Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хомутовская СОШ
У тверждена приказом
директора МБОУ Хомутовская СОШ
____________ /Емельянова И.А.. /
№01-23 от 29.08.2019
Рабочая программа
индивидуально-групповых занятий
по технологии (технология)
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в 9 классе
основного общего образования
на 2019-2020 учебный год
Коновалова Н.А.,
учитель технологии первой категории
Учитель, реализующий программу:
Коновалова Н.А.,
учитель первой категории
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Целью программы курса «Проектной деятельности» является формирование
основных компетентностей школьников в индивидуальной и коллективной учебной и
познавательной деятельности посредством метода проектов.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 17.12. 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Основной образовательной программой основного общего образования ОУ (ФГОС).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода; развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Образовательные задачи:
сформировать систему базовых знаний по созданию исследовательского проекта;
научить составлять план и осуществлять деятельность по решению заданной проблемы с помощью учителя, самостоятельно осуществлять текущий контроль своей деятельности;
привить навык использования информационных источников и средств ИКТ при выполнении индивидуальных или коллективных проектов и в учебной деятельности.
Воспитательные задачи:
воспитывать уважение к значимым общечеловеческим ценностям (социальному партнерству, толерантности, диалогу);
воспитывать способность к методической работе и самоорганизации.
Развивающие задачи:
развивать гибкость и оригинальность мышления;
развивать коммуникативные навыки,
развить гибкую самооценку.
Место и роль учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Курс основы проектной деятельности на ступени основного общего образования направлен на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Программа имеет интеллектуально - познавательное направление.
Под проектом в данной программе подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Под методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Место предмета в учебном плане
По учебному плану на изучение данного курса отводится 34 часа
Формы организации образовательного процесса.
Основная форма обучения является факультативное занятие. Это обстоятельство не исключает, а предполагает другие формы организации обучения. Все занятия можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков.
Технологии обучения.
В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как: здоровьесберегающие технологии, информационно- коммуникационные, технология опорного конспекта, личностно ориентированное обучение.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Самостоятельная работа с источниками информации, обобщение и систематизация полученной информации, интегрирование ее в личный опыт.
Проведение доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, аргументированных и эмоционально убедительных суждений.
Самостоятельная и коллективная деятельности, включение своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Виды и формы и методы контроля
Формой оценки достижения результатов освоения программы является выполнение реферата и презентация проектного продукта.
Формы контроля: индивидуальный контроль.
Методы: устный опрос, самостоятельная, практическая работы, тестирование, оформление паспорта проекта защита проекта
Результаты обучения: приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарт.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- виды проектов;
- классификацию проектов
- особенности и структуру информационного проекта.Постановка проблемы. Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины возникновения проблем. Выбор темы информационного проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы.
Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Цели, приследуемые при работе над информационным проектом.
Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности. Хронологическая последовательность действий и расчет времени, необходимого для их выполнения.
Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с информационным проектом.
Работа с информационными источниками
Виды информационных источников.Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные документы, статистические материалы, Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др.
Работа с каталогами. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Параметры поиска информации в каталоге.
Работа со справочной литературой. Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок Способы первичной обработки информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями. Коллажирование как способ обработки первичной информации. Использование электронных энциклопедий. Содержание электронных энциклопедий; приёмы поиска информации в подобных источниках. Работа со статистическим материалом. Статистические таблицы и приемы работы с ними. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.
Знать:
Уметь:
пользоваться различными видами информационных источников;
искать информацию по заданному параметру;
сопоставлять информацию из разных источников;
Создание публикаций
Виды публикаций. Реферат, тезисы, статья, буклет, монография, доклад, бюллетень, исследовательская работа и их различия.
Реферат. Структура реферата. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, рецензия и их функции.
Требования к оформлению реферата. Оформление титульного листа, оглавления, введения, заключения, основной части, ссылок, заголовков, списка литературы, нумерация разделов.
Критерии оценивания реферата. Актуальность, логичность и системность изложения, взаимосвязанность основных вопросов, полнота раскрытия темы в соответствии с планом, творчество и самостоятельность автора при написании реферата, научный язык изложения, глубина анализа, изложение целей и задач, наличие обзора источников, соответствие оформления ра Требования к уровню подготовки:
Знать:
Уметь:
- оформлять портфолио;
- оформлять ссылки и численные данные.
Презентация продукта.
Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного бюллетеня; представление веб-сайта с результатами исследования.
Составление текста к публичному выступлению. Разработка темы на уровне идей и плана речи. План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.
Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.
Методы привлечения внимания аудитории. Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, и др.) Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления).
Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопросов. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа.
Публичное выступление. Представление работ.
Составление вопросов к реферату.
Конференция.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- формы передачи информации;
- допустимые речевые обороты;
- методы привлечения внимания в аудитории.
Уметь:
- составлять текст к публичному выступлению;
- составлять вопросы к реферату;
- создавать статичную презентацию в качестве поддержки к выступлению
Анализ результатов работы
Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Различия приведенных понятий. Эталоны и оценочные шкалы. Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания. Оценка и самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ. Успех и как его добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения.
- способы оценивания проекта.
Уметь:
боты требованиям.
II. СОДЕРЖАНИЕ.
Под проектом в данной программе подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Под методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Курс «Основы проектной деятельности» не является систематическим и сквозным, а состоит из отдельных разделов.» Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности».» Алгоритм проектной и исследовательской деятельности.»
Тема «Особенности проектной деятельности.. Основные требования к исследованию “нацелена не на освоение знаний о том, как можно решать проблему, а на освоение таких способов деятельности, как анализ ситуации и анализ проблемы, постановка цели, анализ ресурсов, планирование деятельности, учет рисков и других. Эти способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования ключевой компетентности учащегося по решению проблем.
Тема «Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета.» предназначена не только для выработки навыков поиска информации в справочной литературе вообще, но и, что главное, для того, чтобы учащийся получил опыт поиска информации, необходимой для решения проблемы.
Тема «Что такое плагиат « помогает учащимся разобраться с видами публикаций, научиться грамотно их составлять и оформлять.
Тема «Использование ИКТ в работе над проектом» позволяет сформировать пользовательские навыки, являющиеся неотъемлемым элементом функциональной грамотности. Это достигается не через рутинные упражнения, а через осознанное применение уже известных программных продуктов к результатам своей работы.
Тема «Презентация продукта» . развивает у учащихся навыки самопрезентации, публичного выступления, умения представить свою точку зрения или результаты собственного труда в наиболее выгодном свете. Это способствует формированию у учащихся коммуникативной компетенции.
Тема «Анализ достижений и недостатков « предназначен для формирования у учащихся умений оценивать результат и процесс своей деятельности. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы, например, формирует личный интерес к новому знанию, если ситуацию «провала» проекта создала неудачно подобранная информация. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности. | 9 |
2 | Алгоритм проектной и исследовательской деятельности. | 25 |
| Итого: | 34 |
№ п/п | Тема | Количество часов |
| Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию. | 1 |
| Виды школьных проектов. Основные технологические подходы Особенности монопроекта и межпредметного проекта. | 1 |
| Учебный проект. Определение темы проекта. Этапы работы над проектом. | 1 |
| Методы исследования. Технология составления плана работы. | 1 |
| Определение цели, задач проекта. | 1 |
| Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Составление глоссария по теме исследования. | 1 |
| Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. | 1 |
| Итоговое занятие по теме «Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности». | 1 |
| Структура исследовательской работы, критерии оценки. | 1 |
| Этапы исследовательской работы. | 1 |
| Введение научного исследования. Работа над введением научного исследования. | 1 |
| Основная часть исследования. | 1 |
| Работа над основной частью исследования. | 8 |
| Работа над основной частью исследования. | 1 |
| Работа над основной частью исследования. | 1 |
| Работа над основной частью исследования. | 1 |
| Работа над основной частью исследования. | 3 |
| Работа над основной частью исследования. | 1 |
| Работа над основной частью исследования. | 1 |
| Работа над основной частью исследования. | 1 |
| Методы исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы. | 1 |
| Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению. | 1 |
| Способы оформления конечных результатов индивидуального проекта (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров). | 1 |
| Создание компьютерной презентации. | 1 |
| Создание компьютерной презентации. | 1 |
| Создание компьютерной презентации. | 1 |
| Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. | 1 |
| Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Портфолио. | 1 |
| Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. | 1 |
| Подготовка авторского доклада. | 1 |
| Представление работы, предзащита проекта. | 1 |
| Корректировка проекта с учетом рекомендаций | 1 |
| Защита проекта/исследовательской работы | 1 |
| Анализ достижений и недостатков. | 1 |
Календарно-тематическое планирование индивидуального проекта в 9 а классе (2018 – 2019 учебный год)
№ п/п | Дата | Тема раздела, тема урока |
план | факт |
Тема 1. Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности |
| 05.09 | | Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию. |
| 12.09 | | Виды школьных проектов. Основные технологические подходы.Особенности монопроекта и межпредметного проекта. |
| 19.09 | | Учебный проект. Определение темы проекта. Этапы работы над проектом. |
| 26.09 | | Методы исследования. Технология составления плана работы. |
| 03.10 | | Определение цели, задач проекта. |
| 10.10 | | Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Составление глоссария по теме исследования. |
| 17.10 | | Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. |
| 24.10 | | Итоговое занятие по теме «Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности». |
Тема 2. Алгоритм проектной и исследовательской деятельности. «Учебное проектирование» |
| 31.10 | | Структура исследовательской работы, критерии оценки. |
| 14.11 | | Этапы исследовательской работы. |
| 21.11 | | Введение научного исследования. Работа над введением научного исследования. |
| 28.11 | | Основная часть исследования. |
| 05.12 | | Работа над основной частью исследования. |
| 12.12 | | Работа над основной частью исследования. |
| 19.12 | | Работа над основной частью исследования. |
| 26.12 | | Работа над основной частью исследования. |
| 16.01 | | Работа над основной частью исследования. |
| 23.01 | | Работа над основной частью исследования. |
| 30.01 | | Работа над основной частью исследования. |
| 06.02 | | Работа над основной частью исследования. |
| 13.02 | | Методы исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы. |
| 20.02 | | Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению. |
| 27.02 | | Способы оформления конечных результатов индивидуального проекта (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров). |
| 06.03 | | Создание компьютерной презентации. |
| 13.03 | | Создание компьютерной презентации. |
| 20.03 | | Создание компьютерной презентации. |
| 03.04 | | Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. |
| 10.04 | | Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Портфолио. |
| 17.04 | | Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. |
| 24.04 | | Подготовка авторского доклада. |
| 01.05 | | Представление работы, предзащита проекта. |
| 08.05 | | Корректировка проекта с учетом рекомендаций |
| 15.05 | | Защита проекта/исследовательской работы |
34. | 22.05 | | Анализ достижений и недостатков. |
Учебно-методическое обеспечение.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с.
Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.
Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.
Техническое обеспечение курса
Интерактивные средства обучения: компьютер, проектор.
Технологические карты занятий, памятки, карточки-задания.
Материал и оборудование, необходимые для выполнений практических заданий.