СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование индивидуального образовательного маршрута

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к  каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута  школьника (ИОМ) и следование ему.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование индивидуального образовательного маршрута»

Проектирование индивидуального образовательного маршрута    Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СШ № 1 г. Байконур Кульниязова К.Ж.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута 

Подготовила

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СШ № 1 г. Байконур

Кульниязова К.Ж.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) —  это персональный путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

—  это персональный путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).

Виды ИОМ: для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме; для детей с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью); для детей с низкой мотивацией для обучающихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.); для детей, опережающих развитие, одаренных детей

Виды ИОМ:

  • для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
  • для детей с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
  • для детей с низкой мотивацией
  • для обучающихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
  • для детей, опережающих развитие, одаренных детей
Виды ИОМ: для обучающихся с опережающими темпами развития; для одаренных обучающихся; для обучающихся с ослабленным здоровьем; для обучающихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении

Виды ИОМ:

  • для обучающихся с опережающими темпами развития;
  • для одаренных обучающихся;
  • для обучающихся с ослабленным здоровьем;
  • для обучающихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении
Индивидуальные особенности ребенка,  которые необходимо учитывать при  проектировании индивидуального образовательного маршрута: 1. Разная степень усвоения предшествующего материала; 2. Индивидуальный темп, скорость продвижения в учении; 3. Различная степень сформированности социальных и познавательных мотивов; 4. Различная степень сформированности учебной деятельности; 5. Индивидуально-психологические особенности учащихся(темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы)

Индивидуальные особенности ребенка, которые необходимо учитывать при проектировании индивидуального образовательного маршрута:

  • 1. Разная степень усвоения предшествующего материала;
  • 2. Индивидуальный темп, скорость продвижения в учении;
  • 3. Различная степень сформированности социальных и

познавательных мотивов;

  • 4. Различная степень сформированности учебной

деятельности;

  • 5. Индивидуально-психологические особенности

учащихся(темперамент, характер, особенности

эмоционально-волевой сферы)

 Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется поэтапно

Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется поэтапно

  Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута      Диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных интересов, особенностей Определение цели и постановка задач Определение времени на освоение базовой и специальной программы. Разработка учебно-тематического плана Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий. определение содержания учебно-тематического плана. Выбор способов оценки успешности обучающегося и презентация достижений Оценка возможности интеграции с другими специалистами и родителями, коррекция ИОМ.

Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута  

Диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных интересов, особенностей

Определение цели и постановка задач

Определение времени на освоение базовой и специальной программы. Разработка учебно-тематического плана

Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий. определение содержания учебно-тематического плана.

Выбор способов оценки успешности обучающегося и презентация достижений

Оценка возможности интеграции с другими специалистами и родителями, коррекция ИОМ.

Диагностический этап Проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения Выявление успешности обучения по конкретным темам

Диагностический этап

  • Проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение
  • Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения
  • Выявление успешности обучения по конкретным темам
На данном этапе возможно выявление как отдельных обучающихся, с которыми требуется усиленная индивидуальная работа, так и групп детей, испытывающих примерно одинаковые трудности .
  • На данном этапе возможно выявление как отдельных обучающихся, с которыми требуется усиленная индивидуальная работа, так и групп детей, испытывающих примерно одинаковые трудности .
Лист наблюдений по выявлению трудностей Примерная карта пробелов класса № Фамилия, имя 1. Уровень 2. Тематические задания 3. Текст как речевое произведение. А Выразительные средства лексики и фразеологии. В 4. С 5. Правописание приставок. С Правописание суффиксов Лексика и фразеология. С Словосочетание Грамматическая (предикативная) основа предложения. Осложнённое простое предложение Знаки препинания при вводных словах, обращениях Синтаксический анализ сложного предложения Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях Синтаксический  анализ  сложного предложения Сложные предложения с разными видами связи между частями Группа обучения I инд. II инд. III III III  знает не знает делает ошибки
  • Лист наблюдений по выявлению трудностей
  • Примерная карта пробелов класса

Фамилия, имя

1.

Уровень

2.

Тематические задания

3.

Текст как речевое произведение.

А

Выразительные средства лексики и фразеологии.

В

4.

С

5.

Правописание приставок.

С

Правописание суффиксов

Лексика и фразеология.

С

Словосочетание

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Осложнённое простое предложение

Знаки препинания при вводных словах, обращениях

Синтаксический анализ сложного предложения

Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях

Синтаксический анализ сложного предложения

Сложные предложения с разными видами связи между частями

Группа обучения

I инд.

II инд.

III

III

III

знает

не знает

делает ошибки

Индивидуальный образовательный маршрут ученицы 9 класса _______(фрагмент)

Цель: ликвидация пробелов в знаниях по предмету русский язык.

Тематическое содержание

Сроки

1. Составлять план

08.10

2. Точно передавать содержание текста по плану

Способ

выполнения

Форма отчетности

Выразительные средства лексики и фразеологии.

Самост.изучение

13.10

20.10

Групповое занятие

Словосочетание

Зачет

  консультация

Отметка о выполнении

Анализ средств выразительности

17.11

Самост.изучение

Индивидуальное д/з

   Практ.работа

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями. Грамматически не связанными с членами предложения

Занятие в паре

Индивидуальное д/з

Самост.изучение

Тестовые задания

Синтаксический анализ сложного предложения

24.11

зачет

Практ. работа

Занятие в паре

Индивидуальное д/з

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях

Самост.изучение

01.12

  зачет

консультации

Тестовые задания

Занятие в группе

01.12

Индивидуальное д/з

Синтаксический анализ сложного предложения

Самост.изучение

 

Самост.изучение

Зачет

Занятие в паре

Сложные предложения с разными видами связи между частями

Практ. работа

консультации

08.12

зачет

08.12

1. Составлять план сочинения

Самост.изучение

консультации

Индивидуальное д/з

Занятие в группе

   Практ.работа

Тестовые задания

консультации

Тестовые задания

Занятие в паре

Индивидуальное д/з

2.Последовательно раскрыть тему сочинения по плану

  зачет

Самост.изучение

15.12

4.Использовать изобразительно-выразительные средства языка

15.12

Самост.изучение

зачет

консультации

Индивидуальное д/з

Практ. работа

Занятие в группе

22.12

Самост.изучение консультации

  зачет

Практ. работа

консультации

Занятие в группе

Индивидуальное д/з

консультации

Практ. работа

Тестовые задания

Самост.изучение

сообщение

Занятие в паре

Индивидуальное д/з

Тестовые задания

  зачет

Тестовые задания

консультации

  зачет

  зачет

Индивидуальная карта пробелов учащегося 9 класса ФИО № Фамилия, имя Уровень Тематические задания Ким 1 1. 2 Ким 2 Текст как речевое произведение. С С Выразительные средства лексики и фразеологии. Правописание приставок. Правописание суффиксов Лексика и фразеология. Словосочетание Грамматическая (предикативная) основа предложения. Группа обучения III

Индивидуальная карта пробелов учащегося 9 класса

ФИО

Фамилия, имя

Уровень

Тематические задания

Ким 1

1.

2

Ким 2

Текст как речевое произведение.

С

С

Выразительные средства лексики и фразеологии.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов

Лексика и фразеология.

Словосочетание

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Группа обучения

III

Этап целеполагания и определения первостепенных задач Главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.

Этап целеполагания и определения первостепенных задач

  • Главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.
Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие обучающейся 11а класса ______на 2018-2019 учебный год, направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня подготовленности ученицы. ______ нацелена на поступление в ВУЗ, определилась с ЕГЭ по предметам: русский язык, литература, английский язык. Цель:  углубленное изучение предметов: русский язык, литература, английский язык для успешной подготовки к ЕГЭ и его сдачи. Задачи: - углубить знания по русскому языку, совершенствовать умение писать эссе по предложенному тексту; - совершенствовать навыки решения тестовых заданий по русскому языку, литературе и английскому языку; - обеспечить участие в олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературе, английскому языку. Ожидаемый результат: успешная сдача ЕГЭ по русскому языку и литературе, поступление в ВУЗ
  • Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие обучающейся 11а класса ______на 2018-2019 учебный год, направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня подготовленности ученицы. ______ нацелена на поступление в ВУЗ, определилась с ЕГЭ по предметам: русский язык, литература, английский язык.
  • Цель: углубленное изучение предметов: русский язык, литература, английский язык для успешной подготовки к ЕГЭ и его сдачи.
  • Задачи:
  • - углубить знания по русскому языку, совершенствовать умение писать эссе по предложенному тексту;
  • - совершенствовать навыки решения тестовых заданий по русскому языку, литературе и английскому языку;
  • - обеспечить участие в олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературе, английскому языку.
  • Ожидаемый результат: успешная сдача ЕГЭ по русскому языку и литературе, поступление в ВУЗ
 Данный образовательный маршрут составлен для ученика, испытывающего трудности в освоении программы курса «Русский язык» за 8 класс. Обучающийся на предыдущем этапе пропустил много уроков по уважительной причине, в результате этого уровень подготовки ученика по русскому языку гораздо ниже уровня класса. Для повышения уровня знаний обучающегося необходимы систематические индивидуальные занятия, которые будут дополнять учебные. Цель:  ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащегося по курсу «Русский язык». Задачи обучения: - повторение программы 5-7 классов по русскому языку как создание необходимой базы для дальнейшего обучения; - успешное освоение программы 8 класса по русскому языку; - развитие привычки к самоконтролю и самооценке. Ожидаемые результаты реализации ИОМ : - усвоение программы по курсу «Русский язык» за 8 класс на оценку «удовлетворительно»; - формирование привычки к самоконтролю и самооценке. Срок - 1 четверть 2018-2019 учебного года
  • Данный образовательный маршрут составлен для ученика, испытывающего трудности в освоении программы курса «Русский язык» за 8 класс. Обучающийся на предыдущем этапе пропустил много уроков по уважительной причине, в результате этого уровень подготовки ученика по русскому языку гораздо ниже уровня класса. Для повышения уровня знаний обучающегося необходимы систематические индивидуальные занятия, которые будут дополнять учебные.
  • Цель: ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащегося по курсу «Русский язык».
  • Задачи обучения:
  • - повторение программы 5-7 классов по русскому языку как создание необходимой базы для дальнейшего обучения;
  • - успешное освоение программы 8 класса по русскому языку;
  • - развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
  • Ожидаемые результаты реализации ИОМ : - усвоение программы по курсу «Русский язык» за 8 класс на оценку «удовлетворительно»; - формирование привычки к самоконтролю и самооценке.
  • Срок - 1 четверть 2018-2019 учебного года
Этап определения времени  1. Указывается отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением.  2. Фиксируется общий срок выполнения.  3. Составляется временной график изучения тем по неделям с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.

Этап определения времени

  • 1. Указывается отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением.
  • 2. Фиксируется общий срок выполнения.
  • 3. Составляется временной график изучения тем по неделям с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.
Фрагмент краткосрочного ИОМ Цель : ликвидацию пробелов в знаниях по теме «Имя существительное»

Фрагмент краткосрочного ИОМ

  • Цель : ликвидацию пробелов в знаниях по теме «Имя существительное»
Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий

Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий

Реализация ИОМ Занятия в классе - образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе. Групповые занятия, в том числе и для группы обучающихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля. Самостоятельное изучение Практика

Реализация ИОМ

  • Занятия в классе - образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе.
  • Групповые занятия, в том числе и для группы обучающихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.
  • Самостоятельное изучение
  • Практика
Фрагмент ИОМ одаренного ученика

Фрагмент ИОМ одаренного ученика

Планирование различных видов дифференцируемой помощи:   1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание. 2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.) 3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц. 4. Указание алгоритма решения или выполнения задания. 5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее. 6. Объяснение хода выполнения подобного задания. 7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного. 8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания. 9. Выдача ответа или результата выполнения задания. 10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части. 11. Постановка наводящих вопросов. 12. Указание правил, на основании которых выполняется задание. 13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

  • 1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
  • 2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)
  • 3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц.
  • 4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.
  • 5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.
  • 6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
  • 7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
  • 8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
  • 9. Выдача ответа или результата выполнения задания.
  • 10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
  • 11. Постановка наводящих вопросов.
  • 12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
  • 13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
Несколько советов

Несколько советов

При работе со слабоуспевающими учащимися в урочной деятельности необходимо учитывать следующее:   1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр. 2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. 3. При опросе создаются специальные ситуации успеха. 4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. 5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

При работе со слабоуспевающими учащимися в урочной деятельности необходимо учитывать следующее:

  • 1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
  • 2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
  • 3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
  • 4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
  • 5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!