Проектная деятельность как фактор развития коммуникативной компетентности учащихся.
Мосунова О.А. –учитель математики
Мы живём в эпоху информационных технологий, ни для кого не секрет, что младшие школьники владеют современными источниками информации и средствами их передачи лучше своих родителей и учителей. Однако компьютерная грамотность современных учащихся зачастую играет против них в аспекте общечеловеческих взаимоотношений. «Зависая» в социальных сетях дети уходят от реальности, теряют связь с действительностью. Пропадает вербальная гибкость, падает уровень коммуникативных умений.
Между тем к современным выпускникам школ предъявляются различные требования, и одно из них заключается в наличии у выпускников развитых коммуникативных компетенций. В процессе обучения и в последующей жизни эти навыки являются решающими по многим вопросам.
В процессе воспитания социально-ориентированной, коммуникабельной, всесторонне развитой личности огромную роль играет проектная деятельность, которая предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за коллективные решения и, конечно же, активное общение друг с другом. Именно поэтому я выбрала в качестве одного из главных направлений своей деятельности развитие коммуникативной компетентности учащихся с помощью метода проектов, как наиболее эффективного в реализации поставленной цели. Отличительная черта проектной методики – особая форма
организации.
Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.
Для многих учащихся привлекательность данного метода обучения заключается в подлинности опыта. Учащиеся исполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. Снимают ли они документальный фильм об охране окружающей среды, составляют ли туристический путеводитель с целью привлечь внимание к достопримечательностям их города, представляющим историческую ценность – в любом случае учащиеся принимают участие в проектах, которые имеют место в реальном мире и которые важны вне школьных стен.
Что касается учителей, дополнительные преимущества данного метода обучения заключаются для них в возможности усовершенствовать свой профессионализм, развивать сотрудничество с коллегами, а также строить отношения с учащимися. Для учащихся, которые привыкли к более традиционным способам проведения занятий, введение модели обучения на основе проектного подхода означает переход от выполнения указаний к осуществлению самостоятельной деятельности; от простого прослушивания и реагирования на услышанное к взаимодействию и принятию на себя ответственности; от знания фактов, условий и сущности к пониманию изучаемого; от теории к практике; от зависимости от учителей к самостоятельности.
Любой учебный проект позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
В ходе кропотливой работы над каждым проектом у учащихся формируются различные коммуникативные умения: внимательно слушать собеседника; вступать в диалог, дискуссию; понять точку зрения одноклассника; оценить действия и суждения своих друзей; договариваться и согласовывать свои действия и др. Ребята, которые сейчас учатся в восьмом классе, конечно, не все могли выполнять проекты, будучи в пятом классе. Даже слушать и понимать услышанное порой было для них очень трудно. Тем не менее, используя разные сообщения, доклады и творческие работы ребята научились общаться друг с другом, пропал страх выступать перед одноклассниками.
Математика в школьном курсе является достаточно сложной дисциплиной и с годами, учась в школе, не все ребята, конечно, испытывают к ней интерес, считая ее не интересным предметам. Мало того, очень часто ребята на уроке при изучении тех или иных тем по алгебре или геометрии задают такие вопросы: « А зачем это надо изучать?», « А где это мне пригодиться в жизни?» и т.д. и тут, конечно, предлагаешь, например, при изучении темы « Подобие треугольников» подготовить проект « Подобие в окружающем нас мире», знаете, получился очень интересный проект и вопросов по данной теме больше не возникало. И так систематически.
Метод проектов помогает, так как проектный подход включает следующие преимущества:
становится выше посещаемость занятий, у учащихся растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению;
задачи обучения аналогичны или превосходят по своему уровню задачи, выдвигаемые другими методами. Отличие проектного подхода состоит в том, что учащиеся берут на себя большую ответственность за свое образование, чем во время обычных занятий в школах;
возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа в коллективе, а также общение.
Беря какую - то тему, ребята, углубляясь в нее, начинают изучать интересную литературу и историю возникновения, например цифр и чисел, и им становится интересно. Потом они с интересом рассказывают своим одноклассникам при защите проектов. Есть очень интересные проекты, сделанные ребятами. Например: « Значение числа в судьбе человека», выполнил Рыков Никита, « История возникновения цифр» и «Геометрическая плоскость и знаки зодиака», выполнил Кудрявцев Вова, и «Симметрия в архитектуре и жизни", выполнила Котлеревич Камилла, которая получила диплом победителя среди лучших проектов школы.
В этом году поменялись ряд задач на экзамене по математике ОГЭ в 9 классе. Основное нововведение – в первую часть добавился новый блок практико-ориентированных заданий 1-5, где по приведённой схеме необходимо дать ответ на поставленные вопросы
Итак, задания 1–5 в обновлённом КИМ - это совсем новый вид заданий для ОГЭ. Перед первым заданием дан рисунок (план участка на клетчатой бумаге) и текст к нему. Все 5 заданий связаны и с рисунком, и с текстом. Все эти задания, так или иначе, завязаны на вполне привычные бытовые ситуации. Подобные задачи близки к тому, что раньше называлось "реальной математикой", задания 3 и 4 не обозначены как геометрические, но их вполне можно считать практическими заданиями по геометрии.
Все пять заданий нельзя назвать сложными, но тут, определённо, понадобится внимание и довольно большое количество времени. При выполнении таких заданий очень важно внимательно прочитать условие, не упустив важные факты и суть поставленного вопроса.
Таких задач мы еще не решали. Я предложила ребятам разработать исследовательские проекты по их решению. Одноклассники внимательно их слушали, проекты получились очень интересными и занимательными. Ребята не только сами научились решать новые задачи, но и научили их решать своих одноклассников.
Системная работа в проектной технологии позволяет увидеть существенные изменения в умении детей сотрудничать друг с другом, с учителями, планировать и осуществлять индивидуальные и групповые выступления перед аудиторией. На предметных неделях ребята активно показывают свои проекты ребятам младших классов, передавая тем самым свой опыт.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации учащихся. Работая с детьми, как классный руководитель, а не только как учитель математики, планируя воспитательную работу на год, я всегда стремлюсь учитывать интересы детей. Кроме того, подойдя к 7 классу, мы с детьми уже становимся соавторами в планировании нашей деятельности. Ребята с удовольствием принимают участие во всех проектах и фестивалях нашей школы. Ребята с удовольствием создают и выступают с проектами на классных часах и внеклассных мероприятиях, иногда сами, предлагая темы. Вместе с моими учениками мы создали проектную работу « Вот и стали мы на год старше», который я показала родителям на собрании в конце учебного года, сплачивая тем самым ребят, родителей и учителей - предметников, поскольку одним из направлений моей внеклассной деятельности является воспитание уважительного отношения к одноклассникам, родителям и учителям.
Считаю, что использование метода проектов — это наиболее удачная форма работы, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. Мои ученики с удовольствием принимают участие в подготовке каждого нового проекта, так как эта форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, совершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время способствует коммуникативной успешности школьников, как в образовательной среде, так и в становлении социального опыта.
Библиографический список:
Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия.// Учитель.- 2001.- № 1
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2012/11/08/formirovanie-kommunikativnykh
3. http://www.prodlenka.org/nachalnaia-shkola/proektnaia-deiatelnost-mladshikh-shkolnikov.html