СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШЕРЕКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛЬГОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ





«Здоровое питание школьников»

Социальный проект







Авторы: Коростелева Ангелина Владимировна,

обучающаяся 9 класса

МБОУ «Шерекинская СОШ»

д. Шерекино



Руководитель: Третьякова Вера Владимировна,

Преподаватель – организатор ОБЖ

МБОУ «Шерекинская СОШ»

д. Шерекино










д. Шерекино

2020


Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Актуальность…………………………………………………………………….3

Цель и задачи проекта…………………………………………………………..4

Кадровое обеспечение проекта…………………………………………………4

Содержание и механизм реализации проекта…………………………………4

Материально – техническое и финансовое обеспечение……………………..6

Ожидаемые результаты…………………………………………………………6

Формы и методы реализации проекта……………………………………….…7

Глава 1. Сбор информации ………………………………………………...……7

    1. Что такое здоровое питание? ……………………………………………7

    2. Витамины – залог здоровья ……………………………………..………7

    3. Причины недостатка витаминов в организме школьника ……….……9

    4. Вредные продукты …………………………………….....………………9

Глава 2. Анкетирование одноклассников ….………………..…….…...……..12

Глава 3. Проведённые мероприятия………………………………….……..…14

Заключение……………………………………………………….……..……….18

Список используемых информационных ресурсов……………..…………….19

Приложения………………………………………………………..…………….20

«Здоровое питание школьников»

Социальный проект.


Введение

Правильное питание – залог здоровья человека, фундамент его счастья. Нарушение в питании детей, его несбалансированность и несвоевременность могут привести к задержке физического и психического развития, серьезным обменным нарушениям. Проблема питания ребенка – не только семейная, не только медицинская – это проблема социальная, общественная, государственная.

Можно ли повлиять на данную ситуацию? Эта проблема заинтересовала меня, когда мы начали изучать на уроке «Окружающий мир» тему «Питание человека».


Актуальность.

С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни.

Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания моего проекта.



Цель проекта:

пропаганда здорового питания.

Задачи проекта:

  1. Выяснить, насколько хорошо учащиеся нашего класса знают правила здорового питания и выполняют ли их.

  2. Проанализировать литературу о продуктах здорового и нездорового питания.

  3. Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания через проведение внеклассных мероприятий.

  4. Подготовить информационные материалы по принципам здорового питания.


Ожидаемые результаты.

Реализация проекта позволит ученикам нашего класса:

• ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезное;

• оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

• улучшить состояние своего здоровья;

• получить знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.


Формы и методы реализации проекта

Глава 1. Сбор информации.

Чтобы ответить на поставленные вопросы, я воспользовалась возможностями сети Интернет, нашла нужную информацию и проанализировала ее.

    1. Что такое здоровое питание?

Я узнала, что современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты - источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного- полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков. Питание школьников должно быть сбалансированным. Питание школьников должно быть оптимальным. Питание школьников должно быть рациональным.


    1. Витамины – залог здоровья.

Регулятором процесса жизнедеятельности организма человека являются витамины.

ВИТАМИН А – один из наиболее известных и необходимых организму витаминов.

Для чего нужен:

  • Способствует росту и укреплению костей, здоровью кожи, волос, зубов и десен.

  • Способствует формированию зрительного пурпура в глазах.

  • Сохраняет здоровыми наружные кожные покровы. Этого витамина особенно много в сливочном и топленом масле, сыре, яичных желтках, печени, икре, рыбьем жире. В растительных продуктах: зеленом луке, зеленом горошке, салате, моркови, томатах, абрикосах.

Недостаток витамина А проявляется бледностью и сухостью кожи, склонностью ее к шелушению, сухостью и ломкостью ногтей. Основные признаки недостаточности витамина А – светобоязнь, ночная слепота, плохое заживление ран.

ВИТАМИН В – еще один известный витамин.

Необходим для:

  • Роста.

  • Улучшения умственных способностей.

  • Переваривания пищи, особенно углеводов.

  • Нормализует работу сердца, нервной системы и мышц.

  • Помогает улучшить зрение.

  • Заживления ран.

Потребность в этом витамине увеличивается во время болезни, стресса. Основные источники естественного происхождения: цельная пшеница, сухие дрожжи, мясо, черный хлеб, гречневая и овсяная крупа, молоко, фасоль, горох.

При недостатке витамина В появляется легкая возбудимость, утомляемость, нарушение пищеварения.

ВИТАМИН С – самый известный витамин. Он играет основную роль в процессах обмена веществ.

  • Для чего он нужен:

  • Для заживления ран, ожогов и кровоточащих десен.

  • Для ускорения заживления после операций.

  • Способствует снижению уровня холестерина крови.

  • Помогает при лечении простудных заболеваний.

Основной источник этого витамина – плоды, ягоды, овощи, особенно капуста (в том числе квашеная), зеленый лук, томаты, картофель, цитрусовые. Наибольшее количество витамина С содержится в плодах шиповника, черной смородины, красного перца. Много его в настое хвое, облепихи. При варке овощей теряется 1/3 витамина С.

При недостатке витамина С развивается цинга.

Некоторые люди, предполагая, что витамины «не повредят», принимают их в чрезмерных количествах. Состояния, при которых наблюдаются передозировки витаминов, называются гипервитаминозами. В своем большинстве витамины быстро выводятся из организма, но такие витамины, как А, В1, Д, РР удерживаются в организме более длительное время. Поэтому использование высоких доз витаминов может привести к передозировке – вызвать головные боли, нарушения пищеварения, изменения кожи, слизистых, костей и т.д.

Вывод: необходимо заботиться о том, чтобы пища содержала необходимое количество витаминов. Однако нужно помнить, что избыток витаминов так же вреден, как и их недостаток.


    1. Что же надо сделать во избежание недостаточности витаминов?

Нужно разнообразно питаться, включать в меню определенное количество продуктов.

В природе не существуют продукты, которые содержали бы все необходимые человеку компоненты. Поэтому только употребление разных продуктов лучше всего обеспечивает организму доставку с пищей необходимых ему пищевых веществ.

При большом разнообразии продуктов организму легче выбирать необходимые вещества. Более всего это относится к витаминам.


    1. Вредные продукты.

Жевательные конфеты, пастила в яркой упаковке, «мэйбоны», «чупа-чупсы» - всё это, без сомнения, вредные продукты. Мало того, что все они содержат огромное количество сахара, так ещё и химические добавки, красители, заменители и так далее.

В картофеле фри и чипсах ученые обнаружили целый ряд вредных веществ, в том числе вещества, которые используются при производстве различных пластмасс и красок. Доказано, что эти вещества оказывают токсичное действие на нервную систему животных и человека.

Шоколадные батончики. Это гигантское количество калорий в сочетании с химическими добавками, генетически модифицированными продуктами, красителями и ароматизаторами. Огромное количество сахара заставляет вас вновь и вновь есть батончики.

В состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт школьников. Сахар, в большом количестве присутствующий в газированной воде, провоцирует кариес.

В состав жвачек входят подсластители, красители, ароматизаторы. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также у жевательных конфет просто нет конкурентов. В работе детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находили в кишечнике резиновые “камни” из слипшихся разноцветных комочков, образовавшихся от жвачки.

Особая статья – колбасно-сосисочное многообразие. Даже если представить, что в сосиски больше не добавляется бумага, в колбасах не используется фарш мышек, все равно и сосиски, и колбасы, и прочие мясные деликатесы остаются одними из самых вредных продуктов в современном гастрономическом ассортименте. Они содержат так называемые скрытые жиры (свиная шкурка, сало, нутряной жир), все это вуалируется ароматизаторами и заменителями вкусов. Развитие генной инженерии несомненно играет огромную положительную роль в медицине, но и имеет обратную сторону медали. А негатив в том, что все больше и больше производителей продуктов переходит на генно-модифицированное сырье. Так сосиски, сардельки, колбасы на 80 % состоят из трансгенной сои.

Вредны не только сосиски и колбасы, само по себе жирное мясо не является полезным продуктом для организма. Жиры приносят в организм холестерин, который забивает сосуды, чем ускоряет старение и повышает риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Майонез. Приготовленный в домашних условиях и используемый, образно говоря, по граммам, особого вреда нашему организму не приносит. Но как только мы начинаем разговор о фабрично-произведенном майонезе, или о блюдах, содержащих майонез, то сразу стоит выставлять табличку «Опасно для жизни». Майонез очень калорийный продукт, кроме этого содержит огромное количество жиров и углеводов, а также красители, подсластители, заменители и так далее. Поэтому подумайте лишний раз, когда добавляете майонезика к жареной картошечке. Особая концентрация вреда в шаурме, щедро сдобренной майонезом, в гамбургерах, бутербродах с майонезом. К числу вредных продуктов относится не только майонез, но и кетчуп, различные соусы и заправки, в широком ассортименте представленные на прилавках наших магазинов. Содержание красителей, заменителей вкусов и генно-модифицированных продуктов в них, к сожалению, не меньшее.

В один пункт стоит вынести вообще мало пригодные в пищу продукты: лапша быстрого приготовления, многочисленные растворимые супчики, картофельные пюре, растворимые соки типа «Юпи» и «Зуко». Все это сплошная химия, наносящая несомненный вред вашему организму.

Соль. Ее часто называют белой смертью. Соль повышает давление, нарушает соле-кисловой баланс в организме, способствует скоплению токсинов. Поэтому если отказаться от неё вы не в силах, то, как минимум, старайтесь не баловать себя чрезмерно солеными блюдами.

Быстрая пища высококалорийна, содержит много жиров и мало витаминов. В быстрой еде нашли широкое применение трансжиры – ненатуральные изомеры жирных кислот. Их употребление грозит неминуемым ожирением, поскольку они увеличивают вес больше, чем любая другая пища с тем же количеством калорий. Не случайно ученые называют их «жиры-убийцы». Одна из главных причин ожирения – ФАСТ-ФУД.

Неправильное питание – прямая дорога к ожирению, к сердечным заболеваниям, к болезням желудочно-кишечного тракта. Прежде, чем съесть что-то из приведенного выше списка, подумайте несколько раз. Вредные продукты укорачивают жизнь человека, отравляют организм.

Глава 2. Анкетирование одноклассников.

Наши одноклассники с интересом ответили на вопросы анкеты.1 В анкетировании приняли участие 8 учеников 9 класса.

Целью анкетирования было выяснить, насколько хорошо учащиеся нашего класса знают правила здорового питания и выполняют ли их.

Результаты анкетирования одноклассников.


  1. Отсутствие завтрака перед школой у (32% учащихся).






  1. Не ежедневно употребляются в пищу первые блюда (27%).




  1. Ч астое потребление колбасных изделий: ежедневно их употребляют 41%, среди них многие несколько раз в день.





  1. П реобладают в пищевом рационе углеводосодержащие продукты (71%).



  1. И збыточное употребление сладостей (43% учащихся).




Анализ данных, полученных в результате анкетирования, позволил выделить следующие проблемы:

  • В рационе обучающихся среди употребляемых напитков преобладают газированные напитки (54%);

  • недостаточно часто дети употребляют основные продукты питания: каши (67%); молоко (49%), овощи (34%), творог и сыр (72%), масло сливочное (59%), растительное масло (65%), фрукты (37%);

  • не употребляют круп (13%);

  • многие учащиеся употребляют жвачку (82%);

  • совсем не употребляют сало (48%).

Как мы видим, не все мои одноклассники знают правила здорового питания и не всегда их выполняют.

Глава 3. Проведённые мероприятия.

    1. Консультация у специалистов.

По вопросу правильного питания я проконсультировалась у школьного медика. Алла Владимировна отметила, что состояние здоровья обучающихся нашей школы ухудшилось по сравнению с 2018-2019 учебным годом. Результаты исследования уровня заболеваний учащихся за 2года:

- на первом месте – нарушения осанки;

- на втором – заболевания органов зрения;

- на третьем месте – заболевания желудочно-кишечного тракта.

Здоровое питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность школьника, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.

Основной целью здорового питания -является создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического здоровья школьников за счет повышения эффективности и безопасности системы питания.

Основные принципы здорового питания школьников. Питание должно быть сбалансированным. Питание должно быть оптимальным. Калорийность рациона школьника должна быть следующей: 7-10 лет – 2400 ккал. 14-17лет – 2600-3000ккал, если занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

Рацион питания. Питание обеспечивает нормальную деятельность растущего организма школьника, тем самым, поддерживая его рост, развитие и работоспособность. Для этого необходимо сбалансировать рацион в зависимости от индивидуальных потребностей учащегося, которые должны соответствовать его возрасту и полу.

Питание школьника. Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.

Признаки правильного питания школьника. По каким признакам можно определить, что школьник стал питаться более правильно? Главными непосредственными проявлениями эффекта здорового питания является прежде всего улучшение настроения и повышение активности, исчезновение жалоб на утомляемость и головные боли, повышение внимания, памяти и успеваемости в школе, снижение уровня конфликтности в поведении. Сегодня меньше 5% учащихся могут считаться абсолютно здоровыми. При этом самочувствие школьников стремительно ухудшается.

Польза горячего питания. Наблюдения показали, что учащиеся, получающие горячее питание в условиях школы, меньше устают, у них на более длительный срок сохраняется высокий уровень работоспособности и выше успеваемость.

Рекомендации школьникам.

  1. В питании всё должно быть в меру;

  2. Пища должна быть разнообразной;

  3. Еда должна быть тёплой;

  4. Тщательно пережёвывать пищу;

  5. Есть овощи и фрукты;

  6. Есть 3—4 раза в день;

  7. Не есть перед сном;

  8. Не есть копчёного, жареного и острого;

  9. Не есть всухомятку;

  10. Меньше есть сладостей;

  11. Не перекусывать чипсами и сухариками;

  12. Обязательно брать в школе горячий обед.


    1. Анализ результатов

Проанализировав все собранные данные, я пришла к следующим выводам: чтобы сохранить здоровье, надо соблюдать некоторые правила.

К таким правилам относят:

1. Соблюдай режим питания! Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения.

2. Питайся разнообразно! Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.

3. Тщательно пережевывай пищу! Пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельчённая пища легче переваривается.

4. Не переедай! С избытком пищи не справляется пищеварительная система; пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.

5. Не спеши во время еды! Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30–40 – при двух. Так достигается насыщение без переедания.


    1. Презентация проекта перед учащимися

9 класса МБОУ «Шерекинская СОШ»


На классном часе «Правильное питание – залог здоровья» я поделилась с одноклассниками результатами исследования, познакомила детей с правилами здорового питания.2


Заключение

Я думаю, что моя работа была полезной для нашего класса. Я теперь внимательно буду относиться к своему здоровью.

Из всего сказанного можно сделать вывод: рекомендации по здоровому питанию - не догма, а руководство к действию. Нет однозначно плохих продуктов и нет однозначно полезных. Есть можно все, но надо соблюдать меру. Мера - вот одно из главных мерил здорового питания. Так что воспитывайте в себе чувство меры.

Я приготовила памятки для учащихся и родителей нашего класса по правилам здорового питания.

Список используемых информационных ресурсов

  1. Антонов А.Р. и др. Здоровье через гигиену. - Новосибирск, 2007.

  2. Российская программа «Здоровое питание – здоровье нации» - СФЦОП, Новосибирск, 2008

  3. Михеева Е.В. и др. Как оптимизировать питание школьников.- СФЦОП, Новосибирск, 2008

  1. www.medikforum.ru

  2. www.pravilno.com

  3. www.goodsmatrix.ru/…/healthy-food.html

  4. www.eurolab.ua/…/2105/2106/15454/

Приложения

Приложение 1.



Анкета «Здоровое питание».

1. Сколько раз в день вы едите?

а) 5-6 раз, б) 3-4 раза, в) 1-2 раза, г) 1 раз

  1. Завтракаете регулярно? (Да/нет).

  2. Ежедневно ем первые блюда. (Да/нет).

  3. Плотно ли вы ужинаете? (Да/нет).

  4. Время еды до сна.

  5. Едите ли вы ежедневно сырые овощи? (Да/нет).

  6. Едите ли вы в промежутках между едой? Что? (Да/нет).

  7. Разнообразно ли ваше меню в течение дня, недели? (Да/нет).



Приложение 2.

Памятка для школьников.

1. Соблюдай режим питания! Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения.

2. Питайся разнообразно! Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.

3. Тщательно пережевывай пищу! Пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельчённая пища легче переваривается.

4. Не переедай! С избытком пищи не справляется пищеварительная система; пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.

5. Не спеши во время еды! Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30–40 – при двух. Так достигается насыщение без переедания.

1 Приложение 1

2

23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!