СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование современного урока по русскому языку и литературе как составляющая успешности обучения и реализации системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС ООО"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование современного урока по русскому языку и литературе как составляющая успешности обучения и реализации системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС ООО"»

МБОУ « Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»





ВЫСТУПЛЕНИЕ


на тему:

«Проектирование современного урока по русскому языку и литературе как составляющая успешности обучения и реализации системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС ООО»





Подготовила: учитель русского языка и литературы

Климова А.М.

















           

Использование системно –деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС.

Системно - деятельностный подход как методология
ФГОС второго поколения.

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения.

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
Потому так важно формировать у ребенка правильную гражданскую активную позицию, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен новый ФГОС. ФГОС нового поколения. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход.

Главная задача которого: подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является

воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели,

- решать задачи,

- отвечать за результаты.


Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный подход. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным.

Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...”

 Каким же быть современному уроку, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков, и критерии оценивания урока и критерии результативности в рамках системно-деятельностного подхода.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)


В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в части IV. «Требования к условиям реализации основной образовательной программы» уделяется особое внимание на использование в образовательном процессе современных педагогических технологий деятельностного типа для личностного роста ребенка.

Современные образовательные технологии деятельностного типа:

  • проблемно – диалогическая;

  • мини – исследования;

  • организация проектной деятельности;

  • портфолио

  • оценивания образовательных достижений (учебных успехов);

  • сотрудничества;

  • ИКТ ;

  • здоровьесберегающие.

О некоторых из технологий я хочу рассказать поподробнее.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой

проблемы. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.

Системно-деятельностный подход в рамках урока с использованием метода проектов базируется на следующих принципах:

1) позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом,

2) позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях),

3) учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя,

4) учебная деятельность – управляемый учебный процесс,

5) учебное действие – действие по созданию образа,

6) образ – слово, рисунок, схема, план,

7) оценочное действие – Я умею! У меня получится!

8) эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…(формирование мировоззрения).


Другой метод – информационно-коммуникационные технологии.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

         игровая деятельность;

         создание положительных эмоциональных ситуаций;

         работа в парах;

         проблемное обучение.

Учебники, несмотря на их вариативность, перестают играть роль главного носителя учебной информации. Таким образом, стала очевидной необходимость применения технологий, которые бы формировали, помимо предметных умений и навыков, самостоятельные виды деятельности, состоящие из практического использования предметных и социальных знаний, накопленных в процессе образования. Человек, умело, эффективно владеющий современными технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Применение ИКТ на уроках усиливает:

- положительную мотивацию обучения;

- активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций

2. Принцип доверительности

3. Принцип обратной связи

4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека  в деятельность нашего образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Это:

- учет возрастных особенностей;

- демократический стиль общения на уроке;

- дифференцированное обучение;

- игровые технологии;

- динамические минутки и паузы

С целью мониторинга развития ученика педагоги нашей школы активно используют метод Портфолио. Для первоклассников изначально оно является своеобразным мониторингом в безоценочной системе обучения, для других учащихся – возможность самооценки (ученик видит свои успехи и неудачи, ставит цели, анализирует).

Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  

Представленные мною методы и приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора), на мой взгляд, дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.






























Причастие как часть речи”, 7 класс.

1. Организационный момент.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне - “Хочу, потому что могу”.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

На данном этапе создается ситуация эмоционального раскрепощения, идет работа над первой обучающей целью урока – проверка степени усвоения изученного ранее материала. Вполне традиционное начало урока, но важным элементом здесь является самостоятельная постановка учебных задач и рефлексия обучающихся.

В основе урока – работа с текстом. Такое содержание учебной деятельности соответствует цели компетентностного обучения русскому языку, способствующего формированию языковой способности личности.

На этапе актуализации знаний часто предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением. Анализ поэтического текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным текстом позволяет плавно перейти к изучению новой темы. Требования, предъявляемые к текстам, - их компактность и художественная образцовость.

Например, при изучении темы “Причастие” предлагаю тексты, насыщенные именами прилагательными, уже хорошо известными детям, и причастиями, о которых только пойдет речь на уроке.

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой.
М. Ю. Лермонтов

Солнце за день нагулялося,
За кудрявый лес спускается:
Лес стоит под шапкой тёмною,
В золотом огне купается.

На бугре трава зелёная
Спит, вся искрами обрызгана,
Пылью розовой осыпана
Да каменьями унизана.
И.С.Никитин

Задание классу: Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.

Возможные варианты заданий:

Прочитайте выразительно стихотворение.

Озаглавьте текст.

Определите тему и идею текста. Дайте аргументированную оценку предложенным текстам.

Какие художественные средства используют авторы стихотворений?

Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.

Перечисленные выше задания, как правило, обязательны для работы с любым видом текста в каждом классе. Мало того, что происходит развитие коммуникативной компетенции (овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи), параллельно идет подготовка к государственной итоговой аттестации, выработка практических умений по текстоведению (речеведению), таких, как способность точно воспринимать содержание прочитанного текста, его основные проблемы; определять основную мысль, позицию автора текста; опознавать языковые средства выразительности и др.

Введение в тему. Работа с данными текстами позволяет плавно перейти к изучению новой темы.

Назовите все слова, которые указывают на признак предмета. Каким способом вы смогли их выявить? (по вопросу какой? Какая? Каков?)


Изучение новой темы урока. 

Исследовательское задание классу:

Распределите слова на группы, объединив их по общим признакам (количество групп каждый определяет самостоятельно).

После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы.

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой.
М. Ю. Лермонтов

Солнце за день нагулялося,
За кудрявый лес спускается:
Лес стоит под шапкой тёмною,
В золотом огне купается.

На бугре трава зелёная
Спит, вся искрами обрызгана,
Пылью розовой осыпана
Да каменьями унизана.
(И.С.Никитин)


Свежий лес, малиновая слива, под тенью сладостной, зеленого листка, росой душистой, румяным вечером, в час златой, ландыш серебристый, кудрявый лес, под шапкой темной, в золотом огне, трава зеленая, пылью розовой.

Желтеющая нива, обрызганный ландыш, трава обрызгана, осыпана, унизана.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить (Что такое причастие как часть речи?)

Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свою точку зрения, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы. Поэтому далее обязательным этапом идет целеполагание обучающихся.

Вопросы для целеполагания:

Что общего у слов в обеих группах? Какую часть речи они поясняют? Каким способом образованы данные слова? От каких частей речи образованы данные слова?

IV. “Открытие нового знания” (построение проекта выхода из затруднения).

Работа с источниками. Далее ученикам предлагается сравнить две точки зрения на причастие: школьный учебник русского языка и Сборник таблиц по русскому языку А. Б. Малюшкина.

Беседа по итогам сравнения двух текстов:

  • Что Вы узнали о причастии?

  • Чем отличаются точки зрения на причастие авторов разных учебников? Что между ними общего?

Сделайте свой вывод.

Во время беседы о разных формах преподнесения учебного материала обучающимся на доске предлагается справочная информация для грамотного формулирования ответа:

Слова в помощь: выделяет, считает, рассматривает, относит, с точки зрения, по мнению.

  • Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации о причастии (опорный конспект, таблица, рисунок и т.д.)

Учитель предлагает свою форму записи только после того, как дети выскажут собственные предложения.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Приводятся определения причастия как в стихотворной форме, облегчающей запоминание, так и авторитетных русских классиков.

Вот свойство мое обязательное: 
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.

Слова В. Даля, создателя “Толкового словаря живого великорусского языка”:

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”.

А.С. Пушкин, гений нашей литературы, говорил о причастиях:

Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: который скачет, который метет и прочее – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.

После самостоятельной работы варианты ответов заслушиваются, обсуждаются, затем демонстрируется вариант учителя – опорный конспект.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

При завершении этого этапа урока проводится рефлексия:

Вопросы для рефлексии:

  • Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?

  • Что Вам в этом помогло?

  • Какие трудности возникли?

Этап урока по изучению новой темы способствует развитию учебно-познавательной компетентности школьников через целеполагание самих обучающихся, решение проблемного задания, формулирование выводов, а затем рефлексию. Также данный этап урока направлен на развитие информационной компетентности обучающихся через работу с несколькими источниками, ведется отработка умения выделять главную информацию, компактно формулировать свои мысли. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся реализуется через учебный диалог, задания, направленные на создание своих кратких записей, их защиту, рецензирование выступлений одноклассников.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Закрепление. На следующем этапе урока через эвристическое задание ведется закрепление новой темы в практической деятельности, так как задание направлено на использование причастий в речи.

Задание 1:

Попробуйте заменить прилагательные из первого столбика на однокоренные причастия.

Эвристическое задание:

Придумайте как можно больше предложений о своей деятельности на уроке и работе одноклассников, используя причастия.

По итогам выполнения заслушиваются получившиеся варианты ответов, проводится оценка и самооценка.

Домашнее задание:

Уметь рассказать по своей краткой записи о причастиях.

Назовите ассоциативный ряд со словом “Осень” (осень, листья, небо, дождь, тучи). Составьте предложения, в которых данные слова будут употреблены с причастием.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

  • Что для меня самым полезным было на уроке?

  • Что для меня на уроке было самым интересным?

  • Что на уроке для меня было трудным?

  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

Сформировать качественно новые образовательные результаты возможно лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Возможность создания собственного образовательного продукта, работа с различными источниками информации, другие виды деятельности обеспечивают непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.

Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия.





































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!