СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт по организации контрольно-оценочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе»

Проектирование контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе


В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы остаются сложнейшими педагогическими проблемами.

Сегодня мы ещё раз попробуем осмыслить проблему оценивания знаний, умений и навыков учащихся с целью дальнейшего совершенствования практики оценивания и повышения качества и эффективности урока.

В своей работе учителям иностранного языка необходимо руководствоваться нормативными документами, регламентирующими контрольно-оценочную деятельность учителя. В целях регулирования контрольно-оценочной деятельности педагогических работников, осуществления единых подходов при организации проверки и оценки учебных достижений учащихся были изданы НОРМЫ оценки результатов учебной деятельности учащихся по иностранному языку в начальной, базовой и средней школе.

Учебный процесс - это деятельность, участниками которой являются учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня учащиеся и их родители ждут от учителя, прежде всего, понимания их и их проблемы и вместе с тем хотят, чтобы учитель был строг, последователен и справедлив.

В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.

Согласно нормативным документам:

Оценка - развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.

Оценить - значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения.

Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.

Отметка - это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.

Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний.

Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер.

Обычно учителями используются следующие формы оценки:

-многочисленные «малые формы оценки» в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя;

— краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письменных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном дневнике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика;

— отметки, с помощью которых по пятибалльной системе оцениваются успеваемость;

— общие характеристики, включающие оценку учебных и трудовых успехов, которые пишутся в конце учебного года, при получении аттестата зрелости или для профессиональных заведений и т. п.

Сюда прибавляются оценочные высказывания учителя при посещении родителей, на родительских собраниях

Смысл комментирования отметок заключается, во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.

Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.

Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует, а не тормозит развитие школьников.

Оценки и отметки могут существенно способствовать делу повышения успеваемости, но не совершают «чудес». Если есть недостатки при определении целей и содержания урока, его дидактико-методической организации, то даже самая изощренная методика оценки знаний не поможет повысить успеваемость учащихся.

Оценки и отметки являются важным средством воспитания. Однако если взаимоотношения между учителем и учащимися не на должном уровне, если учитель не обладает авторитетом, учащиеся сомневаются в его справедливости, то оценки и отметки утрачивают свое воспитательное воздействие.

Выставление оценок по предметам способствует развитию ученика в том случае, если он понял, что от него требуют; если он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений; если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия.

Если эти условия выполнены, то ставить отметку можно.

Для повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.

Хочется вставить цитату педагога-новатора Евгения Николаевича Ильина: «В оценке зачастую мало педагогики и много власти. Задача каждого педагога строить образовательный процесс таким образом, чтобы в его оценке власти было мало, а педагогики много».

Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.

Составной частью учебно-воспитательного процесса в обучении иностранным языкам является контроль. Ведущая задача контроля - установление соответствия между реальным уровнем сформированности у учащихся языковой, речевой и социокультурной компетенции на иностранном языке и требованиями программы. Учитель в результате осуществления контроля получает информацию о качестве своей работы, об эффективности тех или иных приемов и методов обучения. Для ученика значение контроля заключается в том, что он стимулирует деятельность, повышает мотивацию к учению, показывает движение вперед в обучении.

Учителю при подготовке к уроку нужно помнить о необходимости различных форм контроля и его организации. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарищей. У каждого учителя должна быть своя система контроля, включающая разнообразные средства и приёмы работы. Учащиеся должны понимать, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.

Существуют следующие формы контроля:

- устный контроль: используется для проверки умения и навыков устной речи, для проверки понимания прочитанного, для экономии времени на уроке. Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся.

- письменный контроль: У письменной формы контроля имеются некоторые преимущества. Во-первых, им можно охватить одновременно всех учащихся; во-вторых, гораздо удобнее обрабатывать письменные работы, нежели устные ответы. Ошибки в письменных работах легче квалифицировать и анализировать, поскольку действия ученика точно зафиксированы, в то время как при устном ответе учащиеся часто говорят предложение, затем тут же его исправляют, не заканчивают одно предложение и начинают другое и т.д.

Однако невозможно проверить в письменной форме умение учащихся вести беседу или высказываться по теме, невозможно проконтролировать ни произношение учащихся , ни темп их речи. Учитель не может судить о том, насколько автоматизировано учащиеся пользуются речевыми единицами, как свободно они заполняют их соответствующей лексикой.

Прибегать к письменной проверке рекомендуется с целью контроля умений и навыков письма, а также для контроля умений переводить научно-популярную литературу со словарём. Для контроля правописания можно проводить короткие диктанты. Для проверки умения письменно излагать свои мысли можно давать учащимся на дом небольшие сочинения в связи с пройденной тематикой, например: «опишите свой день, свою семью, чем вы занимаетесь в школе, напишите письмо» и т. д. Письменный контроль эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах.

Различают контроль индивидуальный и фронтальный:

Фронтальная форма – одна из основных организационных форм контроля при обучении. Она позволяет соблюдать основные правила контроля – регулярность и максимальный охват учащихся за единицу времени. Это «дежурная», регулярная форма контроля, которая может проводиться несколько раз в течение урока. Прежде всего, её целесообразно использовать для контроля усвоения языкового материала (т.е. элементов речи).

Фронтальный контроль может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Устная форма контроля преобладает. Однако, имея в виду большие обучающие возможности письма, необходимо периодически проводить и письменный фронтальный контроль. Именно регулярный письменный контроль прививает лингвистическую бдительность и точность. Для того чтобы органично включить фронтальный контроль в урок и ограничить время на его проведение, рекомендуется пользоваться тестовыми приёмами, рассчитанными на 5-7 минут.

Преимущество фронтального контроля в том, что он держит в напряжении весь коллектив, ученики знают, что в любую секунду они могут быть спрошены, их внимание сосредоточено, мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведётся. Поэтому фронтальный опрос является более совершенной формой проверки.

Однако и ему присущи недостатки, которые особенно сказываются в тех случаях, когда требуется проверить умения учащихся в монологической и диалогической устной речи. Если учащиеся научились правильно и быстро, с хорошим произношением, составлять предложения по подстановочной таблице, задавать вопросы, отвечать на вопросы, отдавать распоряжения – это ещё не означает, что они могут сделать связное сообщение по теме или вести между собой беседу в связи с заданной ситуацией. Для того, чтобы проверить эти умения, необходим индивидуальный контроль, при котором можно было бы вызвать одного ученика (в случае проверки монологической устной речи) или двух учеников (в случае проверки умений диалогической речи) и прослушать их высказывания или беседу.

Наряду с фронтальной формой контроля следует регулярно осуществлять индивидуальный контроль.

В процессе индивидуального контроля происходит общение «преподаватель – ученик» и оно имеет место только в учебных условиях. При этом роли партнёров фиксированы и неравноправны. Преподаватель управляет общением и деятельностью обучаемого. Подобное зависимое положение ученика и статусное неравенство не способствуют свободе общения, приводят к скованности, снижает мотивацию.

Существенным недостатком индивидуального контроля является вынужденная пассивность класса в течение значительной части урока, когда ученики по 4-5 минут пересказывают текст, делают сообщения по теме, участвуют в диалогах и т. п. , и даже в тех случаях, когда учителю удаётся опросить таким образом 10 и более, учащихся, часть класса остаётся не охваченной работой. Те же школьники которые уже успели высказаться, также в течение ближайших 20 минут оказываются не вовлечёнными в активную работу.

В настоящее время на уроках широко используется парная и групповая формы работы – режим, увеличивающий время активной деятельности учащихся; он применяется для взаимной тренировки учащихся в усвоении языкового материала; особо эффективно его применение для развития диалогической речи. Отдельного понятия «контроль рабочей пары или группы» в методике преподавания не существует, но его можно рассматривать как одну из организационных форм контроля. При парной и групповой работе решаются коммуникативные задачи (диалогическая речь, монологическая речь). Учащиеся, получившие роли, репетируют их, затем выступают перед классом. Учитель прислушивается к работе учащихся. Он наблюдает за ходом работы большинства пар, присоединяясь к ним как собеседник. В результате оценки в баллах выставляются почти всем ученикам. Общение «ученик-ученик» происходит намного более комфортно и естественно. Общающиеся, находясь в равном положении, чувствуют себя раскованно, каждый стремится реализовать своё коммуникативное намерение наилучшим образом. Часто возникает атмосфера соревнования, желание проявить себя с наилучшей стороны, что стимулирует речевую активность общающихся.

Лучшим видом контроля будет комбинированный контроль, при котором не более 10 минут урока будет уделяться проверке умений монологической речи (при этом должны быть опрошены не менее трёх учащихся в случае монологического высказывания и не менее трёх пар учащихся в случае диалогической речи), т.е. индивидуальному контролю, а остальная часть урока будет посвящена фронтальной работе. Причём учитель должен так организовать работу класса, чтобы, проверяя умения одного или пары учащихся, привлечь к активному участию в уроке всех остальных учеников.

Важным подвидом контроля является проверка домашних заданий. Как правило, домашние задания целесообразнее всего давать в письменной форме. Такая точка зрения на домашние задания обусловлена рядом причин. Прежде всего, выполнение письменных упражнений в классе нецелесообразно из-за того, что на них тратится большое количество времени. Практика ученика неизмеримо больше, когда он выполняет устные упражнения, нежели когда он выполняет те же упражнения письменно. Кроме того, нельзя не учитывать условий, в которых учащиеся выполняют домашние задания. Дома ученик не имеет возможности (за очень редким исключением) получить практику в диалогической устной речи. Он не имеет возможности также практиковаться в неподготовленном высказывании по теме.

Письменные домашние задания могут проверяться учителем вместе с классом на уроке. В том случае, если учащимся было задано вставить пропущенные предлоги, артикли, перевести предложения с русского языка, ответить на вопросы, то такие и подобные упражнения, которые будут выполнены примерно одинаково всеми учащимися, хорошо проверить в классе фронтально и устно. Если же ученики получили задание составить предложения по таблице, вопросы к картинке, написать несколько предложений или небольшое сочинение по теме и т.д., то проверять такие работы учитель должен индивидуально у каждого ученика.

При проведении контроля следует руководствоваться следующими правилами-требованиями:

  • контроль должен носить регулярный характер;

  • контроль должен охватывать максимальное количество учащихся за единицу времени. Поэтому в каждом отдельном случае он не должен занимать много времени;

  • объём контролируемого материала должен быть небольшим, но репрезентативным, чтобы по степени его усвоения, владения им учащимися можно было судить, приобрели ли они необходимые навыки и умения.

Так как обучение и контроль органично связаны, при проведении контроля следует отталкиваться от конкретных задач урока.

Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый:

Виды контроля:

а) Текущий контроль

Текущий контроль осуществляется на каждом уроке в соответствии с целями и задачами урока. Текущий контроль призван обеспечивать своевременную обратную связь, способствовать улучшению учебного процесса. Текущий контроль систематичен, оперативен, разнообразен по формам, видам и средствам проведения, часто бывает комбинированным и многофункциональным, проверяет одновременно несколько видов навыков и умений, например, различных видов речевой деятельности и аспектов языка. Текущий контроль обычно проверяет усвоение учащимися знаний, умений и навыков применения нового учебного материала, устанавливает пробелы в их обучении. Помогает учителю и учащимся корректировать методы преподавания и учения, планировать дальнейший процесс обучения. Текущий контроль может проводиться в форме опроса (фронтального, индивидуального, комбинированного, взаимного), наблюдений, собеседования, анкетирования, тестирования, контрольной работы, оценочных суждений. Текущий контроль иногда проводится в форме ролевой игры, защиты проекта и др. Чаще всего текущий контроль проводится в форме тестирования для контроля знаний умений и навыков чтения, аудирования, говорения, письма, лексики и грамматики, фонетики, для проверки социокультурных знаний.

б) Промежуточный контроль

Промежуточный контроль (периодический) проводится по завершению раздела темы или в конце четверти в соответствии с учебно-тематическим планом. Его цель – установление уровня усвоения знаний, умений, навыков на определенном этапе обучения.

в) Итоговый контроль проводится по завершении определённого этапа обучения (начальной школы, основной школы и старшей школы). Итоговый контроль направлен на выявление достигнутого уровня обученности учащегося, определение степени сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. В настоящее время итоговый контроль в форме устного экзамена определяет уровень подготовки учащихся средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку. Итоговый контроль свидетельствует об эффективности программы обучения, выбранного УМК, работы учителя и учащихся.


ПРИЕМЫ УСТНОГО ОПРОСА


БАЗОВЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ


ФОРМУЛА: на первом же уроке новой темы учитель вывешивает “Базовый лист контроля”. В нем пере­числены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый.

Базовый лист — необходимый атрибут нескольких форм работы. Обычно ученики переписывают вопросы листов в конец тетради.

В старших классах лист “двухэтажный”. Первая его половина — обязательный минимум для всех. Отделенная чертой вторая полови­на содержит добавочные вопросы для претендентов на “отлично” и тех, кто готовится сдавать вузовский экзамен.


ДИАЛОГ — Правильно ли я понял, что базовые вопросы — для зубрежки?

  • Да. Поэтому будем соблюдать меру и включать туда только необходимое.

  • А мы множим такие листы на ксероксе, и ученики их вклеивают в тетрадь.

  • Хорошо, если есть такая возможность.



Устный опрос — чего уж проще? Но посмотрим на него “под микроскопом”. Вот учитель задает вопрос. Что происходит? Одни ученики поднимают руку, другие — нет. Казалось бы: те, кто поднял руку, знают от'вет на вопрос, те, кто не поднял, — не знают. Ан нет, не все так просто.

Кто на самом деле поднял руку? Во-первых, действительно знаю­щие. Во-вторых, уверенные, что не спросят, — ради показа своей активности и якобы знания. В-третьих, рискующие — а вдруг не спросят, а если спросят, как-нибудь выкрутимся. И выкручиваются. Такое 'бывает часто. Если учитель ставит двойку, поднимается “стон великий” — как, мол, за один-то вопрос... Иногда учитель “для справедли­вости” начинает задавать другие вопросы. Отвечающий тянет вре­мя.

А вот и противоположный вариант: ученик знает ответ, но руку не поднимает. Почему? То ли “А, все равно не спросят”, то ли боится .суждения одноклассников — выскочка, мол. Старшеклассники- :середняки, которые и составляют обычно большинство класса,

быстро осознают еще один важный момент: если всегда поднимать руку, когда готов, то неподнятием руки автоматически будешь выда­вать свое незнание. Поэтому самая выгодная позиция — пассивная.

К сожалению, перечисленные эффекты делают устный опрос достаточно неэффективным. При этом изгонять его из урока не хочется — ведь и польза, несмотря на все нюансы, очевидна. Как быть?

Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем:

СВЕТОФОР

“Светофор” — это всего лишь длинная полоска карто­на, с одной стороны красная, с другой — зеленая.

ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают “светофор ” красной

или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готов­ности к ответу.

Способ применения “светофора” зависит от типа опроса.

Есть два совершенно разных типа устного опроса — назовем их условно А и Б. Они требуют разных видов умственной деятельности, кото­рые лучше не смешивать.

Тип А — опрос по базовым вопросам, кото­рые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает ‘Я не знаю!” Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит озойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — “Знаю!”



ДИАЛОГ — Чем это лучше, чем простое поднятие руки?

  • При использовании “светофора” ученик находится в иной психологиче­ской позиции: пассивность невозможна, чем бы она ни была мотивирована. Сигналя “светофором”, ученик вынужден каждый раз явно — для себя и для учителя — зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания. Как-то в беседе с автором выпускница Галя 111., которой непросто давалась школь­ная наука, призналась: “Мне было так стыдно раз за разом поднимать крас­ную карточку, когда приходила неподготовленной, что приходилось упорно готовиться каждый день. Но зато “светофор” дал мне уверенность на экза­мене и “зеленый свет” в институт”.

  • Скажите, зачем ученику каждый раз поднимать красную карточку, призна­ваясь в незнании? Не будут ли некоторые обманывать зеленым цветом?

  • Маловероятно. Это очень невыгодно. Вы четко объясняете ученикам, что каждый из них свободен отказаться от ответа по любому вопросу — для этого есть красный сигнал. Но если показал зеленый — будь добр отве­чать. Незнание одного вопроса в этом случае — достаточное основание для самой низкой оценки. Ну кто же будет рисковать при таких условиях?

  • А если ученик сомневается?

  • Повторюсь: опрос типа А только по вопросам, на которые должны быть, как ни крути, даны точные ответы. Сомневаешься — значит, не готов.

  • При опросе типа Б учитель задает творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только: одно: “Хочу ответить!” Красный цвет — “Не хочу”. Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от “светофо­ра” опять-таки в активной позиции ученика: он вынужден снова фикси­ровать свою готовность ответить по каждому вопросу.


ДИАЛОГ — Что если кто-нибудь забыл взять на урок “светофор”?

  • В кабинете у нас небольшой запас сделанных теми же ребятами “сигнализаторов”. В крайнем случае всегда найдутся два предмета соответствующих цветов — пусть показывают их.

  • Самый тривиальный вопрос: каковы размеры “светофора”?

  • Никаких особых стандартов нет — было бы удобно пользовать В некоторых классах ребята просто наклеивали цветную бумагу на де| вянную линейку 25—30 см, на почтовую открытку. Другие изготовлял1 круг с ручкой... Все зависит от возраста, вкусов.

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ФОРМУЛА: один учен и к отвечает у доски, остальные слушают.

Внимание: в традиционном своем виде опрос у доски — это, скорее, антиприем. Толку от него мало: один отвечает, остальные как бы слушают.

И все-таки опрос у доски имеет смысл, только использовать такой опрос нужно не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестя­щий ответ — чтобы формировать у остальных образ ответа, к которо­му можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена. После такого ответа полезен краткий “разбор полета” с учениками.

ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ

Применим в случае, когда предполагается разверну­тый, логически связный ответ.

ФОРМУЛА: рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

ТИХИЙ ОПРОС

ФОРМУЛА: беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например тренировочной контроль­ной или групповой работ




ой.






ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС

ФОРМУЛА: ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.




В


В устном опросе эту форму обычно не используют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений, в котором “переплавится” непонимание. Не запрещено и самому учителю позащищать один из неверных ответов — пусть

поспорят.


Пример


ВЗАИМООПРОС

ФОРМУЛА: ученики опрашивают друг друга по базовым листам.

Темы — по собственному усмотрению либо их указывает учитель.

По завершении работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу типа: “У меня вызвали затруднение такие-то вопросы: ...”


ДИАЛОГ — Как выставляются отметки за взаимоопрос?

  • Основная цель такой работы — регулярное проговаривание основь вопросов вслух, их повторение. Взаимоопрос можно сделать непродс жительным — 3—5 минут. Отметки ученики выставляют друг другу по заданным критериям. В журнал они обычно не идут.



ЩАДЯЩИЙ ОПРОС2



ФОРМУЛА: учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников.

Делается это так. Класс разбивается на две группы по рядам- вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа, при этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто “+” или «-« На следующий вопрос учителя отвеча­ем ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа учителя выставляют учени­кам второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.

ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС (почти шутка)

ФОРМУЛА: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Идеальный опрос — когда опроса нет, а функции его выполняют- Опроса нет, — значит, сэкономим время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на “5”? (Ученики поднимают руки.) -а “4”? На “3”? Спасибо...

Говорят: хорошего — понемногу. А идеального — еще меньше. Поэтому такой сценарий применяют нечасто.



ПРИЕМЫ

ПИСЬМЕННОГО КОНТРОЛЯ

Не секрет: письменный контроль позволяет более адекватно про­верить знания, чем устный. Наверное, поэтому вступительные экза­мены в университеты стран Запада в большинстве своем письменные.

ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

ФОРМУЛА: диктант проводится по базовым вопросам (5—7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов — 1 —2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.

Жесткая форма работы. Невозможно списать — на это просто нет времени. Когда диктант завершен, следует четкая команда об оконча­нии работы (см. прием “Четкая команда” на с. 15). Затем 2—3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния.

ДИАЛОГ — Как часто следует проводить фактологический диктант?

  • Зависит от конкретных условий. Автор проводил достаточно часто такой диктант в двух случаях: а) в выпускном классе (здесь к текущим диктантам прибавлялись диктанты на повторение. В таких случаях тема диктанта (номер базового листа) объявлялась за неделю); б) в начале работы

с “разболтанными” классами, которые нужно было ввести в рабочее русло. В некоторых классах фактологический диктант проводился в начале почти каждого урока. Сначала — “писк и ропот”. Потом привыкают, после чего диктанты проводятся реже. А привычка к ежедневной работе остается.

  • Но ведь это бешеная нагрузка на учителя — проверить столько работ?!

  • Нет, если применить следующий прием:

ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

ФОРМУЛА: проверять работы учеников выборочно.

Перед учителем — исписанные неровным почерком листки. Это ре­зультат фактологического диктанта. Но проверяет он не все работы, а только часть их. Те, которые сочтет нужным, или отобранные случай­ным образом: “перетасовал и вытащил”. Учителю это удобно. Коль времени в обрез — учитель проверяет 5—6 работ. Но может прове­рить 20 или все. Чьи работы будут проверены — никто из пишущих не знает. Стараются все. Конечно же, такой способ проверки огова­ривается заранее. Есть только один “подводный камешек”. Получив работы, нужно пересчитать их. Иначе кто-нибудь из сообразительных лентяев быстро поймет: работу можно не сдавать вообще, а учитель будет думать, что она просто не попала в “список избранных”.

ДИАЛОГ — Разве этот прием применим только к фактологическому диктанту?

— Конечно, нет. Ко многим другим формам контроля тоже. К обыкно­венному орфографическому диктанту, например.

ТРЕНИРОВОЧНАЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ФОРМУЛА: учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников.

Возможны и другие послабления: например, пользование учебни­ком или списком словарных слов. Тренировочные контрольные осо­бенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям. Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.


БЛИЦ-КОНТРОЛЬНАЯ

ФОРМУЛА: контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков,

которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.

По темпу блиц-контрольная сходна с фактологическим диктантом.

Отличие же в том, что сюда входит проверка владения другими стандартными умениями. Включает в себя ~— 10 стандартных заданий. Время — примерно по минуте на задание.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ БЛИЦ-КОНТРОЛЬНОЙ

До: условия по вариантам открываются на доске или на плакате.

по возможности условия распечатываются и кладутся на парты листом вниз. По команде — переворачиваются.

Во время: на парте — чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе. По истечении времени работа "сокращается по четкой команде.

После: работы сдаются учителю или применяется вариант само- ~ с: верки: а) учитель диктует правильные ответы или, что лучше, вывешивает таблицу правильных ответов. Ученики отмечают знаками свои результаты; б) небольшое обсуждение по вопросам учеников; в) задается норма оценки. Например: из 7 заданий 6 “плю­сиков- отметка “5”,5 плюсиков” — “4”, не менее трех — отметка “3”; отметки выставляются (или нет) в журнал по усмотрению учителя.


ДИАЛОГ — А если будут обманывать при самопроверке?

— Если еще не выстроились доверительные отношения с классом, не делайте самопроверку. Но вообще дети очень ценят доверие авторитетного учителя.


Проблема контроля постоянно привлекает к себе внимание учителей и методистов, так как в нём кроются разнообразные и далеко не исчерпанные возможности воспитывающего обучения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!