СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность. 8 класс. 1 поток. Работа 4

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по теме "Мой любимый словарь"

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность. 8 класс. 1 поток. Работа 4»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №22"







ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ


«Мой любимый словарь»


Предмет: русский язык






Выполнил: ученик 8 А класса

Косолапенко Михаил Владимирович Руководитель: учитель

русского языка и литературы

Субботина Светлана Львовна







Билимбай

2020

Содержание



  1. Введение........................................................................................................3

II. Теоретическая часть

1.Для чего нужны словари..........................................................................5

2.Какие бывают словари.............................................................................6

3.Словарь С.И.Ожегова...............................................................................8

III. Практическая часть

1. Какие слова мне показались необычными..........................................11

2. Какие слова используют в своей речи мои одноклассники...............14

3. Кроссворд………………………………………………………………15

4. «Словарик актуальной лексики для современного

школьника»………………………………………………….………...16

IV. Заключение.................................................................................................18

V. Список использованных источников информации.................................19

Приложение 1……………………………………………………………20













  1. ВВЕДЕНИЕ


В современном молодёжной среде не всегда большое значение придаётся языку – тому, на котором мы пишем, общаемся. Более того, мы редко обращаемся к словарям, ведь не секрет, что большинство современных школьников пользуется определённым кругом слов, необходимых в повседневной жизни.

Я заинтересовался проблемой: может ли изучение словарей русского языка расширить лексический запас человека?

Я уверен в актуальности моего проекта: без книг и других источников информации современное образование невозможно. Значит, невозможно оно и без словарей. В овладении нормами русского литературного языка незаменимыми помощниками являются словари. Как дополнительный источник информации можно создать словарик для современных школьников, чтобы пополнить их лексический запас. Это необходимо потому, что богатство мыслей мы можем выразить только с помощью богатого языка.

Работая над проектом, я захотел проверить гипотезу: если я изучу особенности толкового словаря С.И.Ожегова, то смогу ли воспользоваться этими знаниями в жизни?

Мой проект является исследовательским и направлен на предметную область «Филология», учебный предмет «Русский язык». Объектом моего исследования стали различные словари русского языка и особенно толковый словарь С.И.Ожегова.

Цель моей работы: создать «Словарик актуальной лексики для современного школьника».

Для достижения этой цели я поставил перед собой следующие задачи:

  • узнать о роли словарей в жизни человека;

  • осуществить поиск сведений о различных словарях по русскому языку;

  • изучить особенности словарей русского языка;

  • подробно изучить особенности словаря С.И.Ожегова;

  • провести исследование по выявлению актуальной лексики для моих одноклассников.

Для достижения цели проекта я воспользовался следующими методами: теоретическим (анализ, синтез и обобщение теоретического материала), поисковым (подбор литературных источников), методом наблюдения (использование лексики в речи), исследовательским (анкетирование, анализ результатов), практическим (оформление и подготовка продукта и презентации).






















  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


1. Для чего нужны словари


Если мы не знаем значения определённого слова, или у нас возникают сложности с его написанием, то мы сразу же обращаемся к словарю. Словарь – незаменимый помощник, который подскажет ответ на любой вопрос. Главное – знать, к какому словарю обратиться. Чтобы узнать происхождение слова, мы возьмём исторический или этимологический словарь. Он откроет нам все тайны и загадки слова. Если мы хотим уточнить написание, нам поможет орфографический словарь. Правильно произносить слова и ставить в них ударения научит орфоэпический словарь. Словообразовательный словарь расскажет о способах образования слов и их морфемной структуре. И таких помощников у нас много.

Умение пользоваться словарями – это большой плюс для любого человека, так как компьютер со своей искусственной грамотностью не всегда может оказаться под рукой. А словарь – это своеобразное окно в образование, которое не зависит ни от электричества, ни от телефонной связи, ни от Интернета. Именно он напомнит о позабытом слове, укажет, где написано верно, а где допущена ошибка. Правил русского языка настолько много, что все их помнить просто невозможно, а если приплюсовать правила других языков, то это вообще нереально для человеческого мозга. Для меня, например, составляют сложность слова, которые нечасто используются в повседневной жизни и непонятны по своему значению. Повышая свою грамотность, словарный запас, мы повышаем свой статус, так как интеллигентность и образованность всегда видна в человеке и всегда в цене. И словарь  – это первое подспорье, чтобы поддерживать их. Дело в том, что часто выученная информация стирается со временем из памяти, но словари всегда будут хранить ее для нас и в нужный момент подскажут верный ответ.

2. Какие бывают словари


Ученые, составляющие словари, называют себя лексикографами. Важно отметить, что у словарей нет авторов, есть лишь составители. Связано это с тем, что они составляются при помощи специальных карточек, на которых фиксируются значения слов, их формы. При этом составитель может использовать как собранные им лично карточки, так и карточки, собранные целым штатом лингвистов.

Все словари делятся на энциклопедические и филологические, или лингвистические. Энциклопедические словари сообщают сведения о различных событиях. Ярким примером такого словаря может служить БЭС – "Большой энциклопедический словарь". К энциклопедическим относятся и словари терминов.

Филологические словари рассматривают слово с различных точек зрения. Для нас как жителей России наибольший интерес представляют словари русского языка.

Какие бывают словари русского языка по типу? Среди одноязычных словарей следует выделить следующие:

  • толковый словарь, в котором дается толкование того или иного слова, описывается его значение;

  • словарь неологизмов – содержит перечень не так давно вошедших в обиход слов и их толкование;

  • словарь иностранных слов – фиксирует не только значение слова, но и отмечает, из какого языка оно к нам пришло;

  • словарь синонимов – помогает подобрать синонимы; в нем указывается перечень схожих по значению слов к основному, наиболее используемому в данном синонимическом ряде;

  • словарь антонимов - содержит антонимические пары слов;

  • словарь омонимов – описывает основные омонимические пары, при этом указывает на значение того или иного слова, особенности его употребления в речи;

  • фразеологический словарь – содержит список всех известных фразеологизмов и дает им толкование;

  • грамматический словарь – указывают на грамматические значение того или иного слова – к какой части речи оно относится, каковы его основные признаки;

  • орфографический – помогает избежать наиболее частых ошибок при написании того или иного слова;

  • орфоэпические – фиксируют правильное ударение в словах;

  • словообразовательный словарь – показывает, какая основа использовалась при образовании слова, из каких частей оно состоит (префиксы, суффиксы, корни).

Конечно, это далеко не весь перечень словарей русского языка. Но я назвал те, которые мы рассматривали на уроках, с которыми мне приходилось работать при подготовке к различным сообщениям, или я о них где-либо слышал. Они мне вспомнились при подготовке данного проекта.













3. Словарь С.И.Ожегова


Словарь русского языка С. И. Ожегова – первый и пока единственный однотомный толковый словарь русского языка, вышедший в нашей стране после 1917 года. Впервые в русской лексикографии был создан словарь особого типа – нормативное общедоступное пособие, призванное содействовать повышению культуры речи широких масс и быть руководством к правильному употреблению слов, правильному образованию форм, правильному произношению и написанию. Этот уникальный и колоссальный труд зафиксировал современную общеупотребительную лексику, продемонстрировал сочетаемость слов и типичные фразеологизмы. Словник словаря Ожегова лёг в основу множества переводных словарей.

Сергей Ожегов родился 22 сентября 1900 года в посёлке Каменное (ныне город Кувшиново) Тверской губернии в семье инженера-технолога Каменской бумажно-картонной фабрики – Ивана Ивановича Ожегова. Накануне Первой мировой войны Ожеговы перебрались в Петроград, где юный Сергей закончил гимназию. Затем Ожегов поступил в Ленинградский университет на филологический факультет, но вскоре был вынужден прервать обучение – его призвали на фронт. Ожегов участвовал в боях на западе России, на Украинском фронте. В 1922 году Ожегов окончил военную службу в штабе Харьковского военного округа и безотлагательно приступил к занятиям на факультете языкознания и материальной культуры Ленинградского университета. В 1926 году преподаватели университета Виктор Виноградов и сам Лев Щерба лично рекомендовали Ожегова в аспирантуру Института сравнительной истории литератур и языков Запада и Востока.
В 1936 году Ожегов переехал в Москву. С 1937 года преподавал в московских вузах (МИФЛИ, МГПИ). С 1939 года Сергей Иванович стал научным сотрудником Института языка и письменности, Института русского языка, Института языкознания АН СССР.

Когда началась Великая Отечественная война, Ожегов принял решение не эвакуироваться из столицы и остался преподавать.

Ожегов стал автором одного из самых известных и широко используемых и по сей день русских словарей – однотомного «Словаря русского языка» (1949, с исправлениями и обновлениями переиздавался неоднократно, с 1992 года – при участии Н. Ю. Шведовой). Словарь русского языка С. И. Ожегова – самый первый из вышедших России (СССР) после Октябрьской революции на сегодняшний день уникальный однотомный толковый словарь русского языка. Впервые в отечественной лексикографии был составлен единственный в своем роде толковый словарь – нормативное доступное всем пособие, созданное для содействия повышению культуры речи широких слоев и призванное служить руководством к правильному использованию слов, правильному образованию словоформ, правильному написанию и произношению. В этом словаре из всего огромного многообразия лексики современного литературного русского языка был сформирован ее экстракт, в краткой и доступной форме описаны традиции русской литературной речи, сложившейся в середине прошлого века. Работа над словарем, появившимся впервые в 1949 г., началась непосредственно перед Великой Отечественной войной. В составлении первоначального издания словаря принимали участие проф. В. А. Петросян, Г. О. Винокур, а также акад. С. П. Обнорский в качестве главного редактора.

С.И. Ожегов до конца своей жизни не прекращал работу над словарем, совершенствуя его состав и структуру. В дополненном и переработанном варианте словарь издавался при его жизни два раза - 1960 г. и 1952 г. (остальные варианты были стереотипными). Второе и четвертое издания словаря, переработанные автором, в корне отличались от первого по объему (он стал больше почти на 40 авторских листов), а также по содержанию. С.И. Ожегов собирался подготовить к выходу в свет, переработанное и дополненное издание, но смерть помешала осуществлению этих планов.

«Однотомный толковый словарь современного русского литературного языка содержит 80000 слов. В словаре даётся краткое толкование каждого значения слова, приводятся примеры употребления слова в речи, фразеологические сочетания. При всех словах даются основные грамматические формы, стилистические пометы, указывающие на сферу употребления слова. Все слова снабжены ударением, а в необходимых случаях указывается также и произношение. Кроме того, в словарной статье приводятся производные слова. К словарю прилагается краткий список общепринятых сокращений» [1]. Этот словарь рассчитан на самый широкий круг читателей, им можно воспользоваться и на уроках, и при подготовке домашнего задания и просто когда что-то привлечёт внимание, вызовет интерес.

Пример словарной статьи:

«ФИЛОЛОГИЯ, -и, ж. Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Славянская ф. II прил. филологический, -ая -ое.» [1].














  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


  1. Какие слова мне показались необычными


Меня особо заинтересовал «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова. Этот словарь неоднократно использовался учитель русского языка на уроках, именно он есть в нашей семейной библиотеке. Когда передо мной встал вопрос – «Может ли изучение словарей русского языка расширить лексический запас человека?» – я решил получить информацию из словаря С.И.Ожегова.

При работе со словарными статьями моё внимание было направлено на определённые слова, которые недавно привлекли моё внимание. Вот какой список у меня получился.

●Дельтапланерист – услышал в спортивной программе по телевидению.

●Манифестация – услышал в новостях.

●Себестоимость – увидел в интернете при подготовке к уроку технологии и услышал в телепередаче «Контрольная закупка».

●Скоморох – когда в школе был организован новогодний праздник, мой одноклассник получил роль скомороха, и я захотел узнать, кто это.

●Бандероль – недавно с братом заказывали посылку, и на сайте «Почта России» увидели это слово.

●Кантовать – когда мы делали заготовки на уроке технологии, учитель употребил это слово, объяснив его значение, что вызвало мой интерес.

●Нагольный – мы всей семьёй были в магазине, я услышал разговор мамы и продавца о шубах, и в разговоре было употреблено это непонятное мне слово.

●Хлопчатник – увидел в учебнике по биологии, решил расширить свои знания.

●Язвить – услышал от друга, но постеснялся спросить.

Мне стало интересно узнать значение этих слов. Конечно, можно было бы найти сведения в Интернете, но с Интернетом сейчас работают все. Мне тоже пришлось многое узнать при подготовке проекта именно из интернетовских статей. Но я уверен: если тема моей работы касается словаря, значит, надо работать именно с обычным словарём.

Вот такие словарные статьи, в которых содержатся толкования заинтересовавших меня слов, я нашёл в словаре С.И.Ожегова:

●Дельтапланерист, -а, м. Спортсмен, занимающийся дельтапланеризмом.

●Манифестация, -и ,ж. Массовое уличное шествие в поддержку чего-нибудь или в знак протеста.

●Себестоимость, -и, ж. Издержки предприятия при производстве товара (или его транспортировке, приобретении). С. продукции. Снижение себестоимости.

●Скоморох, -а,м 1.В Древней Руси: певец-музыкант, бродячий комедиант, острослов и акробат. Всяк спляшет, да не как с. (стар.посл.) 2. Перен. Несерьезный человек, потешающий других своими щутовскими выходками (разг. Неодобр.)

●Бандероль, -и, ж 1. Бумажная обертка в виде широкой ленты или конверта. Книга в бандероли. 2. Небольшое почтовое отправление в бумажной обертке. Отправить книгу бандеролью. 3.Ярлык на товаре в знак уплаты акциза или пошлины (спец.)

●Кантовать, -тую, -туешь; -ованный; несов.,что. Окаймлять кантом (во 2 знач.) К. портрет 2 сов. Окантовать, -тую , -туешь, -ованный. 2 сущ кантовка, -и,ж 2 прил. кантовочный, -ая ,-ое.

●Нагольный, -ая, -ое. О меховой шубе, тулупе: кожей наружу, без матерчатого верха, не крытый (во 2 знач.) Н.полушубок.

●Хлопчатник, -а, м. Растение сем. мальвовых, семена которого покрыты пушистыми волосками, дающими хлопок ( во 2 знач. ). Посевы хлопчатника. 2 прил. хлопчатниковый, -ая, -ое.

●Язвить, -влю,-вишь, -вленный (-ен, -ена) несов.1.кого-что. Причинять боль, неприятность кому-нибудь (устар.).Воспоминания язвят душу. 2. Говорить язвительно. Я на чей-нибудь счет 2 сов. съязвить, -влю, -вишь, (ко 2 знач.).

Мне было очень интересно работать со словарём, узнавать новые слова. Я понял, что изучение словарей русского языка может расширить лексический запас человека. После чего возник вопрос: если я смог изучить особенности толкового словаря С.И.Ожегова, смог расширить свой лексический запас, то смогу ли я или мои друзья воспользоваться этими знаниями в жизни?






















2. Какие слова используют в своей речи мои одноклассники


Я решил проверить, все ли указанные выше слова известны моим одноклассникам, и какие слова они назовут при опросе. Для этого было проведено анкетирование со следующими вопросами:

  1. Какие современные слова тебе хорошо известны по значению (2 или более примеров)?

  2. Какие слова ты слышал, но не знаешь их значений (2 или более примеров)?

  3. Необходим ли тебе словарик трудных современных слов для учёбы и общения?

Результаты анкетирования:

  • участвовало 12 человек – моих одноклассников;

  • на первый вопрос были названы слова и их примерные значения: «апостроф» (1 человек – 8%), «импонировать» (3 человека – 25%), «себестоимость» (7 человек – 58%), «кредо» (4 человека – 33%), «синоптик» (10 человек – 83%), «фетиш» (5 человек – 42%), «хаотичный» (5 человек – 42%), «экспресс» (12 человек – 100%); «эскиз» (8 человек – 67%),

  • на второй вопрос были названы слова: «апология» (1 человек – 8%), «аутентический» (1 человек – 8%), «искренний» (3 человека – 25%), «исподволь» (1 человек – 8%), «лабильный» (1 человек – 8%), «меморандум» (2 человека – 17%, «парадигма» (1 человек – 8%), «пурпур» (1 человек – 8%), «репрезентировать» (1 человек – 8%); «типаж» (1 человек – 8%), «эссе» (7 человек – 58%).

  • на третий вопрос из 12 человек утвердительно ответили 9 человек (75%).

  • многие из названных слов оказались для меня незнакомы, поэтому я решил их использовать в своём «Словарике актуальной лексики для современного школьника».


3.Кроссворд


Когда я работал с выбором слов для карманного словарика, мне захотелось составить из них кроссворд и предложить одноклассникам его разгадать. Эта работа и для меня, и для ребят оказалась очень интересной, так как, во-первых, слова хорошо запоминались, а во-вторых, разгадывание кроссвордов нам очень нравится. (Приложение 1)
























  1. «Словарик актуальной лексики

для современного школьника»


В мой словарик вошли слова, названные моими одноклассниками, и одно слово из найденных мною.

  • Апология – неумеренное, чрезмерное восхваление, защита кого-нибудь, чего-нибудь.

  • Апостроф – надстрочный знак в виде запятой.

  • Аутентический – действительный, подлинный, соответствующий подлинному.

  • Импонировать – производить положительное впечатление, внушать уважение, нравиться.

  • Искренний – выражающий подлинные чувства, правдивый, откровенный.

  • Исподволь – постепенно, понемногу.

  • Кредо – чьи-нибудь убеждения, мировоззрение.

  • Лабильный – подвижный, неустойчивый.

  • Меморандум – вручаемый представителю другой страны дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-нибудь вопрос.

  • Парадигма – образец, тип, модель.

  • Пурпур – ярко-красный цвет.

  • Репрезентировать – представить, обнаружить, показать.

  • Себестоимость – издержки предприятия при производстве товара.

  • Синоптик – специалист по синоптике, по прогнозированию погоды.

  • Типаж – совокупность признаков, в которых обнаруживается какой-нибудь тип.

  • Фетиш – то, что является предметом безусловного признания, слепого поклонения.

  • Хаотичный – беспорядочный, лишённый последовательности, стройности.

  • Экспресс – поезд или автобус, судно, идущее с высокой скоростью без остановок или с остановками только в крупных пунктах.

  • Эскиз – предварительный, неоконченный рисунок, набросок.

  • Эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему.
























  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Выполнив проект, я узнал, что изучение словарей русского языка расширяет словарный запас человека, помогает лучше подбирать слова для собственных текстов и в целом при общении с окружающими людьми.

Я нашёл ответ на свой проблемный вопрос: изучение словарей русского языка позволяет расширить лексический запас человека. Кроме того, я проверил свою гипотезу и удостоверился, что, когда я познакомился с особенностями толкового словаря С.И.Ожегова, эти знания помогли мне выяснить, насколько востребованы заинтересовавшие меня слова в языке окружающих меня людей – одноклассников и друзей. Более того, я даже оказал им помощь, разъяснив значение многих непонятных слов.

Выполнив поставленные задачи и воспользовавшись разнообразными методами работы, я достиг поставленной цели: разработал «Словарик актуальной лексики для современного школьника».
















  1. СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ


  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е., дополненное. –М.: «А ТЕМП»,2010.

  2. http://www.22-91.ru/etot-den-v-istorii-sssr/1938/ot-a..

  3. https://otvet.mail.ru/question/35161996

  4. https://fb.ru/article/256731/kakie-byivayut-slovari-k..

  5. https://blog.tutoronline.ru/dlja-chego-nuzhny-slovari

  6. https://aramil.city/poleznaya-informaciya/slovar-sovr..



















Приложение 1


Кроссворд
































19
















































12
































































































































9







14























1





11


























7

















17



18











2














3




































































16






4




















































































































5


10



13































































































































































































8










15























6














































































































































































































































По горизонтали:

  1. Действительный, подлинный, соответствующий подлинному.

  2. Чьи-нибудь убеждения, мировоззрение.

  3. Образец, тип, модель.

  4. Постепенно, понемногу.

  5. Производить положительное впечатление, внушать уважение, нравиться.

  6. Издержки предприятия при производстве товара.

По вертикали:

1.Неумеренное, чрезмерное восхваление, защита кого-нибудь, чего-нибудь.

7. То, что является предметом безусловного признания, слепого поклонения.

8.Предварительный, неоконченный рисунок, набросок.

9.Вручаемый представителю другой страны дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-нибудь вопрос.

10.Ярко-красный цвет.

11.Совокупность признаков, в которых обнаруживается какой-нибудь тип.

12.Беспорядочный, лишённый последовательности, стройности.

13.Человек, выражающий подлинные чувства, правдивый, откровенный.

14.Поезд или автобус, судно, идущее с высокой скоростью без остановок или с остановками только в крупных пунктах.

15.Прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему.

16.Надстрочный знак в виде запятой.

17.Специалист по синоптике, по прогнозированию погоды.

18.Подвижный, неустойчивый.

19.Представить, обнаружить, показать.



Кроссворд с ответами
































































19Р

































Е
















12Х

















П
















А

















Р
















О

















Е
















Т

















З












9

М




И



14

Э














Е









1А


У

Т

Е

Н

11Т

И

Ч

Е

С

К

И

Й












Н







7

Ф


П



М


И


Н



С





17С



18Л






Т





2

К

Р

Е

Д

О



О


П


Ы



3

П

А

Р

А

Д

И

Г

М

А






И







Т


Л



Р


А


Й



Р





Н



Б






Р







И


О



А


Ж





Е


16



О



4 И

С

П

О

Д

В

О

Л

Ь





Ш


Г



Н







С





П



Л






В









И



Д







С





Т



Ь






А









Я



У












И



Н






Т











5И


М

10П

О

Н

13И

Р

О

В

А

Т

Ь


К



Ы






Ь













У



С











Й



















Р



К






























П



Р






























У



Е






























Р



Н


























8

Э







Н



15Э























6С

Е

Б

Е

С

Т

О

И

М

О

С

Т

Ь





















К







Й



С























И










Е























З










































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!