МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШЕРЕКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛЬГОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Здоровое питание школьников»
Социальный проект
Авторы: Коростелева Ангелина Владимировна,
обучающаяся 9 класса
МБОУ «Шерекинская СОШ»
д. Шерекино
Руководитель: Третьякова Вера Владимировна,
Преподаватель – организатор ОБЖ
МБОУ «Шерекинская СОШ»
д. Шерекино
д. Шерекино
2020
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Актуальность…………………………………………………………………….3
Цель и задачи проекта…………………………………………………………..4
Кадровое обеспечение проекта…………………………………………………4
Содержание и механизм реализации проекта…………………………………4
Материально – техническое и финансовое обеспечение……………………..6
Ожидаемые результаты…………………………………………………………6
Формы и методы реализации проекта……………………………………….…7
Глава 1. Сбор информации ………………………………………………...……7
Что такое здоровое питание? ……………………………………………7
Витамины – залог здоровья ……………………………………..………7
Причины недостатка витаминов в организме школьника ……….……9
Вредные продукты …………………………………….....………………9
Глава 2. Анкетирование одноклассников ….………………..…….…...……..12
Глава 3. Проведённые мероприятия………………………………….……..…14
Заключение……………………………………………………….……..……….18
Список используемых информационных ресурсов……………..…………….19
Приложения………………………………………………………..…………….20
«Здоровое питание школьников»
Социальный проект.
Введение
Правильное питание – залог здоровья человека, фундамент его счастья. Нарушение в питании детей, его несбалансированность и несвоевременность могут привести к задержке физического и психического развития, серьезным обменным нарушениям. Проблема питания ребенка – не только семейная, не только медицинская – это проблема социальная, общественная, государственная.
Можно ли повлиять на данную ситуацию? Эта проблема заинтересовала меня, когда мы начали изучать на уроке «Окружающий мир» тему «Питание человека».
Актуальность.
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни.
Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания моего проекта.
Цель проекта:
пропаганда здорового питания.
Задачи проекта:
Выяснить, насколько хорошо учащиеся нашего класса знают правила здорового питания и выполняют ли их.
Проанализировать литературу о продуктах здорового и нездорового питания.
Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания через проведение внеклассных мероприятий.
Подготовить информационные материалы по принципам здорового питания.
Ожидаемые результаты.
Реализация проекта позволит ученикам нашего класса:
• ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезное;
• оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
• улучшить состояние своего здоровья;
• получить знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
Формы и методы реализации проекта
Глава 1. Сбор информации.
Чтобы ответить на поставленные вопросы, я воспользовалась возможностями сети Интернет, нашла нужную информацию и проанализировала ее.
Что такое здоровое питание?
Я узнала, что современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты - источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного- полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков. Питание школьников должно быть сбалансированным. Питание школьников должно быть оптимальным. Питание школьников должно быть рациональным.
Витамины – залог здоровья.
Регулятором процесса жизнедеятельности организма человека являются витамины.
ВИТАМИН А – один из наиболее известных и необходимых организму витаминов.
Для чего нужен:
Способствует росту и укреплению костей, здоровью кожи, волос, зубов и десен.
Способствует формированию зрительного пурпура в глазах.
Сохраняет здоровыми наружные кожные покровы. Этого витамина особенно много в сливочном и топленом масле, сыре, яичных желтках, печени, икре, рыбьем жире. В растительных продуктах: зеленом луке, зеленом горошке, салате, моркови, томатах, абрикосах.
Недостаток витамина А проявляется бледностью и сухостью кожи, склонностью ее к шелушению, сухостью и ломкостью ногтей. Основные признаки недостаточности витамина А – светобоязнь, ночная слепота, плохое заживление ран.
ВИТАМИН В – еще один известный витамин.
Необходим для:
Роста.
Улучшения умственных способностей.
Переваривания пищи, особенно углеводов.
Нормализует работу сердца, нервной системы и мышц.
Помогает улучшить зрение.
Заживления ран.
Потребность в этом витамине увеличивается во время болезни, стресса. Основные источники естественного происхождения: цельная пшеница, сухие дрожжи, мясо, черный хлеб, гречневая и овсяная крупа, молоко, фасоль, горох.
При недостатке витамина В появляется легкая возбудимость, утомляемость, нарушение пищеварения.
ВИТАМИН С – самый известный витамин. Он играет основную роль в процессах обмена веществ.
Для чего он нужен:
Для заживления ран, ожогов и кровоточащих десен.
Для ускорения заживления после операций.
Способствует снижению уровня холестерина крови.
Помогает при лечении простудных заболеваний.
Основной источник этого витамина – плоды, ягоды, овощи, особенно капуста (в том числе квашеная), зеленый лук, томаты, картофель, цитрусовые. Наибольшее количество витамина С содержится в плодах шиповника, черной смородины, красного перца. Много его в настое хвое, облепихи. При варке овощей теряется 1/3 витамина С.
При недостатке витамина С развивается цинга.
Некоторые люди, предполагая, что витамины «не повредят», принимают их в чрезмерных количествах. Состояния, при которых наблюдаются передозировки витаминов, называются гипервитаминозами. В своем большинстве витамины быстро выводятся из организма, но такие витамины, как А, В1, Д, РР удерживаются в организме более длительное время. Поэтому использование высоких доз витаминов может привести к передозировке – вызвать головные боли, нарушения пищеварения, изменения кожи, слизистых, костей и т.д.
Вывод: необходимо заботиться о том, чтобы пища содержала необходимое количество витаминов. Однако нужно помнить, что избыток витаминов так же вреден, как и их недостаток.
Что же надо сделать во избежание недостаточности витаминов?
Нужно разнообразно питаться, включать в меню определенное количество продуктов.
В природе не существуют продукты, которые содержали бы все необходимые человеку компоненты. Поэтому только употребление разных продуктов лучше всего обеспечивает организму доставку с пищей необходимых ему пищевых веществ.
При большом разнообразии продуктов организму легче выбирать необходимые вещества. Более всего это относится к витаминам.
Вредные продукты.
Жевательные конфеты, пастила в яркой упаковке, «мэйбоны», «чупа-чупсы» - всё это, без сомнения, вредные продукты. Мало того, что все они содержат огромное количество сахара, так ещё и химические добавки, красители, заменители и так далее.
В картофеле фри и чипсах ученые обнаружили целый ряд вредных веществ, в том числе вещества, которые используются при производстве различных пластмасс и красок. Доказано, что эти вещества оказывают токсичное действие на нервную систему животных и человека.
Шоколадные батончики. Это гигантское количество калорий в сочетании с химическими добавками, генетически модифицированными продуктами, красителями и ароматизаторами. Огромное количество сахара заставляет вас вновь и вновь есть батончики.
В состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт школьников. Сахар, в большом количестве присутствующий в газированной воде, провоцирует кариес.
В состав жвачек входят подсластители, красители, ароматизаторы. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также у жевательных конфет просто нет конкурентов. В работе детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находили в кишечнике резиновые “камни” из слипшихся разноцветных комочков, образовавшихся от жвачки.
Особая статья – колбасно-сосисочное многообразие. Даже если представить, что в сосиски больше не добавляется бумага, в колбасах не используется фарш мышек, все равно и сосиски, и колбасы, и прочие мясные деликатесы остаются одними из самых вредных продуктов в современном гастрономическом ассортименте. Они содержат так называемые скрытые жиры (свиная шкурка, сало, нутряной жир), все это вуалируется ароматизаторами и заменителями вкусов. Развитие генной инженерии несомненно играет огромную положительную роль в медицине, но и имеет обратную сторону медали. А негатив в том, что все больше и больше производителей продуктов переходит на генно-модифицированное сырье. Так сосиски, сардельки, колбасы на 80 % состоят из трансгенной сои.
Вредны не только сосиски и колбасы, само по себе жирное мясо не является полезным продуктом для организма. Жиры приносят в организм холестерин, который забивает сосуды, чем ускоряет старение и повышает риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Майонез. Приготовленный в домашних условиях и используемый, образно говоря, по граммам, особого вреда нашему организму не приносит. Но как только мы начинаем разговор о фабрично-произведенном майонезе, или о блюдах, содержащих майонез, то сразу стоит выставлять табличку «Опасно для жизни». Майонез очень калорийный продукт, кроме этого содержит огромное количество жиров и углеводов, а также красители, подсластители, заменители и так далее. Поэтому подумайте лишний раз, когда добавляете майонезика к жареной картошечке. Особая концентрация вреда в шаурме, щедро сдобренной майонезом, в гамбургерах, бутербродах с майонезом. К числу вредных продуктов относится не только майонез, но и кетчуп, различные соусы и заправки, в широком ассортименте представленные на прилавках наших магазинов. Содержание красителей, заменителей вкусов и генно-модифицированных продуктов в них, к сожалению, не меньшее.
В один пункт стоит вынести вообще мало пригодные в пищу продукты: лапша быстрого приготовления, многочисленные растворимые супчики, картофельные пюре, растворимые соки типа «Юпи» и «Зуко». Все это сплошная химия, наносящая несомненный вред вашему организму.
Соль. Ее часто называют белой смертью. Соль повышает давление, нарушает соле-кисловой баланс в организме, способствует скоплению токсинов. Поэтому если отказаться от неё вы не в силах, то, как минимум, старайтесь не баловать себя чрезмерно солеными блюдами.
Быстрая пища высококалорийна, содержит много жиров и мало витаминов. В быстрой еде нашли широкое применение трансжиры – ненатуральные изомеры жирных кислот. Их употребление грозит неминуемым ожирением, поскольку они увеличивают вес больше, чем любая другая пища с тем же количеством калорий. Не случайно ученые называют их «жиры-убийцы». Одна из главных причин ожирения – ФАСТ-ФУД.
Неправильное питание – прямая дорога к ожирению, к сердечным заболеваниям, к болезням желудочно-кишечного тракта. Прежде, чем съесть что-то из приведенного выше списка, подумайте несколько раз. Вредные продукты укорачивают жизнь человека, отравляют организм.
Глава 2. Анкетирование одноклассников.
Наши одноклассники с интересом ответили на вопросы анкеты.1 В анкетировании приняли участие 8 учеников 9 класса.
Целью анкетирования было выяснить, насколько хорошо учащиеся нашего класса знают правила здорового питания и выполняют ли их.
Результаты анкетирования одноклассников.
Отсутствие завтрака перед школой у (32% учащихся).
Не ежедневно употребляются в пищу первые блюда (27%).
Ч астое потребление колбасных изделий: ежедневно их употребляют 41%, среди них многие несколько раз в день.
П реобладают в пищевом рационе углеводосодержащие продукты (71%).
И збыточное употребление сладостей (43% учащихся).
Анализ данных, полученных в результате анкетирования, позволил выделить следующие проблемы:
недостаточно часто дети употребляют основные продукты питания: каши (67%); молоко (49%), овощи (34%), творог и сыр (72%), масло сливочное (59%), растительное масло (65%), фрукты (37%);
не употребляют круп (13%);
многие учащиеся употребляют жвачку (82%);
совсем не употребляют сало (48%).
Как мы видим, не все мои одноклассники знают правила здорового питания и не всегда их выполняют.
Глава 3. Проведённые мероприятия.
По вопросу правильного питания я проконсультировалась у школьного медика. Алла Владимировна отметила, что состояние здоровья обучающихся нашей школы ухудшилось по сравнению с 2018-2019 учебным годом. Результаты исследования уровня заболеваний учащихся за 2года:
- на первом месте – нарушения осанки;
- на втором – заболевания органов зрения;
- на третьем месте – заболевания желудочно-кишечного тракта.
Здоровое питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность школьника, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
Основной целью здорового питания -является создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического здоровья школьников за счет повышения эффективности и безопасности системы питания.
Основные принципы здорового питания школьников. Питание должно быть сбалансированным. Питание должно быть оптимальным. Калорийность рациона школьника должна быть следующей: 7-10 лет – 2400 ккал. 14-17лет – 2600-3000ккал, если занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.
Рацион питания. Питание обеспечивает нормальную деятельность растущего организма школьника, тем самым, поддерживая его рост, развитие и работоспособность. Для этого необходимо сбалансировать рацион в зависимости от индивидуальных потребностей учащегося, которые должны соответствовать его возрасту и полу.
Питание школьника. Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
Признаки правильного питания школьника. По каким признакам можно определить, что школьник стал питаться более правильно? Главными непосредственными проявлениями эффекта здорового питания является прежде всего улучшение настроения и повышение активности, исчезновение жалоб на утомляемость и головные боли, повышение внимания, памяти и успеваемости в школе, снижение уровня конфликтности в поведении. Сегодня меньше 5% учащихся могут считаться абсолютно здоровыми. При этом самочувствие школьников стремительно ухудшается.
Польза горячего питания. Наблюдения показали, что учащиеся, получающие горячее питание в условиях школы, меньше устают, у них на более длительный срок сохраняется высокий уровень работоспособности и выше успеваемость.
Рекомендации школьникам.
В питании всё должно быть в меру;
Пища должна быть разнообразной;
Еда должна быть тёплой;
Тщательно пережёвывать пищу;
Есть овощи и фрукты;
Есть 3—4 раза в день;
Не есть перед сном;
Не есть копчёного, жареного и острого;
Не есть всухомятку;
Меньше есть сладостей;
Не перекусывать чипсами и сухариками;
Обязательно брать в школе горячий обед.
Проанализировав все собранные данные, я пришла к следующим выводам: чтобы сохранить здоровье, надо соблюдать некоторые правила.
К таким правилам относят:
1. Соблюдай режим питания! Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения.
2. Питайся разнообразно! Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.
3. Тщательно пережевывай пищу! Пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельчённая пища легче переваривается.
4. Не переедай! С избытком пищи не справляется пищеварительная система; пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.
5. Не спеши во время еды! Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30–40 – при двух. Так достигается насыщение без переедания.
9 класса МБОУ «Шерекинская СОШ»
На классном часе «Правильное питание – залог здоровья» я поделилась с одноклассниками результатами исследования, познакомила детей с правилами здорового питания.2
Заключение
Я думаю, что моя работа была полезной для нашего класса. Я теперь внимательно буду относиться к своему здоровью.
Из всего сказанного можно сделать вывод: рекомендации по здоровому питанию - не догма, а руководство к действию. Нет однозначно плохих продуктов и нет однозначно полезных. Есть можно все, но надо соблюдать меру. Мера - вот одно из главных мерил здорового питания. Так что воспитывайте в себе чувство меры.
Я приготовила памятки для учащихся и родителей нашего класса по правилам здорового питания.
Список используемых информационных ресурсов
Антонов А.Р. и др. Здоровье через гигиену. - Новосибирск, 2007.
Российская программа «Здоровое питание – здоровье нации» - СФЦОП, Новосибирск, 2008
Михеева Е.В. и др. Как оптимизировать питание школьников.- СФЦОП, Новосибирск, 2008
www.medikforum.ru
www.pravilno.com
www.goodsmatrix.ru/…/healthy-food.html
www.eurolab.ua/…/2105/2106/15454/
Приложения
Приложение 1.
Анкета «Здоровое питание».
1. Сколько раз в день вы едите?
а) 5-6 раз, б) 3-4 раза, в) 1-2 раза, г) 1 раз
Завтракаете регулярно? (Да/нет).
Ежедневно ем первые блюда. (Да/нет).
Плотно ли вы ужинаете? (Да/нет).
Время еды до сна.
Едите ли вы ежедневно сырые овощи? (Да/нет).
Едите ли вы в промежутках между едой? Что? (Да/нет).
Разнообразно ли ваше меню в течение дня, недели? (Да/нет).
Приложение 2.
Памятка для школьников.
1. Соблюдай режим питания! Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения.
2. Питайся разнообразно! Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.
3. Тщательно пережевывай пищу! Пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельчённая пища легче переваривается.
4. Не переедай! С избытком пищи не справляется пищеварительная система; пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.
5. Не спеши во время еды! Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30–40 – при двух. Так достигается насыщение без переедания.
1 Приложение 1
2
23