Проектирование индивидуального образовательного маршрута
Подготовила
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СШ № 1 г. Байконур
Кульниязова К.Ж.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
— это персональный путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).
Виды ИОМ:
- для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
- для детей с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
- для детей с низкой мотивацией
- для обучающихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
- для детей, опережающих развитие, одаренных детей
Виды ИОМ:
- для обучающихся с опережающими темпами развития;
- для одаренных обучающихся;
- для обучающихся с ослабленным здоровьем;
- для обучающихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении
Индивидуальные особенности ребенка, которые необходимо учитывать при проектировании индивидуального образовательного маршрута:
- 1. Разная степень усвоения предшествующего материала;
- 2. Индивидуальный темп, скорость продвижения в учении;
- 3. Различная степень сформированности социальных и
познавательных мотивов;
- 4. Различная степень сформированности учебной
деятельности;
- 5. Индивидуально-психологические особенности
учащихся(темперамент, характер, особенности
эмоционально-волевой сферы)
Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется поэтапно
Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута
Диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных интересов, особенностей
Определение цели и постановка задач
Определение времени на освоение базовой и специальной программы. Разработка учебно-тематического плана
Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий. определение содержания учебно-тематического плана.
Выбор способов оценки успешности обучающегося и презентация достижений
Оценка возможности интеграции с другими специалистами и родителями, коррекция ИОМ.
Диагностический этап
- Проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение
- Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения
- Выявление успешности обучения по конкретным темам
- На данном этапе возможно выявление как отдельных обучающихся, с которыми требуется усиленная индивидуальная работа, так и групп детей, испытывающих примерно одинаковые трудности .
- Лист наблюдений по выявлению трудностей
- Примерная карта пробелов класса
№
Фамилия, имя
1.
Уровень
2.
Тематические задания
3.
Текст как речевое произведение.
А
Выразительные средства лексики и фразеологии.
В
4.
С
5.
Правописание приставок.
С
Правописание суффиксов
Лексика и фразеология.
С
Словосочетание
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Осложнённое простое предложение
Знаки препинания при вводных словах, обращениях
Синтаксический анализ сложного предложения
Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях
Синтаксический анализ сложного предложения
Сложные предложения с разными видами связи между частями
Группа обучения
I инд.
II инд.
III
III
III
знает
не знает
делает ошибки
Индивидуальный образовательный маршрут ученицы 9 класса _______(фрагмент)
Цель: ликвидация пробелов в знаниях по предмету русский язык.
Тематическое содержание
Сроки
1. Составлять план
08.10
2. Точно передавать содержание текста по плану
Способ
выполнения
Форма отчетности
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Самост.изучение
13.10
20.10
Групповое занятие
Словосочетание
Зачет
консультация
Отметка о выполнении
Анализ средств выразительности
17.11
Самост.изучение
Индивидуальное д/з
Практ.работа
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями. Грамматически не связанными с членами предложения
Занятие в паре
Индивидуальное д/з
Самост.изучение
Тестовые задания
Синтаксический анализ сложного предложения
24.11
зачет
Практ. работа
Занятие в паре
Индивидуальное д/з
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях
Самост.изучение
01.12
зачет
консультации
Тестовые задания
Занятие в группе
01.12
Индивидуальное д/з
Синтаксический анализ сложного предложения
Самост.изучение
Самост.изучение
Зачет
Занятие в паре
Сложные предложения с разными видами связи между частями
Практ. работа
консультации
08.12
зачет
08.12
1. Составлять план сочинения
Самост.изучение
консультации
Индивидуальное д/з
Занятие в группе
Практ.работа
Тестовые задания
консультации
Тестовые задания
Занятие в паре
Индивидуальное д/з
2.Последовательно раскрыть тему сочинения по плану
зачет
Самост.изучение
15.12
4.Использовать изобразительно-выразительные средства языка
15.12
Самост.изучение
зачет
консультации
Индивидуальное д/з
Практ. работа
Занятие в группе
22.12
Самост.изучение консультации
зачет
Практ. работа
консультации
Занятие в группе
Индивидуальное д/з
консультации
Практ. работа
Тестовые задания
Самост.изучение
сообщение
Занятие в паре
Индивидуальное д/з
Тестовые задания
зачет
Тестовые задания
консультации
зачет
зачет
Индивидуальная карта пробелов учащегося 9 класса
ФИО
№
Фамилия, имя
Уровень
Тематические задания
Ким 1
1.
2
Ким 2
Текст как речевое произведение.
С
С
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов
Лексика и фразеология.
Словосочетание
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Группа обучения
III
Этап целеполагания и определения первостепенных задач
- Главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.
- Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие обучающейся 11а класса ______на 2018-2019 учебный год, направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня подготовленности ученицы. ______ нацелена на поступление в ВУЗ, определилась с ЕГЭ по предметам: русский язык, литература, английский язык.
- Цель: углубленное изучение предметов: русский язык, литература, английский язык для успешной подготовки к ЕГЭ и его сдачи.
- Задачи:
- - углубить знания по русскому языку, совершенствовать умение писать эссе по предложенному тексту;
- - совершенствовать навыки решения тестовых заданий по русскому языку, литературе и английскому языку;
- - обеспечить участие в олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературе, английскому языку.
- Ожидаемый результат: успешная сдача ЕГЭ по русскому языку и литературе, поступление в ВУЗ
- Данный образовательный маршрут составлен для ученика, испытывающего трудности в освоении программы курса «Русский язык» за 8 класс. Обучающийся на предыдущем этапе пропустил много уроков по уважительной причине, в результате этого уровень подготовки ученика по русскому языку гораздо ниже уровня класса. Для повышения уровня знаний обучающегося необходимы систематические индивидуальные занятия, которые будут дополнять учебные.
- Цель: ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащегося по курсу «Русский язык».
- Задачи обучения:
- - повторение программы 5-7 классов по русскому языку как создание необходимой базы для дальнейшего обучения;
- - успешное освоение программы 8 класса по русскому языку;
- - развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
- Ожидаемые результаты реализации ИОМ : - усвоение программы по курсу «Русский язык» за 8 класс на оценку «удовлетворительно»; - формирование привычки к самоконтролю и самооценке.
- Срок - 1 четверть 2018-2019 учебного года
Этап определения времени
- 1. Указывается отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением.
- 2. Фиксируется общий срок выполнения.
- 3. Составляется временной график изучения тем по неделям с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.
Фрагмент краткосрочного ИОМ
- Цель : ликвидацию пробелов в знаниях по теме «Имя существительное»
Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий
Реализация ИОМ
- Занятия в классе - образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе.
- Групповые занятия, в том числе и для группы обучающихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.
- Самостоятельное изучение
- Практика
Фрагмент ИОМ одаренного ученика
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
- 1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
- 2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)
- 3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц.
- 4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.
- 5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.
- 6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
- 7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
- 8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
- 9. Выдача ответа или результата выполнения задания.
- 10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
- 11. Постановка наводящих вопросов.
- 12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
- 13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
Несколько советов
При работе со слабоуспевающими учащимися в урочной деятельности необходимо учитывать следующее:
- 1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
- 2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
- 3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
- 4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
- 5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.