СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность. 8 класс. 1 поток. Работа 9

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект нпо теме "Мои ровесники в литературных произведениях"

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность. 8 класс. 1 поток. Работа 9»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №22"










ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ



«Мои ровесники в литературных произведениях»


Предмет: литература








Выполнила: ученица 8 Б класса

Шибанова Дарья Дмитриевна

Руководитель: учитель

русского языка и литературы

Субботина Светлана Львовна








Билимбай


2020

Содержание



  1. Введение.................................................................................................3

II. Теоретическая часть

1. Особенности подросткового возраста………………………………...5

2. Особенности «подростковой темы» в литературе………..…………...7

3. Произведения о подростках…………………………………………….9

3.1«Дом, в котором…», Мариам Петросян………………………...…10

3.2 «Янка», Тамара Михеева…………………………………….....…12

3.3 «Разноцветный снег», Наталия Волкова…………………………13

3.4 «Школа в Кармартене», Анна Коростелёва……………...……….14

3.5 «Первая работа. Возвращение», Юлия Кузнецова……………….16

III. Практическая часть

1. Анкетирование одноклассников……………...................................17

  1. Материал для буклета-аннотации «Книги для чтения

о подростках и для подростков»………………………………………...18

IV. Заключение.............................................................................................20

V. Список использованных источников информации….............................21


















  1. ВВЕДЕНИЕ


Во взрослом мире принято считать, что детство должно быть счастливым. Однако в жизни приходится наблюдать эпизоды, которые очень далеки от благополучия и счастья. Конечно, в современном обществе эта тема, касающаяся проблем подростков, не новая. Её поднимают в телепередачах, на радио, в газетных публикациях. Образ подростка показан и в литературе. Я заинтересовалась проблемой: может ли литература дать ответы на жизненно важные вопросы современных подростков?

Я уверена в актуальности моего проекта. Я решила познакомиться с произведениями о моих сверстниках и создать буклет для моих одноклассников с рекомендациями к чтению, ведь литература многому учит, рассказывает, как можно поступить в той или другой жизненной ситуации.

Работая над проектом, я захотела проверить гипотезу: если я создам буклет с рекомендациями к чтению, будет ли это интересно моим одноклассникам?

Мой проект является исследовательским и направлен на предметную область «Филология», учебный предмет «Литература». Объектом моего исследования стали произведения русской литературы о подростках.

Цель моей работы: составить буклет-аннотацию «Книги для чтения о подростках и для подростков» для одноклассников.

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • узнать об особенностях подросткового возраста;

  • изучить особенности «подростковой темы» в литературе;

  • познакомиться с произведениями о подростках;

  • выявить темы, интересующие моих одноклассников в жизни;

  • провести отбор литературных произведений.

Для достижения цели проекта мне пришлось воспользоваться следующими методами: теоретическим (анализ, синтез и обобщение теоретического материала), поисковым (подбор литературных источников), методом наблюдения (выявление интересных произведений), исследовательским (анкетирование, анализ результатов), практическим (оформление и подготовка продукта и презентации).


























  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


  1. Особенности подросткового возраста


Кого можно считать подростком и каково значение данного периода в становлении личности? Этому вопросу посвящены труды многих исследователей в области психологии, философии и социологии.

Человечество не всегда имело в своем словаре понятие "подросток". Само понятие "подростковый возраст" возникло лишь в 19 веке.

При рассмотрении образа подростка с точки зрения его психологических особенностей следует отметить, что в науке нет точного определения возрастных границ подросткового периода. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д. Наиболее поддерживается мнение сторонников социального подхода при определении границ подросткового периода, где главным критерием считается социальное влияние на развитие личности: «Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах» [2].

В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», формирования социальных установок.

Особенностью подросткового возраста является задача нравственного взросления, т. е. определения собственного отношения к себе и миру, формирования мировоззрения и нравственных ценностей, норм и личностных смыслов.





























  1. Особенности «подростковой темы» в литературе


Одной из главных эстетических функций литературы является формирование полноценно развитой личности. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей.

Наряду с меняющейся жизнью меняется и образ литературного героя, что особенно ярко проявляется в произведениях подростковой литературы. Усложняется процесс вхождения подростка во взрослую жизнь в связи с изменениями социально-экономических и общественно-культурных условий.

Современная подростковая проза, достойно продолжая традиции классики, отражает реалии современной жизни и служит ее иллюстрацией; к тому же она создает ощущение живого образа подростков.

На сегодняшний день современная подростковая проза претерпевает некоторый застой. Как отмечает Сергей Колосов, «в настоящее время, несмотря на то, что книжная индустрия переживает бурный подъем (книжные прилавки буквально давятся от всевозможных книг: от фривольно-детективного «чтива» в дешевых переплетах до увесистых фолиантов, стоящих порой не одну тысячу рублей), литература о подростках терпит серьезный крах. "Не видно может быть самой важной серии книг – о современных 13-16 летних подростках. Наших российских"» [2].

Но не все так плохо, как кажется. Есть несколько интересных писателей, которые в своем творчестве уделили и уделяют немалое внимание подростковой теме. Это такие авторы, как Л. Матвеева, Т. Крюкова, Г. Горлиенко, Н.Волкова, Е. Липатова, Т. Михеева, В. Железников, Е. Мурашова.

Жанровое своеобразие небогато, это: фантастическая повесть (произведения Т. Крюковой), повесть социально-психологического характера (произведения Е. Мурашовой, В. Железникова) и любовные романы (произведения А.Коростелёвой, Т. Михеевой, Л. Матвеевой, Е. Липатовой).

Как правило, герои современной подростковой прозы – обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Герои-подростки стремятся обрести социальную независимость при отсутствии таковой возможности. Однако ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость.

Я уверена, что, читая книги о наших ровесниках, мы научимся многому, а также сможем избежать значительного количества ошибок.

Работая над проектом, я постаралась увидеть и что-то особенное в подростках, и то, что их всех объединяет.






















  1. Произведения о подростках


Когда я работала над проектом, я нашла много сведений о книгах по подростковой теме. Сразу скажу, что далеко не все книги привлекли моё внимание. Но несколько из них могут оказаться интересны моим одноклассникам.

Это такие книги:

  1. «Дом, в котором…», Мариам Петросян;

  2. «Янка», Тамара Михеева;
  3. «Разноцветный снег», Наталия Волкова;

  4. «Школа в Кармартене», Анна Коростелёва;
  5. «Первая работа. Возвращение», Юлия Кузнецова.



















3.1«Дом, в котором…», Мариам Петросян


Главные герои романа – подростки, живущие в интернате для инвалидов. Среди них есть лидеры, изгои, неформалы и те, кто стараются дружить со всеми. Они взрослеют, дружат и решают конфликты. В книге показано множество непростых ситуаций, и автор ненавязчиво рассказывает, как с ними справляться. Книга будет интересна подросткам старше 12 лет.

Юноша по кличке Курильщик ссорится со своей группой – образцово-показательными лицемерами и ябедами, и его переводят в другую. С этого момента и начинается его настоящее знакомство с Домом – интернатом для детей-инвалидов с более чем столетней историей, местом, полным тайн и мистики. Вместе с Курильщиком читатель знакомится с обитателями Дома, с его правилами и с установившимися традициями. Узнаёт, что всех обитателей, даже воспитателей и директоров, зовут только по кличкам, что до выпуска осталось меньше года, а страх перед «Наружностью» – тем, что находится за пределами Дома – таков, что ни один выпуск не проходит спокойно. Предыдущий выпуск, семь лет назад, стал самым страшным в истории Дома – выпускники, разделённые на две группировки, утопили Дом в крови.

Когда автор даёт возможность увидеть Дом глазами других воспитанников, оказывается, что существует параллельный мир, «изнанка дома». Что некоторые обитатели – Ходоки, они умеют уходить туда, исчезая в реальном мире, и возвращаться назад. А иных – Прыгунов – туда забрасывает, и вернуться они могут спустя дни и недели пребывания в коме в реальном мире, но прожив при этом многие годы там. Что директор не властен над воспитателем, воспитатель – над Слепым, а Слепой считает, что он не лидер в интернате, а лишь исполняет волю Дома.

С приближением развязки открывается всё больше неизвестного, и всё больше возникает вопросов. И главный вопрос для обитателей – уйти или остаться, ведь после этого выпуска Дом будет снесён. И одни выбирают уйти: уйти в наружность и навсегда остаться в том мире, где они родились. А другие – остаться: остаться с Домом и уйти в иной, принадлежащий только им мир. Может быть, не навсегда [7].



























3.2 «Янка», Тамара Михеева



Родители главной героини Яны развелись, они с мамой переехали в город на берегу моря. Теперь пятнадцатилетней девушке нужно побороть в себе обиду на отца, найти новых друзей и понять, чем она хочет заниматься. Роман поможет вместе с героиней разобраться в своих чувствах, научит налаживать отношения с людьми, а также станет отличным чтением на каникулах для подростков старше 16 лет. 

Пятнадцатилетняя Янка перебирается в Крым с мамой и младшим братом Ростиком. Переезд вынужденный: мама, взяв с собой детей, уезжает к своим родителям. Янка и её брат всегда отдыхали здесь летом, так что место для них не новое и не чужое. Но то был отдых! А теперь всё по-другому. Маме приходится обеспечивать детей, и она постоянно пропадает на работе. Янка и её брат предоставлены сами себе. Девушки хочется иметь карманные деньги, и она устраивается уборщицей...

Тут и влюблённость во взрослого мужчину, и злость Янка на оставившего семью отца, и дружба с влюблённым одноклассником. А так же смерть, пьянство, нежелательная беременность (не у главной героини), преступление, совершенное по глупости неплохим человеком... Много чего намешано - и Янка "варится" в этом, рефлексирует, размышляет, переживает [10].










3.3 «Разноцветный снег», Наталия Волкова


Книга, словно увлекательный познавательный квест по истории. Отличное чтение на ночь для подростков старше 14 лет. Главные герои –ребята из литературного кружка, где они постоянно получают странные задания. Одно из них – узнать, был ли предателем известный в городе ещё с войны Антон Петрович Старцев. Разворачивается целое историческое расследование, которое должно помочь восстановить справедливость. Удивительно, но это помогает героям ещё и разобраться в самих себе. 

13-летняя Стася столкнулась с Яковом Семеновичем, новым библиотекарем, а тот пригласил ее в литературный кружок. Конечно, Стася позвала с собой и Ромку – хорошего друга, у которого в семье случилась беда, – чтобы как-то отвлечь.

«Нарисуйте на одном листе снег, а на другом – ночь», – такое странное задание Яков Семенович дал на первом занятии. И надо же, все справились с ним по-разному! Были и другие удивительные задания – например, покопаться в истории Антона Петровича Старцева. Это тот самый предатель, которого в О-жске помнят с войны. Казалось бы, про Старцева все давно известно, но библиотекарю Якову Семеновичу удалось достучаться до подростков и правильно поставить главный вопрос: «А предатель ли Старцев?» – и жажда справедливости по-настоящему оживила ребят. Стася с друзьями обнаруживают недостающие детали пазла – детали, ради которых стоит даже тайком пробраться в кабинет директора… По мере движения к разгадке главной интриги читатель, как и герои повести, примеряет на себя судьбы многих людей. Прошлое оказывается сложнее, чем представлялось, да и настоящее тоже.

«Разноцветный снег» – произведение затягивающее и вместе с тем тонкое, требующее пауз на размышление [9].



    1. «Школа в Кармартене», Анна Коростелёва



Эта книга рассказывает о волшебной школе в Кармартене, населённой обычными людьми и мифологическими персонажами. Стать её студентом просто: нужно лишь после наступления 16 лет найти директора Мерлина и сдать ему экзамен. При этом необязательно уже быть с какими-то способностями – магии там научат. А кроме неё, химии, физике, медицине и другим важным наукам. Студенты школы Мерлина настолько позитивные и активные, с таким удовольствием всё изучают, что могут заразить своей тягой к знаниям кого угодно. 

Время действия – самое начало XXI века. В городе Кармартен-на-Аске находится школа Мерлина, куда подростков принимают с 16 лет. Поступает туда в основном валлийская молодёжь из сельской глуши (некоторые из них и газету в глаза не видели, а электрички с самозакрывающимися дверями боятся почти все первокурсники): в их семьях до сих пор хранятся старинные традиции и верования. Судя по всему, генетической предрасположенности к магии не существует: почти всему можно научиться. Поэтому в её расписании можно найти всё на свете – от химии, медицины и астрономии до восстановления из пепла, преображения стихий и искусства забвения. Но самое главное, чему здесь учат –метаморфозам. Вам кто-то рассказывал, что анимаг может превратиться только в одно животное, а метаморфом надо родиться? Здесь первокурсник, читая стихи Туата Де Дананн, может превратиться подряд во все образы в отрывке, а молодой препод оборачивается именно вороном, потому что ему так нравится, а не потому что иначе не может. А любимейшая игра учеников – метаморфозы Талиесина. Попробуйте только удержать язык за зубами, когда кто-то из товарищей провокационным тоном произнесёт: «Множество форм я сменил, пока не обрёл свободу…»!

Понятно, что такая школа не может вписываться ни в какие рамки предписаний и нормативов. Неудивительно, что когда на неё в очередной раз сваливается комиссия из Министерства просвещения, обе стороны оказываются не в восторге от знакомства. Извечный конфликт учебного заведения и чиновников усугубляется тем, что школа валлийская, а комиссия – английская, и всё, что есть в школе необычного (а необычно там для них почти всё), рассматривается как оголтелый национализм. Ну как же: они тут посмели демонстрировать, что у валлийцев и ирландцев якобы есть своя культура! Естественно, этот рассадник сепаратизма надо закрыть!

Школа же, отражая атаку за атакой, живёт своей жизнью. Студенты непрерывно превращаются, путешествуют во времени, говорят с лисами и сурками и пытаются научиться без паники заходить в вагон электрички – проще говоря, идут занятия. Приезжает приглашённый Мерлином учитель Сюань-цзан, неся в валлийские массы мудрость Востока. Привычно собачатся Курои, сын Дайре и Тарквиний Змейк. Мучительно неуклюже, отдавливая друг другу все возможные мозоли, пытаются сблизиться доктор Мак Кехт и Рианнон. Неугомонный первокурсник Ллевелис умудряется в течение романа влюбиться в красавицу из XI века, отработать «епитимью», наложенную на него Мерлином, влезть в расследование двух ужасных тайн прошлого (одна из которых оказалась не ужасной, а другая – не тайной) и до кучи – организовать школьный театр. А его друг Гвидион «всего лишь» упорно и вдохновенно движется к своей цели – научиться лечить овец. И путь его описан не менее интересно, чем все приключения Ллевелиса. [8].







    1. «Первая работа. Возвращение», Юлия Кузнецова



Героиня книги Маша мечтает уехать на стажировку в Барселону. Но родители считают, что это слишком дорого. Зато предлагают девушке другой вариант – поработать репетитором по испанскому для шестилетней избалованной Даши. Пока Маша занимается с девочкой, она открывает для себя много нового, тренирует свой язык, а главное – идёт к своей мечте.

Вернуться в Москву из солнечной Барселоны и попасть в гущу самых неожиданных событий? Это в духе Маши Молочниковой! Стоило только сойти с трапа самолёта, как поразительные новости посыпались одна за другой, и не все они Машу обрадовали.

Сплошные потрясения – вот чем запомнятся героине первые дни в одиннадцатом классе. К счастью, есть и отдушина: заниматься испанским - настоящее счастье! Причём и в роли ученицы Беатрис, и в роли учительницы для малышки Даны. И ещё, конечно, в роли подруги по переписке: загадочный мрачный Хорхе и восторженный добродушный Любомир – пусть они в тысячах километров, электронная почта делает их ближе. На какое-то время.
В заключительной части трилогии "Первая работа" жизнь 16-летней героини ускоряется и усложняется. Дня не проходит без изменений и сюрпризов, но ещё важнее - всякий день приносит открытия. И главное из них: предыдущий год научил героиню многому, она теперь умеет преодолевать сложности.[11].







  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


1. Анкетирование одноклассников


Я провела опрос среди учащихся моего класса, спросила у них: «Хотели бы вы узнать, какие интересные книги можно почитать о ваших ровесниках?» В моем анкетировании участвовало 15 человек.

Ответ «да» мне дали 7 человек (47%). Ответ «нет» – 4 человека (27%). Остальные (это 26%) сказали, что их мало интересует чтение художественной литературы.

Наверное, именно из-за последней группы я решила всё-таки составить свой «рекламный» буклет. Ведь если правильно рассказать о чём-то интересном другим людям, они могут этим заинтересоваться и в дальнейшем получить для себя пользу.

















  1. Материал для буклета-аннотации

«Книги для чтения о подростках и для подростков»


Для буклета-аннотации я подобрала очень краткие сведения, которые, тем не менее, дадут общее представление о произведении и заинтересуют читателей.

Для своего буклета я выбрала эпиграф, который должен настроить подростков на интерес к чтению: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству (Максим Горький)»


«Дом, в котором…», Мариам Петросян

Главные герои романа – подростки, живущие в интернате для инвалидов. Среди них есть лидеры, изгои, неформалы и те, кто стараются дружить со всеми. Они взрослеют, дружат и решают конфликты. В книге показано множество непростых ситуаций, и автор ненавязчиво рассказывает, как с ними справляться. Книга будет интересна подросткам старше 12 лет.

«Янка», Тамара Михеева

Родители главной героини Яны развелись, они с мамой переехали в город на берегу моря. Теперь пятнадцатилетней девушке нужно побороть в себе обиду на отца, найти новых друзей и понять, чем она хочет заниматься. Роман поможет вместе с героиней разобраться в своих чувствах, научит налаживать отношения с людьми, а также станет отличным чтением на каникулах для подростков старше 16 лет. 

«Разноцветный снег», Наталия Волкова

Книга, словно увлекательный познавательный квест по истории. Отличное чтение на ночь для подростков старше 14 лет. Главные герои –ребята из литературного кружка, где они постоянно получают странные задания. Одно из них – узнать, был ли предателем известный в городе ещё с войны Антон Петрович Старцев. Разворачивается целое историческое расследование, которое должно помочь восстановить справедливость. Удивительно, но это помогает героям ещё и разобраться в самих себе. 

«Школа в Кармартене», Анна Коростелёва

Эта книга рассказывает о волшебной школе в Кармартене, населённой обычными людьми и мифологическими персонажами. Стать её студентом просто: нужно лишь после наступления 16 лет найти директора Мерлина и сдать ему экзамен. При этом необязательно уже быть с какими-то способностями – магии там научат. А кроме неё, химии, физике, медицине и другим важным наукам. Студенты школы Мерлина настолько позитивные и активные, с таким удовольствием всё изучают, что могут заразить своей тягой к знаниям кого угодно. 

«Первая работа. Возвращение», Юлия Кузнецова

Героиня книги Маша мечтает уехать на стажировку в Барселону. Но родители считают, что это слишком дорого. Зато предлагают девушке другой вариант – поработать репетитором по испанскому языку для шестилетней избалованной Даши. Пока Маша занимается с девочкой, она открывает для себя много нового, тренирует свой язык, а главное – идёт к своей мечте.













  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Выполнив проект, я узнала, что в настоящее время очень много разнообразных произведений литературы о подростках и для подростков – то есть книг для меня и моих ровесников.  

Я нашла ответ на свой проблемный вопрос и обнаружила, что в таких книгах рассматриваются обычные жизненные ситуации, и по прочитанному всегда можно узнать, как поступить, когда ты чего-то не знаешь.

Кроме того, я проверила свою гипотезу и убедилась, что моё исследование интересно хотя бы части моих одноклассников. А другой части это не интересно, скорее всего, потому, что о таких книгах ребята не слышали, и им необходим данный материал.

Выполнив поставленные задачи и воспользовавшись разнообразными методами работы, я достигла поставленной цели: составила буклет-аннотацию «Книги для чтения о подростках и для подростков».
















  1. СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ



    1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: уч. пособие – 2-е издание, перераб. – Спб: Издательство Михайлова В.А., 1998.

    2. https://www.litmir.me/br/?b=101629&p=1

    3. https://iknigi.net/avtor-yuliya-simbirskaya/107968-zd

    4. https://mybook.ru/author/olga-gromova-2/saharnyj-rebenok-istoriya-devochki-iz-proshlogo-ve/read/?page=2

    5. https://school-science.ru/2/20/29827

    6. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/books-teens

    7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дом,_в_котором…

    8. https://posmotre.li/Школа_в_Кармартене

    9. https://www.litmir.me/br/?b=626176&p=1

    10. https://otzovik.com/reviews/kniga_yanka-tamara_miheeva/

    11. https://www.labirint.ru/books/618853/









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!