СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Значение болот в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "значение болот в природе" выполнен учащимся 3 класса.Проект индивидуальный.информационный.Имеет диплом участника районной  конференции "Природа.Экология.Культура"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Значение болот в природе"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Г.В.Кравченко»

г. Вуктыл













Значение болот в природе

Информационный проект.









Выполнил:

Никонёнок Роман Эдуардович,

обучающийся 3-в класса.


Руководитель:

Семагина Галина Михайловна,

учитель начальных классов.











Вуктыл

2017 год





Содержание



1. Актуальность проекта ____________________________________ 2

2. Цель, задачи проекта_____________________________________ 3

3. Содержание работы над проектом__________________________ 3 – 4

4. Этапы работы над проектом_______________________________ 4 – 5

5. Результаты проектной деятельности_________________________ 6 – 9

6. Список использованной литературы и интернет-источников ______ 10

7. Приложения_____________________________________________ 11 – 15































Актуальность проекта


Однажды я увидел в перекидном календаре дату 2 февраля - День водно-болотных угодий. Мне стало интересно, что он означает. Выбрал я эту тему, потому что она близка мне. Я живу в Республике Коми, на территории которой много болот. Сам я тоже бывал на болоте со взрослыми, собирал клюкву. На уроках окружающего мира мы изучали вопросы об охране природы. Я знаю, что надо беречь и охранять природу: лес, воду, растения и животных. А надо ли охранять болота и какую роль они играют в природе, я не задумывался. Я заинтересовался этими вопросами.


Цель проекта: изучение значения болота в природе

Задачи:

  • найти и изучить литературу и интернетматериалы по данной теме;

  • выяснить, что такое болото, как оно образуется,какую роль в природе выполняет болото, надо ли охранять болото;

  • узнать,какие растения растут и какие животные обитают на болоте;

  • узнать, какие болота есть на территории Республики Коми;

  • найти интересные факты о болоте;

  • подготовить презентацию для публичного выступления.


3. Содержание работы над проектом:


Предмет проекта:урочная деятельность (окружающий мир) и внеурочная деятельность (посещение муниципальной и школьной библиотеки, консультации с учителем).

Вид проекта: информационный, индивидуальный.

Срок реализации проекта: краткосрочный (март 2017 года).

Ожидаемые результаты реализации: развитие интереса к изуче6нию предмета «окружающему мир», формирование бережного отношения к природе.

Используемые методы:

1. Наглядный метод (информационный , описание изученного материала).

2. Словесный метод (выступление перед одноклассниками).

3.Практическийметод (анализ различных источников информации, проведение анкетирования).


Формы организации проекта:

Индивидуальная (сопровождение в виде консультаций по систематизации собранного материала, оформлению паспорта проектной работы и презентации).

2. Этапы работы над проектом.


Проект реализовывался в три этапа.

Мероприятие

Срок

проведения

Подготовительный этап

1. Определение целей и задач проекта. Выбор названия проектной работы.

Март 2017



2. Составление плана проектной деятельности.

3.Определение сроков.

Практический этап

1. Самостоятельный поиск и сбор информационного материала через различные источники.

Март 2017


2. Анализ и классификация материала совместно с руководителем проекта.

3. Отбор иллюстративного материала для составления презентации

Март 2017


4.Составление,проведение и анализ результатов анкетирования.

5. Обработка ,систематизация и оформление данных.

6. Оформление проекта.

Заключительный этап

1.Подготовка к защите проекта: составления текста доклада и сопроводительной презентации

Апрель

2017

2.Рефлексия





3. Описание (содержание) проектной работы

3.1 Введение

3.2 Что такое болото, как оно образуется.

3.3 Виды болота

3.4 Роль болота в природе

3.5 Растения и животные болот

3.6 Охрана болот. Болота Республики Коми

3.7 Интересные факты

4. Итоги проектной работы (выводы)

5. Используемые источники

3. Описание (содержание) проектной работы

3.1 Введение

Издавна болота притягивали и пугали людей. Притягивали своей тайной. Люди замечали необычные явления на болотах, пугались их, боялись опасностей, подстерегающих на болоте. Сохранилось много легенд о болотах и его обитателях. Древние люди считали болота вратами духов и, чтобы задобрить духов, приносили жертвенные дары. Люди считали, что на болотах живут лешие, кикиморы. У современных людей зачастую негативное отношение к болоту. Они считают, что в болотах застоялая вода, грязь. На самом деле, на болоте можно увидеть много красивого и интересного.


3.2 Что такое болото и как оно образуется

Болото – избыточно увлажненный участок земли, на котором происходит накопление неразложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Слово «болото» происходит из балто-славянских языков. Считается, оно что означает «белый», «бледный».

Первые болота появились 400миллионов лет назад.

Болота образуются путём зарастания водоёма или путём избыточного увлажнения участка суши. Озеро зарастает растениями. Части растений отмирают и покрывают дно. Постепенно глубина озера становится меньше. Растений в нём становится больше. Остатки растений занимают дно. Образуется болото.

Высокая влажность в лесу т приводит к образованию болот. Неправильная вырубка леса и лесные пожары уничтожают деревья. Деревья больше не могут испарять влагу. Влаги становится слишком много и лес заболачивается.


3.3 Виды болот

Болота бывают низинные, переходные и верховые. Низинные болота располагаются в низинах - в поймах рек, по берегам озёр, в местах выхода родников. Они питаются грунтовыми водами, богатыми раствором минеральных солей. Из растительности в них преобладают осока, разные травы. Их ещё называют травяными. На таких болотах нет мха-сфагнума. Верховые болота пополняются водой исключительно за счёт осадков. На таких болотах поверхность покрыта мхом-сфагнумом. Поэтому их ещё называют сфагновыми или торфяными. Переходные болота представляют собой промежуточную стадию перехода от низинного болота к верховому.


.3.4 Роль болота в природе

Болота являются местом обитания для многих животных, в том числе для водоплавающих птиц.

Болота играют роль в образовании рек. Многие реки берут начало из болот. Болота питают реки водой.

Болота являются хранилищами чистой воды. Их ещё называют естественными фильтрами воды. Очищению воды способствуют особые свойства торфа.

На болотах растут ягоды, лекарственные растения, некоторые виды редких растений.

Торф, образующийся из остатков растений, используется в качестве удобрения и корма в сельском хозяйстве. Является ценным топливом.

Торфяные болота являются источником археологических находок. Археологи находят в болоте остатки древних растений, людей, орудий труда. По этим находкам можно узнать, какие растения раньше населяли нашу планету, как раньше жили люди.

Болота называют «лёгкими нашей планеты». Они поглощают углекислый газ из атмосферы.

Ещё болота называют природными «пылесосами». Пыль всегда движется в сторону пониженной температуры. На болоте всегда немного холоднее, чем на окружающей территории. Болото поглощает много пыли.

Но болота приносят не только пользу. Например, из болот испаряются вредные газы. В засушливую погоду на болотах возникают пожары, которые очень трудно потушить. Человеку на болоте надо быть осторожным, так как можно провалиться утонуть. Кровососущие насекомые доставляют неудобство посетителям болот. Распространение болот затрудняет строительство и распахивание земель.


3.5 Растения и животные болот

Обитающие на болоте растения и животные приспособились к условиям избытка влаги, недостатка кислорода и питательных веществ.

Среди растений них есть ягоды, лекарственные растения, растения –хищники, редкие виды растений.

Поверхность верховых болот покрыта сплошным ковром из мха-сфагнума. Мох сфагнум - многолетнее растение. В переводе с греческого «сфагнос»- это губка. Мох, как губка впитывает в себя влагу. У сфагнума есть водоносные клетки. Они и поглощают воду. Интересно, что у сфагнума нет корней, цветов, плодов, семян. Размножается он спорами, которые расположены в верхней части растения в коробочках. Сфагнум играет роль в образовании торфа. Он выделяет вещества, которые мешают микроорганизмам разлагать остатки растений. Во время Великой отечественной войны мох сфагнум использовали вместо перевязочного материала.

Болото является источником ценных ягод. Здесь растут клюква, морошка, черника, брусника. Клюква - вечнозелёный стелющийся кустарник. Ягоды клюквы очень полезны. Применяют при простудных заболеваниях, недостатке витаминов. Из клюквы готовят морсы, конфеты. Брусника растёт не только в лесу, но и на болоте. Содержит много полезных веществ. Из неё готовят морсы, варенья, соки, начинки для конфет и пирогов. Ягоды брусники применяют при недостатке витаминов, простуде, головной боли. Черника- многолетний кустарник. Ягоды черники полезны для зрения. Из черники готовят компоты, варенья, начинки для пирогов.

Из лекарственных растений на болоте растут сабельник, вахта трёхлистная, аир болотный и другие растения. Сабельник-полукустарник сфагновых и травяных болот. Сабельник применяется пи простудах, заболеваниях суставов, при повышенной температуре. Вахта трёхлистная применяется для заживления ран, при головной и зубной бои, при заболеваниях кожи.

На болоте встречаются необычные растения. Это растения-хищники: росянка, венерина мухоловка.

Росянка – живёт на сфагновых болот. Листья у неё с округлыми пластинками собраны в розетку. Название растения происходит от слова «роса». На ресничках есть капельки прозрачной липкой жидкости, похожей на росу. Насекомые, увидев красно – зелёные листья и блестящие капельки, садятся на лист и прилипают. Реснички сжимают добычу, лист пускает пищеварительные соки и насекомое погибает. Питается росянка только живой пищей. Если на лист попадут неживые предметы, то она не реагирует.

Венерина мухоловка – растение - хищник. Она имеет ли­сточ­ки, ко­то­рые за­кры­ва­ют­ся как че­лю­сти, когда кто-ни­будь при­кос­нет­ся к во­лос­кам на по­верх­но­сти ли­стьев. Растение выделяет сок, губительный для насекомого.

На болотах обитают некоторые виды лягушек, змей и ящериц. Из насекомых здесь встречаются ручейники, стрекозы, комары. Гнездятся птицы: лебедь-кликун, выпь, цапля, кулик, белая куропатка, серый сорокопут. Некоторые птицы постоянно живут на болоте, а некоторые используют болот о временно как кормовую базу при гнездовании и при перелётах.

Громкий крик выпи разносится далеко вокруг. Но увидеть эту птицу непросто. Окраска птицы похожа на пучок сухой травы. Питается лягушками, рыбой.

У цапли и журавля длинные ноги, что позволяет им ходить по топкой поверхности и не проваливаться. Питаются лягушками,червями.

На болотах можно встретить и крупных млекопитающих: диких кабанов, медведей, лосей


3.6 Охрана болот. Болота Республики Коми.

Болота нуждаются в охране. Основная угроза для них идёт от деятельности человека. Наибольшую опасность представляют: осушение; разработка залежей торфа; повреждения растительного покрова при геологоразведочных работах с применением тяжелой гусеничной техники; вытаптывание и прочие повреждения растительного покрова почвы при сборе ягод и заготовках лекарственного растительного сырья; повреждения при пожарах, вызванных неправильным обращением с огнем. Поэтому очень важна профилактика лесных пожаров.

Исчезновение болот приведёт к следующим последствиям:

  • исчезнут многие виды животных, в том числе водоплавающих птиц;

  • обмелеют реки;

  • исчезнут ценные виды растений;

  • уменьшатся запасы пресной воды;

  • уменьшатся запасы торфа;

  • быстрее будет загрязняться воздух.

Болото – это дом для многих животных, в том числе для водоплавающих птиц. При перелёте птиц на юг болота являются местами остановки на отдых.

2 февраля – всемирный день водно-болотных угодий. В это день в городе Рамсаре (Иран) была подписана Конвенция о водно-болотных угодьях. Основная цель Рамсарской конвенции – охрана болот как места обитания водоплавающих птиц. Конвенцию подписали более 150 стран,в том числе и Россия. Болотами занято около 10% территории России. Самым знаменитым является Большое Васюганское болото, которое претендует на звание "самого большого болота мира". В список рамсарских угодий в России занесено 35 болотных угодий.

Около 7,7% территории Республики Коми занимают болота. Наиболее крупными являются Усинское и Океан. Усинское болото находится в 7,5 км от села Усть -Лыжа, является крупнейшим торфяником Европы. Охраняется как памятник природы. Болото Океан находится в Ижемском и Усть-Цилемском районах и является крупнейшим в Европе. Это уникальное болото плохо изучено,так как является труднодоступным.

Под охраной в Республике Коми находятся 113 болот. Они объявлены заказниками и памятниками природы. Решено сохранить в нетронутом виде 15 болот. Остальные разрешено использовать для сбора ягод. Некоторые болота Республики Коми, например, Мартюшевское и Океан, внесены в теневой список Рамсарской конвенции. Это значит, что в дальнейшем их могут внести в основной список Рамсарской конвенции.

На территории Вуктыльского района 5 болотных заказников: Иванюр, Кайгородка Нюр, Васькакерский, Лекнюр и Побыльчанюр. Иванюр находится на левом берегу Печоры, в 59 км от Вуктыла. Кайгородка Нюр расположен тоже на левом берегу Печоры, в 2 км от деревни Усть-Щугер. В этих двух заказниках и в заказнике Васькакерский растёт редкий, охраняемый вид-кедр сибирский. Лекнюр находится в 10км от села Подчерье, используется как охотничье угодье. Побыльчанюр находится в 20км от Вуктыла. Охранным режимом не запрещено собирать ягоды.

3.7 Интересные факты

Болото таит в себе много интересного.

Самым интересным мне показался мумифицирующий эффект болот. В болотной воде содержатся кислоты, которые не позволяют перерабатывать органические вещества. Поэтому тела животных, людей, затянутых болотом, сохраняются в таком растворе тысячелетиями. Так, самой древней мумии, обнаруженной археологами около 2500 лет . Удивительно, как хорошо она сохранилась.

Часто на болоте можно наблюдать пузырьки , выходящие из болота с булькающими звуками. Это выходит болотный газ, в составе которого есть метан.

Многие крупные реки, например, Волга, Днепр берут начало из болот.

Самым большим в мире по площади торфяным болотом является Васюганское болото, расположенное в России.

Главным торфообразователем является мох-сфагнум.

В тёплые летние ночи на болотах можно наблюдать интересное явление-свечение голубоватых огоньков. Огоньки как будто кружатся. До сих пор учёные не могут определить происхождение этого явления. Есть предположения о том, что это возгорание метана, свечение остатков растений. Тайна болотных свечений до сих пор не раскрыта.

В болоте сохраняются тела утонувших людей и животных. Это связано с отсутствием кислорода,низкой температурой и кислотами торфа. Находки тел древних людей являются очень полезными для историков.


4.Итоги работы

Изучив литературу и интернет- источники по теме «Болото», я узнал ,что болото –это уникальное природное сообщество, которое нуждается в охране.

Выяснил, что болото-это переувлажнённый участок земли, на котором образуется торф. Болота образуется путём зарастания озёр и переувлажнением земли. Болота бывают верховыми, низинными и переходными. Болота имеют большое значение в природе и нуждаются в охране.

Узнал, что на болоте обитают ценные растения и животные.

Узнал, что на территории Республики Коми наиболее крупными являются болта Усинское и Океан. Болото Океан является крупнейшим в Европе, труднодоступно.Усинское болото –крупнейший торфяник. На территории Вуктыльского района 5 болотных заказников: Иванюр, Койгородка Нюр, Васькакерский, Лекнюр и Побыльчанюр.

Нашёл интересные факты о болоте: свечение болот, мумифицирующие свойства, пузырьки на поверхности, участие в образовании крупных рек.

В ходе анкетирования одноклассников я выяснил, что у ребят мало знаний о болоте. На вопрос «Хотели бы вы побольше узнать о болоте?» 100% ребят ответили утвердительно.

Я планирую выступить перед ребятами на классном часе по теме «Хочу всё знать» и представить свою работу на фестивале экологических проектов, который пройдёт в нашей школе в рамках предметной недели по окружающему миру, приуроченной к Году экологии. Считаю, что в этом практическая значимость моего проекта.






5. Используемые источники

1. Историко-культурный атлас Республики Коми : Научно-популярное издание М : Дрофа, ДиК, 1997

2. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

3. Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. — М.: Просвещение,2010

4. Особо охраняемые территории Республики Коми. Вуктыльский район: Буклет. Ответственный исполнитель -О.Е.Валуйских. Отпечатано в ООО «Коми республиканская типография» г.Сыктывкар


Интернет ресурсы:

http://vizitooptkomi.ru/component/customproperties/tag?tagId=19 з

http://vizitooptkomi.ru/oopt/146-about-oopt?start=6

http://revolution.allbest.ru/geography/00575253_0.html

http://wonderful-planet.ru/gidrosfera/27-bolota.html?showall=&start=5

http://www.вокабула.рф/энциклопедии/бсэ/болото

http://wonderful-planet.ru/gidrosfera/27-bolota.html?showall=&start=8

http://wonderful-planet.ru/gidrosfera/27-bolota.html?showall=&start=9

http://www.kakprosto.ru/kak-88388-pochemu-nado-ohranyat-bolota

http://www.vseznaika.org/priroda/chto-takoe-boloto-i-chem-ono-polezno.
Источник: http://greenologia.ru/eko-problemy/biosfera/bolota/rol-verxovyx-bolot.html

Источник: http://greenologia.ru/eko-problemy/biosfera/bolota

https://naturae.ru/vodnye-resursy/bolota/

http://enc-dic.com/rusethy/Boloto-2308.html

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!