” Зайка с радостью согласился, прошёл и уселся рядом с Волчонком.
- Только Зайка уселся, как все услышали песенку, её напевал Лисёнок, который тоже торопился с поздравлениями к Машеньке.
Лисёнок подбежал к девочке и радостно сказал: “Я поздравляю тебя с днём рождения! Вот для тебя подарок!” Подарил Машеньке подарок и совсем было собрался уходить, как Маша сказала: “Спасибо, лисёнок, оставайся на праздник!” Лисёнок поблагодарил девочку, пошёл и сел на стульчик рядом с Зайчиком. И тут все увидели, что вразвалочку идёт Мишутка. Мишутка был очень робкий и стеснительный. Подошёл и тихонько сказал: “Поздравляю с днём рождения!” Подарил Машеньке подарок и тихонько пошёл домой. А Маша ему вслед и говорит: “Спасибо, Мишутка, оставайся на празднике!” Мишутка от удовольствия даже тихо зарычал, пошёл и сел рядом с Волчонком. И тут все увидели, что к Маше с поздравлениями идет Курочка. Подошла она к имениннице и говорит: “Поздравляю тебя с днём рождения! Желаю ... Вот подарки!” Маша сказала: “Спасибо, проходите, пожалуйста!”
Когда гости уселись, Маша увидела, что к ней в гости торопится Козочка с козленочком. Они были нарядными и весёлыми, и тоже несли Маше подарок. Подошли к девочке и сказали: “Поздравляем тебя с днём рождения! И прими от нас подарок!” Машенька сказала: “Спасибо большое, проходите, пожалуйста!” Козочка с козленком с удовольствием прошли и сели рядом с Курочкой.
Маша была очень рада гостям, но с нетерпением ждала своих Бабушку и Дедушку. И тут она увидела, что по тропинке торопливо идут Бабушка с Дедушкой, а с ними Мышонок. Когда они подошли, Маша сказала: “Я рада, что вы пришли, смотрите, сколько у меня гостей!”
Бабушка, Дедушка и Мышонок поздравили именинницу с днём рождения и предложили поводить хоровод “Каравай” для Машеньки. Все зверюшки согласились, встали в круг, а Маша встала в середину круга, и они стали водить хоровод!
Вот и закончилась наше представление. Теперь актёры-кукловоды можете выйти из-за ширмы и поклониться зрителям, а зрители вам поаплодируют за великолепную игру!
-Кукол, ребята, давайте поставим на место, я думаю, они очень волновались во время выступления и им, как и вам стоит отдохнуть.
- Ну, что, ребята, понравились вам наши превращения?
- В каких театрах мы с вами побывали?
- Кем мы были в театре?
В кого мы превращались, когда были актёрами драматического театра?
- А в кукольном театре кем мы были?
- С какими куклами познакомились?
- Чему мы с вами научились? (превращениям, кукловождению)
- А кто помогает актёрам в театре? (режиссёр)
НОД 2 «В театре»
Задачи: продолжить формировать интерес к театру; учить взаимодействовать друг с другом, договариваться, действовать сообща, уметь выручать друга из беды; развивать умения разыгрывать несложные театральные этюды, спектакли.
Музыкальный репертуар: музыкальная игра «Чей кружок скорее соберется?», русская народная мелодия «Как под яблонькой», обр. Т. Ломовой, «Песенка поросенка Хрюка» муз. Б. Чайковского, сл.Д.Савельева.
Художественный репертуар: Э. Мошковская «Вежливые слова».
Оборудование: тумба с надписью «касса», билеты на представление на каждого ребенка, программы для спектакля, куклы для спектакля би-ба-бо, фланелеграф и карточки с изображением животных, шапочки гусей и волка.
Ход занятия.
Воспитатель: Театр открывается, все готово к началу представления. В кассе продаются билеты за вежливое слово. Читает стихотворение Э.Мошковской «Вежливые слова»:
В три часа открылась касса,
Собралась народу масса.
Даже ежик пожилой
Притащился чуть живой.
Проходите милый ежик, Вам билет в каком ряду?
Мне поближе, плохо вижу, Вот...СПАСИБО! Ну, пойду! Говорит овечка:
-Мне одно местечко!
Вот мое БЛАГОДАРЮ - доброе словечко.
А вот и утка.
-Кряк! Целый ряд для меня и для утят! И прокрякала утка: ДОБРОЕ УТРО!
Прискакал олень.
-ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Если только вам не лень.
Уважаемый кассир, я бы очень попросил
Мне, жене и дочке во втором рядочке
Дайте лучшие места. Вот мое ПОЖАЛУЙСТА!
И вдруг, отпихнув стариков, петухов, барсуков,
Ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого...
-Касса, выдай мне билет!
-Ваше вежливое слово?
-У меня такого нет!
-Ах, у вас такого нет? Не получите билет!
-МНЕ БИЛЕТ!
-Нет! Нет! Не стучите - мой ответ! Не рычите - мой совет!
Не стучите, не рычите, ДО СВИДАНИЯ, ПРИВЕТ! Кассир медведю билет не дал. Косолапый зарыдал.
Воспитатель: Ребята, что же делать косолапому? (Дети называют вежливые слова, косолапый получает билет). Раз вы такие молодцы, то получайте билеты в театр! (Раздает билеты). Посмотрите, на билетах написано: название театра, название спектакля, начало представления, ряд, место, день когда нужно прийти и как проехать. Мы с вами пришли в театр, в гардеробе повесили одежду, получили номерок, нам предложили бинокль. Но у нас места близко, поэтому мы его не стали брать. У капельдинера мы купим программу. Вот она. Возьмите и вы себе по одной. Откройте и рассмотрите ее. В программе напечатано все, что нам интересно знать о представлении - какие актеры играют, кто сочинил пьесу и как она называется. Пьеса - это сочинение, написанное для представления в театре. А спектакль - это зрелище, которое представляют актеры, или как их еще называют, артисты. Запомнили? А теперь мы с вами пройдем в зрительный зал. Посмотрите, места, которые расположены ближе всего к сцене, называются партером, что в переводе с французского означает - «на земле». У нас билеты в партер. Занимайте свои места. Спектакль начинается!
Дети смотрят русскую народную сказку «Гуси - лебеди».
Воспитатель: Понравился вам спектакль? Вы не устали? Давайте с вами поиграем.
Проводится музыкальная игра «Чей кружок скорее соберется?» русская народная мелодия «Как под яблонькой», обр. Т.Ломовой.
Воспитатель: Вы знаете, что при встрече все друг с другом здороваются: кто-то пожимает друг другу руки, кто-то снимает шляпу, кто-то трется носами. Посоветуйтесь и решите, как ребята в вашей группе друг с другом здороваются. Я считаю до десяти. За это время вы быстро придумаете и покажете, как ребята из вашей группы могут приветствовать друг друга при встрече. Приготовились? Начали! Считаю!
Проводится театральный этюд «Жест приветствия», его задача - научить детей договариваться друг с другом и, точно подчиняясь правилам, сделать задание.
Воспитатель: На занятии много девочек и мальчиков, совсем разных. И с каждым нужно уметь договариваться и дружить. Сейчас мы с вами выучим песенку про разных поросят. Она называется «Песенка поросенка Хрюка».
Педагог исполняет «песенку поросенка Хрюка» муз. Б. Чайковского, сл. Д. Савельева. Проводится беседа по тексту песни: о ком поется в песне, какие бывают поросята, похожи ли они на ребят. Песня исполняется снова, детям предлагается подпевать.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы друг с другом здоровались, как вы играли и пели. А вам понравилось в нашем театре? До новых встреч.
НОД 3 «Мир театра»
Задачи: продолжать знакомить детей с понятиями: «зритель», «спектакль», «театр»; учить инсценировать небольшое стихотворение, взаимодействовать с партнером.
Музыкальный репертуар: «Песенка поросенка Хрюка» муз. Б. Чайковского, сл. Д. Савельева, Э. Григ «Шествие гномов».
Оборудование: иллюстрации к музыкальным спектаклям, иллюстрации из оперных и балетных спектаклей, шапочки ворон.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие зрители! Как вы думаете, почему я к вам так обращаюсь? Наверно, потому, что мы все время с вами что-то смотрим. А хотите узнать, какие бывают музыкальные представления. Тогда милости прошу в наш театр. Проходите и садитесь на стульчики.
Воспитатель рассказывает о театре оперы и балета.
Опера и балет проходят в сопровождении симфонического оркестра. Оперные певцы работают голосом и эмоциями, а артисты балета передают все посредством движения. Театры оперы и балета – это всегда красивейшие театральные заведения
В опере не говорят, а поют. То, что исполняет оперный певец, называется ария.
Артисты балета рассказывают зрителям обо всех событиях и отношениях героев друг с другом с помощью танца.
Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю поиграть. Игра называется «Вороны». Я буду читать вам потешку про ворон, а вы будете воронами. (Читает стихотворение):
Вот под елочкой зеленой Дети разбегаются по залу
Скачут весело вороны и машут руками.
Кар, кар, кар! (громко)
Целый день они кричали, Дети подпрыгивают на месте и машут руками.
Спать ребятам не давали, Кар, кар, кар! (громко)
Только к ночи умолкают Дети присаживаются, сложив за спиной руки.
И все вместе засыпают Кар, кар, кар (тихо).
Игра проводится два-три раза с уточнением движений.
Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжим учить песенку, с которой познакомились на прошлом занятии. Как они называется? О ком в ней поется?
(Ответы детей.) Педагог поет песню, детям предлагается подпевать.
Воспитатель: Молодцы! А теперь мы поиграем с вами в «передавалки». Возьмите свои стульчики и тихонько сядьте вместе со мной в круг. Я буду показывать, что нужно «передавать» друг другу. Начинаем!
Передай улыбку соседу (дети по кругу «передают» улыбку друг другу).
Передай соседу страшилку (каждый ребенок делает страшное выражение лица и передает другому).
Передай по кругу смешилку (дети делают смешное выражение лица и «передают» по кругу).
Воспитатель: Послушайте стихотворение про старичка-лесовичка, которое написал Даниил Хармс, а потом мы попробуем его инсценировать. (Читает):
Жил в лесу старичок маленького роста
И смеялся старичок чрезвычайно просто.
Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух-бух!
Бу-бу-будабе-бе-бе,
Динь-динь-динь да трюх-трюх!
Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо да гуль-гуль-гуль!
Го-го-го да буль-буль-буль!
А увидя стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился:
Гы-гы-гы да гу-гу-гу,
Го-го-го да бах-бах-бах!
Ой, ребята, не могу!
Ой, ребята, ах, ах, ах!
Игра проводится несколько раз. Дети изображают старичка, паука, стрекозу. Далее педагог предлагает детям вспомнить, какие еще маленьких человечков они знают, и послушать музыку Э. Грига «Шествие гномов».
Воспитатель: Скажите, о каких маленьких человечках вам рассказала музыка? Кого вы себе представили? (Ответы детей.)
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. А вам?
НОД 4 «Колобок»
Задачи: продолжать знакомить детей с театральной терминологией, с устройством зрительного зала; показать детям кукольный спектакль.
Оборудование: ширма со сценой для спектакля «Колобок», персонажи сказки.
Ход НОД.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые зрители! Как вы думаете, где, в каком месте к вам могут так обратиться? (Ответы детей). Правильно, в цирке, в театре. Сегодня мы с вами снова отправляемся в театр. Давайте вспомним, как называется место, где продают билеты? Правильно, касса. Мы с вами снова покупаем билеты на представление за вежливое слово. Пожалуйста, пройдите и купите билеты на сегодняшнее представление. (Дети покупают билеты и проходят в зрительный зал). ВЫ забыли у капельдинера купить программу, тоже за вежливое слово. Посмотрите, какой сегодня спектакль? Как он называется? Да, это «Колобок». Вы уже знаете, что места в зрительном зале называются по-разному. Например, слово партер, как я вам уже говорила, обозначает места, ближе всего расположенные к сцене, по-французски - «на земле». Раньше, очень давно, прямо на земле, сидели простые горожане, которые приходили на представление. По бокам внизу - ложи, что переводится как «помещения». В каждой такой ложе, помещаются четыре или шесть кресел. Нижний ряд лож называется бенуар. Он расположен на одной высоте со сценой. А сверху над бенуаром тоже расположены ложи. Они образуют бельэтаж. Вот сколько новых слов вы сегодня узнали. А теперь я расскажу вам, что такое сцена. Это место в театре, где разыгрывается представление. Сцену от нас сейчас скрывает занавес. Но вот свет в зале гаснет, занавес открывается и начинается спектакль!
Показ спектакля «Колобок»
Воспитатель: Понравился вам спектакль, ребята?
По желанию, дети пробуют сами поучаствовать в спектакле.
Воспитатель: Понравилось вас участвовать в спектакле?
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы занимались.