Отдел образования Администрации Белокалитвинского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богураевская средняя общеобразовательная школа
ПРОЕКТ:
«Воспитание обучающихся общеобразовательного учреждения со статусом «казачье» на традициях донского казачества в интеграции с Российским движением школьников (РДШ)»
Автор:
Хлудеева Ольга Сергеевна зам. директора по УВР
Белая Калитва
2017
ПРОЕКТ
«Воспитание обучающихся общеобразовательного учреждения со статусом «казачье» на традициях донского казачества в интеграции с Российским движением школьников (РДШ)»
Цель проекта | Целью настоящего проекта является совершенствование системы воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу и донскому казачеству системы ценностей. |
Задачи проекта | Формирование целостности всего учебно-воспитательного процесса школы по воспитанию ценностей. Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса участвуют в воспитании школьников (воспитательный потенциал уроков, факультативов, системы дополнительного образования, работа с родителями и связь с внешкольными образовательными и культурными учреждениями. Целостность подразумевает комплексность и последовательность всех уровней от начальной школы до выпускников. Создание социокультурной образовательной среды на основе этнокультурного казачьего компонента и основных четырех направлений РДШ. Под социокультурной образовательной средой школы подразумевается: положительный психологический климат в ученическом коллективе. Наличие ученического самоуправления в школе в виде детской общественной организации, активная роль школьного музея, тесная взаимосвязь всех форм дополнительного образования, работа клуба «Патриот», волонтерское движение, участие в экспедициях областного поискового отряда «Память», усиление воспитательного (этнокультурного) потенциала каждого урока, высокая профессиональная, общекультурная компетентность учителя и воспитателей, наличие традиций в школе и соответствующих организационно-педагогических условий. 3. Развитие школьного пространства медийной коммуникации и PR-сопровождения деятельности участников образовательного процесса; 4. Формирование содружества учащихся на основе любви к школе, малой родине, своей стране, уважения традиций, толерантности и товарищества; 5. Формирование у детей позитивного отношения к ЗОЖ; формирование активной жизненной позиции по отношению к здоровью, проявляющейся в поведении и деятельности и осознанном противостоянии разрушающим здоровье факторам; 6. Модернизация содержательно-технологической модели системы воспитания путем инновационной деятельности обучающихся и педагогов в условиях интеграции этнокультурного (казачьего) компонента и РДШ. 7. Организация и проведение комплекса мероприятий в рамках четырех основных направлений деятельности движения |
Нормативно-правовая база проекта | - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012г. № 273-ФЗ); - Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года №1493 утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» - Указа Президента РФ от 29.10. 2015 года №536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско – юношеской организации «Российское движение школьников» - приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 636 от 20.09.2016г. «О деятельности Ростовского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в образовательных организациях Ростовской области - Областной закон Ростовской области от 05.02.2013 N 1043-ЗС «О казачьем кадетском образовании в Ростовской области» |
Концептуальные основы | «Концепция реализации государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области» Утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 06.12.2012 № 1060 |
Методология проекта | - системно-деятельностный (компетентностный) подход, комплексность, адресность, сохранение лучших традиций отечественного опыта гражданско-патриотического воспитания |
Планируемый результат проекта | Улучшение показателей качества общего образования и воспитания 2. Целостность системы воспитания на основе общечеловеческих, общенациональных и культурно-исторических ценностей российского общества, этнокультурных традиций донского казачества, реализуемая через интеграцию учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. 3. Качественный уровень профессиональной компетентности педагогических кадров, способных распространять свой опыт среди педагогов региона (в том числе через дистанционные формы взаимодействия). 3. Устойчивая востребованность в социуме: расширение границ сетевого взаимодействия для совместного решения задач по воспитанию, развитию и социализации школьников. 4. 5. Привлечение внебюджетных средств для совершенствования материально-технического и финансово-экономического обеспечения проекта. |
ВВЕДЕНИЕ
Вопросам воспитания подрастающего поколения на основе высоких духовно-нравственных идеалов, ценностей патриотизма, гражданственности, уважения к истории Отечества – неизменно уделяется приоритетное внимание государства. В. Путин, Президент Российской Федерации |
В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе системы ценностей, присущей российскому обществу, Указом Президента от 29 октября 2015 г. № 536 была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее – РДШ).
Главные цели движения – развитие и воспитание школьников, на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Проектирование школьной модели социализации и воспитания обучающихся МБОУ Богураевской СОШ опирается прежде всего на историко-культурные и нравственные традиции Донского края.
Целью настоящего проекта является совершенствование системы воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу и донскому казачеству системы ценностей.
Для достижения поставленной цели необходимо, в ходе работы определить условия воспитательной деятельности, способствующие развитию личности, в которых каждый ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе.
Содержание целевого проекта раскрывает механизмы осуществления четырех направлений РДШ в условиях «казачьей» школы:
Военно-патриотическое направление: разработка Единых образовательных программ для работы военно- патриотических клубов и профильных движений; организация соревнований и детско-юношеских мероприятий по направлению; организация мероприятий в формате «Дней единых действий».
Гражданская активность: добровольческая деятельность; изучение и охрана природы и животных, знакомство с родным краем; помощь в организации мероприятий в музеях, клубах, библиотеках; помощь людям пожилого возраста, инвалидам; встречи с Героями России, ветеранами; изучение истории своей страны, помощь в организации различных мероприятий.
Личностное развитие:
Творческое развитие: занятия живописью, актерским мастерством, танцевальные и вокальные кружки, игры в КВН, декоративно-прикладное искусство и народное творчество;
Здоровый образ жизни: занятия физической культурой и спортом, правильное питание, участие в туристических походах, мероприятиях комплекса ГТО, спортивные игры, конкурсы и фестивали
Популяризация профессий: проведение образовательных мероприятий и программ, направленных на определение будущей профессии – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми; популяризация научно-изобретательской деятельности; поддержка и развитие детских проектов; участие в олимпиадах
Информационно-медийное направление: выпуск школьных газет; выступления на школьном радио; съемки сюжетов о школьной жизни; встречи с журналистами СМИ
Конечный результат реализации проекта - модель выпускника, которому присущи следующие качества:
Высокая духовность – развитие навыков нравственного поведения в единстве с ценностями морального сознания казачества, творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получая удовлетворение от творческого процесса; способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия, готовность к сотрудничеству с представителями разных народов, культур и верований, сформированность морально-этических принципов.
Гражданская позиция – осознанное принятие культурно-исторических ценностей родной страны, общенациональных приоритетов и задач, наличие личной системы ценностных ориентаций, включая нормы и правила общения, принципы толерантности; развитие гражданского самосознания, личной ответственности за судьбу России и малой родины; целеустремленность и настойчивость в достижении общественно-значимых целей.
Патриотическое сознание – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.
Формирование активной жизненной позиции по отношению к здоровью, проявляющейся в поведении и деятельности и осознанном противостоянии разрушающим здоровье факторам
Кроме того, результатом реализации проекта являются:
Позитивная динамика основных показателей реализации проекта на основании данных мониторинга (количественные и качественные показатели).
Совершенствование нормативно-правовой и учебно-методической базы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся, в основу которой положены основные четыре принципа РДШ.
Совершенствование кадрового потенциала: плановое повышение квалификации специалистов в области патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся (курсы повышения квалификации, семинары, конференции, творческие группы), реализация программ самообразования педагогов, освоение педагогами технологий музейной педагогики, проектной деятельности, дебатов, взаимообмен опытом, система поощрения педагогов.
Соорганизация внешних и внутренних ресурсов для формирования среды патриотического воспитания и гражданского становления учащихся: расширение количества социальных партнеров школы (заключение договоров, реализация планов совместной деятельности).
Создание банка учебно-методических материалов, дидактических пособий: образовательные программы учебных предметов, авторские программы специальных курсов, рабочие программы отделения дополнительного образования, контрольно-измерительные материалы, дидактические пособия, медиатека, цифровые образовательные ресурсы.
Распространение опыта инновационной деятельности: публикации педагогов, предъявление опыта работы муниципальных и региональных семинарах, педагогических чтениях, проведение семинаров для педагогов по вопросам патриотического воспитания и гражданского становления учащихся, проведение тренингов и консультаций для лидерского актива молодежи.
Подготовка инструментария системы оценки качества воспитания, развития и социализации школьников на основе использования системы объективных критериев, обобщенных оценочных показателей (индикаторов).
Разработка методических рекомендаций и инструктивно-методических материалов для педагогов по внедрению современных технологий и форм воспитания и образования.
План мероприятий по реализации целевого проекта
«Воспитание обучающихся общеобразовательного учреждения со статусом «казачье» на традициях донского казачества в интеграции с Российским движением школьников (РДШ)»
направления работы | мероприятия по реализации | сроки | ответственные |
Программно-методическое | Обновление программно-методического комплекса и технологического инструментария в соответствии с новыми нормативными и программно-методическими требованиями. | 2016-17гг. | Заместители директора по УВР |
- Проектирование инновационных моделей на основе этнокультурного казачьего компонента в интеграции с РДШ в пространстве дополнительного образования. | Август-сентябрь 2016г. | Руководитель проекта, директор школы Заместители директора по УВР |
- Организация информационно-методической подготовки участников проекта к проведению инновационной деятельности и повышения квалификации педагогов, - проведение и участие в педагогических форумах, семинарах, конференциях, конкурсах, | 2016-17гг. | Руководитель проекта, директор школы Заместители директора по УВР |
- Активное внедрение инновационных форм, методов, технологий социализации. | Весь период | Педагогический коллектив |
Организационно-управленческое | Организация и контроль инновационной деятельности педколлектива через системную работу - школьного научно - методического совета; - школьных методических объединений, - постоянно действующего консультационного пункта для педагогов и координаторов проекта, - творческих и инициативных групп; А также - постоянную учебу и представление результатов работы педагогов через открытые занятия, мастер-классы, различные семинары, совещания и педсоветы, а также самообразование, - систему обобщения, представления и распространения передового педагогического опыта. | Весь период | Руководитель проекта, директор школы Заместители директора по УВР |
- Расширение границ и форм взаимодействия с различными социальными партнерами: образовательными, культурными, социальными учреждениями района и области по вопросам социализации, а также для предоставления возможности социального, профессионального самоопределения старшеклассников и выпускников | постоянно | Заместители директора по УВР |
Разработка и реализация инновационных программ по дополнительному образованию и внеурочной деятельности на основе этнокультурного казачьего компонента, участие в региональных конкурсах разного уровня. | 2016-17гг. | Руководители методических объединений |
Организация работы Координационно-аналитического группы для обеспечения эффективной реализации проекта и координации действий всех его участников. | 2016-17гг. | Руководитель проекта, директор школы |
Системная реализация различных форм активной социализации и профессионального самоопределения в рамках инновационных моделей (Пресс-службы Центра, детского самоуправления, детско-взрослых творческих, исследовательских и проектных групп по подготовке и проведению различных коллективных мероприятий по формированию социокультурной среды ориентированной на реализацию этнокультурного казачьего компонента и основным направлениям РДШ). | ежегодно по плану | Педагогический коллектив |
Участие в мероприятиях, организованных активом РДШ. | постоянно | Педагогический коллектив |
Нормативно-правовое | Совершенствование нормативно-правовой базы для реализации проблематики инновационной деятельности. (приказы УО, договора о сотрудничестве, планы совместной деятельности со школами и др.). | По мере необходимости | директор школы |
Информационно-аналитическое | Осуществление информационно-методической подготовки участников проекта к проведению инновационной деятельности (семинары, консультации, конференции, курсы и др.) | По графику | Заместители директора по УВР |
Выпуск информационных проспектов, газет, методических бюллетеней, сборников, авторских программ и пособий, индивидуальных и коллективных разработок педагогов, статей в СМИ и др. рекламной и печатной продукции. | ежемесячно | Школьный пресс-центр |
Осуществление информационно-аналитической работы, систематическое представление хода и результатов инновационной деятельности, опыта работы педагогов на районных конференциях, | постоянно | Руководитель проекта |