СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность. 8 класс. 2 поток. Работа 2

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по теме "Актуальность компьютерного сленга в современном русском языке"

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность. 8 класс. 2 поток. Работа 2»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»










ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ



«Актуальность компьютерного сленга в современном русском языке»



Предмет: русский язык









Выполнила: ученица 8 Б класса

Воронина Полина Дмитриевна

Руководитель: учитель

русского языка и литературы

Субботина Светлана Львовна









Билимбай

2021

Содержание



  1. Введение……………………………………………………..……………….3

  2. Теоретическая часть…………..……………………………..………………5

  1. История возникновения компьютерного сленга……………………5

  2. Причины образования компьютерного сленга………………….……7

  3. Краткая характеристика компьютерного сленга……………………..9

  4. Отличие компьютерного сленга от сленгов других типов…………11

  5. Тематические группы компьютерного сленга………………………12

III. Практическая часть…………………………………………………………14

1. Анкетирование……………………………………………………...…14

2. «Словарик компьютерного сленга для моих знакомых»…….……..16

  1. Заключение…………………………………………………………………..17

  2. Список использованных источников……………………………………....18




















I. ВВЕДЕНИЕ



Появление компьютера как вычислительной машины долго и напряженно ждали представители самых различных сфер общественной жизни, прежде всего, ученые. Очень рано начали рождаться самые оптимистичные прогнозы, многим из которых не суждено было оправдаться. Так, изначально компьютер рассматривался как вспомогательный инструмент ученого, который расширит его интеллектуальные возможности. Хотя обещанный цифровой век пока так и не наступил, компьютер стал для миллионов пользователей рабочим инструментом, посредником в процессе коммуникации, проводником в виртуальную реальность. Современная молодёжь много времени проводит в Интернете для поиска различной информации, общения, игр. Вследствие этого сложилась определённая группа слов, используемая для общения и игр, так называемый «компьютерный сленг». Большинство этих слов не понятно людям старшего поколения, не использующим современные информационные технологии. Это вызывает недопонимание между людьми, и даже негодование. В последнее время положительные отзывы о компьютере и Интернете сменились настороженностью и порой негативными оценками влияния персонального компьютера на русский язык как систему, на стереотипы речевой деятельности, на языковое сознание индивида.

Хотелось бы разобраться в том, каковы же точки соприкосновения языка информационных технологий с естественным языком. Я заинтересовалась проблемой: насколько востребован в настоящее время компьютерный сленг?

Я уверена в актуальности моего проекта. В современном обществе, когда практически все сферы нашей жизни компьютеризированы и невозможно обойтись без компьютерного сленга, он должен быть всем понятен.

Работая над проектом, я захотела проверить гипотезу: если я создам словарик компьютерного сленга, заинтересует ли он моих одноклассников, друзей, родственников?

Мой проект является исследовательским и разработан в рамках предметной области «Филология». Учебный предмет «Русский язык». Объектом моего исследования стал компьютерный сленг.

Цель работы: исследовать использование компьютерного сленга и создать «Словарик компьютерного сленга для моих знакомых».

Задачи:

- выяснить причины появления и способы образования компьютерного сленга;

- выявить отличие компьютерного сленга от сленгов других типов;

- разобраться, как влияет компьютерный сленг на естественный язык;

- провести исследование по выявлению интереса к компьютерному сленгу у людей разных возрастных групп.

Для достижения цели проекта я воспользовалась воспользоваться следующими методами: теоретическим (анализ, синтез и обобщение теоретического материала), поисковым (подбор литературных источников), методом наблюдения (использование слов в речи), исследовательским (анкетирование, анализ результатов), практическим (оформление и подготовка продукта и презентации).









II.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


  1. История возникновения компьютерного сленга


Первые компьютеры появились в начале 50-х годов, и по мере того, как они совершенствовались, люди, работающие с ними, обрели огромный словесный багаж, который широко известен в настоящее время. Но это было до наступления эры персонального компьютера, то есть до 1988 года, когда она была достоянием посвященных, а язык пользователей был закрытым для общества. С начала компьютерной революции конца 80-х годов этот словарный запас и новые приращения к нему стали общим достоянием. В настоящее время во всем мире развитию микропроцессорной техники, вычислительной техники, компьютерных технологий уделяется огромное внимание. В связи с этим первой по количеству появляющихся новых слов является именно область компьютерных технологий. В начале 90-х годов 20 века произошел своеобразный «обвал»: англоязычные термины и аббревиатуры (зачастую в английском же написании) заполнили страницы журналов и засорили речь специалистов. Новые термины из закрытого лексикона программистов и разработчиков компьютерной техники стали переходить в разряд общеупотребительных, так как количество людей, имеющих отношение к компьютерам, постоянно увеличивается. И параллельно этому явлению происходит еще один закономерный, с точки зрения лингвистики, процесс – это образование специфического компьютерного сленга.






  1. Причины образования компьютерного сленга

Первой причиной столь быстрого появления новых слов в компьютерном сленге является, конечно же, стремительное, «прыгающее» развитие самих компьютерных технологий. Если заглянуть в многочисленные журналы, освещающие новинки рынка компьютерных технологий, то мы увидим, что практически каждую неделю появляются более или менее значимые разработки. И в условиях такой технологической революции каждое новое явление в этой области должно получить свое словесное обозначение, свое название. А так как почти все они (за редким исключением) появляются в Америке, то, естественно получают своё название на английском языке. Когда же об этих разработках через какое то время узнают в России, то для подавляющего большинства таких слов, конечно же, не находится эквивалента в русском языке. И поэтому русским специалистам приходится использовать оригинальные термины. Происходит так называемое заполнение культурологических лакун при помощи англоязычных терминов. [3] Таким образом, английские названия все больше и больше наполняют русский язык. Отсутствие в русском языке достаточно стандартизированной терминологии в этой области, значительного числа фирменных и рекламных терминов и повлекло за собой тенденцию к появлению большого числа компьютерного сленга.

Многие из существующих профессиональных терминов достаточно громоздки и неудобны в ежедневном использовании. Возникает мощная тенденция к сокращению, упрощению слов. Например, один из самых часто употребляемых терминов – 'motherboard', он имеет такое соответствие в русском языке как «материнская плата». В сленге же этому слову соответствует «мамка» или “матрешка». Или другой пример: 'CD-ROM Drive' переводится на русский как «накопитель на лазерных дисках», в сленге имеет эквиваленты «сидюк», «сидюшник». Следующее предложение содержит слова, иллюстрирующие тенденцию к сокращению: «Компы бывают двух видов – бимы и маки» (Персональные компьютеры бывают двух видов – IBM-совместимые и Macintosh)

Люди, работающие с вычислительной техникой в нашей стране, достаточно молодые, у которых часто появляется желание разбавить эти термины юмором, добавить собственную эмоциональную окраску, элемент непринужденности. Достаточно вспомнить «флопповерт» (дисковод) или “утоптанный” (сжатый архиватором).

В последнее время произошло также повальное увлечение молодежи компьютерными играми. Это опять же послужило мощным источником новых слов. Появились различные слова для тех или иных понятий, к ним относятся «аркада», «бродилка», «босс» (в значении самый главный враг в игре), «думер» (человек играющий в игру 'DOOM'), «квакать» (играть в игру 'Quake') и тому подобное.

Необходимо также отметить тот факт, что большинство непрофессиональных пользователей не владеют достаточным уровнем знания английского языка. Но, так или иначе, им все равно приходится пользоваться новой английской терминологией, и зачастую происходит неправильное прочтение английского слова, и возникающие таким образом слова порой прочно оседают в их словарных запасах. Так, например, от неправильного прочтения сообщения «NO CARRIER» (отсутствие соединения при связи по модему) в сленге появилось выражение: «НО КАРЬЕР». Вследствие всего этого пользователи компьютеров заговорили на придуманном ими же самими языке.

Компьютерный сленг в настоящее время стал неотъемлемой частью речи молодежи, которая не может обойтись без таких сленговых слов, как «комп», «виснуть», «клава» и так далее. Определяется это, прежде всего, тем, что век компьютеризации диктует свои правила, связанные с необходимостью употребления в речи компьютерного сленга.


























  1. Краткая характеристика компьютерного сленга


Сленг – набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и так далее). [1]

Понятие «сленг» смешивается с такими понятиями как «диалектизм», «жаргонизм», «вульгаризм», «разговорная речь», «просторечие».

Сленг – популярная лексика, не соответствующая требованиям языка и часто в той или иной степени фамильярная. Эмоциональная окраска подобных слов и словосочетаний может варьироваться от шутливой и дружелюбной до пренебрежительной и циничной. Сленг преимущественно употребляется в ситуации непринужденного общения. Примеры сленгизмов: «доставать» – надоедать, «врубиться» – понять, «отпад» – превосходно. Часто сленговая лексика пополняется путем обращения к другим языкам.

Жаргон – специфичные слова и выражения, которые изначально возникают при общении людей, связанных одной профессией, социальным положением или имеющих другие общие интересы. Целью употребления жаргонизмов является не только выражение своей принадлежности к определенной группе и придание речи экспрессивности, но и ускорение общения и взаимопонимания. Ведь многие слова, непригодные для официальной инструкции, способны привнести заметное удобство в деловой разговор профессионалов. [1]

Отличие жаргона от сленга состоит в том, что жаргонизмы появляются в конкретной группе часто в связи с какими-то нововведениями, разработками. Сленг же, помимо собственного словообразования, нередко черпает свой материал из жаргона разных групп общества, отбирая наиболее употребительное и популярное. На основании этого сленг иногда называют общим жаргоном.

Компьютерный сленг – разновидность сленга, используемого как профессиональными (например, IT-специалистами), так и другими пользователями компьютеров. [2]



























  1. Отличие компьютерного сленга от сленгов других типов


Во-первых, компьютерный молодежный сленг служит для общения людей одной профессии: программистов или просто людей, использующих компьютер для каких-то целей.

Во-вторых, компьютерный   молодежный сленг отличается «зацикленностью» на реалиях мира компьютеров. Рассматриваемые сленговые названия относятся только к этому миру, отделяя его от всего остального, и зачастую непонятны людям несведущим. Например, не каждому человеку станет понятно выражение «трехпальцевый салют»которое обозначает сброс компьютера нажатием клавиш Ctrl-Alt-Del. Благодаря знанию такого специального языка компьютерщики чувствуют себя членами некой замкнутой общности. [2]

Таким образом, эти два наблюдения не позволяют причислить компьютерный  молодежный сленг ни к одной отдельно взятой группе нелитературных слов и заставляют рассматривать его как явление, которому присущи черты каждой из них. Это и позволяет определить термин компьютерный  молодежный сленг как слова, употребляющиеся только молодыми людьми, имеющими непосредственное отношение к компьютерам в повседневной жизни, заменяющие профессиональную лексику и отличающиеся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.

Особенностью компьютерного сленга является игнорирование общепринятых знаков препинания, разделения фразы на предложения. Часто сленговая фраза «ВКонтакте», «Одноклассниках», «WhatsApp» представляет собой сплошной текст без разделения на части, что, на удивление, не вызывает обычно сложностей в понимании.



5.Тематические группы компьютерного сленга


Лексика компьютерного сленга может быть разделена на следующие тематические группы:

1.слова, употребляемые людьми, работающими с компьютерами: составные части компьютера, название программных продуктов, команд, файлов и т.п., к примеру:

«прогер» – программист;

«гифчик» – файл с расширением gif;

«флеймер» (неодобр.) – конфликтный пользователь сети.

2. интернет-сленг: лексика этой группы включает понятия, используемые всеми пользователями «всемирной паутины», например:

«отстрелить» – отключить от сети;

«хомяк» (от англ. home page) – домашняя страница.

Вследствие того, что Интернет – относительно новое явление в России, эта тематическая группа включает в себя недавно созданную лексику, слова которой являются новыми, а иногда и единственными обозначениями, например:

«ирка» – программа для публичного интерактивного общения в сети, мотивировано англ. IRC (Internet Relay Chat);

«аська» – программа для частного интерактивного общения в сети, мотивировано англ. IСQ (I seek you);

«скачивать», «сливать» – переносить информацию из сети на свой компьютер.

Пользователям «паутины» нравится использовать Интернет-сленг. Их радует, когда им самим пишут на таком же сленге. Это их раскрепощает, они могут свободно общаться на любые темы. Сленг делает общение более быстрым. Обычно в чатах и в социальных сетях переписка ведется сразу с несколькими людьми, поэтому скорость написания тоже немаловажна. Такой язык делает общение более простым, доступным и веселым. Это положительные стороны интернет-общения.

Но в последнее время сленг начинает использоваться не только за компьютером, но и в повседневной жизни:

= в лексикон входит множество иностранных слов, употребляющихся без перевода. Например, слово «спам» – мусор, сообщение, несущее в себе мало смысла, содержащее какую-либо рекламу или просьбу по распространению этого сообщения; «бан» (от англ. Bunning) – запрет на написание сообщения в чате или удаление человека из чата;

= кроме того, общение становится все более и более быстрым. Вместо того, чтобы говорить слово «нормально», подростки говорят «норм» или «намана», вместо «пойдем» – «падём», «спасибо» – «спс», «почему» – «поч», «может быть» – «мб», «домашнее задание» – «дз» и другие;

= пользователь привыкает к неправильным написаниям, зрительный образ слова фиксируется в памяти, и говорить об орфографической грамотности уже не приходится.














  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


1. Анкетирование


Я опросила 30 человек, из которых было моих друзей и одноклассников 22 человека и взрослых родственников 8 человек.

Первый вопрос был задан такой: «Какие слова компьютерного сленга вы понимаете?» Для выбора я предложила свой список слов, который выявила из статей в интернете. Получился следующий результат:

Ава – 20 человек (65%), из них взрослые родственники 6 человек

Игнор –20 человек (65%), из них взрослые родственники 3 человека

Kомп – 20 человек (65%), из них взрослые родственники 6 человек

Бот – 15 человек(50%), из них взрослые родственники 3 человека

Инет – 15 человек (50%), из них взрослые родственники 6 человек

Админ –11 человек (37%), из них взрослые родственники 3 человека

Kлава – 11 человек (37%), из них взрослые родственники 3 человека

Левел –11 человек (37%), из них взрослые родственники 2 человека

Нуб – 10 человек (33%), из них взрослые родственники 0 человек

Хакер – 8 человек (27%), из них взрослые родственники 3 человека

Бан – 7 человек (23%), из них взрослые родственники 2 человека

Глюк – 7 человек (23%), из них взрослые родственники 3 человека

Ник – 5 человек (17%), из них взрослые родственники 2 человека

Геймер – 4 человека (13%), из них взрослые родственники 0 человек

Оперативка – 4 человека (13%), из них взрослые родственники 1 человек

Баг –3 человека (10%), из них взрослые родственники 0 человек

Видюха – 3 человека (10%), из них взрослые родственники 1 человек

Вирь – 3 человека (10%), из них взрослые родственники 0 человек

Гиг– 3 человека (10%), из них взрослые родственники 1 человек

Прога – 3 человека (10%), из них взрослые родственники 0 человек

Затем был задан второй вопрос на основе выявленных слов: «Используете ли вы в устной речи сленг, позаимствованный из Интернета?» Ответ был следующим:

«да» – 24 человека (80%), из них взрослые родственники 6 человек;

«нет» – 6 человек (20%), из них взрослые родственники 2 человека.

Третий вопрос касался следующего: «Пользуетесь ли вы знаками препинания в интернет-общении?» Были получены ответы:

«нет» – 12 человек (40%), из них взрослые родственники 4 человека;

«когда не тороплюсь» – 16 человек (53%), из них взрослые родственники 2 человека;

«да» – 2 человека (7%), из них взрослые родственники 2 человека.

И четвёртый вопрос: «Воспользовались бы вы специальным словариком компьютерного сленга?» Ответ:

«да» – 26 человека (87%), из них взрослые родственники 7 человек;

«нет» – 4 человек (13%), из них взрослые родственники 1 человек.

Таким образом, я выяснила, что, хотя не все слова компьютерного сленга понимаются моими одноклассниками, друзьями и родственниками, они активно используют их в речи, не всегда обращая внимание на пунктуацию. И словарик компьютерного сленга им бы пригодился!











2. «Словарик компьютерного сленга для моих знакомых»


Благодаря полученному результату мне удалось создать небольшой словарик для моих знакомых – для друзей и для родственников. Я считаю, что такой словарик поможет им в общении, позволит им быть современными людьми. Причём я не внесла в него те слова, которые употребляет в речи большинство опрошенных (ава, игнор, инет, комп).


Админ – системный администратор, либо лицо, обладающее полным
доступом к администрированию какой-либо системы, сайта или сервиса

Баг – ошибка в программе

Бан – запрет для пользователя отправлять сообщения

Бот – программа, имитирующая действия живого человека в игре

Видюха – видеокарта

Вирь – компьютерный вирус

Геймер – профессиональный игрок в компьютерные игры

Гиг– гагабайт

Глюк – ошибка в работе программы или устройства

Игнор – метка, накладываемая участником чата (многопользовательского или программы мгновенного обмена сообщениями) на другого участника, при которой система игнорирует сообщения от второго первому, либо же простое игнорирование сообщений

Инет – интернет

Левел – уровень в игре

Нуб – новичок в какой-либо игре

Оперативка – оперативная память

Прога – программа

Хакер – взломщик


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Выполнив проект, я узнала, что язык компьютерной лексики важен для пользователя. Развитие современного информационного общества, активное использование компьютерной техники и Интернета обосновывает употребление компьютерного сленга и распространение его в речи людей, а это значит, что он имеет право на существование и признание.

Я нашла ответ на свой проблемный вопрос: точки соприкосновения языка информационных технологий с естественным языком в настоящее время существуют.

Кроме того, я проверила свою гипотезу и удостоверилась, что словарик компьютерного сленга будет интересен людям разных возрастных групп.

Выполнив поставленные задачи, исследуя сферы употребления компьютерного сленга и воспользовавшись разнообразными методами работы, я достигла поставленной цели: создала «Словарик компьютерного сленга для моих знакомых».














  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сленг

2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/977077

3. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/10/16/issledovatelskaya-rabota-po-teme-kompyuternyy-sleng

4. https://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-kompiuternyi-sleng.html

5. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-kompyuterniy-sleng-3013394.html




22




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!