СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование современного урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО (из опыта работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на тему " Проектирование современного урока русского языка в  соответствии с требованиями ФГОС ООО"

Просмотр содержимого документа
«Проектирование современного урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО (из опыта работы)»

Проектирование современного урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО (из опыта работы)


  • Боршевцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы



Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. 

Как для учеников, так и для меня, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. 

Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Своей задачей на уроке считаю включение каждого ученика в учебную деятельность, организацию процесса самостоятельного овладения новым знанием, а также использование приобретённых знаний в решении жизненных, познавательных, практических проблем.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Многие учителя-практики, а также и я в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса, я считаю, является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применяю различные средства формирования УУД, которые становятся особенно значимыми. 


Слайд 3


Наша школа в 2015-2016 учебном году начала реализацию ФГОС в основной

школе. Я работаю по новым стандартам два года. Опыт пока небольшой, но есть некоторые наработки. Работать по ФГОС сложно, но можно и интересно.

Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда можно было просто, как можно нагляднее и доступнее на уроке все объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже самого слабого, в учебную деятельность. Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Поэтому мне пришлось переосмыслить свою работу и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как развивать у детей умение и желание учиться, что такое универсальные учебные действия и как продолжить их формировать.


Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников.


Слайд 4

К современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС предъявляются новые требования:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока — дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.


Слайд 5


Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие основные этапы:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

  • взаимопроверка, взаимоконтроль;

  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).





Слайд 6

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Дети должны удивиться, пойти вперед, а

столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть

решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале уроке и на любом этапе урока.

Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включённость ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя; умелое применение педагогом поощрения и порицания.

Теперь я стараюсь чаще использовать на своих уроках так сказать «новые» эффективные приемы и методы обучения, что позволяет эффективнее формировать УУД.

На уроке русского языка применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу.


Приёмы, способствующие повышению мотивации:

  • иллюстративный материал

- использование ИКТ

  • игровые ситуации

  • разгадывание грамматических загадок

  • инсценирование

  • лирическое вступление

  • верю-не верю

  • кластер

  • рефлексивные вопросы

  • создание благоприятного психологического климата и др.



Современный урок русского языка и литературы - это проблемно – деятельностный урок. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свою работу на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации.

Слайд 7


Этап мобилизации предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Обучающимся необходимо вспомнить изученное ранее, понаблюдать, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. И здесь главная проблема – это привычка находить  готовый ответ в учебнике, прочитать тему, прочитать правило вместо того, чтобы самим подумать, сформулировать определение, увидеть закономерность, решить учебную задачу самостоятельно.

Деятельность учителя:

- Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречие, порождающее удивление.

- Вовлекает учащихся в диалог (побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа; подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе.

Деятельность ученика:

- Выполняя  предложенные учителем задания частично-поискового характера, определяет тему урока.

- Пользуясь опорной  схемой, формулирует цели урока, создает установку на их реализацию.

- Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний.

Общий итог – формулирование учащимися предполагаемой темы урока.


Слайд 8

Например, фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме ««Буквы

е-и в корнях с чередованием» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.

1)  Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и три словосочетания на новое правило.  Проверяем написанное. А дальше в форме диалога подводим учеников к самостоятельной формулировке темы:

– Какое было задание? (вставить пропущенную букву)

– Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)

– Все слова смогли проверить? (нет)

– Почему? (правило не подошло)

– А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше делаем разбор по составу)

–Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях с чередованием е-и). Запишите тему урока.


Слайд 9


При изучении темы «Правописание НЕ с прилагательными» учащимся предлагается сравнить предложения со слитным и раздельным написанием НЕ с существительными и прилагательными.

- Что общего в правописании существительных и прилагательных?

- Прочитайте правило.

- Какая информация для вас оказалась новой?

В результате проведённой работы учащиеся самостоятельно формулируют правило.



Слайд 10


Приведённые примеры фрагментов уроков русского языка иллюстрируют организацию проблемной ситуации как одного из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы на уроке формируются метапредметные УУД. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации.

Приёмы создания учебно-проблемной ситуации:

- Предъявить противоречивые теории, факты.

- Обнажить житейское представление и представить научный факт.

- Использовать приёмы «яркое пятно», «актуальность».


Слайд 11

Приёмы создания проблемных ситуаций

1.Учитель сам ставит проблему
«В жизни всегда есть место подвигам», - говорит М.Горький. Что такое подвиг? Возможны ли подвиги в повседневном труде? 

2. Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.

Например: дети в 5 классе познакомились с темой «Толковые словари. Лексическое значение слова».Учитель попросил найти в словаре слово «перст» и объяснить его лексическое значение. Далее следует задание:

Витя и Маша прочитали предложение в книге. Витя согласился с тем, что выделенное слово написано правильно, а Маша решила, что допущена ошибка. А как считаете Вы? Почему? Используйте в ходе работы толковый словарь. Что ввело в заблуждение Витю?

Анна Ивановна воспитывала Маринку с любовью, поэтому не удивительно, что девушка, даже когда выросла, оставалась наперсницей обожаемой тетушки.

Учащиеся вместе с учителем осознают противоречие, опираясь на имеющиеся знания, и формулируют проблемный вопрос.

Слайд 12

З. Учащимся предлагаются задания, требующие сравнения фактов.

Обратите внимание на перечисленные слова. Определите лишнее в каждой строке. Выбор объясните.

1)Пролагать, излагать, прилагать, отложить.

2)Доложить, выложить, слагать, уложить.

4. Задания, стимулирующие исследование языковой ткани произведения в различных аспектах.

Привести пример текста-описания, попросить убрать все прилагательные. Сделать вывод о роли прилагательных в тексте.

Слайд 13

На этапах открытия нового знания и включения нового знания в систему учитель создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Очень важным я считаю научить детей работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать свое, а также делать выводы. Работа в паре

имеет большое значение для формирования всех видов УУД: личностных,

познавательных, коммуникативных.


Работа в группах может быть организована на различных этапах урока.


Слайд 14


Например, при изучении темы «Имя существительное» на этапе актуализации знаний учащиеся работают в группах и выполняют задания, например:

Задания 1 группы: Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы. Просклоняйте в ед.ч сущ-

отгадки. Обозначьте окончания.

А) В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за яго..ка? (рябина) Б) На зелѐной хрупкой ножк..

Вырос шарик у дорожк.. (одуванчик) В) Много рук, а нога одна. (Дерево)

Задания 2 группы: Выпишите существительные (с предлогами) и укажите их морфологические

признаки. Образец: (из) песчинок - ж.р, 1 скл., мн.ч., Р.п

1) Из песчинок гора вырастает. 2) Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, а лени – три дня.

3) Как часто говорят в делах: ещѐ успею. Но надобно признаться в том, Что это говорят, спросяся

не с умом, а с леностью своею.

Задания 3 группы: Подберите слова для игры «Четвѐртый лишний», учитывая морфологические

признаки существительного.

Например: Меч, ночь, камыш, друг


Слайд 15

Использование игровых приёмов на уроках русского языка – важное условие эффективной организации учебного процесса. Включение в урок игровых элементов позволяет учитывать также и возрастные особенности учащихся 5 класса: им тяжело заниматься однообразной работой по разбору и анализу языковых средств, но интересная форма позволяет сделать интересным и содержание.

Игровые приёмы «Зоркий глаз», «Орфографическая эстафета», «Вырасти дерево».

Лексико-фразеологические игры: «Лексическое лото», «Собери фразеологизм», «Собери пословицу», «Прямое и переносное», кроссворды и др.

При изучении «Морфемики» и «Словообразования» детям нравится игра «Составь слово». Корень тот же , что и в слове СКАЗКА, Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,Приставка та же, что и в слове РАСХОД.

При изучении темы «Предложение» можно провести буквенный диктант. По его результатам получается слово.

Игра «Мозговой штурм». Может использоваться на уроках повторения и обобщения.

Дети делятся на группы, им раздаются разноцветные карточки. На одной стороне карточки – вопрос, на другой – ответ. Ведущий группы по кругу раздаёт каждому по очереди по одной карточке. Получивший карточку читает предназначенный ему вопрос и затем отвечает на этот вопрос. Сверив свой ответ с правильной версией, отмеченной на обратной стороне карточки, отвечающий или оставляет карточку себе (если ответ верный), или возвращает карточку ведущему ( если ответ неверный). У кого накопится больше карточек, тот и выиграл.

Слайд 16

Заключительный этап урока – рефлексия…Учителю важно знать, что приобрели, чему научились ребята,с какими трудностями столкнулись. Этот этап позволит учителю спланировать следующий урок.

Рефлексия может быть рассредоточена на различных этапах урока. После самостоятельной работы учащиеся оценивают себя. Вопросы для рефлексии:

- Сумели ли Вы решить поставленную перед вами задачу?

- Что Вам в этом помогло?

- Какие трудности возникли?

На этапе итоговой рефлексии применяю такие приёмы: «Четвёртое лишнее», метод незаконченного предложения, приём «плюс-минус-интересно», тесты, кластер, синквейн, эссе и др., позволяющие учащимся свободно и осознанно строить устное или письменное высказывание.

Слайды 17,18

Итак, проблемно-деятельностное обучение – это обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися, специально организованное учителем. Сначала он в форме диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, затем организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, нельзя не понимать то, до чего додумался сам.


Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.

Учитель на уроке это и артист, и психолог, и прежде всего навигатор в получении знаний. Невозможно добиться успехов без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого интереса к изучаемому материалу.

Работая по новым стандартам, могу отметить позитивные результаты своей

деятельности. Среди них самый главный результат – изменение мотивации учащихся.

Моя задача, как учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение и сохранение в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности. И это в условиях работы по новым стандартам удается. Необычность подачи учебного материала пробуждает школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем.

Позитивные изменения произошли и в деятельности учащихся. Обучающиеся стали активнее, увереннее, не боятся сделать ошибки, потому что знают: им помогут их исправить, найти путь выхода из сложной ситуации, направят к правильному решению. Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, чем раньше, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным.

По – новому готовиться к уроку, проводить его, оценивать достижения обучающихся – это то, чему сразу не научишься, переходя от традиционного обучения к новому стандарту. Поэтому считаю одной из своих задач на данном этапе – постоянное повышение профессионального уровня, самообразование.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!