СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как форма организации ДОУ с семьёй в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как форма организации ДОУ с семьёй в условиях реализации ФГОС»

Проектная деятельность как форма организации ДОУ с семьёй в условиях реализации ФГОС

В ФГОС ДО говорится о том, что «одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьёй».

Взаимодействие педагогов с родителями всегда было и остаётся актуальным вопросом и невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно сегодня нужно ориентироваться на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствующих формированию активной родительской позиции.

Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Основная цель - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться своими проблемами и совместно их решать.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.), индивидуальные (педагогические беседы) и наглядно-информационные (записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки).

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Под нетрадиционными формами подразумевается использование элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы, направленные на установление не формальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

В настоящее время помимо поиска новых форм педагогического просвещения меняется и его содержание.

Часто в ДОУ проводятся мероприятия по принципу развлекательных программ - КВН, «Педагогическое поле чудес» и др. несмотря на их многообразие для таких форм характерно создание непринужденной обстановки, и активное привлечение к этой работе. Но, как показала практика, педагогическое содержание часто отходит на второй план и работа с родителями сводится лишь к совместному проведению досуга. Важно строить общение с родителями, чередуя традиционные и нетрадиционные формы.

Цель нетрадиционных форм – заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребенка, сформировать у них уважительное отношение к труду воспитателей, приобщить к жизни детского сада. Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к детскому саду.

Кротовой Т.В. разработана классификация нетрадиционных форм. Автор относит к ним информационно-аналитические («почтовый ящик»), досуговые (совместные досуги, праздники), познавательные (семинары - практикумы, устные педагогические журналы), наглядно-информационные (дни открытых дверей, информационные проспекты для родителей).

Смысл, назначение нетрадиционных форм в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, они способствуют пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» родителей в жизнь ДОУ способно продемонстрировать им особенности воспитания и обучения детей в детском саду.

В ФГОС ДО говорится: «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственно вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.»

В последнее время в ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы - проектная деятельность. Участвуя в проектах ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации.  В детском саду проекты взросло - детские. В таких проектах принимают участие и дети, и родители,  и воспитатели, и специалисты ДОУ.

Проектная деятельность – форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели.

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:

  • самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;

  • ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.

Обычно замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детско–родительские отношения.

Еще одна важная особенность проектной деятельности - она носит адресный характер как в процессе общения, так и в конечном результате.

Проектная деятельность приучает дошкольника к ответственности за проделанную работу, повышает его авторитет перед сверстниками и собственную самооценку.

Веракса Н.Е. выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную. Проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи.

В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско–родительских отношений.

В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

А. Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:

  1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.

  1. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей.

  1. Установление партнерского взаимодействия с родителями.

Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение энтузиазма всех участников проекта.

Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.

Основным ориентиром при организации проектной деятельности являются важнейшие психологические потребности детей, в числе которых:

  • потребность в любви, нужности другому;

  • потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий;

  • потребность в доверии к окружающему миру, другим людям;

  • потребность в новых впечатлениях, притоке информации;

  • потребность детей в самостоятельности.

Для эффективности работы алгоритм реализации проектов, предложенный А. Густомясовой, был адаптирован к условиям нашего МКДОУ.

1 этап - подготовительный. Основные задачи: мотивация родителей и их детей на предстоящую деятельность; накопление у детей необходимых знаний; знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами; подготовка методической и материально-технической базы, разработка сценария финала.

2 этап - исполнительский, собственно проектная деятельность родителей и детей. Основные задачи: развитие социальной компетентности ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка; формирование привычки у родителей в содержательном проведении семейного досуга.

Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи.

3 этап - презентация проектов. Основная задача: получение чувства удовлетворения от проделанной совместно работы. Форма проведения: досуг, праздник, марафон.

Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия.

Совместную проектную деятельность мы определяем как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!