«Проектирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода» |
Организационная информация |
ФИО учителя | Филимонова Наталья Геннадьевна |
Предмет | математика |
Класс | 5 класс |
Продолжительность урока | 40 мин. |
Методическая информация |
Тема урока | Обыкновенные дроби |
Автор учебника, по которому ведётся обучение | Учебник: «Математика. Арифметика. Геометрия. 5класс», Издательство «Просвещение»,2017 Авторы: Е.А.Бунимович и др. |
Место и роль урока в изучаемой теме | Урок обобщения и систематизации знаний. Заключительный урок по теме «Обыкновенные дроби» перед контрольной работой. |
Цели урока | Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях, закрепить умение решать примеры и задачи на обыкновенные дроби, проверить умение работать с координатной прямой. УУД. Предметные: 1.Повторить термины, связанные с понятием обыкновенная дробь; основное свойство дроби. 2. Закрепить навыки: изображения дробей точками на координатной прямой, приведения дробей к наименьшему общему знаменателю, сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и разными знаменателями, сокращения дробей. 3. Закрепить умение решать текстовые задачи арифметическими способами. Метапредметные: познавательные 1. Формировать умение находить информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме. 2. Формировать умение выдвигать гипотезы при решении задач. - регулятивные 1. Формировать умение самостоятельно определять учебные цели и задачи; 2.Развивать навыки самостоятельного планирования деятельности; 3. Контролировать свои действия в процессе выполнения учебного задания, обнаруживать и исправлять ошибки. -личностные 1. Развивать инициативу, находчивость, активность, внимательность и смекалку. 2. Воспитывать дружеские отношения в классе и чувство сопереживания друг к другу. 3. Развивать умение оценивать свои достижения. - коммуникативные 1.Формировать умение общаться и сотрудничать в группе; 2.Формировать умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли. |
Задачи урока | Закрепление изученных на предыдущих уроках понятий «обыкновенная дробь, правильная и неправильная дробь, закрепление умения правильно формулировать определения; приобретение навыков творческой работы; |
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики в ходе урока | В ходе урока учащиеся закрепят умение использовать в речи термины: доля, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби, правильная и неправильная дроби; грамматически верно читать записи дробей и выражений, содержащих обыкновенные дроби. А также закрепят навыки сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и с разными знаменателями, сокращать дроби, умение работать с координатной прямой. Научатся применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, строить логическую цепочку рассуждений, оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. |
Характеристика этапов урока |
Этап | Время | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | Форма организации учебной деятельности обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Мотивация к учебной деятельности | 2 мин | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность | Заполните пропуски. Каждый может за версту видеть дробную … Над чертой- … , знайте, под чертою- …. Дробь такую непременно надо звать … | | Фронтальная | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей мотивация к учебной деятельности. | Настраиваются на активную учебную деятельность, формулируют тему урока. |
Актуализация и пробное учебное действие | 5 мин | Сосредоточить внимание учащихся на предстоящей деятельности и теме урока. | Работа по карточкам. Даны дроби: 1) ,,,,,,. [,,,,,]. Выпишите в одну строку все правильные дроби, в другую –все неправильные. 2)Сократите дроби:,. [ ,.] 3)Приведите дробь к знаменателю 21 [28]. 4)Сравните дроби: и , и , и . [ и , и , и ]. | Самостоятельная работа | Индивидуальная | Консультирует оказывает помощь | Выполняют задания с последующей взаимопроверкой(парами, соседи меняются тетрадями) по готовым ответам |
Выявление места и причины затруднения | 3 мин | Формировать способность озвучивать свои ожидания и опасения. | Сделать свой выбор из предлагаемых высказываний. 1) никаких затруднений выполнение заданий у меня не вызвало 2)у меня возникли вопросы при выполнении задания №… 3) мне не хватило пяти минут для выполнения всех заданий. | Метод «Солнышко и туча» | Индивидуальная | Чтобы включить учащихся в деятельность , учитель может сначала озвучить свои ожидания и опасения | Учащиеся озвучивают свои ожидания и опасения, дети, уверенные в своих силах изображение солнышка на доске дополняют лучиком, не уверенные – изображение тучи – капелькой дождя. |
Построение проекта выхода из затруднения | 3 мин | Научить более четко определяться со своими образовательными целями. | Закончите утверждение 1) знаменатель дроби показывает… 2)числитель дроби показывает… 3)правильная дробь это-… 4) неправильная дробь это-… 5) из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, у которой… 6) из двух дробей с одинаковым числителем больше та дробь, у которой… 7) правильная дробь всегда … единицы 8) неправильная дробь… единицы 9) любая правильная дробь … неправильной 10) числитель и знаменатель дроби можно умножить … 11) чтобы сравнить две дроби с разными числителями и разными знаменателями, надо … 12) сократить дробь — это значит … 13) координатная прямая это … | эстафета | Фронтальная (по рядам) | Включает учащихся в деятельность, цель которой подвести их к постановке цели урока. | Принимают участие в эстафете, слушают, озвучивают правила и определения, и под руководством учителя ставят цели: закрепить умение приводить дроби к общему знаменателю, сравнивать и сокращать дроби, работать с координатной прямой.
|
Реализация построенного проекта | 12 мин | Формировать умение работать в группе, обобщение и корректировка полученных знаний | Выполнение упражнений. У: с. 154, «Подведём итоги» № 1—3, № 4 (а, в), №5 (1, 2), №6 (1),7 (а), № 8 (1, 2 (а, б)), 9. | «Лабиринт» | Групповая | Проверяет, консультирует | Учащиеся разбиваются на 5 групп, каждая группа получает задание. Как только участники группы его выполняют, представитель группы подходит к учителю и получает (не получает) допуск к следующему этапу лабиринта. Выигрывает та группа, которая пройдет быстрее всех лабиринт. |
Физкультминутка | 2 мин | Снять усталость и напряжение перед следующим этапом урока | - "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали. | Упражнение «Четыре стихии». | | Сменяет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся | Выполняют упражнения, тренируя внимание и память |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 10 мин | Научить приёмам самоконтроля | Тетрадь-тренажёр: Тест, с. 92, 93 с последующей проверкой и обсуждением. | | Парная | Включает учащихся в деятельность по обсуждению выполненной работы. | Учащиеся выполняют самопроверку по эталону |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (что планировали, что получилось) | 3 мин | Формировать способность к самооценке учащихся собственной учебной деятельности на уроке. | Технология проведения: - Закройте глаза и мысленно вернитесь к началу урока. Вспомните все, что вы делали на уроке. Посмотрите на себя изнутри. Вы такой же, как и 40 минут назад, или что-то изменилось? Домашнее задание. Подготовиться к проверочной работе. У: с. 154, № 4 (б), 5 (3), 6 (2), 7 (б), 8 (2, в, г). | | Индивидуальная | Организует обсуждение по выполнению поставленных задач. Выясняет, подтвердились ли опасения учащихся или оправдались их ожидания. Комментирует домашнее задание: | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, подсчитывая баллы в листе учёта знаний, заработанные при выполнении самостоятельных видов работ, соотносят цель и результаты. Каждый ученик может дорисовать лучик и стереть капельку дождя, если поставленная им цель достигнута. |