СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектирование учебно-познавательной среды через использование приёма «Тонкие и толстые вопросы»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология критического мышления помогает учащимся легче усваивать учебный материал.

Просмотр содержимого документа
««Проектирование учебно-познавательной среды через использование приёма «Тонкие и толстые вопросы»»»

Проектирование учебно-познавательной среды через использование приёма «Тонкие и толстые вопросы»

В классической методике преподавания в школе вопросы задает обычно учитель. Разные, но чаще – репродуктивные, на воспроизведение знаний. Такие же вопросы обычно стоят в конце параграфов учебника. Чему они служат? Запоминанию, первичному осмыслению, раскладыванию изученного материала «по полочкам».

И это очень важно, потому что без «раскладывания по полочкам» в голове юного школьника быстро образуется каша из обрывков сведений из разных предметов.

Однако репродуктивные вопросы не способствуют развитию интереса к предмету, не учат мыслить. Не показывают степень понимания предмета. Не тренируют умение применить свои знания в новой ситуации.

(Слайд) И вот здесь-то и пригодится новая технология в обучении: технология критического мышления. Одна из основных целей технологии критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить и осмысливать, структурировать и передавать информацию.

(Слайд) На своих уроках я применяю разные приёмы критического мышления: «Верные и неверные утверждения», ««Кластер», «Корзина идей», (Слайд) «Чтение с пометками», «Инсерт», «Чтение с остановками», «Концептуальная таблица», «Пятый лишний», Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (ЗХУ), «Тонкие и толстые вопросы», «Лови ошибку» и другие.

Я хочу рассказать про приём «Тонкие и толстые вопросы», который я использую чаще всего на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. На этом и строится данный приём. После прочтения произведения или изучения текста ребята составляют вопросы к тексту. На начальном этапе вопросы строим по таблице. (Таблица) (Слайд)

Тонкие вопросы: однозначный ответ

Толстые вопросы это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Кто….

Что…

Может…

Будет..

Мог ли..


Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете……

В чем разница…

Предположите, что будет…

Что, если..

Левый столбик таблицы содержит вопросительные слова репродуктивного характера, например, «кто?», «что?», «когда?», «где?». С их помощью составляются «тонкие вопросы», на которые можно дать односложный ответ. Кроме того, ответы на «тонкие вопросы» уже содержатся в параграфе учебника и найти их не составляет труда.

Правый столбик заполнен вопросительными словами, которые требуют составления вопросов, требующих осмысления информации, например «почему?», «зачем?».

Такие вопросы подталкивают творческую мысль школьника, заставляют его вникнуть в смысл прочитанного или услышанного, увидеть проблему или посмотреть на нее под другим углом.

Как научить ребенка отличать «толстый» вопрос от «тонкого»? Я использую вот такой пример.  Прошу детей задать такие вопросы, ответы на которые есть в этом тексте (это «тонкие» вопросы). - А теперь, - говорю, - задайте мне такой вопрос, ответа на который в тексте нет (это «толстые» вопросы).

Прием «Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы, пробуждающие интерес к теме, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, на стадии рефлексии при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

(Слайд) Работа по вопросам ведется в несколько этапов. Первый этап - учащиеся учатся по таблице (используя ключевые слова) задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята придумывают простые «тонкие» вопросы, потом берутся за «толстые». Второй этап - учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала – «тонкие», а потом и «толстые». И третий этап (более сложный) - при работе с текстом школьники к каждой его части записывают в отдельную колонку таблицы по одному вопросу. После прочтения зафиксированные вопросы задают своим товарищам.

У нас работа ведется по первому этапу т.к. мы только осваиваем новый приём в обучении. Сейчас посмотрим фрагмент урока литературного чтения, по произведению И.Акимушкина «Обезьяньи носы». Работаем в паре. Дети получают задание: на столах текст, необходимо его прочитать и составить по 2 вопроса («тонкие» и «толстые») (можно больше составить вопросов). (Каждая группа, должна предварительно сама ответить на задаваемые вопросы.)

Видеофрагмент урока литературного чтения.

Данный приём способствует развитию как внимания, так и мышления учащихся, умение работать в паре, уважать мнение напарника, а также у школьников развивается умение задавать «умные» вопросы. Дети, которые при устном опросе неактивны, здесь начинают работать. На первых этапах составляют «тонкие» вопросы. Это уже хорошо, что они начали мыслить, погружаться в текст. Вопрос - это инструмент активного получения информации, средство переключения мысли в нужном направлении. Вопрос «запускает» познавательную деятельность.

(Слайд) Видеофрагмент с урока окружающего мира. Тема «Первые князья на Руси».

Прием «тонкие и толстые вопросы» очень эффективен при проверке домашнего задания. Я предлагаю помимо проверки теоретических знаний, сформулировать один-два «толстых» вопроса по изученному материалу. Напоминаю ученикам, что ответа на эти вопросы в параграфе быть не должно. Вопрос, заданный учеником является своеобразным способом диагностики его знаний, уровня погружения в текст.

(Слайд) При работе с приемами технологии критического мышления у ребят повышается интерес к предмету, развиваются творческие способности, формируется учебно-познавательная мотивация. Изменяется и качество мыслительной работы школьников: они становятся более самостоятельны в суждениях, более критично подходят к доказательствам при решениях какой – то проблемы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!