СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность. 8 класс. 1 поток. Работа 3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по теме "Особенности речи современных школьников"

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность. 8 класс. 1 поток. Работа 3»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №22"










ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ



«Особенности речи современных школьников»


Предмет: русский язык








Выполнила: ученица 8 Б класса

Горбунова Амалия Ильинична

Руководитель: учитель

русского языка и литературы

Субботина Светлана Львовна









Билимбай


2020

Содержание



  1. Введение...................................................................................................3

II. Теоретическая часть

1.Речь и общение………........................................................................5

2. Механизм формирования и причины возникновения

молодёжного сленга…………………………..………………………7

3.Особенности молодёжного сленга…................................................8

III. Практическая часть

1. Анкетирование учащихся школы……………................................10

2. «Словарик современной молодёжной речи для бабушек……….11

IV. Заключение.............................................................................................14

V. Список использованных источников информации…..........................15

























  1. ВВЕДЕНИЕ


Речь современных подростков представляет собой явление уникальное. Я даже могу предположить, что в любом временном периоде речь человека своеобразна. Вырастающие дети стараются себя как-то выделить, показать особенными, не похожими на других, особенно на людей более старших поколений. Это происходит благодаря появлению новых предметов, действий и слов, их обозначающих. Причём молодое поколение всегда «подбивает» такие слова под себя, делает их «удобными» для общения со сверстниками.

Я заинтересовалась проблемой: можно ли считать возникновение молодёжного сленга обязательным спутником времени, эпохи?

Я уверена в актуальности моего проекта. Я решила обратиться к созданию своеобразного словаря, который помог бы людям, не знающим молодёжного сленга, изучить его и понимать современных подростков. И наиболее интересным вариантом такого словаря мне представляется «Словарик современной молодёжной речи для бабушек». Дело в том, что я очень люблю свою бабушку, но, бывает, между нами происходят не очень хорошие ситуации. Когда я рассказываю о своей школьной жизни, я увлекаюсь и могу использовать слово, которое мне понятно, а бабушка его не знает! Ладно, если она переспросит, о чем я сказала. Но было и так: бабушка не поняла слово и подумала, что это я так ругаюсь. Потом пришлось долго объяснять, что со мной всё в порядке.

Работая над проектом, я захотела проверить гипотезу: если я смогу выявить значение используемых в языке сленговых слов, поможет ли мне это в общении с бабушкой?

Мой проект является исследовательским и направлен на предметную область «Филология», учебный предмет «Русский язык». Объектом моего исследования стали примеры и особенности молодёжного сленга.

Цель моей работы: составить «Словарик современной молодёжной речи для бабушек».

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • изучить особенности современной речи и молодёжного сленга;

  • проследить процессы, повлиявшие на изменение современной речи;

  • сопоставить общеупотребительные и сленговые слова по значению;

  • провести исследование по выявлению интереса к молодёжному сленгу у моих одноклассников и друзей.

Для достижения цели проекта мне пришлось воспользоваться следующими методами: теоретическим (анализ, синтез и обобщение теоретического материала), поисковым (подбор литературных источников), методом наблюдения (использование слов в речи), исследовательским (анкетирование, анализ результатов), практическим (оформление и подготовка продукта и презентации).














  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


  1. Речь и общение


«Речь является прямым отражением образа жизни и степени образованности ее носителей» [3]. Исследуя речь, мы можем составить портрет современного ученика. Это человек, который достаточно хорошо ориентируется в окружающем мире, имеет отрывочные научные знания, мало читает книг, часто смотрит телевизор. Это активный компьютерный пользователь, остроумный, изобретательный, но несколько нагловатый, имеет привычку высказывать свои соображения людям в лицо. Речь засорена просторечиями и словами собственного сочинения. Очень часто такую речь называю жаргоном. «Жаргон – речь какой-нибудь социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных» [2].

«Речь – это специфическая форма отражения действительности» [3]. Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок. «Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона» [1]. По-другому такую речь называют сленгом. «Сленг – это набор слов и выражений (новых/ранее понимаемых в других значениях), которые употребляют лица определенных социальных, возрастных, профессиональных групп» [1].

Общение относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чём беспокоиться: «по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек, что в среднем составляет почти 42% т.е. «зашибись», «улёт», «отпад», «супер», «круто», «классно», «клёво» и подобные словечки почти наполовину вытесняют литературные выражения» [4].

Что такое «молодёжный сленг»? «Молодёжный сленг – социальный диалект людей в возрасте 12–22 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе» [13]. Бытует такая речь в среде городской учащейся молодёжи и отдельных замкнутых группах.

В последнее время наблюдается массовое использование сленговой лексики вне зависимости от социальной или профессиональной принадлежности, возраста и коммуникативных особенностей употребления – будь то публичное выступление, деловое общение или неофициальная обстановка. Видов такой лексики достаточно много: военный жаргон, журналистский жаргон, компьютерный сленг (в том числе игровой жаргон, сетевой жаргон), молодежный сленг и другое.

В своей работе я акцентирую внимание на молодежном сленге, ведь именно к этой категории относится речь моих одноклассников – современных школьников. Какие особенности можно здесь отметить?











  1. Механизм формирования

и причины возникновения молодёжного сленга


Механизм формирования сленговых систем молодежной речи основан на заимствованиях. Внутренним источником "расцветания" речи для молодых людей является современная музыка с ее яркими, необычными для обывателя словами. Такие слова воспринимаются исключительно как экзотические звуковые комплексы. Например, слово "тусовка" в молодежном сленге имеет совершенно новый смысл, обозначая не криминальные сходки, а светскую жизнь.

Просторечные слова являются в известном смысле порождением языковой игры, выхода из рамок обыденной жизни. Такая игра реализуется в многочисленных приколах и ненормативной лексике – это просто забава, смешные, шутливо-иронические и саркастические словообразования (например, по барабану, лохотрон и т.п.). Есть еще и лингвистический аспект языковой игры, он связан естественным интересом к собственному языку, проверкой его ресурсов и возможностей.

Если представить культурное русское пространство в виде трех главных систем – традиционной народной культуры, элитарной и массовой, то нельзя не заметить, что первые две отличаются социальной ограниченностью, в то время как "третья" культура и обслуживающие ее просторечия оказываются массовыми и общедоступными.

В последнее время мы всё чаще встречаем случаи пополнения русского языка иностранными словами. И в силу все более нарастающей популярности английского языка, большинство новых слов приходит именно из этого языка. Меня заинтересовал этот процесс как один из вариантов взаимодействия английского и русского языков. Мне захотелось каким-то образом классифицировать эту лексику, понять ее значение и место в языке. И эту проблему, по моему мнению, невозможно оставить без внимания.


  1. Особенности молодёжного сленга


Сленг молодых людей, как и общий жаргон, неоднороден, он охватывает почти все сферы жизни. Такая речь сосредоточена на человеке – сферах его бытия, отношениях с другими людьми. Часто бывает так, что слова, используемые молодежью, «переселяются» в речь взрослых людей и становятся ее неотъемлемой частью. А для других людей, например, более старшего возраста бывает большой проблемой понимать молодое поколение с его непонятным языком…

Почему появляется в языке молодёжный сленг? Исследователями было выявлено, что на его возникновение «оказывает влияние множество факторов:

• развитие компьютерных технологий;

• современная музыкальная культура;

• иностранные языки;

• уголовная лексика;

• компьютерные игры;

• общение в интернете;

• хобби и увлечения» [1].

Наиболее распространенным является школьный жаргон, который можно квалифицировать как корпоративный молодежный жаргон. В нем выделяется лексическая группа, которая является «ядром» школьного жаргона – входящие в нее единицы реализуются в речи большинства школьников без каких-либо (например, территориальных) ограничений.

В речи современных школьников постоянно происходят изменения, появляются новые слова, связанные с реалиями окружающей их жизни. Например:

• названия учебных предметов: «матеша, физ-ра, лит-ра, русиш, инглиш, био, инфо»;

• названия оценок: «параша, двояк» – 2, «тройбан» – 3, «пятак» – 5;

• свободное время: «дискач, дэнсы, пати»;

• названия школьных помещений: «тубзик, толчок, столовка»;

• названия видов учебной деятельности: «контроша, домашка, лабораторка»;

• названия работников и учителей: «училка, классуха, физичка, физручка, химичка».

Кстати, употребление этих слов не несет внешней оценки (например, «училка» – это не «плохая учительница», а просто «учительница»).

Таким образом, большинство слов современного сленга имеет несколько особенностей: в основном это сокращённые и заимствованные (большей частью из английского) слова. Причём многие из них пришли в разговорную устную речь из Интернета.



















  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


1. Анкетирование учащихся школы


Я провела анкетирование среди учащихся нашей школы, задала им вопрос «Какие современные слова вы используйте в своей речи?» В моем анкетировании участвовало 18 человек 13-15 лет.

Вот такие результаты получились:

  1. Флекс – танец (7 человек – 39%)

  2. Контент – материал (6 человек – 33%)

  3. Чекать – проверять (2 человека – 11 %)

  4. Кринжово – стыдно (2 человека – 11 %)

  5. Инфа – информация (15 человек – 83%)

  6. Боди шейминг – критика внешности (1 человек – 0,5%)

  7. Бодипозитив – принятие любых тел (1 человек – 0,5%)

  8. Шизамит – определение песни (1 человек – 0,5%)

  9. Краунтфандинг – сбор денег (1 человек – 0,5%)

  10. Фуди – гурман (2 человека – 11 %)

  11. Лайкать – ставить лайки (18 человек – 100%)

  12. Коннект – контакт (16 человек – 89%)

  13. Айдека – я не знаю (1 человек – 0,5%)

  14. Стеб – шутка над собеседником (17 человек – 94%)

  15. Френдзона – это зона дружбы (5 человек – 28%)

  16. Го – идти (18 человек – 100%)

Таким образом, мне удалось выявить и те слова, которые используются очень активно в речи моих сверстников, и те слова, которые ребята, скорее всего, где-то слышали, но в своей речи почти не используют. И всё-таки они существуют и, может быть, в ближайшем времени начнут использоваться более активно.


  1. «Словарик современной молодёжной речи для бабушек»


Наблюдая за речью своих сверстников в школе, одноклассников, знакомых, я выявила определённый круг слов, которые активно употребляются в речи современных школьников.

Вот такой «Словарик современной молодёжной речи для бабушек» у меня получился:

Ава – сокращённый вариант от слова "аватарка"; фотография пользователя в профиле соцсети.

Агриться – злиться, ругаться на кого-то.

Бомбит – бесит, раздражает, напрягает.

Бра, бро – уважительная и дружественная форма обращение от сокращённого английского слова brother (брат).

Бабецл – взрослая женщина, которую мальчики-подростки не считают сексуально привлекательной.

Варик – сокращённое от слова "вариант".

Го – пойдём, начинай, давай; от английского глагола go (давай, пойдём).

Жиза – правда, жизненная ситуация, близкая читателю.

Зашквар – позор, недостойно, плохо, не модно.

Инфа – информация.

Коннект – контакт.

Контент – материал.

Краш – так называют индивидуума, от которого ты без ума, ты постоянно думаешь о нём, и влекущий образ этого человека не даёт тебе спокойно существовать.

Кринж – это нечто мерзкое и противное, вызывающее содрогание от отвращения; английское слово «cringe» переводится именно как «содрогаться от отвращения».

Лалка – девушка, которая попала в неловкую ситуацию, чем вызвала смех окружающих; от английского сокращения lol (laughingoutloud — смеяться громко вслух).

ЛС, личка – личные сообщения.

ЛП/ЛД – лучшая подруга, лучший друг.

Лойс – "лайк", от английского слова like (нравится); употребляется в значении "оценить" и чаще всего используется в словосочетаниях "лойсить аву" (положительно оценить аватарку) или "лойсить мем" (оценить шутку, смешную картинку).

Падик – сокращённое от слова "подъезд".

Паль – подделка; чаще всего используется по отношению к одежде, обуви, сумкам. (Пример: "У неё сумка паль, а не LouisVuitton".)

По дэхе – чуть-чуть, немного.

Поч – сокращённое от наречия, местоимённого вопросительного союзного слова "почему".

Пруф – это доказательство, чаще всего используют для общения в интернете

Сасный – сексуальный.

Сорян – прости, извини; от английского слова sorry (извини, приношу извинения).

Стеб – шутка над собеседником.

Топ – самое актуальное, лучшее, модное.

Фейк – подделка, неправда, обман.

Флекс – танец.

Харе, стопэ – хватит, остановись.

Хэйтеры – от англ. слова hate (ненавидеть, ненависть), ненавистники; используется в значении "те, кто оставляет плохие комментарии, хэйтит".

Чилить, или чиллить (ударение на первую «и») – это модный сленговый глагол, который является синонимом простых русских слов «отдыхать» или «бездельничать», а для более старшего поколения – «почивать».

Шмот – модная, крутая одежда.

Юзать (ударение на «ю») – это молодёжно-сленговое заимствование английского глагола use, который произносится как «юз» и означает «пользоваться» или «использовать».

























  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Выполнив проект, я узнала, что молодёжный сленг – явление закономерное в обществе. Так как существует молодёжь, конкретно подростки, нельзя им обойтись без удобной для себя речи.  

Я нашла ответ на свой проблемный вопрос и поняла, что возникновение молодёжного сленга не только можно, а и нужно считать обязательным спутником нашего времени, как и любого другого. Кроме того, я проверила свою гипотезу и удостоверилась, что, когда я изучила молодёжный сленг, провела исследование о его использовании и создала словарик для бабушек, мне это помогло в общении с моими близкими.

Более того, многие мои знакомые позаимствовали этот словарик для своих бабушек и даже родителей, значит, мой проект действительно актуален.

Выполнив поставленные задачи и воспользовавшись разнообразными методами работы, я достигла поставленной цели: составила «Словарик современной молодёжной речи для бабушек».














  1. СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ


  1. Культура и воспитание подростков в современном мире – М.: Мегаполис, 2015.

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е., дополненное. –М.: «А ТЕМП»,2010.

  3. Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении – М.: Наука, 1989.

  4. https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/4353.

  5. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/12/02/osobennosti-rechi-sovremennoy-molodezhi

  6. https://cyberleninka.ru/article/n/zhargonizmy-v-rechi-sovremennoy-molodezhi

  7. https://life.ru/p/422651

  8. https://chto-eto-takoe.ru/cringe

  9. https://otvet.mail.ru/question/28796092

  10. http://wikireality.ru/wiki/IRL

  11. https://модные-слова.рф

  12. https://chto-eto-takoe.ru/to-use

  13. https://school-science.ru/2/10/29999








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!