СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проектирование инклюзивных уроков для 5-6 классов в рамках ФГОС "

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Проектирование инклюзивных уроков для 5-6 классов в рамках ФГОС "»

МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УЖУРСКОГО РАЙОНА»   СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ УРОКОВ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ В РАМКАХ ФГОС ООО» (ШКОЛА ИНКЛЮЗИВНОГО ПЕДАГОГА» Методист ИМО : Санарова Татьяна Николаевна

МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УЖУРСКОГО РАЙОНА»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ УРОКОВ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ В РАМКАХ ФГОС ООО» (ШКОЛА ИНКЛЮЗИВНОГО ПЕДАГОГА»

Методист ИМО :

Санарова Татьяна Николаевна

 Часть 1    «Особенности проектирования урока в инклюзивном классе»

Часть 1

«Особенности проектирования урока в инклюзивном классе»

Общие положения  Урок является основной формой обучения в отечественной традиционной системе образования. Специфика инклюзивного образования вносит свои коррективы в структуру построения и проведения урока. Проектирование урока представляет собой создание мобильной системы взаимодействия субъектов образовательного процесса , необходимой для достижения планируемых результатов .  Грамотная организация и проведение урока во многом зависит от профессиональной компетентности учителя

Общие положения

Урок является основной формой обучения в отечественной традиционной системе образования. Специфика инклюзивного образования вносит свои коррективы в структуру построения и проведения урока. Проектирование урока представляет собой создание мобильной системы взаимодействия субъектов образовательного процесса , необходимой для достижения планируемых результатов .

Грамотная организация и проведение урока во многом зависит от профессиональной компетентности учителя

Этапы проектирования урока  В системе проектирования урока выделяют три этапа в проектирования урока: 1. Моделирование  (создание модели урока)  2. Проектирование (создание проекта урока) 3. Конструирование (создание технологии обучения).

Этапы проектирования урока

В системе проектирования урока выделяют три этапа в проектирования урока:

1. Моделирование (создание модели урока)

2. Проектирование (создание проекта урока)

3. Конструирование (создание технологии обучения).

Специфические особенности построения урока в условиях инклюзивной образовательной среды: Планирование общей и индивидуальной цели урока; Реализация индивидуально-дифференцированного подхода; Введение коррекционно-развивающих блоков в урок; Организация полисенсорного обучения (использование различных видов наглядности); Практико-ориентированная направленность в проведении урока; Необходимость тьюторского сопровождения обучающихся на уроках; Использование групповых форм работы, организация взаимообучения; Систематическая оценка и коррекция учебных достижений каждого обучающегося.

Специфические особенности построения урока в условиях инклюзивной образовательной среды:

  • Планирование общей и индивидуальной цели урока;
  • Реализация индивидуально-дифференцированного подхода;
  • Введение коррекционно-развивающих блоков в урок;
  • Организация полисенсорного обучения (использование различных видов наглядности);
  • Практико-ориентированная направленность в проведении урока;
  • Необходимость тьюторского сопровождения обучающихся на уроках;
  • Использование групповых форм работы, организация взаимообучения;
  • Систематическая оценка и коррекция учебных достижений каждого обучающегося.
Специфика проектирования урока в условиях инклюзии  На этапе моделирования урока необходимо определить:  вид урока  цель (общеразвивающую, коррекционную)  планируемые результаты основную идею спрогнозировать возможности разных групп обучающихся.  Необходимо продумать организацию образовательного пространства (зонирование, подготовка развивающих, полисенсорных дидактических материалов, здоровьесберегающих средств обучения и т.п.).

Специфика проектирования урока в условиях инклюзии

На этапе моделирования урока необходимо определить:

  • вид урока
  • цель (общеразвивающую, коррекционную)
  • планируемые результаты
  • основную идею
  • спрогнозировать возможности разных групп обучающихся.

Необходимо продумать организацию образовательного пространства (зонирование, подготовка развивающих, полисенсорных дидактических материалов, здоровьесберегающих средств обучения и т.п.).

Специфика проектирования урока в условиях инклюзии  Этап проектирования урока рассчитан на подбор необходимых способов реализации задуманной модели урока.  На этапе конструирования урока создаются технологии обучения, направленные на достижение планируемых результатов. Обучение с использование технологической карты урока позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время учителя на подготовку урока время учителя на подготовку урока.

Специфика проектирования урока в условиях инклюзии

  • Этап проектирования урока рассчитан на подбор необходимых способов реализации задуманной модели урока.
  • На этапе конструирования урока создаются технологии обучения, направленные на достижение планируемых результатов.
  • Обучение с использование технологической карты урока позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время учителя на подготовку урока время учителя на подготовку урока.
Технологическая карта инклюзивного урока позволит учителю: - синхронизировать и реализовать планируемые результаты ФГОС ООО и ФГОС НОО ОВЗ в рамках инклюзии; - осмыслить и спроектировать  последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; - выполнить диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта инклюзивного урока позволит учителю:

- синхронизировать и реализовать планируемые результаты ФГОС ООО и ФГОС НОО ОВЗ в рамках инклюзии;

- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

- выполнить диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Особенности организации урока в инклюзивном классе  Ход урока зависит от того , насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков).  Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.  Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).

Особенности организации урока в инклюзивном классе

  • Ход урока зависит от того , насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков).
  • Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.
  • Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).
Особенности организации урока в инклюзивном классе Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного.  Далее для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала .

Особенности организации урока в инклюзивном классе

  • Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного.
  • Далее для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала .
Особенности организации урока в инклюзивном классе Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока. При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В зависимости от количества тех и других детей в классе.

Особенности организации урока в инклюзивном классе

  • Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока. При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения.
  • Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В зависимости от количества тех и других детей в классе.
Любая форма педагогического общения должна иметь четко определенные задачи: Образовательная должна решать задачи отработки учебного программного материала, овладение детьми учебными знаниями, умениями и навыками; Воспитательная должна решать задачи отработки моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, формирования эмоций; Коррекционно-развивающая - в классе есть ребенок с особыми образовательными потребностями и обычные дети, поэтому коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

Любая форма педагогического общения должна иметь четко определенные задачи:

  • Образовательная должна решать задачи отработки учебного программного материала, овладение детьми учебными знаниями, умениями и навыками;
  • Воспитательная должна решать задачи отработки моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, формирования эмоций;
  • Коррекционно-развивающая - в классе есть ребенок с особыми образовательными потребностями и обычные дети, поэтому коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
В конспекте урока (занятия) отдельно должен быть отражен план деятельности на уроке (занятии) для ребенка с особыми образовательными потребностями.   Учитель может по-разному подходить к решению данной проблемы: 1.Составить планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями. 2. Сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.  Формы могут быть разные, главное - отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе с нормотипичными детьми. 3 . Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. 4. Подведение итогов становится своеобразным стимулом , побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями.

В конспекте урока (занятия) отдельно должен быть отражен план деятельности на уроке (занятии) для ребенка с особыми образовательными потребностями.

Учитель может по-разному подходить к решению данной проблемы:

1.Составить планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями.

2. Сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.

Формы могут быть разные, главное - отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе с нормотипичными детьми.

3 . Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать.

4. Подведение итогов становится своеобразным стимулом , побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями.

Подбор методов и приемов Методы и приемы учителя , при помощи которых он добивается решения задач урока или занятия, следует умело отбирать и использовать.  Комбинировать или менять средства и методы нужно так , чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия , его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика .

Подбор методов и приемов

  • Методы и приемы учителя , при помощи которых он добивается решения задач урока или занятия, следует умело отбирать и использовать.
  • Комбинировать или менять средства и методы нужно так , чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала.
  • Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия , его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика .
Моменты, на которые следует сделать акцент 1 . При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание). Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания. В инклюзивном классе некоторые дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь. 2.В ходе урока, приходится сокращать время на выполнение заданий (если это вопросы к тексту – то обсудить можно 3, 4 вопроса, текст тоже целесообразно прочитать не в полном объеме, так как дети очень быстро устают). 3.При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна) 4.Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя – найти тетрадь, открыть тетрадь, найти ручку и т.д.)

Моменты, на которые следует сделать акцент

1 . При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание).

  • Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания.
  • В инклюзивном классе некоторые дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь.

2.В ходе урока, приходится сокращать время на выполнение заданий (если это вопросы к тексту – то обсудить можно 3, 4 вопроса, текст тоже целесообразно прочитать не в полном объеме, так как дети очень быстро устают).

3.При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)

4.Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя – найти тетрадь, открыть тетрадь, найти ручку и т.д.)

Для детей ОВЗ желательно формулировать задание так: 1.Задание должно быть сформулировано как в устном , так и в письменном виде . 2.Задание должно быть кратким, конкретным , одним глаголом (открой, запиши, читай и т.д). 3. Задание необходимо разбить на несколько этапов . 4.При формулировании заданий покажите конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…) 5.Формулируя задание, стойте рядом с ребенком. 6.Давайте возможность ребенку закончить начатое дело .

Для детей ОВЗ желательно формулировать задание так:

1.Задание должно быть сформулировано как в устном , так и в письменном виде .

2.Задание должно быть кратким, конкретным , одним глаголом (открой, запиши, читай и т.д).

3. Задание необходимо разбить на несколько этапов .

4.При формулировании заданий покажите конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…)

5.Формулируя задание, стойте рядом с ребенком.

6.Давайте возможность ребенку закончить начатое дело .

Чтоб правильно оценить ребенка, можно предложить учитывать, такие аспекты: 1.Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое. 2.Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины. 3.Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов. 4.Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом. 5. Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс. 6. Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу). 7. Используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.

Чтоб правильно оценить ребенка, можно предложить учитывать, такие аспекты:

1.Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

2.Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.

3.Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

4.Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.

5. Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

6. Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

7. Используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.

Изменение способов подачи информации  Дети с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы.  Под “изменением способов подачи информации ” понимается предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности изменения традиционных представлений об уроке и образовании в целом.  Изменение структуры занятия, плана и логики; преемственность планов и последовательность включения детей;  упражнения по степени нарастающей сложности - условие успешности всех учащихся, следовательно, и инклюзивного образования.

Изменение способов подачи информации

Дети с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы.

Под “изменением способов подачи информации ” понимается предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности изменения традиционных представлений об уроке и образовании в целом.

  • Изменение структуры занятия, плана и логики;
  • преемственность планов и последовательность включения детей;
  • упражнения по степени нарастающей сложности - условие успешности всех учащихся, следовательно, и инклюзивного образования.
Успешность учителя в проектировании и реализации урока в  инклюзивном классе зависит от:   - готовности принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья в классном коллективе и помочь ему адаптироваться ; • признания и уважения индивидуальных различий и особых образовательных потребностей; • готовности взаимодействия с родительской общественностью ; • готовности индивидуализировать (адаптировать) учебный материал; • гибкости, способности использовать различные методы в своей работе; • умения прислушиваться к рекомендациям специалистов психолого-педагогического сопровождения ; • умения работать в команде .

Успешность учителя в проектировании и реализации урока в инклюзивном классе зависит от:

- готовности принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья в классном коллективе и помочь ему адаптироваться ;

• признания и уважения индивидуальных различий и особых образовательных потребностей;

• готовности взаимодействия с родительской общественностью ;

• готовности индивидуализировать (адаптировать) учебный материал;

• гибкости, способности использовать различные методы в своей работе;

• умения прислушиваться к рекомендациям специалистов психолого-педагогического сопровождения ;

• умения работать в команде .

Практическая часть   «Ресурсы для проектирования урока в инклюзивном классе» Самый главный ресурс ?

Практическая часть

«Ресурсы для проектирования урока в инклюзивном классе»

Самый главный ресурс ?

Наименование ресурса

Временные ресурсы

Описание ресурса

Информационные ресурсы

Виды, формы ресурсов

Ресурс использования разнообразных моделей уроков и эффективных приемов, методов.

Проблемное обучение 

Проектные методы обучения

Разноуровневое обучение

Дифференцированное обучение

Правильное использование имеющейся школьной инфраструктуры, оборудования

Технологические ресурсы

Настрой на урок Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным). 

Мотивационные ресурсы

Ресурс использования организаторских умений, пониманием философии своей профессиональной сферы и психологии человека, уметь руководить проектной деятельностью, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности своих коллег

Физминутка ,

Гимнастика для глаз

Смена видов деятельности

Равномерно во время урока распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО

Инновационные ресурсы

Здоровьесберегающие ресурсы

Электронные издания

Ресурсы сети Интернет

Эффективная деятельности учителя и ученика средствами информационно-коммуникационного сопровождения

Ресурсы методической и психолого-педагогической компетентности учителя

Личностные и профессиональные качества педагога

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых

- интегрированные уроки;

- урок взаимообучения;

- урок открытий;

- урок-соревнование;

Формирование и поддержание на оптимальном уровне интереса в учебной деятельности современных школьников. 

Материально-технические ресурсы

Информационно-библиотечные центры с медиатекойполные комплекты технического оснащения и оборудования

Повышение эффективности образовательного процесса, через правильную организацию временного режима основных этапов урока

Подготовка и четкое проведение структурных элементов урока, достижения его целевых установок 

Часть 2 «Проектирование инклюзивных уроков для 5-6 классов в рамках ФГОС ООО»

Часть 2

«Проектирование инклюзивных уроков

для 5-6 классов

в рамках ФГОС ООО»

При организации урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться определённых требований. 1.Урок должен иметь чёткий алгоритм . Привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными  2.  Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, тоже должно отвечать определённому алгоритму действий. Использование разноуровневых заданий. 3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ОВЗ, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. 4. Одно из основных требований к уроку – это учёт слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности

При организации урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться определённых требований.

1.Урок должен иметь чёткий алгоритм . Привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными

  • 2. Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, тоже должно отвечать определённому алгоритму действий. Использование разноуровневых заданий.

3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ОВЗ, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала.

4. Одно из основных требований к уроку – это учёт слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности

«Триединая» задача урока в инклюзивном классе  Образовательная задача  должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками . Формулировка отражает содержание занятия. формировать (формирование) у учащихся представления о …; выявить (выявлять)…; знакомить, познакомить, продолжать знакомить…; уточнить…; расширить…; обобщить…; систематизировать…; дифференцировать…; учить применять на практике…; учить пользоваться…; тренировать…; проверить…

«Триединая» задача урока в инклюзивном классе

Образовательная задача  должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками . Формулировка отражает содержание занятия.

  • формировать (формирование) у учащихся представления о …;
  • выявить (выявлять)…;
  • знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
  • уточнить…;
  • расширить…;
  • обобщить…;
  • систематизировать…;
  • дифференцировать…;
  • учить применять на практике…;
  • учить пользоваться…;
  • тренировать…;
  • проверить…
«Триединая» задача урока в инклюзивном классе Воспитательная задача  должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д. воспитывать наблюдательность; воспитывать самостоятельность; воспитывать настойчивость и терпение; воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.) Коррекционно- развивающая задача  должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта задача должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.

«Триединая» задача урока в инклюзивном классе

  • Воспитательная задача  должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
  • воспитывать наблюдательность;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать настойчивость и терпение;
  • воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
  • Коррекционно- развивающая задача  должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта задача должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.

«Триединая» задача урока в инклюзивном классе

  • Коррекционно-развивающая:
  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
  • коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом) …;
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
  • коррекция и развитие зрительных восприятий …;
  • развитие слухового восприятия …;
  • коррекция и развитие тактильного восприятия …;
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления) …;
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся , эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…)
Активные методы и приёмы обучения использование сигнальных карточек;  использование вставок на интерактивную доску; использование картинного материала;  активные методы рефлексии .

Активные методы и приёмы обучения

  • использование сигнальных карточек;
  • использование вставок на интерактивную доску;
  • использование картинного материала;
  • активные методы рефлексии .
Приемы для работы с «особыми» детьми:   Снятие страха - «Ничего страшного...» Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...» Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно. Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»). Педагогическое внушение - «Приступай же... Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.») Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи. Формируйте веру в успех. Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).

Приемы для работы с «особыми» детьми:

  • Снятие страха - «Ничего страшного...»
  • Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
  • Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
  • Говорите это искренне и уверенно.
  • Усиление мотива - «Нам это нужно для...»
  • («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»).
  • Педагогическое внушение - «Приступай же...
  • Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)
  • Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
  • Формируйте веру в успех.
  • Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).
Адаптация материалов  Есть идея – реализуй!

Адаптация материалов Есть идея – реализуй!

Мультимедийная презентация открывает большие перспектива для:  повышения интереса учащихся к учению , воспитания потребности приобретать новые знания;  создание доброжелательной атмосферы , активного творческого труда;  смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников;  стимулирования познавательного мышления учеников;  наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении.

Мультимедийная презентация

открывает большие перспектива для:

  • повышения интереса учащихся к учению , воспитания

потребности приобретать новые знания;

  • создание доброжелательной атмосферы , активного

творческого труда;

  • смены форм деятельности, учета психолого-педагогических

особенностей младших школьников;

  • стимулирования познавательного мышления учеников;
  • наглядных методов обучения, использование игровых

моментов в обучении.

Требования к уроку урок должен иметь четкий алгоритм . Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными. начинать урок лучше с заданий , которые тренируют память, внимание; сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока; чередовать задания, связанные с обучением , и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления); использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

Требования к уроку

  • урок должен иметь четкий алгоритм . Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.
  • начинать урок лучше с заданий , которые тренируют память, внимание;
  • сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;
  • чередовать задания, связанные с обучением , и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);
  • использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
План урока  В конспекте урока (занятия) отдельно должен быть отражен план деятельности на уроке (занятии) для ребенка с особыми образовательными потребностями. Учитель может по-разному подходить к решению данной проблемы: 1.Составить планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями. 2. Сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.  Формы могут быть разные, главное - отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе с нормотипичными детьми.

План урока

  • В конспекте урока (занятия) отдельно должен быть отражен план деятельности на уроке (занятии) для ребенка с особыми образовательными потребностями. Учитель может по-разному подходить к решению данной проблемы:
  • 1.Составить планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями.
  • 2. Сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.

Формы могут быть разные, главное - отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе с нормотипичными детьми.

Способы преодоления трудностей при изучении предмета  «Математика» Подбор задач на основе личного опыта  Подготовка специального бланка с условием задачи, схемой, краткой записью и местом для записи решений и ответа  Обыгрывание условия задачи с использованием реальных предметов  Визуализация условия задачи Соотнесение выполняемого действия (сложения, вычитания, умножения, деления) с ключевыми словами

Способы преодоления трудностей при изучении предмета «Математика»

  • Подбор задач на основе личного опыта
  • Подготовка специального бланка с условием задачи, схемой, краткой записью и местом для записи решений и ответа
  • Обыгрывание условия задачи с использованием реальных предметов
  • Визуализация условия задачи
  • Соотнесение выполняемого действия (сложения, вычитания, умножения, деления) с ключевыми словами
Способы преодоления трудностей при изучении предмета  «Русский язык» Подбор интересных тем для детей -Визуализация материала -Подбор опорных вопросов, слов и картинок  Соотнесение иллюстрации с отдельными частями текста  Использование бланков и карточек – подсказок с вариантами, из которых дети выбирают подходящий ответ

Способы преодоления трудностей при изучении предмета «Русский язык»

  • Подбор интересных тем для детей
  • -Визуализация материала
  • -Подбор опорных вопросов, слов и картинок
  • Соотнесение иллюстрации с отдельными частями текста
  • Использование бланков и карточек – подсказок с вариантами, из которых дети выбирают подходящий ответ
Способы преодоления трудностей при изучении предмета  «Литературное чтение» Адаптация текстов  Визуализация текстов  Проигрывание событий рассказа Составление плана рассказа с выделением главной мысли в каждой части в виде короткого тезиса  Восстановление правильного порядка событий рассказа Социальные истории Наглядный альбом для формирования понимания переносных значений, образного языка, в том числе пословиц и поговорок

Способы преодоления трудностей при изучении предмета «Литературное чтение»

  • Адаптация текстов
  • Визуализация текстов
  • Проигрывание событий рассказа
  • Составление плана рассказа с выделением главной мысли в каждой части в виде короткого тезиса
  • Восстановление правильного порядка событий рассказа
  • Социальные истории
  • Наглядный альбом для формирования понимания переносных значений, образного языка, в том числе пословиц и поговорок
Компоненты инклюзивного урока Современный урок в условиях инклюзивной образовательной среды, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения, включает в себя следующие компоненты: - применение активных форм познания : опыты, наблюдение, учебный диалог; - соотношение результата деятельности с поставленной целью, определение своего знания и незнания; - создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.  Для успешной, благоприятной и эффективной организации урока в условиях инклюзивной образовательной среды необходимо оптимально сочетать формы организации урока.  В настоящее время существуют такие формы организации урока: - фронтальная (деятельность учеников класса под руководством учителя); коллективная (одновременная, но правильно распределенная между членами коллектива работа, направленная на достижение общего результата);  групповая (парная);  индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий учеником на уровне его способностей и возможностей).

Компоненты инклюзивного урока

  • Современный урок в условиях инклюзивной образовательной среды, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения, включает в себя следующие компоненты:

- применение активных форм познания : опыты, наблюдение, учебный диалог;

- соотношение результата деятельности с поставленной целью, определение своего знания и незнания;

- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.

Для успешной, благоприятной и эффективной организации урока в условиях инклюзивной образовательной среды необходимо оптимально сочетать формы организации урока.

В настоящее время существуют такие формы организации урока:

- фронтальная (деятельность учеников класса под руководством учителя);

  • коллективная (одновременная, но правильно распределенная между членами коллектива работа, направленная на достижение общего результата);
  • групповая (парная);
  • индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий учеником на уровне его способностей и возможностей).
Структура компонентов инклюзивного урока Урок структурно состоит из определённых компонентов: - целевой компонент отвечает за постановку целей как на весь урок, так и на отдельные его этапы; - мотивационный компонент определяет значимость изучаемого материала, служит для формирования у учащихся познавательного интереса к учебной деятельности; - коммуникативный компонент предполагает общение в классе (учитель – ученик, ученик – ученик); - содержательный компонент – подбор материала для изучения, закрепления, повторения и т. п.; - технологический компонент – выбор форм, методов, приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, темы, класса; - контрольно-оценочный предполагает контроль и оценку учебных достижений учащихся как средство стимуляции его активности и развития познавательного интереса; - аналитический компонент заключается в подведении итогов урока, анализерезультатов учебной деятельности учащихся на уроке, собственной работы

Структура компонентов инклюзивного урока

  • Урок структурно состоит из определённых компонентов:

- целевой компонент отвечает за постановку целей как на весь урок, так и на

отдельные его этапы;

- мотивационный компонент определяет значимость изучаемого материала, служит для формирования у учащихся познавательного интереса к учебной деятельности;

- коммуникативный компонент предполагает общение в классе (учитель – ученик, ученик – ученик);

- содержательный компонент – подбор материала для изучения, закрепления,

повторения и т. п.;

- технологический компонент – выбор форм, методов, приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, темы, класса;

- контрольно-оценочный предполагает контроль и оценку учебных достижений учащихся как средство стимуляции его активности и развития познавательного интереса;

- аналитический компонент заключается в подведении итогов урока, анализерезультатов учебной деятельности учащихся на уроке, собственной работы

Алгоритм действий учителя Устные задания выполняются по следующему алгоритму: - учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями; - учитель проговаривает, как будем выполнять задани е: что сначала, что потом, что в результате, дети или ребенок проговаривают за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц; - пошаговое выполнение самого задания : снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем; - итоговая проверка выполнения задания, учет ошибок (проговаривает учитель, потом дети).

Алгоритм действий учителя

Устные задания выполняются по следующему алгоритму:

- учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями;

- учитель проговаривает, как будем выполнять задани е: что сначала, что потом, что в результате, дети или ребенок проговаривают за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц;

- пошаговое выполнение самого задания : снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем;

- итоговая проверка выполнения задания, учет ошибок (проговаривает учитель, потом дети).

Алгоритм действий учителя Письменные задания: - учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями; - детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм действий прописывается в самой карточке или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы с алгоритмом выполнения таких заданий); - проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку; учитель просит каждого ребенка устно проговорить, что получилось в задании или один ребенок отвечает, все дети смотрят, правильно ли они в своих карточках выполнили это задание; при этом проговариваются все ошибки и способы их устранения.

Алгоритм действий учителя

Письменные задания:

- учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями;

- детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм действий прописывается в самой карточке или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы с алгоритмом выполнения таких заданий);

- проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку; учитель просит каждого ребенка устно проговорить, что получилось в задании или один ребенок отвечает, все дети смотрят, правильно ли они в своих карточках выполнили это задание; при этом проговариваются все ошибки и способы их устранения.

Разработка технологической карты урока  в инклюзивном классе   ШАБЛОН ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ (Ю.Д.ГАКАМЕ, М.В.ТОПЛЕЕВА) Тема Цель урока Задачи урока Планируемые результаты Педагогические средства обучения Общепедагогические Коррекционно-развивающие Педагогические способы дифференциации и индивидуализации обучения Характер индивидуальной работы обучающихся Средства оценивания познавательной деятельности обучающихся 1 группа Организация образовательного пространства 2 группа Способы профилактики и коррекции психологического и физического здоровья обучающихся ОВЗ

Разработка технологической карты урока в инклюзивном классе

ШАБЛОН ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ (Ю.Д.ГАКАМЕ, М.В.ТОПЛЕЕВА)

Тема

Цель урока

Задачи урока

Планируемые результаты

Педагогические средства обучения

Общепедагогические

Коррекционно-развивающие

Педагогические способы дифференциации и индивидуализации обучения

Характер индивидуальной работы обучающихся

Средства оценивания познавательной деятельности обучающихся

1 группа

Организация образовательного пространства

2 группа

Способы профилактики и коррекции психологического и физического здоровья обучающихся

ОВЗ

ШАБЛОН ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ (Ю.Д.ГАКАМЕ, М.В.ТОПЛЕЕВА)   Ход урока Этапы урока Деятельность учащихся Мотивационно-целевой Формы организации деятельности учащихся Операционно-деятельностный Оценочный Рефлексивно-смысловой

ШАБЛОН ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ (Ю.Д.ГАКАМЕ, М.В.ТОПЛЕЕВА)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

Мотивационно-целевой

Формы организации деятельности учащихся

Операционно-деятельностный

Оценочный

Рефлексивно-смысловой

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предполагаемые результаты  Для детей с ЗПР Для остальных учащихся класса  Научиться различать группу предложений и текст Научиться различать группу предложений и текст Определять тему текста, выбирать из предложенного списка основную мысль текста Определять тему текста и основную мысль Выбирать из предложенного списка подходящее заглавие текста Подбирать заглавие текста Составлять план текста, переставляя предложенные пункты плана, в соответствии с содержанием теста Составлять план текста

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предполагаемые результаты

Для детей с ЗПР

Для остальных учащихся класса

Научиться различать группу

предложений и текст

Научиться различать группу

предложений и текст

Определять тему текста, выбирать

из предложенного списка основную мысль текста

Определять тему текста и основную мысль

Выбирать из предложенного списка подходящее заглавие текста

Подбирать заглавие текста

Составлять план текста, переставляя предложенные пункты плана, в соответствии с содержанием теста

Составлять план текста

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Цели урока:  образовательные: -Уточнить представления об особенностях текста как единицы речи; -Развивать умение составлять план текста

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Цели урока:

  • образовательные:

-Уточнить представления об

особенностях текста как единицы речи;

-Развивать умение составлять план

текста

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Цели урока: коррекционно-развивающие: - развитие приёмов анализа, сравнения, обобщения - обогащение словарного запаса - формирование волевых аспектов в поведении ребенка

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Цели урока:

коррекционно-развивающие:

- развитие приёмов анализа, сравнения,

обобщения

- обогащение словарного запаса

- формирование волевых аспектов в

поведении ребенка

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Цели урока: воспитательные: -способствовать развитию культуры речи; - способствовать мотивации на уроке русского языка через средства обучения - способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Цели урока:

воспитательные:

-способствовать развитию культуры

речи;

- способствовать мотивации на уроке

русского языка через средства обучения

- способствовать развитию культуры

взаимоотношений при работе в

коллективе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Задачи урока: -Повторить признаки текста; - Различать текст и группу предложений; - Научить детей определять тему и основную мысль текста, подбирать заглавие; - Научить составлять план текста

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

  • Задачи урока:

-Повторить признаки текста;

- Различать текст и группу предложений;

- Научить детей определять тему и

основную мысль текста, подбирать

заглавие;

- Научить составлять план текста

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Педагогические средства обучения:  Общепедагогические Коррекционно-развивающие  Словесные (учебник, тексты) Индивидуальные инструкции Визуальные (портрет С. Есенина, фото березы) Индивидуальные карточки с заданиями Аудиальные (запись стихотворения С. Есенина «Белая береза» Работа в парах («сильный-слабый»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Педагогические средства обучения:

Общепедагогические

Коррекционно-развивающие

Словесные (учебник, тексты)

Индивидуальные инструкции

Визуальные (портрет С. Есенина, фото березы)

Индивидуальные карточки с

заданиями

Аудиальные (запись

стихотворения С. Есенина «Белая береза»

Работа в парах («сильный-слабый»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Характер индивидуальной работы с учащимся с ЗПР: -Дополнительные коррекционно -развивающие занятия по теме «До и после» - Индивидуальное объяснение материала - Работа с детьми с ЗПР по индивидуальным карточкам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Характер индивидуальной работы с

учащимся с ЗПР:

-Дополнительные коррекционно -развивающие занятия по теме «До и после»

- Индивидуальное объяснение материала

- Работа с детьми с ЗПР по

индивидуальным карточкам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Средства оценивания познавательной деятельности учащихся с ЗПР  Качественная оценка !!! - Количественная оценка (на данном уроке)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Средства оценивания

познавательной деятельности

учащихся с ЗПР

  • Качественная оценка !!!

- Количественная оценка

(на данном уроке)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Организация образовательного пространства

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Организация образовательного

пространства

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Способы профилактики и коррекции психологического и физического здоровья - физкультминутка - гимнастика для глаз - пальчиковая гимнастика

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Способы профилактики и

коррекции психологического и

физического здоровья

- физкультминутка

- гимнастика для глаз

- пальчиковая гимнастика

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Этапы урока 1. Мотивационно-целевой этап а) актуализация знаний Для всех Для детей с ЗПР  Письмо по памяти -Послушайте, затем прочитайте стихотворение С.А. Есенина «Белая берёза», напишите стихотворение по памяти. ? Назовите слово с непроверяемой орфограммой, встретившееся в стихотворении (береза). Подчеркните орфограмму

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

1. Мотивационно-целевой этап

а) актуализация знаний

Для всех

Для детей с ЗПР

Письмо по памяти

-Послушайте, затем прочитайте стихотворение С.А. Есенина «Белая берёза», напишите стихотворение по памяти.

?

Назовите слово с непроверяемой орфограммой, встретившееся в

стихотворении (береза). Подчеркните орфограмму

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Этапы урока  1. Мотивационно-целевой этап  б) самоопределение к деятельности   Для всех Для детей с ЗПР -Расскажите, что вы знаете о берёзе? Дети составляют небольшие рассказы о берёзе, работая в парах. ?

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

1. Мотивационно-целевой этап

б) самоопределение к деятельности

Для всех

Для детей с ЗПР

-Расскажите, что вы знаете о берёзе?

Дети составляют небольшие

рассказы о берёзе, работая в парах.

?

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА б) самоопределение к деятельности Для всех Для детей с ЗПР -Расскажите, что вы знаете о берёзе? Детям даётся готовый текст с пропущенными словами. Необходимо, прочитав текст, вставить пропущенные слова, пользуясь «словами для справок»  … мы сразу узнали по …коре. Других деревьев с такой … в России нет. Возможно, название … происходит от древнего слова, которое … «Светиться, белеть» (А. Плешаков)  Слова для справок: означает, белой, берёзу, корой, растение. -Что вы составили? Докажите. Что такое текст? Дети формулируют определение понятия «текст» с опорой на схему  Текст Тема основная мысль заголовок

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

б) самоопределение к деятельности

Для всех

Для детей с ЗПР

-Расскажите, что вы знаете о берёзе?

Детям даётся готовый текст с пропущенными словами. Необходимо, прочитав текст, вставить пропущенные слова, пользуясь «словами для справок»

мы сразу узнали по …коре. Других деревьев с

такой … в России нет. Возможно, название …

происходит от древнего слова, которое …

«Светиться, белеть» (А. Плешаков)

Слова для справок: означает, белой, берёзу, корой, растение.

-Что вы составили? Докажите. Что такое текст?

Дети формулируют определение понятия «текст» с

опорой на схему

Текст

Тема основная мысль заголовок

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Этапы урока 2. Операционально-целевой этап  а ) На доске предложения: Пришли на опушку ребятишки, подошли к берёзке и вонзили топор в ствол. Выросла на опушке стройная кудрявая берёзка. Точно зимний снег, белеет стройный её ствол. Наступило лето, а берёзка стояла грустная, печальная. Дрогнула берёзка, и упали на землю прозрачные капельки. До осени еще далеко, а на берёзке мелькали жёлтые листья. Подставили ребятишки к ране желобок, и полился в кубышку прозрачный сок  - Можно ли назвать эту группу предложений текстом? Почему? -Поставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Дети с ЗПР работают в паре с сильными учениками  -Проверьте правильность выполнения задания по образцу. Дети с ЗПР выполняют это задание самостоятельно.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

2. Операционально-целевой этап

а ) На доске предложения:

Пришли на опушку ребятишки, подошли к берёзке и вонзили топор в ствол. Выросла на опушке стройная кудрявая берёзка. Точно зимний снег, белеет стройный её ствол. Наступило лето, а берёзка стояла грустная, печальная. Дрогнула берёзка, и упали на землю прозрачные капельки. До осени еще далеко, а на берёзке мелькали жёлтые листья. Подставили ребятишки к ране желобок, и полился в кубышку прозрачный сок

- Можно ли назвать эту группу предложений текстом? Почему? -Поставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

Дети с ЗПР работают в паре с сильными учениками

-Проверьте правильность выполнения задания по образцу.

Дети с ЗПР выполняют это задание самостоятельно.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Этапы урока 2. Операционно-деятельностный  б) -Что такое тема текста? Для всех Для детей с ЗПР -Определите тему текста. -Озаглавьте текст. -Выберите из списка подходящую тему текста: • Лето • Ребятишки • Берёзка -Как можно озаглавить текст?

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

2. Операционно-деятельностный

б) -Что такое тема текста?

Для всех

Для детей с ЗПР

-Определите тему текста.

-Озаглавьте текст.

-Выберите из списка подходящую

тему текста:

• Лето

• Ребятишки

• Берёзка

-Как можно озаглавить текст?

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Этапы урока 2. Операционно-деятельностный   этапОперационно-деятельностный    в) Что такое основная мысль текста?  Для всех Для детей с ЗПР - Определите основную мысль текста. -Спишите текст, подчеркните новые (непонятные) для вас слова. - Далее выяснение лексического -Какая основная мысль больше подходит к данному тексту? • Мила берёзка русскому сердцу. • Нужно бережно относиться к березе и к природе в целом. • Берёзовый сок очень полезен для здоровья.  -Спишите текст, подчеркните новые (непонятные) для вас слова значения «непонятных» слов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

2. Операционно-деятельностный

этапОперационно-деятельностный

в) Что такое основная мысль текста?

Для всех

Для детей с ЗПР

- Определите основную мысль

текста.

-Спишите текст, подчеркните

новые (непонятные) для вас слова.

- Далее выяснение лексического

-Какая основная мысль больше подходит к данному тексту?

• Мила берёзка русскому сердцу.

• Нужно бережно относиться к березе и к природе в целом.

• Берёзовый сок очень полезен для здоровья.

-Спишите текст, подчеркните новые (непонятные) для вас слова

значения «непонятных» слов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Этапы урока 2. Операционно-деятельностный    в) закрепление На доске запись: Отец и сыновья  Отец и говорит: «Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет. Если будете ссориться, да всё врозь- вас всякий легко погубит.» Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Сыновья не слушались. Вот отец велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько сыновья не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. - Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему? Для всех Для детей с ЗПР -Переставьте абзацы так, чтобы получился текст. -Проверьте себя по учебнику: упр.17, с.19 -Составьте план текста, озаглавив каждую часть. -Расставьте пункты плана по порядку: • Совет отца • Испытание • Отцовский наказ -Устно передайте содержание каждой части

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

2. Операционно-деятельностный

в) закрепление

На доске запись:

Отец и сыновья

Отец и говорит: «Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет. Если будете ссориться, да всё врозь- вас всякий легко погубит.» Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Сыновья не слушались. Вот отец велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько сыновья не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке.

- Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?

Для всех

Для детей с ЗПР

-Переставьте абзацы так, чтобы

получился текст.

-Проверьте себя по учебнику: упр.17, с.19

-Составьте план текста, озаглавив

каждую часть.

-Расставьте пункты плана по порядку:

• Совет отца

• Испытание

• Отцовский наказ

-Устно передайте содержание каждой

части

Этапы урока 2. Операционно-деятельностный    Карточки с заданиями для закрепления (дополнительно) Для всех Для детей с ЗПР -Выберите все подходящие заголовки к тексту, определите тему текста. -Выберите наиболее подходящий заголовок к тексту. Определите тему текста. -Выберите из данных заголовков те, которые не подходят к тексту. Выберите основную мысль текста из предложенных вариантов. -Выберите пословицу, которая наиболее точно передаёт основную мысль текста. -Напиши номер предложения, в котором наиболее полно представлена основная мысль текста. -Придумай вопрос, ответ на который поясняет основную мысль текста. -Выберите вопрос, который можно задать одноклассникам по тому тексту

Этапы урока

2. Операционно-деятельностный

Карточки с заданиями для закрепления (дополнительно)

Для всех

Для детей с ЗПР

-Выберите все подходящие

заголовки к тексту, определите

тему текста.

-Выберите наиболее подходящий

заголовок к тексту. Определите

тему текста.

-Выберите из данных заголовков те,

которые не подходят к тексту.

Выберите основную мысль текста

из предложенных вариантов.

-Выберите пословицу, которая наиболее точно передаёт основную мысль текста.

-Напиши номер предложения, в

котором наиболее полно

представлена основная мысль

текста.

-Придумай вопрос, ответ на

который поясняет основную мысль

текста.

-Выберите вопрос, который можно

задать одноклассникам по тому

тексту

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Этапы урока  3. Оценочный этап.  (количественная оценка)  4. Рефлексивно-смысловой этап ( активные методы рефлексии)  В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов. Активные методы позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

3. Оценочный этап.

(количественная оценка)

4. Рефлексивно-смысловой этап

( активные методы рефлексии)

В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов. Активные методы позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу.

«Методические советы» при организации планирования урока в 5-6 классах в инклюзивном образовании Учитывать адаптацию обучающихся при переходе из одной ступени образования к следующей ( начальная школа - основная школа) Значительно увеличивается количество педагогов , необходимо соблюдать единые требования к подготовке и проведению уроков в инклюзивном классе У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности . Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности, как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса ( Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом).

«Методические советы» при организации планирования урока в 5-6 классах в инклюзивном образовании

  • Учитывать адаптацию обучающихся при переходе из одной ступени образования к следующей ( начальная школа - основная школа)
  • Значительно увеличивается количество педагогов , необходимо соблюдать единые требования к подготовке и проведению уроков в инклюзивном классе
  • У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности . Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности, как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса ( Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом).
ШПАРГАЛКА  педагога инклюзивного образования Правило «3 в 1» (на уроке в инклюзивном классе 3 класса–сильный, слабый и ОВЗ)  Заготовки–карточки , наглядные пособия, раздаточный материал.  Помогай и поощряй (хвали за все)  Глаголь (инструкции давать глаголами)  Быть рядом Убрать эмоции  Визуальные подсказки (Обозначение гласного согласного звуков и пр.)  Алгоритм ( четкость плана, структурированный урок, ребенку с ОВЗ очень сложно перестраиваться) Чередование и смена видов деятельности

ШПАРГАЛКА педагога инклюзивного образования

  • Правило «3 в 1» (на уроке в инклюзивном классе 3 класса–сильный, слабый и ОВЗ)
  • Заготовки–карточки , наглядные пособия, раздаточный материал.
  • Помогай и поощряй (хвали за все)
  • Глаголь (инструкции давать глаголами)
  • Быть рядом
  • Убрать эмоции
  • Визуальные подсказки (Обозначение гласного согласного звуков и пр.)
  • Алгоритм ( четкость плана, структурированный урок, ребенку с ОВЗ очень сложно перестраиваться)
  • Чередование и смена видов деятельности
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!