Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №22"
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Картины природы в произведениях русской литературы»
Предмет: литература
Выполнила: ученица 8 В класса
Наумова Алёна Эдуардовна Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Субботина Светлана Львовна
Билимбай
2020
Содержание
Введение..........................................................................................................3
II. Теоретическая часть
1.Что такое «пейзаж в литературном произведении»?..............................5
2.Функции пейзажа в литературном произведении……...........................6
III. Практическая часть
Сопоставление произведений литературы и живописи……..………...8
Сопоставление пейзажных зарисовок в литературных
произведениях К.Д.Ушинского и художественного творчества……...9
Сопоставление пейзажных зарисовок в литературных
произведениях И.С.Тургенева и художественного творчества………10
Сопоставление пейзажных зарисовок в литературных
произведениях М.М.Пришвина и художественного творчества……..11
Сопоставление пейзажных зарисовок в литературных
произведениях К.Г.Паустовского и художественного творчества…..12
«Иллюстрированный альбом к произведениям русской
литературы. Пейзаж»…………………………………………………….13
IV. Заключение....................................................................................................25
V. Список источников........................................................................................26
ВВЕДЕНИЕ
В произведениях русской литературы приём пейзажа имеет историю достаточно длительную. Авторы описывают природу в своих произведениях для того, чтобы донести до нас характер произведения или героя, свое отношение к нему или в целом к описываемой ситуации.
Я заинтересовалась проблемой: можно ли найти соответствие между пейзажем в литературном произведении и творчеством художников мировой живописи и Интернета?
Я уверена в актуальности моего проекта: очень часто наши учебники не содержат иллюстраций, бывает, художники вообще не прибегают к иллюстрированию некоторых произведений. Я думаю, описания природы в книгах в этом очень страдают. Ведь наглядно представить то, как изображена наша родная природа, бывает необходимо, чтобы понять, где, когда происходят события.
Работая над проектом, я захотела проверить гипотезу: можно ли проиллюстрировать описания пейзажа в разных произведениях русской литературы примерами картин мировых художников-живописцев?
Мой проект является творческим и направлен на предметную область «Филология», учебный предмет «Литература». Объектом моего исследования стало использование пейзажных зарисовок в произведениях русской литературы 19-20 веков.
Цель моей работы: составить «Иллюстрированный альбом к произведениям русской литературы. Пейзаж».
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
узнать о значении описаний природы в литературе;
осуществить поиск сведений об использовании описаний природы в литературе 19-20 веков;
осуществить поиск информации о картинах, иллюстрирующих найденные описания природы, о художниках, их нарисовавших.
Для достижения цели проекта я воспользовалась следующими методами: теоретическим (анализ, синтез и обобщение теоретического материала), поисковым (подбор литературных и изобразительных источников, отбор материала), практическим (оформление и подготовка продукта и презентации).
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Неразрывная связь человека с природой всегда волновала художников. Поэтому пейзажу в литературе отводится особое, почетное место.
В литературе различных периодов пейзаж – важнейший компонент повествовательной структуры произведения. Он является универсальной формально-содержательной категорией, которая служит организации идейно-тематического, пространственно-временного уровней текста, а также отличается стилистической и смысловой полифункциональностью.
Традиционно под пейзажем понимается изображение природы.
Определение пейзажа в «Толковом словаре русского языка» дает уточнение: «пейзаж – это «1. Общий вид какой-нибудь местности; 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении» [2].
Общепринято, что пейзаж выступает в тексте как один из содержательных и композиционных элементов художественного целого. Пейзаж в произведении зачастую не выходит за пределы обозначения внешнего фона изображенных событий, но, выполняя композиционную роль, пейзаж далеко не всегда сводится к внутренним, душевным движениям персонажа. В каждом конкретном случае функции пейзажа зависят от авторского замысла и особенностей эстетической системы, в рамках которой создано то или иное произведение.
Обобщая имеющиеся в отечественном литературоведении классификации функционирования пейзажных описаний в художественном произведении, я смогла выделить следующие функции пейзажа:
1. функция обозначения места и времени действия, или хронотопическая;
2. функция создания эмоционального фона происходящих событий;
3. психологическая функция;
4. функция сюжетной мотивировки (развития действия, кульминации);
5. пейзаж как «форма присутствия автора» (отражение авторской позиции);
6. функция создания национального колорита;
7. эстетическая функция;
8. текстообразующая функция.
Анализ пейзажа способствует более глубокому постижению особенностей формальной и содержательной организации произведения, изучению законов текстопостроения и, как результат, помогает определить своеобразие мировоззрения и характерные черты стиля писателя.
Таким образом, я выявила, что в литературном произведении пейзаж является важнейшим компонентом его повествовательной структуры. Пейзаж помогает представить место, где происходит действие, создать настроение, вызвать положительное или отрицательное отношение к месту действия, создаёт целостность произведения и вводит читателя в мир героев. Тема природы очень часто преломлялась в творчестве русских писателей через внимание к психологии личности. Авторский пейзаж отражает восприятие природы персонажами, их эмоциональное и психологическое состояние, что позволяет говорить о психологической функции пейзажа как основной в произведениях русской литературы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Сопоставление произведений литературы и живописи
Многие произведения писателей русской литературы являются яркими примерами литературы пейзажной. Если мы обратимся к ним, то убедимся, что в разные периоды нашей литературы писатели не обходились без того, чтобы показать красоту и своеобразие родной природы. Наиболее характерен для русской литературы лесной пейзаж, ведь именно с лесом писатели связывали своё представлении о русском национальном характере. Пейзаж предполагает какое-то постоянство в состоянии природы; в художественном произведении нередко рассказывается также о событиях, происходящих в природе: грозе, наводнении, метели. Эти события имеют свою логику развития, то есть сюжет, поэтому подобные картины называются повествовательными, сюжетными; сюжетные картины природы достаточно велики по объему и часто являются в произведении самостоятельными текстами-миниатюрами.
Меня привлекло творчество нескольких писателей, в произведениях которых я нашла яркие элементы пейзажа и захотела найти к ним иллюстрации в виде картин разных мировых художников. Это Константин Дмитриевич Ушинский, Иван Сергеевич Тургенев, Михаил Михайлович Пришвин и Константин Георгиевич Паустовский.
1.1 Сопоставление
пейзажных зарисовок литературных произведений К.Д.Ушинского
и художественного творчества
Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1870) – русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. Его произведения заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. Использование природы в воспитании детей, а в более старшем возрасте использование естествознания как науки о природе связано у К.Д.Ушинского с идеей народности. Воспитание, построенное на народности, должно углублять высокое чувство любви к Отечеству. Необходимо хорошо знать свою родину, ее язык, ее историю, ее природу.
Для иллюстрирования отрывка из произведения «Зима» можно привести в пример картину русского художника Константина Коровина «Русская деревня под снегом.
Для иллюстрирования отрывка из произведения «Лето» можно привести в пример картину русского художника Бориса Кустодиева «Лето. Поездка в Терем».
Сопоставление
пейзажных зарисовок литературных произведений И.С.Тургенева
и художественного творчества
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. «Тургеневский пейзаж… психологичен. Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении, или гармонируя с чувствами и переживаниями человека, или оттеняя их, становясь участником данной нравственно-психологической коллизии или ситуации», — писал литературовед С. М. Петров.
Для иллюстрирования отрывка из произведения «Бежин луг» можно привести в пример картину русского художника-передвижника, живописца Владимира Маковского «Ночное».
Для иллюстрирования отрывка из произведения «Записки охотника» можно привести в пример картину русского художника Григория Мясоедова «Охотник».
Для иллюстрирования отрывка из произведения «Лес и степь» можно привести в пример картину русского художника-пейзажиста Алексея Саврасова «Вечерний свет».
Для иллюстрирования отрывка из произведения «Малиновая вода» можно привести в пример картину русского художника-пейзажиста Николая Богданова-Бельского «Рыболовы».
1.3 Сопоставление
пейзажных зарисовок литературных произведений М.М.Пришвина
и художественного творчества
Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954) – известный советский писатель, прозаик, публицист. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте. «Певец русской природы», – так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К.Г.Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме.
Для иллюстрирования отрывка из произведения «Деревья в лесу» можно привести в пример картину немецкого художника, мастера пейзажа, Мораса Вальтера «Опушка зимнего леса».
Для иллюстрирования отрывка из произведения «Тихий снег» можно привести в пример картину русского художника Константина Горбатова «Зимний пейзаж с церковью Рис».
Для иллюстрирования отрывка из произведения «Белая радуга» можно привести в пример картину британского живописца, мастера романтического пейзажа, Уильяма Тёрнера «Радуга».
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину Евгения Ильина «Одуванчики», русского живописца и графика ХХ века.
1.4 Сопоставление
пейзажных зарисовок литературных произведений
К.Г.Паустовского и художественного творчества
Паустовский Константин Георгиевич (1892 – 1968) – русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент. Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в российских школах в программу по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы.
Для иллюстрирования отрывка из произведения «Снег» можно привести в пример картину русского художника Аркадия Пластова «Первый снег».
Для иллюстрирования отрывка из произведения «Степная гроза» можно привести в пример картину русского художника-пейзажиста Михаила Клодта «Волга под Симбирском».
«Иллюстрированный альбом
к произведениям русской литературы. Пейзаж»
Отрывок из произведения: «Зимою солнышко хоть и светит, но мало греет. Оно недолго остается на небе. Зимние дни гораздо короче летних, а ночи длиннее. В России зимы продолжаются долго и бывают иногда очень холодны. Реки и озера замерзают так, что по льду можно ходить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега.» [9].
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину русского художника Константина Коровина «Русская деревня под снегом», на которой я вижу вечерний зимний пейзаж и дорогу, накатанную санями.
Отрывок из произведения: «Однако ж долгая засуха вредна для растений, которые любят тепло, но любят и влагу; тяжела она и для людей. Вот почему люди радуются, когда набегут грозовые тучи, грянет гром, засверкает молния и освежительный дождь напоит жаждущую землю.» [9].
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину русского художника Бориса Кустодиева «Лето. Поездка в Терем», на которой изображено дождевое летнее небо.
Отрывок из произведения: «Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днем мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков.» [8].
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину русского художника-передвижника, живописца Владимира Маковского «Ночное», которая изображает крестьянских мальчиков, пасущих ночью коней.
Отрывок из произведения: «Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут… Внутренность леса постепенно темнеет; …свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам… Вот и самые верхушки потускнели... Лесной запах усиливается, слегка повеяло тёплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. Птицы засыпают – не все вдруг – по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки…»[8].
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину русского художника Григория Мясоедова «Охотник», где изображён охотник, оказавшийся в вечернем весеннем лесу.
Отрывок из произведения: «Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари. На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шёпот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью.» [8].
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину русского художника-пейзажиста Алексея Саврасова «Вечерний свет», на которой показано необычайной красоты небо и затишье в природе.
Отрывок из произведения: «Солнце так и било с синего, потемневшего неба; прямо перед нами, на другом берегу, желтело овсяное поле, кое-где проросшее полынью, и хоть бы один колос пошевельнулся. Изредка под нависшим кустом всплывала большая рыба, пускала пузыри и тихо погружалась на дно, оставив за собою легкую зыбь.» [8].
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину русского художника-пейзажиста Николая Богданова-Бельского «Рыболовы», где я вижу детей на берегу реки.
Отрывок из произведения: «Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками.» [5].
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину немецкого художника, мастера пейзажа, Мораса Вальтера «Опушка зимнего леса», которая с необычайной красотой изображает зимний лес.
Отрывок из произведения: «Говорят о тишине: «Тише воды, ниже травы…» Но что может быть тише падающего снега! Вчера весь день падал снег, и как будто это он с небес принес тишину… И всякий звук только усиливал ее: петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела всеми голосами, но тишина от всего этого росла. Какая тишина, какая благодать.» [7].
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину русского художника Константина Горбатова «Зимний пейзаж с церковью Рис», которая иллюстрирует красоту зимней природы.
Отрывок из произведения: «Это бывает на болотах в самые хорошие дни. Для этого нужно, чтобы в заутренний час поднялись туманы, и солнце, показываясь, лучами пронизывало их. Тогда все туманы собираются в одну очень плотную дугу, очень белую, иногда с розовым оттенком, иногда кремовую.» [4].
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину британского живописца, мастера романтического пейзажа, Уильяма Тёрнера «Радуга», на которой я вижу необычную белую радугу.
Отрывок из произведения: «Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой»» [6].
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину Евгения Ильина «Одуванчики», русского живописца и графика ХХ века, где необычаен луг из одуванчиков.
Отрывок из произведения: «Маленький дом – всего в три комнаты – стоял на горе, над северной Рекой, на самом выезде из городка. За домом, за облетевшим садом, белела березовая роща. В ней с утра до сумерек кричали галки, носились тучами над голыми вершинами, накликали ненастье.» [3].
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину русского художника Аркадия Пластова «Первый снег», изображающую деревенскую улицу в один из первых зимних дней.
Отрывок из произведения: «Серый от старости деревянный дом приткнулся к склону оврага. Вверху по краю оврага шумели от весеннего ветра голые вербы, а внизу бормотал и переливался через погнутую немецкую каску мелкий ручей». [3].
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину русского художника-пейзажиста Михаила Клодта «Волга под Симбирском», которая позволяет представить прохладный весенний вечер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнив проект, я узнала, что приём пейзажа имеет историю достаточно длительную. Пейзаж неотрывен от описания, у него множество вариантов использования, чтобы помочь писателю раскрыть суть литературного произведения.
Я нашла ответ на свой проблемный вопрос и поняла, что можно найти соответствие между пейзажем в литературном произведении и творчеством художников мировой живописи и Интернета. Кроме того, я проверила свою гипотезу и удостоверилась, что у меня получилось проиллюстрировать описания пейзажа в разных произведениях русской литературы найденными картинами русских и зарубежных художников, а также изображениями из Интернета. Моя работа пригодится при изучении литературных произведений, для лучшего понимания окружающей пейзажной обстановки.
Выполнив поставленные задачи и воспользовавшись разнообразными методами работы, я достигла поставленной цели: составила «Иллюстрированный альбом к произведениям русской литературы. Пейзаж».
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Ильинский омут/ Сост. Г. А. Арбузова; Послесл. Г. П. Трефиловой. – М.: Сов. Россия, 1984.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толовый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010.
Паустовский К.Г. Собрание сочинений в 9-ти т.т.. Т. 3,6. – М., Художественная литература, 1969.
Пришвин М.М. Белая радуга. – М.: Художественная литература, 1972.
Пришвин М.М. Деревья в лесу. – М.: Литературное чтение, 1960.
Пришвин М.М. Золотой луг. – М.: Детская литература, 1982.
Пришвин М.М. Тихий снег. – М.: Книга для чтения, 1960.
Тургенев И.С. Записки охотника. Художник А. Лепятский. – М.: Художественная литература, 1984.
Ушинский К.Д. Рассказы и сказки. – М.: Литера, 2017.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Маковский,_Владимир_Егорович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мясоедов,_Григорий_Григорьевич
https://ilibrary.ru/text/1204/p.8/index.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тургенев,_Иван_Сергеевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пришвин,_Михаил_Михайлович
https://www.culture.ru/persons/8246/aleksei-savrasov
https://allpainters.ru/bogdanov-belskij-nikolaj.html
https://www.syl.ru/article/293537/konstantin-paustovskiy-klassik-russkoy-literaturyi-biografiya-tvorchestvo
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пластов,_Аркадий_Александрович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Брандт,_Карл_Иванович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кустодиев,_Борис_Михайлович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бессонов,_Борис_Васильевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/Клодт,_Михаил_Константинович
https://allpainters.ru/tjorner-uiljam.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ушинский,_Константин_Дмитриевич
https://allpainters.ru/korovin-konstantin.html
https://n-prospect.ru/painter/komarov-np-r