СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Волшебный мир театра". Цикл НОД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Волшебный мир театра". Цикл НОД»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чебурашка»








Конспекты НОД

в старшей разновозрастной группе

«Мир театра»





Подготовила: воспитатель Убушеева Н.С.







п.Адык

НОД 1 «Мы - актеры»

Задачи:

- вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;

- закреплять виды театров (драматический, кукольный), продолжать знакомить с театральной терминологией (актёр, режиссёр, драмтеатр);

- знакомить с театральной куклой, обучать элементарным навыкам управления куклой;

- воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу;

- активировать речь детей через развитие диалогической речи (беседа, игра, игра-драматизация), введение в активный словарь новых слов - понятий (кукловод, актёр).

Словарь: драматический театр, кукольный, театральная маска, режиссёр.

Ход НОД


- Здравствуйте, ребята! Я знаю игру, которая называется “Познакомимся”. Поиграем? Мы будем вставать со стульчиков и называть своё имя. Начнем?

- Я вам очень рада! А теперь усаживайтесь поудобнее, и я расскажу, чем мы с вами будем заниматься. А давайте отменим наше занятие и просто совершим маленькие волшебные превращения?!

- Ну, что согласны? Вот и замечательно!

- Ребята, а где же происходят волшебства и чудесные превращения? (в сказке).

- А вы любите сказки? (да)

- А что больше любите, слушать или смотреть сказки, спектакли?

- А где их можно увидеть? (в театре).

- Какие театры вы знаете? (драматический, кукольный)

- Ребята, а кто показывает спектакли, сказочные представления в драматическом театре? (люди)

- А вы знаете как, называют этих людей в театре? (актёры)

- Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика.

- А хотите, и мы с вами попробуем превратиться в кого-нибудь? Идите ко мне, встаньте, кто куда захочет. И мы с вами станем на минутку актёрами драматического театра, представим, что мы с вами на сцене, а вот и зрители. Итак, зазвучала музыка и мы уже не ребятки, а - котятки! Котята выбрались из теплого дома на заснеженный двор, принюхались к холодному воздуху, и вот пошёл снег! Котятам это не нравится! Они сжались в комочек, прижали лапки, ушки, хвостики. Но снег прекратился, котята выпрямились, отряхнули передние лапки, задние, ушки, хвостик и всю шёрстку.

Этюд: “Котята”.

- Ах, какие вы молодцы, настоящие котята!

- А теперь вы уже не котята, а снеговики, которых ребята слепили на прогулке! Снеговики любят морозные дни, им весело, они улыбаются! Но вот стало пригревать солнышко, снеговички стали таять! Сначала подтаяла голова, потом - руки, потом - туловище и снеговики превратились в чистые, прозрачные лужицы.

Этюд: “Снеговики”.

- Молодцы, ребята, вы настоящие актёры!

- Ну, а теперь вы можете присесть на стульчики, отдохнуть и посмотреть, что я для вас приготовила. (достаю маски 2 шт., весёлую и грустную)

- Что это, ребята? (маски)

Правильно, маски, но только не обычные карнавальные маски, а театральные.

- Они одинаковые или разные? (разные)

- Какое настроение они передают? (весёлое и грустное)


- Вот сейчас, ребята, вы можете подойти, взять себе любую маску и мы встанем в круг.

- Рассмотрите внимательно свою маску, запомните, какое настроение она передаёт. И мы примерим наши маски

- Сейчас, уважаемые маски, вы сможете рассказать какое у вас настроение, передавая его голосом, а может даже и движением.

- Пожалуйста, уважаемая маска, скажи, какая ты? (Я весёлая маска!)

Если маска весёлая она об этом говорит весело, радостно, задорно, может даже выполнить какое-нибудь весёлое движение!

- А ты, маска, какая? (Я грустная маска!)

У грустной маски грустный голос, жесты и движения тоже выражают грусть. - А теперь все грустные маски, сделайте шаг в круг и повернитесь к весёлым маскам. И я предлагаю маскам поприветствовать друг друга.

- Сначала поздороваются весёлые маски, с грустными. Задорно и весело! “Здравствуй, грустная маска!”

- А теперь грустные маски. Тихо и грустно. “Здравствуй, весёлая маска!”

- А можно я поприветствую вас?

“Здравствуйте, уважаемые маски!” (ошибаясь в интонации) - Я правильно передала голосом настроение маски?

- Почему не правильно?

- Какие, ребята, вы молодцы!

Замечательно, голосом и движением передавали настроение маски! А теперь можно положить маску и немного отдохнуть.

- Ребята, мы с вами поговорили о драматическом театре и даже сами побывали актёрами, но совсем забыли о другом театре, каком? (кукольном)

- Ребята, а кто самый главный в кукольном театре?

- Конечно, куклы!

- А куклам кто-то помогает или они самостоятельно выступают на сцене или ширме?

- Помогают люди.

- А как называют людей, которыми управляют куклами?

- Их называют - КУКЛОВОДЫ! Повторите и запомните это слово, потому что сегодня вы его будете слышать часто.

- А всё потому, что я для вас приготовила сюрприз!

- Мы сегодня сами будем кукловодами, ведь в нашем кукольном театре с нетерпением вас ждут театральные куклы! Хотите с ними познакомиться? Тогда встречайте!

- Сегодня я научу вас управлять этими куклами, ведь вы будете кукловоды.

(би-ба-бо)

Кукла появляется постепенно, как будто поднимается вверх по ступенькам. Сначала появляется голова, потом - плечи, затем кукла видна до пояса, и когда она доходит до середины ширмы - то видна вся кукла. Кукла движется по краю ширмы, а не по воздуху. Когда кукла говорит, то она слегка покачивается, а если на ширме две куклы - То та кукла, которая слушает - стоит не подвижно, чтобы зрители понимали, какая из кукол говорит. И ещё, кукловод, который говорит за свою куклу, часто меняет голос, чтобы он был похож на голос его героя. Например, если это мышонок, то голосок у него какой? А если это медведь или волк?

- Ребята, вам хочется самим побыть кукловодами в нашем кукольном театре?

- Но для начала я вам открою один секрет. И в драматическом и в кукольном театре есть такая профессия - режиссёр. Режиссёр - это помощник актёрам и кукловодам. Он всегда помогает им, говорит, что и как лучше сказать и сделать на сцене или ширме.

- Ребята, разрешите мне побыть в нашем кукольном театре режиссёром, можно?

- Тогда, ребята, я предлагаю вам показать, с помощью кукол, для наших зрителей кукольный спектакль - сказку “День рождения Машеньки”. Куклы наши будут выступать на ширме, а вы им будете помогать, да не забудьте правила вождения куклы.

- Сейчас каждый из вас может подойти и выбрать себе куклу, которая вам понравилась. Кто выбрал куклу, проходите, садитесь на стульчики и познакомьтесь с ней.

- У кого из кукловодов оказалась наша именинница? Подойди, пожалуйста, покажись всем, какая ты сегодня нарядная наша кукла!

- Это - Машенька, у неё сегодня день рождения и она будет встречать гостей. Ваши куклы - её гости. И когда я буду называть героев сказки, то кукловод будет проходить за ширму и помогать своей кукле ожить, ведь вы ... (кукловоды)

- Ой, ребята, совсем забыла, а когда собираются на день рождения, то что готовят для именинника? (подарки, поздравления - красивые, нежные слова). А именинник приглашает всех гостей. Вы можете помочь вашей кукле выбрать подарок для именинницы. Посмотрите сколько их!

- Вот теперь, когда всё готово, кукловоды ожидают своего выхода на сцену!

Сказка “День рождения Машеньки”

Жила - была девочка Машенька. Она была очень весёлая и добрая девочка. Её любили не только подружки, но и все зверюшки!

И вот однажды, когда у Машеньки наступил день рождения, зверюшки решили поздравить её с праздником. Они приготовили для именинницы подарки и поздравления.

Сначала к Машеньке пришёл Волчонок! (Волчонок постепенно появляется на ширме) Подошёл к ней и говорит: “Машенька, поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!” (Волчонок слегка покачивается, а Маша стоит не подвижно) Девочка была очень рада приходу Волчонка и его подарку и говорит: “Спасибо, Волчонок, я очень рада, что ты пришёл! Проходи, пожалуйста”. Волчонок прошёл и уселся на стульчик. А в это время по тропинке бежал вприпрыжку Зайка. Он увидел Машеньку и радостно сказал: “Здравствуй, Машенька! Я поздравляю тебя с днём рождения! И дарю тебе ... ” Девочка поблагодарила Зайку: “Спасибо, зайка! Проходи, пожалуйста!” Зайка с радостью согласился, прошёл и уселся рядом с Волчонком.

- Только Зайка уселся, как все услышали песенку, её напевал Лисёнок, который тоже торопился с поздравлениями к Машеньке.

Лисёнок подбежал к девочке и радостно сказал: “Я поздравляю тебя с днём рождения! Вот для тебя подарок!” Подарил Машеньке подарок и совсем было собрался уходить, как Маша сказала: “Спасибо, лисёнок, оставайся на праздник!” Лисёнок поблагодарил девочку, пошёл и сел на стульчик рядом с Зайчиком. И тут все увидели, что вразвалочку идёт Мишутка. Мишутка был очень робкий и стеснительный. Подошёл и тихонько сказал: “Поздравляю с днём рождения!” Подарил Машеньке подарок и тихонько пошёл домой. А Маша ему вслед и говорит: “Спасибо, Мишутка, оставайся на празднике!” Мишутка от удовольствия даже тихо зарычал, пошёл и сел рядом с Волчонком. И тут все увидели, что к Маше с поздравлениями идет Курочка. Подошла она к имениннице и говорит: “Поздравляю тебя с днём рождения! Желаю ... Вот подарки!” Маша сказала: “Спасибо, проходите, пожалуйста!”

Когда гости уселись, Маша увидела, что к ней в гости торопится Козочка с козленочком. Они были нарядными и весёлыми, и тоже несли Маше подарок. Подошли к девочке и сказали: “Поздравляем тебя с днём рождения! И прими от нас подарок!” Машенька сказала: “Спасибо большое, проходите, пожалуйста!” Козочка с козленком с удовольствием прошли и сели рядом с Курочкой.

Маша была очень рада гостям, но с нетерпением ждала своих Бабушку и Дедушку. И тут она увидела, что по тропинке торопливо идут Бабушка с Дедушкой, а с ними Мышонок. Когда они подошли, Маша сказала: “Я рада, что вы пришли, смотрите, сколько у меня гостей!”

Бабушка, Дедушка и Мышонок поздравили именинницу с днём рождения и предложили поводить хоровод “Каравай” для Машеньки. Все зверюшки согласились, встали в круг, а Маша встала в середину круга, и они стали водить хоровод!

Вот и закончилась наше представление. Теперь актёры-кукловоды можете выйти из-за ширмы и поклониться зрителям, а зрители вам поаплодируют за великолепную игру!

-Кукол, ребята, давайте поставим на место, я думаю, они очень волновались во время выступления и им, как и вам стоит отдохнуть.

- Ну, что, ребята, понравились вам наши превращения?

- В каких театрах мы с вами побывали?

- Кем мы были в театре?

В кого мы превращались, когда были актёрами драматического театра?

- А в кукольном театре кем мы были?

- С какими куклами познакомились?

- Чему мы с вами научились? (превращениям, кукловождению)

- А кто помогает актёрам в театре? (режиссёр)



















НОД 2 «В театре»

Задачи: продолжить формировать интерес к театру; учить взаимодействовать друг с другом, договариваться, действовать сообща, уметь выручать друга из беды; развивать умения разыгрывать несложные театральные этюды, спектакли.

Музыкальный репертуар: музыкальная игра «Чей кружок скорее соберется?», русская народная мелодия «Как под яблонькой», обр. Т. Ломовой, «Песенка поросенка Хрюка» муз. Б. Чайковского, сл.Д.Савельева.

Художественный репертуар: Э. Мошковская «Вежливые слова».

Оборудование: тумба с надписью «касса», билеты на представление на каждого ребенка, программы для спектакля, куклы для спектакля би-ба-бо, фланелеграф и карточки с изображением животных, шапочки гусей и волка.

Ход занятия.

Воспитатель: Театр открывается, все готово к началу представления. В кассе продаются билеты за вежливое слово. Читает стихотворение Э.Мошковской «Вежливые слова»:

В три часа открылась касса,

Собралась народу масса.

Даже ежик пожилой

Притащился чуть живой.

Проходите милый ежик, Вам билет в каком ряду?

Мне поближе, плохо вижу, Вот...СПАСИБО! Ну, пойду! Говорит овечка:

-Мне одно местечко!

Вот мое БЛАГОДАРЮ - доброе словечко.

А вот и утка.

-Кряк! Целый ряд для меня и для утят! И прокрякала утка: ДОБРОЕ УТРО!

Прискакал олень.

-ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Если только вам не лень.
Уважаемый кассир, я бы очень попросил

Мне, жене и дочке во втором рядочке

Дайте лучшие места. Вот мое ПОЖАЛУЙСТА!

И вдруг, отпихнув стариков, петухов, барсуков,

Ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого...

-Касса, выдай мне билет!

-Ваше вежливое слово?

-У меня такого нет!

-Ах, у вас такого нет? Не получите билет!

-МНЕ БИЛЕТ!

-Нет! Нет! Не стучите - мой ответ! Не рычите - мой совет!

Не стучите, не рычите, ДО СВИДАНИЯ, ПРИВЕТ! Кассир медведю билет не дал. Косолапый зарыдал.

Воспитатель: Ребята, что же делать косолапому? (Дети называют вежливые слова, косолапый получает билет). Раз вы такие молодцы, то получайте билеты в театр! (Раздает билеты). Посмотрите, на билетах написано: название театра, название спектакля, начало представления, ряд, место, день когда нужно прийти и как проехать. Мы с вами пришли в театр, в гардеробе повесили одежду, получили номерок, нам предложили бинокль. Но у нас места близко, поэтому мы его не стали брать. У капельдинера мы купим программу. Вот она. Возьмите и вы себе по одной. Откройте и рассмотрите ее. В программе напечатано все, что нам интересно знать о представлении - какие актеры играют, кто сочинил пьесу и как она называется. Пьеса - это сочинение, написанное для представления в театре. А спектакль - это зрелище, которое представляют актеры, или как их еще называют, артисты. Запомнили? А теперь мы с вами пройдем в зрительный зал. Посмотрите, места, которые расположены ближе всего к сцене, называются партером, что в переводе с французского означает - «на земле». У нас билеты в партер. Занимайте свои места. Спектакль начинается!

Дети смотрят русскую народную сказку «Гуси - лебеди».

Воспитатель: Понравился вам спектакль? Вы не устали? Давайте с вами поиграем.

Проводится музыкальная игра «Чей кружок скорее соберется?» русская народная мелодия «Как под яблонькой», обр. Т.Ломовой.

Воспитатель: Вы знаете, что при встрече все друг с другом здороваются: кто-то пожимает друг другу руки, кто-то снимает шляпу, кто-то трется носами. Посоветуйтесь и решите, как ребята в вашей группе друг с другом здороваются. Я считаю до десяти. За это время вы быстро придумаете и покажете, как ребята из вашей группы могут приветствовать друг друга при встрече. Приготовились? Начали! Считаю!

Проводится театральный этюд «Жест приветствия», его задача - научить детей договариваться друг с другом и, точно подчиняясь правилам, сделать задание.

Воспитатель: На занятии много девочек и мальчиков, совсем разных. И с каждым нужно уметь договариваться и дружить. Сейчас мы с вами выучим песенку про разных поросят. Она называется «Песенка поросенка Хрюка».

Педагог исполняет «песенку поросенка Хрюка» муз. Б. Чайковского, сл. Д. Савельева. Проводится беседа по тексту песни: о ком поется в песне, какие бывают поросята, похожи ли они на ребят. Песня исполняется снова, детям предлагается подпевать.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы друг с другом здоровались, как вы играли и пели. А вам понравилось в нашем театре? До новых встреч.






















НОД 3 «Мир театра»

Задачи: продолжать знакомить детей с понятиями: «зритель», «спектакль», «театр»; учить инсценировать небольшое стихотворение, взаимодействовать с партнером.

Музыкальный репертуар: «Песенка поросенка Хрюка» муз. Б. Чайковского, сл. Д. Савельева, Э. Григ «Шествие гномов».

Оборудование: иллюстрации к музыкальным спектаклям, иллюстрации из оперных и балетных спектаклей, шапочки ворон.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие зрители! Как вы думаете, почему я к вам так обращаюсь? Наверно, потому, что мы все время с вами что-то смотрим. А хотите узнать, какие бывают музыкальные представления. Тогда милости прошу в наш театр. Проходите и садитесь на стульчики.

Воспитатель рассказывает о театре оперы и балета.

Опера и балет проходят в сопровождении симфонического оркестра. Оперные певцы работают голосом и эмоциями, а артисты балета передают все посредством движения. Театры оперы и балета – это всегда красивейшие театральные заведения


В опере не говорят, а поют. То, что исполняет оперный певец, называется ария.

Артисты балета рассказывают зрителям обо всех событиях и отношениях героев друг с другом с помощью танца.

Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю поиграть. Игра называется «Вороны». Я буду читать вам потешку про ворон, а вы будете воронами. (Читает стихотворение):

Вот под елочкой зеленой Дети разбегаются по залу

Скачут весело вороны и машут руками.

Кар, кар, кар! (громко)

Целый день они кричали, Дети подпрыгивают на месте и машут руками.

Спать ребятам не давали, Кар, кар, кар! (громко)

Только к ночи умолкают Дети присаживаются, сложив за спиной руки.

И все вместе засыпают Кар, кар, кар (тихо).

Игра проводится два-три раза с уточнением движений.

Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжим учить песенку, с которой познакомились на прошлом занятии. Как они называется? О ком в ней поется?

(Ответы детей.) Педагог поет песню, детям предлагается подпевать.

Воспитатель: Молодцы! А теперь мы поиграем с вами в «передавалки». Возьмите свои стульчики и тихонько сядьте вместе со мной в круг. Я буду показывать, что нужно «передавать» друг другу. Начинаем!

Передай улыбку соседу (дети по кругу «передают» улыбку друг другу).

Передай соседу страшилку (каждый ребенок делает страшное выражение лица и передает другому).

Передай по кругу смешилку (дети делают смешное выражение лица и «передают» по кругу).

Воспитатель: Послушайте стихотворение про старичка-лесовичка, которое написал Даниил Хармс, а потом мы попробуем его инсценировать. (Читает):

Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто.

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух!

Бу-бу-будабе-бе-бе,

Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо да гуль-гуль-гуль!

Го-го-го да буль-буль-буль!

А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

Го-го-го да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах, ах, ах!

Игра проводится несколько раз. Дети изображают старичка, паука, стрекозу. Далее педагог предлагает детям вспомнить, какие еще маленьких человечков они знают, и послушать музыку Э. Грига «Шествие гномов».

Воспитатель: Скажите, о каких маленьких человечках вам рассказала музыка? Кого вы себе представили? (Ответы детей.)

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. А вам?






























НОД 4 «Колобок»

Задачи: продолжать знакомить детей с театральной терминологией, с устройством зрительного зала; показать детям кукольный спектакль.

Оборудование: ширма со сценой для спектакля «Колобок», персонажи сказки.

Ход НОД.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые зрители! Как вы думаете, где, в каком месте к вам могут так обратиться? (Ответы детей). Правильно, в цирке, в театре. Сегодня мы с вами снова отправляемся в театр. Давайте вспомним, как называется место, где продают билеты? Правильно, касса. Мы с вами снова покупаем билеты на представление за вежливое слово. Пожалуйста, пройдите и купите билеты на сегодняшнее представление. (Дети покупают билеты и проходят в зрительный зал). ВЫ забыли у капельдинера купить программу, тоже за вежливое слово. Посмотрите, какой сегодня спектакль? Как он называется? Да, это «Колобок». Вы уже знаете, что места в зрительном зале называются по-разному. Например, слово партер, как я вам уже говорила, обозначает места, ближе всего расположенные к сцене, по-французски - «на земле». Раньше, очень давно, прямо на земле, сидели простые горожане, которые приходили на представление. По бокам внизу - ложи, что переводится как «помещения». В каждой такой ложе, помещаются четыре или шесть кресел. Нижний ряд лож называется бенуар. Он расположен на одной высоте со сценой. А сверху над бенуаром тоже расположены ложи. Они образуют бельэтаж. Вот сколько новых слов вы сегодня узнали. А теперь я расскажу вам, что такое сцена. Это место в театре, где разыгрывается представление. Сцену от нас сейчас скрывает занавес. Но вот свет в зале гаснет, занавес открывается и начинается спектакль!

Показ спектакля «Колобок»

Воспитатель: Понравился вам спектакль, ребята?

По желанию, дети пробуют сами поучаствовать в спектакле.

Воспитатель: Понравилось вас участвовать в спектакле?

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы занимались.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!