СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Зубы и уход за ними"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект подготовлен и защищён учащимися 3 класса в 2015 году в секции "Начальные классы"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Зубы и уход за ними"»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Мамоновская средняя общеобразовательная школа






Секция: начальные классы

Исследовательский проект

Выполнили: учащиеся 3 класса


Руководитель: Охременко О.В.,

учитель начальных классов.






Мамоново, 2015


Содержание:

Паспорт проекта……………………………………………………2 стр.

Аннотация……………………………………………………………3 стр.

Этапы работы над проектом……………………………………...5 стр.

Основная часть……………………………………………………..6 стр.

Практическая часть ………………………………………………..15 стр.

Заключение…………………………………………………………..18 стр.

Список литературы………………………………………………….19 стр.

Приложения…………………………………………………………...20 стр.






















Паспорт проектной работы

Название проекта

Зуб и уход за ними

Предмет

Окружающий мир: личная гигиена

Метапредметные связи

Валеология, химия, ИЗО, литература, русский язык, история

Тип проекта

Информационно- практический с элементами исследования, групповой

Время реализации

Среднесрочный

Состав проектной группы

Гуковская Анастасия, Долгалёва Диана, Надеин Михаил, Смердин Артём, Смердова Татьяна

Руководитель

Охременко О.В., учитель начальных классов

Цель проекта

Получение информации о том, что влияет на состояние зубов и что нужно предпринять, чтобы сохранить их.

Задачи

  • как можно больше узнать о зубах: их назначении, строении, заболеваниях;

  • формировать представления о гигиене полости рта;

  • выяснить, какую роль в зубной пасте играет фтор.


Особенности проекта

1. Исследовательская часть проекта:

- проведение исследования;

- анализ, сравнение, вывод.

2. Проведение классного часа.






Аннотация

В начале учебного года мы заполняли в классном журнале страницу «Листок здоровья» и обратили внимание, что у большинства детей стоит диагноз «кариес». Мы решили провести среди учащихся нашей школы анкетирование и выяснить, вследствие чего возникает эта болезнь.

В ходе этой работы респондентам были заданы следующие вопросы:

  1. Чистите ли вы зубы?

  2. Сколько раз в день вы чистите зубы?

  3. Какой пастой вы чистите зубы?

Обработав анкеты, мы были удивлены. Тридцать процентов детей нашей школы зубы не чистят или чистят их иногда. Два раза в день чистят зубы только 22% детей. И половине учащихся не важен тот факт, какой пастой они чистят зубы. (См. Приложение ….)

Мы решили более подробно узнать о строении зубов, о том, что влияет на здоровье зубов, что нужно делать, чтобы предотвратить кариес, а также рассказать об этом всем. Так и возник этот проект.

















Цель проекта: Получение информации о том, что влияет на состояние зубов и что нужно предпринять, чтобы сохранить их.

Задачи проекта:

  • как можно больше узнать о зубах: их назначении, строении, заболеваниях;

  • формировать представления о гигиене полости рта;

  • выяснить, какую роль в зубной пасте играет фтор;

Продукт проекта:

1. памятка «Как сохранить здоровые зубы без лекарств»;

2. газета к классному часу «Здоровые зубы - красивая улыбка и крепкое здоровье!»

Тип проекта: групповой.



















Этапы работы над проектом

Для себя мы наметили следующие этапы работы, которые помогли бы нам осветить данную проблему:

Этапы работы над проектом

Деятельность автора проекта

Помощь руководителей

1 Подготовительный


- выбор темы

-проведение анкетирования среди учащихся и учителей школы

- подбор материала

-изучение литературы по теме

- сбор информации из других источников (Интернет).


Консультация

2 Технологический

- обзор спец. литературы

-проведение опыта


Помощь в подборе литературы и проведении опыта










Основная часть.

Зубы и уход за ними.

  1. Рот, ротовая полость является отделом пищеварительного тракта.

Здесь начинается механическая и первичная химическая обработка пищи.
Очень важно иметь здоровые зубы. Больные зубы способствуют возникновению болезней желудка, сердца, суставов, горла и других органов.

  1. Строение зубов.

 Эмаль зуба

Видимую часть зуба, то есть коронку, покрывает защитный слой, так называемая эмаль.  Эмаль зуба - это вещество, состоящее из кристаллов. Оно отнюдь не нежное, а весьма и весьма прочное. Другое дело, что люди прилагают все усилия к тому, чтобы и этот замечательный механизм, каковым являются наши зубы, все-таки уничтожить.

С одной стороны, всякая химия, которая попадает в наш рот в связи с неблагоприятной экологической ситуацией и способствует вымыванию важнейших элементов, составляющих эмаль зуба, особенно фтора. 1

С другой стороны, безответственное отношению людей к вышеупомянутому механизму по уходу за ними. А именно - к чистке зубов после еды. Разложение остатков пищи неизбежно ведет к возникновению кислой среды, благоприятной для микробов.

 Дентин

Под эмалью зуба скрывается дентин – эта живая нежная ткань, которая является строительным материалом для всего зуба. Она пронизана миллиардами  тончайших сосудов и нервных волокон. Теперь понятно, почему зубная боль так сильна.





Пульпа

Сердце зуба -  пульпа.  Пульпа - это полость, в которой находиться нервно-сосудистый пучок. Пульпа - это магистраль, которой связан каждый зуб с системой кровообращения и с центральной нервной системой. Если заражение добралось сюда, то начинаются те самые боли, когда хочется отрезать голову с проклятым зубом.

Но боль это еще полбеды. По этой самой нервно-сосудистой магистрали заражение отправляется в систему кровообращения всего организма. Инфекция спешит к вашему сердцу, вашей печени, вашем легким, вашему мозгу.

  1. Молочные зубы и уход за ними.

У человек 32 зуба. 28 зубов вырастает до 14 лет. Остальные 4 зуба, которые называют "зубами мудрости", вырастают после 17 лет. К тому времени, когда ребёнку исполнилось 2,5 - 3 года, полностью прорезались первые молочные зубы.
Молочные зубы "живут" мало, несколько лет. Потом они начинают постепенно  выпадать, а на их месте вырастают зубы постоянные.
Врачи сходятся во мнении, что забота о здоровье молочных зубов является  залогом здоровья зубов постоянных, которые придут им на смену. Каждый зуб выполняет важную функцию и должен отслужить свой срок. Если приходится раньше срока удалять  молочный зуб, то это может негативно  повлиять на формирование прикуса ребенка. Преждевременное удаление молочных зубов  может повлиять на  складывание речевых навыков, нарушить пищеварительный процесс.




  1. Коренные зубы

Постоянные коренные зубы вырастают вслед за молочными  зубами. Это происходит не раньше 6 лет. Учеными отмечено, что формирование коренных зубов начинается  уже через несколько месяцев после рождения. Поэтому в этот период ребенок должен получать  большое количество фосфора и кальция из молока. В процессе роста коренных зубов разрушаются  корни молочных зубов, они расшатываются и выпадают. Молочные зубы выпадают в том же порядке, в каком появляются: резцы, коренные, клыки. Процесс смены молочных зубов постоянными заканчивается только в 12— 14 лет. Формирование постоянного прикуса  заканчивается к 15-18 годам. Зубы мудрости завершают формирование жевательных челюстей и  вырастают  нередко в возрасте после 20-25 лет.

5. Заболевания зубов.

Наиболее распространённое заболевание – кариес, при котором происходит размягчение и разрушение твёрдых тканей зуба с образованием полости. Кариес поражает как постоянные, так и молочные зубы, в которых процесс происходит быстрее. Более тяжелые осложнения: воспаление кости челюсти – остиомиелит. Помимо этого на фоне заболевания зубов могут развиться такие заболевания как ангины, парадонтоз, В целях профилактики заболеваний рекомендуется посещать стоматолога не реже 2 раз в год.











6. Отчего происходит разрушение зубов.

Пять тысяч лет назад китайцы считали причиной разрушения зубов белых зубных червей с черными головками, которых можно увидеть после удаления зуба. В те времена зубную боль лечили слабительными средствами, средствами для полоскания полости рта, массажем и пилюлями. Пилюли, обычно изготовлявшиеся из перетертого чеснока и солевых капель, вводили в ухо, противоположное той стороне лица, где ощущалась зубная боль.

Во рту у каждого человека есть бактерии - микроскопические живые существа. Если на зубах остаются частицы пищи, которую мы едим, бактерии начинают приносить нашим зубам большой вред. Они выделяют кислоту, которая разъедает зуб, и образуется дупло.
Если врач не залечит дупло, пока оно мало, то дупло будет увеличиваться в размерах и достигнет внутренней части зуба, и поэтом зуб начинает болеть. Развитию заболевания способствуют неправильное питание (преобладание в пище углеводов и недостаток белков, витаминов, солей кальция и фосфора), неправильный уход за зубами.

  1. Как предотвратить разрушение зубов?

Нужно правильно питаться, используя здоровую, богатую витаминами пищу. И, конечно же, регулярно и правильно чистить зубы.













Основные правила чистки зубов:

Теперь о правилах чистки зубов. Предлагается модифицированная методика по Басу, как одна из самых эффективных.

Правши начинают чистку зубов с правой стороны, левши с левой.

Чистка зубов проводится сначала снаружи, потом внутри, потом по жевательной поверхности зубов.(рис.1) При чистке снаружи и внутри щётка устанавливается под углом 45 градусов к поверхности зубов движения начинаются от десны к зубу (от красного к белому), всего по 10 движений на каждый зуб.

Начинать чистку зубов нужно с верхних резцов (рис.2), делая вращательное движение щёткой с лёгким нажимом, перемещая её по направлению к коренным зубам, а затем обратно, дальше разворачиваем щётку и повторяем процесс, в противоположном направлении сохраняя заданный угол наклона щётки.

Внутреннюю поверхность зубов, (рис.3) про которую часто забывают, чистят также, как и наружную, особое внимание уделяя внутренней стороне резцов.

Потом очищают жевательную поверхность зубов, горизонтальными движениями вперед назад с легким нажимом.

Аналогичным образом чистятся и зубы нижней челюсти.

Если у вас нет проблем с деснами, заканчивают чистку легким массажем десны, прилегающей к зубу. (рис.4)



  1. Средства по уходу за зубами.

Лучшее средство по уходу за зубами - зубная паста. В качестве дополнительного средства можно использовать зубной эликсир. Зубные пасты бывают лечебно-профилактическими и гигиеническими. Гигиеническая паста лишь помогает удалить с зубов налет и остатки пищи. В составе лечебно-профилактической пасты есть фтор и кальций. Медики советуют использовать оба вида паст. Утром чистите зубы гигиенической пастой, а вечером - лечебно-профилактической. Такой способ чистки позволяет не только сохранить зубы здоровыми, но и предотвратить развитие кариеса и укрепить зубную эмаль. После того, как зубы почищены, желательно прополоскать рот зубным эликсиром. В зубном эликсире содержатся различные травяные экстракты, которые способствуют заживлению небольших царапин в полости рта и препятствуют распространению кариеса.













  1. Немного истории. О зубных щётках.

Самая первая зубная щетка, о которой нам известно, появилась тысячи лет назад.

Эту щетку, известную под названием «палочка для зубов», изготавливали путем жевания или разминания маленьких веточек или корней дерева до тех пор, пока волокна с одного их конца не становились достаточно мягкими и не превращались в грубую щетку. Если пожевать зубочистку с одного конца, получится поверхность для чистки, подобная такой «палочке для зубов». Некоторые аборигены Австралии и Африки, следуя древней традиции, все еще чистят зубы такими щетками.
Древние китайцы, римляне и греки тоже были горячими приверженцами ухода за полостью рта.

У древних римлян тоже были собственные предпочтения по уходу за зубами. Плиний Младший из Рима (61-113 г.г. н.э.) заявлял, что использование перьев грифа в качестве зубочистки является причиной неприятного запаха изо рта, зато использование игл дикобраза приемлемо, потому что «укрепляет зубы».
Однако греки были гораздо современнее. В третьем веке до нашей эры Аристотель советовал Александру Великому каждое утро протирать зубы «тонкой льняной салфеткой с немного неровной поверхностью». Упоминание об использовании полотна в качестве средства для чистки зубов встречается даже в документе от 1602 года,
В Европе пятнадцатого века ковыряние в зубах было широко распространено до тех пор, пока философы не начали издавать предупреждения о том, как не следует себя вести. Родос наставлял так: «Не ковыряйте в зубах ножом, а возьмите палочку или какой-нибудь чистый предмет, тогда у вас не будет воспалений».
Производство зубных щёток в их относительно современном виде было начато в 1780 году англичанином Вильямом Эдисом. У этих щёток рукоятка была сделана из кости, а сама щётка была из щетины сибирского кабана, которая прикручивались через проделанные отверстия.
Эта зубная щетка была перевезена в Соединенные Штаты, где в 1880 году вырезанные вручную, отполированные бедренные кости скота уже представляли собой великолепные ручки зубных щеток, в которые вручную вставлялись длинные щетинки свиней, по одному пучку в одно вручную просверленное отверстие.
Однако по некоторым данным, в Китае первые такие щетки, аналогичные тем, что были запатентованы в 19-м веке, появились ещё в 1498 году. Материалами для них служили свиная щетина, конский и барсучий волос.
Лишь изобретатель синтетической нити ДюПон в 1938 году заменил волоски животных на волоски из синтетического материала (нейлона), что сделало щетки гигиеничными.
Первая электрическая щётка была разработана в 1939 году в Швейцарии, но начали продавать электрическую щётку только в 60-х годах под названием Broxodent.2

10. Чистить зубы полезно для памяти.

Правильный уход за зубами защищает от инфекций не только полость рта. Несколько лет назад ученые доказали, что регулярная чистка зубов защищает от болезней сердца. Теперь же специалисты выявили положительное влияние на работу головного мозга человека .
Исследования ученых из Западной Вирджинии с участием 270 пожилых людей показали, что регулярный правильный уход за полостью рта защищает организм человека от многих инфекций .
В том числе чистка зубов способна предотвратить ослабление или потерю памяти. .

11. Массаж дёсен.

Массаж десен позволит вам поддерживать их в здоровом состоянии, а также избавиться от кровоточивости, если таковая имеется. Кроме того, это хороший способ взбодриться утром. После массажа усиливается приток крови к деснам, слюнные железы работают лучше и организм быстрее просыпается.

12. Отбеливание зубов в домашних условиях.

Чтобы зубы стали белее, пейте больше молока – это укрепит эмаль зубов. Самое популярное народное средство – обыкновенная сода3.

























Практическая часть.

Мы взяли два сваренных вкрутую яйца. (фото 1)

(фото 1)

Одно яйцо покрыли зубной пастой, содержащей фтор. (фото 2)

(фото 2)

Через десять минут ополоснули его водой и поместили в стакан со сладкой газированной водой. (фото 3)

(фото 3)

В другой стакан (фото 4)с газированной водой поместили яйцо, не обработанное пастой.

(фото 4)

Наблюдали три дня.



Что произошло? Скорлупа яйца, не обработанного фтором, стала мягкой, а газированная вода – мутной. Со скорлупой яйца, обработанного пастой с фтором, во втором стакане с газированной водой, никаких изменений не произошло.

Вывод: Фтор содержится в зубных пастах, он борется с кариесом.











Заключение.

В процессе работы над проектом мы изучили много информации по теме, узнали строение зубов, что влияет на их состояние и какие меры нужно предпринять, чтобы сохранить их. Мы поняли, что очень важно иметь здоровые зубы. Больные зубы способствуют возникновению болезней желудка, сердца, суставов, горла и других органов.

Опыт показал, что зубам нужен постоянный уход. Нужно правильно подбирать щётку, зубную пасту, ухаживать не только за зубами, но и за всей полостью рта. И тогда красивая улыбка будет радовать нас и окружающих. Улыбчивые люди вызывают доверие и симпатию.

Мы научились:

  • проводить анкетирование среди учащихся нашей школы;

  • составлять презентацию по теме;

  • находить и отбирать нужную информацию;

  • защищать свой проект перед одноклассниками;

  • правильно ухаживать за зубами;

  • с помощью опыта проверять свои предположения;

  • работать в группе.

В результате нашей работы мы составили памятку «Как сохранить зубы здоровыми без лекарств» (см. приложение )и выпустили газету. (см. приложение ). Создали презентацию, провели классный час «Здоровые зубы - красивая улыбка и крепкое здоровье!», приняли участие в декаде по здоровому образу жизни.









Список литературы:

1. Баль Л.В. Букварь здоровья. –Москва: «Дрофа», 2000 г.

2. .

3. Пиль А. Моё тело. _Москва: Аст Стрель, 2002 г.

4. Сонин .Н.И. Биология. Человек 8 класс. – Москва: «Дрофа», 2000 г.

5. Уэтсон Т. Анатомический атлас. «Маршал Кэвенди», 1998 г.



























Приложение

Памятка

"Как сохранить зубы здоровыми без лекарств"

* Уметь энергично и много жевать, не отказываясь всякий раз после еды съесть морковку или яблоко.

* Не есть много сладостей и мучных изделий.

* Научиться медленно пить молоко и несладкий чай, подолгу задерживая их во рту (одну-две минуты).

* После каждой еды и особенно употребления сладкого обязательно хорошо прополаскивать рот раствором соды (1/4 чайной ложки на стакан воды). Между приёмами пищи полоскать рот раствором поваренной соли 2-3 раза в день (1 столовая ложка на 1/2 стакана воды).

* Правильно чистить зубы после завтрака и ужина.

* Выполнять упражнения по тренировке зубов и челюстей, поочерёдно то слабо, то сильно сжимая зубы, "захлопывая" рот легко и с большой силой отводя нижнюю челюсть то вправо, то влево.

* Закалять организм и заниматься утренней гимнастикой.





Приложение 6

Выпуск газеты «Здоровые зубы - красивая улыбка и крепкое здоровье!»







1 Баль Л.В. Букварь здоровья. –Москва: «Дрофа», 2000 г.

2 www.prosckоlu.ru

3 Сонин Н.И. Биология. Человек 8 класс. – Москва: «Дрофа», 2000 г.

27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!