СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как фактор развития коммуникативной компетентности учащихся

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья написана для учителей, на тему " Проектная деятельность как фактор развития коммуникативной компетентности учащихся".

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как фактор развития коммуникативной компетентности учащихся»

Проектная деятельность как фактор развития коммуникативной компетентности учащихся.

Мосунова О.А. –учитель математики

Мы живём в эпоху информационных технологий, ни для кого не секрет, что младшие школьники владеют современными источниками информации и средствами их передачи лучше своих родителей и учителей. Однако компьютерная грамотность современных учащихся зачастую играет против них в аспекте общечеловеческих взаимоотношений. «Зависая» в социальных сетях дети уходят от реальности, теряют связь с действительностью. Пропадает вербальная гибкость, падает уровень коммуникативных умений. 

Между тем к современным выпускникам школ предъявляются различные требования, и одно из них заключается в наличии у выпускников развитых коммуникативных компетенций. В процессе обучения и в последующей жизни эти навыки являются решающими по многим вопросам.

В процессе воспитания социально-ориентированной, коммуникабельной, всесторонне развитой личности огромную роль играет проектная деятельность, которая предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за коллективные решения и, конечно же, активное общение друг с другом. Именно поэтому я выбрала в качестве одного из главных направлений своей деятельности развитие коммуникативной компетентности учащихся с помощью метода проектов, как наиболее эффективного в реализации поставленной цели. Отличительная черта проектной методики – особая форма

организации.

Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

Для многих учащихся привлекательность данного метода обучения заключается в подлинности опыта. Учащиеся исполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. Снимают ли они документальный фильм об охране окружающей среды, составляют ли туристический путеводитель с целью привлечь внимание к достопримечательностям их города, представляющим историческую ценность – в любом случае учащиеся принимают участие в проектах, которые имеют место в реальном мире и которые важны вне школьных стен.

Что касается учителей, дополнительные преимущества данного метода обучения заключаются для них в возможности усовершенствовать свой профессионализм, развивать сотрудничество с коллегами, а также строить отношения с учащимися. Для учащихся, которые привыкли к более традиционным способам проведения занятий, введение модели обучения на основе проектного подхода означает переход от выполнения указаний к осуществлению самостоятельной деятельности; от простого прослушивания и реагирования на услышанное к взаимодействию и принятию на себя ответственности; от знания фактов, условий и сущности к пониманию изучаемого; от теории к практике; от зависимости от учителей к самостоятельности.

Любой учебный проект позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

В ходе кропотливой работы над каждым проектом у учащихся формируются различные коммуникативные умения: внимательно слушать собеседника; вступать в диалог, дискуссию; понять точку зрения одноклассника; оценить действия и суждения своих друзей; договариваться и согласовывать свои действия и др. Ребята, которые сейчас учатся в восьмом классе, конечно, не все могли выполнять проекты, будучи в пятом классе. Даже слушать и понимать услышанное порой было для них очень трудно. Тем не менее, используя разные сообщения, доклады и творческие работы ребята научились общаться друг с другом, пропал страх выступать перед одноклассниками.

Математика в школьном курсе является достаточно сложной дисциплиной и с годами, учась в школе, не все ребята, конечно, испытывают к ней интерес, считая ее не интересным предметам. Мало того, очень часто ребята на уроке при изучении тех или иных тем по алгебре или геометрии задают такие вопросы: « А зачем это надо изучать?», « А где это мне пригодиться в жизни?» и т.д. и тут, конечно, предлагаешь, например, при изучении темы « Подобие треугольников» подготовить проект « Подобие в окружающем нас мире», знаете, получился очень интересный проект и вопросов по данной теме больше не возникало. И так систематически.

Метод проектов помогает, так как  проектный подход включает следующие преимущества:

  • становится выше посещаемость занятий, у учащихся растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению;

  • задачи обучения аналогичны или превосходят по своему уровню задачи, выдвигаемые другими методами. Отличие проектного подхода состоит в том, что учащиеся берут на себя большую ответственность за свое образование, чем во время обычных занятий в школах;

  • возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа в коллективе, а также общение.

Беря какую - то тему, ребята, углубляясь в нее, начинают изучать интересную литературу и историю возникновения, например цифр и чисел, и им становится интересно. Потом они с интересом рассказывают своим одноклассникам при защите проектов. Есть очень интересные проекты, сделанные ребятами. Например: « Значение числа в судьбе человека», выполнил Рыков Никита, « История возникновения цифр» и «Геометрическая плоскость и знаки зодиака», выполнил Кудрявцев Вова, и «Симметрия в архитектуре и жизни", выполнила Котлеревич Камилла, которая получила диплом победителя среди лучших проектов школы.

В этом году поменялись ряд задач на экзамене по математике ОГЭ в 9 классе. Основное нововведение – в первую часть добавился новый блок практико-ориентированных заданий 1-5, где по приведённой схеме необходимо дать ответ на поставленные вопросы

Итак, задания 15 в обновлённом КИМ - это совсем новый вид заданий для ОГЭ. Перед первым заданием дан рисунок (план участка на клетчатой бумаге) и текст к нему. Все 5 заданий связаны и с рисунком, и с текстом. Все эти задания, так или иначе, завязаны на вполне привычные бытовые ситуации. Подобные задачи близки к тому, что раньше называлось "реальной математикой", задания 3 и 4 не обозначены как геометрические, но их вполне можно считать практическими заданиями по геометрии.

Все пять заданий нельзя назвать сложными, но тут, определённо, понадобится внимание и довольно большое количество времени. При выполнении таких заданий очень важно внимательно прочитать условие, не упустив важные факты и суть поставленного вопроса.

Таких задач мы еще не решали. Я предложила ребятам разработать исследовательские проекты по их решению. Одноклассники внимательно их слушали, проекты получились очень интересными и занимательными. Ребята не только сами научились решать новые задачи, но и научили их решать своих одноклассников.

Системная работа в проектной технологии позволяет увидеть существенные изменения в умении детей сотрудничать друг с другом, с учителями, планировать и осуществлять индивидуальные и групповые выступления перед аудиторией. На предметных неделях ребята активно показывают свои проекты ребятам младших классов, передавая тем самым свой опыт.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации учащихся. Работая с детьми, как классный руководитель, а не только как учитель математики, планируя воспитательную работу на год, я всегда стремлюсь учитывать интересы детей. Кроме того, подойдя к 7 классу, мы с детьми уже становимся соавторами в планировании нашей деятельности. Ребята с удовольствием принимают участие во всех проектах и фестивалях нашей школы. Ребята с удовольствием создают и выступают с проектами на классных часах и внеклассных мероприятиях, иногда сами, предлагая темы. Вместе с моими учениками мы создали проектную работу « Вот и стали мы на год старше», который я показала родителям на собрании в конце учебного года, сплачивая тем самым ребят, родителей и учителей - предметников, поскольку одним из направлений моей внеклассной деятельности является воспитание уважительного отношения к одноклассникам, родителям и учителям.

Считаю, что использование метода проектов — это наиболее удачная форма работы, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. Мои ученики с удовольствием принимают участие в подготовке каждого нового проекта, так как эта форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, совершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время способствует коммуникативной успешности школьников, как в образовательной среде, так и в становлении социального опыта.


Библиографический список:


  1. Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия.// Учитель.- 2001.- № 1


  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2012/11/08/formirovanie-kommunikativnykh

3. http://www.prodlenka.org/nachalnaia-shkola/proektnaia-deiatelnost-mladshikh-shkolnikov.html




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!