СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как инновационный метод обучения в организации спо

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как инновационный метод обучения в организации спо»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СПО


Модернизация системы образования в России предполагает создание устойчивого механизма ее развития и достижения главной цели — обеспечение нового современного качества образования. Кардинальная задача этой модернизации — развитие человеческого потенциала страны, генерация нового поколения россиян: людей с новым мышлением, современным стилем поведения и новой мотивацией, способных жить и работать в условиях все более усложняющихся общественных, экономических и политических отношений, развития институтов управления, в своей деятельности опирающихся на общественно одобряемую систему ценностей.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося.

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности образовательного процесса, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.

В чём же суть проектного обучения?

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Использование проектной деятельности в процессе обучения способствует формированию у обучающихся творческого и критического мышления, самостоятельности и способности применять знания при решении разнообразных проблем, а также грамотности в работе с информацией. То есть, формируются те качества, которые в полной мере соответствуют требованиям современного общества.

Активное применение в учебном процессе СПО технологий проектной деятельности способствует формированию и повышению профессиональных компетенций обучающихся. К таким компетенциям следует отнести проблематизацию, целеполагание, планирование деятельности, рефлексию и самоанализ, презентацию и самопрезентацию, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательскую и творческую деятельность.1

Участие в проектной деятельности студентов дает возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Что дает использование проектной технологии в образовательном процессе? Главное - создаются условия для реализации интересов обучающихся, раскрытия их творческого потенциала, продуктивного сотворчества с педагогом, что способствует повышению мотивации студентов к обучению, их профессиональному самоопределению и успешности. В ходе работы над проектом у обучающихся совершенствуются общеучебные умения, за счет психологических ресурсов проектной работы у них развиваются качества, необходимые современному образованному, культурному человеку.

Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования и целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.

Кардинальные изменения в системе российского образования, введение стандартов СПО третьего поколения ставят перед преподавателями задачу формирования у студентов компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. В связи с этим профессиональное образование должно изменить традиционную логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение полученных знаний.


Проектную деятельность ГАПОУ МО «МСК им. Н. Е. Момота».

Проектную деятельность ГАПОУ МО «Мурманский строительный колледж им. Н. Е. Момота» реализует через инновационные проекты, один из которых – это инновационный проект «Проектная деятельность как инновационная технология творческой активности студентов для разработки и апробации «бизнес-идеи» предприятий общественного питания».

Актуальность темы проекта заключается в том, что современный этап развития профессионального мира характеризуется возросшей потребностью в профессионально мобильных специалистах, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях. В связи с этим идет поиск новых средств и методов формирования личности, способной к самостоятельным действиям, саморазвитию, самоопределению в будущей профессиональной деятельности через проектную деятельность, направленную на создание оптимального и конкурентоспособного предприятия общественного питания.

Цель и задача: формирование профессиональных компетенций, направленных на решение профессиональных задач студентами специальности «Технология продукции общественного питания» и на творческое освоение профессии для создания бизнес-проекта.

Принимают участие в инновационном проекте: научный руководитель инновационного проекта, разработчики инновационного проекта, преподаватели спецдисциплин, студенты 2 и 3 курсов по специальности «Технология продукции общественного питания».

Проект рассчитан на 4 года и представлен следующими этапами:

1. Мотивационно-целевой этап - реализуются мероприятия для апробации системы работы с ЦРМП по формированию готовности студентов к проектной деятельности с целью выявления у них предпринимательских способностей. Разработка мероприятий и мониторинга освоения видов профессиональной деятельности на ПОП в рамках производственной практики на 2 курсе.

Направлен на: отработку лидерских качеств, тестирование предпринимательских способностей, особенности предпринимательской деятельности, применение креативных технологий в бизнесе и развитие предпринимательского мышления, а также на понимание что такое «стартап» и управление им.

Студенты 2 и 3 курсов по специальности «Технология продукции общественного питания» оценивают собственные лидерские качества и возможности, строят стратегии развития тех качеств, которые позволят им добиться успеха в будущем.

В ходе работы над собственными лидерскими качествами студентам было предложено тестирование на выявление степени выраженности лидерства.

2. Этап формирования профессиональной компетентности будущего специалиста в качестве основной цели профессиональной подготовки в колледже, поиск бизнес-идеи.

Данный этап реализуется в тесном сотрудничестве с Центром развития молодежного предпринимательства МО в виде проведения тренингов по курсу «Инновационное предпринимательство». Цель тренингов – формирование базовых знаний и навыков, которые позволят студентам развить предпринимательские способности и сформировать видение своего собственного дела.

Все тренинги, а также тестовые задания и ситуации разрабатываются преподавателями-разработчиками проекта МСК совместно с Центром молодежного предпринимательства. Был выбран формат – игрового тренинга по созданию и развитию бизнеса.

Направлен на: развитие креативного мышления (применение методов «мозгового штурма», «морфологического анализа» для поиска бизнес-идей, а также использование ТРИЗ-технологий в бизнесе) и построение бизнес-моделей, исходя из основных составляющих маркетинга, так называемой модели «5Р» -product, price, place, promotion, people.

Студенты должны успешно справиться с разработкой продукта и формулированием уникального торгового предложения, а также определить характеристики места будущего «бизнеса» и его окружения.

3. Разработка бизнес-плана ПОП.

Данный этап предполагает:

  • создание Бизнес-плана с пошаговой стратегией, что делать, как делать и какой будет результат;

  • нахождение своей ниши и понимание смысла безубыточного предпринимательства или коммерции с минимальным риском;

  • узнать теорию и практику успешного предпринимательства на примерах создаваемых направлений бизнеса с нуля.

4. Результативно-оценочный этап.

В качестве результата организуемого процесса мы рассматриваем конкурентоспособного выпускника колледжа, готового эффективно решать профессиональные задачи в стандартных и проблемных условиях, способного к творческому саморазвитию и самоактуализации.

Предполагается принятие участия нашими студентами со своим бизнес-планом ПОП в конкурсе на предоставление грантов начинающим предпринимателям.

И в заключение можно отметить, что проектная деятельность обогащает не только студентов, но и педагогов. Основной функцией педагога становится переход из позиции транслятора знаний в позицию консультанта, превратив образовательный процесс в результативную творческую деятельность.

Проектная деятельность, как развивающая технология профессионального образования ориентированная на продукт, занимает центральное место в развитии профессиональной компетентности завтрашнего специалиста. Данный подход делает упор на результат образования, где результат не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях, а так же способность решать разноуровневые профессиональные задачи.

Проект является большой самостоятельной частью подготовки конкурентоспособного специалиста и имеет своей целью - систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по предметам, применение этих знаний при решении конкретных научных, научно-методических задач и задач, стоящих перед современной школой Проектная деятельность позволяет совершенствовать формы и методы самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов, помогает определить степень подготовленности выпускника к профессиональной творческой деятельности.

Преимущества технологии проектной деятельности: заинтересованность обучающихся, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций обучающихся, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность. Именно проектная деятельность позволяет выйти по требованиям ФГОС нового поколения на результат, использование полученных знаний для дальнейшего обучения, развития и саморазвития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Граф В., Ильясов И., Ляудис В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов. М.: Издательство Московского университета, 2011.

  2. Евсеева, Я. В. Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 629-632.

  3. Журнал «Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе». №4-2016.

  4. Калашникова Е.Ю. Методика преподавания экономических дисциплин в современных условиях модификации // Молодой ученый. 2013. №12. С. 901-903.

  5. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И.Н. Кузнецов. – Мн. : Современное слово, 2005. – 544 с.

  6. Лазарева, И.А. Возможности повышения качества учебного процесса при использовании методов активного обучения // Инновации в образовании. - 2004. -№ 3. - С.52–60.

  7. Минюк, Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014.

  8. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования / Н.А. Морева. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.

  9. Никитина Н.Н., Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов.– М. : Мастерство, 2002. – 288 с.

  10. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.]. – М. :Вентана – Граф, 2005. – 368 с.

  11. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. – сост. Л.Н.Куракина, И.С.Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010. – 191 с.

  12. Свиридова, Г.Ф. Индивидуальная образовательная траектория в системе повышения качества образования // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 48. С. 258-262.

  13. Сердюк, И. И. Проблемы повышения качества профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4041–4045. 

  14. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико-ориентированные технологии/ авт. – сост.М.В.Русинова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 175 с.



1 Евсеева, Я. В. Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 630.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!