СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование урока в инклюзивном классе как залог успешной реализации идеи инклюзивного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектирование урока в инклюзивном классе как залог успешной реализации идеи инклюзивного образования»

Проектирование урока в инклюзивном классе как залог успешной реализации идеи инклюзивного образования

Григорян Елена Грантовна,

учитель начальных классов
классный руководитель

инклюзивного класса

МБОУ «СОШ № 19»

г Чита, Забайкальский край


Аннотация: в статье автор раскрывает проблему грамотного распределения ресурсов образовательного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе.

Ключевые слова: особые образовательные потребности ,ограниченные возможности ,полисенсорный подход, дифференцированный и индивидуальный подход.

Annotation: in the article, the author reveals the problem of competent distribution of resources for educational support of students with disabilities at school.

Key words: special educational needs, disabilities, polysensory approach, differentiated and individualized approach.


Одним из приоритетных направлений социальной политики государства является реализация инклюзивного подхода в образовании. Термин «инклюзия», в переводе с английского «включенность», вошел в педагогику сравнительно недавно. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным потребностям всех детей.

Урок является основной формой обучения Российской традиционной системе начального общего образования. Специфика инклюзивного образования вносит свои коррективы в структуру построения и проведения урока в начальной школе. Проектирование технологической карты урока представляет собой создание мобильной системы взаимодействия субъектов образовательного процесса, необходимой для достижения планируемых результатов

Выделяют три этапа в системе проектирования урока: моделирование (создание модели урока), проектирование (создание проекта урока), конструирование (создание технологии обучения).

Грамотная организация и проведение урока во многом зависит от профессиональной компетентности учителя начальных классов. Переход от традиционной системы обучения к расширению спектра и улучшению качества образовательных услуг, в частности, в работе с учениками с ограниченными возможностями здоровья, предъявляет повышенные требования к педагогу.

Подходя к разработке урока следует выделить следующие специфические особенности построения урока в условиях инклюзивной образовательной среды:

  1. Планирование общей и индивидуальной цели урока;

  2. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода;

  3. Введение коррекционно-развивающих блоков в урок;

  4. Организация полисенсорного обучения (использование различных видов наглядности);

  5. Практико-ориентированная направленность в проведении урока;

  6. Необходимость тьюторского сопровождения обучающихся на уроках;

  7. Использование групповых форм работы, организация взаимообучения;

  8. Систематическая оценка и коррекция учебных достижений каждого обучающегося.

Рассмотрим специфику проектирования урока в условиях инклюзии.

На этапе моделирования урока необходимо определить вид урока, его цель (общеразвивающую, коррекционную), планируемые результаты, основную идею, спрогнозировать возможности разных групп обучающихся. Необходимо продумать организацию образовательного пространства (зонирование, подготовка развивающих, полисенсорных дидактических материалов, здоровьесберегающих средств обучения и т.п.).

Этап проектирования урока рассчитан на подбор необходимых способов реализации задуманной модели урока. На этапе конструирования урока создаются технологии обучения, направленные на достижение планируемых результатов.

Обучение с использование технологической карты урока позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время учителя на подготовку урока.

Технологическая карта инклюзивного урока позволит учителю:

- синхронизировать и реализовать планируемые результаты ФГОС ООО и ФГОС специального образования в рамках инклюзии;

- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

- выполнить диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).





Этапы урока

Работа групп

1

2

3

1.Организационный момент


2. Повторение изученного материала

Разноуровневые тесты

3. Работа в группах по изучению нового материала

Работа с учителем

Работа с учителем

Самостоятельная работа, закрепление ранее изученного

4. Подведение итогов работы

Самостоятельная работа с примерами

Оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение

Анализ выполненного задания, дополнительное объяснение и дополнение, объяснение нового материала

5. Закрепление нового материала

Выявление трудностей, работа с учебником, дидактическим материалом

6. Проверка усвоенного материала

Устный опрос

Обобщающий тест

7. Дифференцированное домашнее задание

Упражнение из учебника

Индивидуальное задание

Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученногоДалее для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала.

Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока. При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В зависимости от количества тех и других детей в классе.

В чем плюс, инклюзивного образования: ребенок, который учится в обычном классе, у него создается стереотип видимого благополучия, ведь многое в его обучении теряется от того что он обучается на одинаковом интеллектуальном фоне.

Наукой доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые, страдают и отличники, и средние, и неуспевающие, у них не развивается критическое мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки. Другими словами, отличнику также необходим отстающий, как и отстающему необходим отличник. В инклюзивном классе будет складываться особый этический фон учебно-воспитательного процесса: ведь педагогическое общение с детьми будет проникнуто оптимизмом, уверенностью в том, что совместными усилиями учителя, специалистов, сверстников, родителей, других взрослых, участвующих в процессе инклюзивного образования, все дети получат равные возможности и преодолеют возникающие у них трудности.

Любая форма педагогического общения должна иметь четко определенные задачи:

-Образовательная должна решать задачи отработки учебного программного материала, овладение детьми учебными знаниями, умениями и навыками;

-Воспитательная должна решать задачи отработки моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, формирования эмоций;

-Коррекционно-развивающая - в классе есть ребенок с особыми образовательными потребностями и обычные дети, поэтому коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

В конспекте урока (занятия) отдельно должен быть отражен план деятельности на уроке (занятии) для ребенка с особыми образовательными потребностями. Учитель может по-разному подходить к решению данной проблемы:

1.Составить планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями.

2. Сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.

Формы могут быть разные, главное - отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе с нормотипичными детьми.

Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями.

Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока или занятия. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика.

Хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:

1. При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу,показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание).

Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания.

В инклюзивном классе некоторые дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь.

2.В ходе урока, приходится сокращать время на выполнение заданий (если это вопросы к тексту – то обсудить можно 3, 4 вопроса, текст тоже целесообразно прочитать не в полном объеме, так как дети очень быстро устают).

3.При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)

4.Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя – найти тетрадь, открыть тетрадь, найти ручку и т.д.)

Для детей ОВЗ желательно формулировать задание так:

1.Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.

2.Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом (открой, запиши, читай и т.д).

3. Задание необходимо разбить на несколько этапов.

4.При формулировании заданий покажите конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…)

5.Формулировать задание, стойте рядом с ребенком.

6.Давайте возможность ребенку закончить начатое дело.

Чтоб правильно оценить ребенка, можно предложить учитывать, такие аспекты:

1.Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

2.Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.

3.Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

4.Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.

5.Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

6.Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

7.Используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.

Если ребенку с ОВЗ трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе или индивидуально, то есть дать ему самому выбрать вид деятельности. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

Дети с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Под “изменением способов подачи информации” понимается предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности изменения традиционных представлений об уроке и образовании в целом. Изменение структуры занятия, плана и логики; преемственность планов и последовательность включения детей; упражнения по степени нарастающей сложности - условие успешности всех учащихся, следовательно, и инклюзивного образования. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

   Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления.

Шпаргалка


  • Правило«3 в 1»наурокевинклюзивномклассе 3 класса–сильный, слабыйиОВЗ

  • Заготовки–карточки, наглядныепособия, раздаточныйматериал.

  • Помогайипоощряй (хвализавсе)

  • Глаголь (инструкциидаватьглаголами)

  • Быть рядом

  • Убратьэмоции

  • Визуальные подсказки (Обозначение гласного согласного звуков и пр.)

  • Алгоритм (четкость плана, структурированный урок, ребенку с ОВЗ очень сложно перестраиваться)



Список литературы

  1. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании //Периодический журнал научных трудов «Фэн-наука» - 2013. - №1 (16). - С. 17-20

  2. Инклюзивное образование в России: право, принципы, практика / под ред.: М.Ю. Перфильевой. - М.: Транзит-ИКС, 2009. - 88 с.

  3. Мёдова Н.А. Инклюзивное образование в схемах и таблицах. - Томск, 2012. - 24 с.

  4. Перфильева М.Ю., Симонова Ю.П., Прушинский С.А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования / под ред. Т.Г. Туркиной. – М.: Перспектива, 2011. – 57 с.

  5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, N 17, ст. 2058

  6. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015годы»// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101909/?frame=1#c6

  7. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В.Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012. - 84 с.

  8. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями принята 7-10 июня 1994 г.

  9. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 156 с.

  10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598

  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

  12. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897 // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!