СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как основа формирования социальной компетентности обучающихся в пенитенциарной школе

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как основа формирования социальной компетентности обучающихся в пенитенциарной школе»

Проектная деятельность как основа формирования социальной компетентности обучающихся

Одной из целей образования является успешная социализация выпускника. Школа должна стать ведущим фактором формирования новых жизненных смыслов образованного человека, в основе чего лежит его социальная компетентность и высокий профессионализм в избранной сфере деятельности. Хорошее образование – главный ресурс, который обеспечивает человеку свободу: я свободен, я могу выбирать.

Какие качества или компетенции необходимо развивать у обучающихся в школе при исправительной колонии для создания условий, способствующих обеспечению нормальной жизнедеятельности в изоляции, а затем социальной реабилитации и адаптации к жизни в социуме после освобождения?

Педагогический опыт работы при исправительной колонии показывает, что с каждым годом увеличивается количество учащихся с низким базовым уровнем обученности: не могут бегло читать, четко выражать мысли. Длительная изоляция человека от общества приводит к нарушению социально полезных связей и отношений, препятствующих адекватному восприятию действительности. Концентрация криминогенной части населения в одном месте также создает основу для формирования специфической системы межличностных отношений, основанных на традициях и субкультуре уголовного мира. Школа при исправительном учреждении должна стать центром организации педагогического процесса перевоспитания.

Ситуация осложняется тем обстоятельством, что большинство обучающихся впервые попали в систему исполнения наказания, у них нет жизненного опыта, и основы их мировоззрения формируются в системе исправительных учреждений и под воздействием «субкультуры». Возвращение осужденных к нормальной жизни, исправление и ресоциализация, сопряжены с разрешением целого ряда субъективных проблем: преодоление личностных слабостей и психологической готовности к преодолению сложных жизненных ситуаций, умений некриминального удовлетворения своих первичных экзистенциальных потребностей.

Но решение этих проблем возможно, если сформировать социальные компетентности у осужденных, т.е. ориентировать на социальную жизнь в обществе.

Находясь длительное время в неблагоприятных условиях, осужденные теряют навыки и умения жизни в социуме. Современные исследования показывают, что преступность значительно помолодела: сегодня учащийся в школе при исправительной колонии – это молодой человек 18 – 30 лет, употреблявший на свободе наркотики, мало чем интересовавшийся, без определенных жизненных целей.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. социальные компетентности. Следует усовершенствовать формы и методы педагогической работы, опирающиеся на формирование социальных компетенций. Все эти особенности обусловливают повышение требования к педагогическому мастерству, в связи с этим возникла необходимость поиска новых форм и методов для развития социальных компетентностей осужденных. Компетентностей, ориентируемых на формирование значимых для жизнедеятельности осужденных личностных качеств, активной жизненной позиции, способствующей интеграции осужденных в общество; на овладение положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Основой формирования компетенций учащихся в условиях образовательного пространства при исправительной колонии я считаю проектную деятельность.

Под учебным проектом принято понимать совместную или индивидуальную учебно-познавательную (исследовательскую или творческую) деятельность учащихся, в нашем случае на уроках истории, имеющую общую цель – проблему; согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, реально нового и заранее неизвестного результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями учеников на основе ранее приобретенных знаний и над учебных умений при не жестко сформулированной познавательной проблеме. В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратил внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества:

  • развивает интеллект учащегося, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;

  • развивает творческие способности и самостоятельность;

  • он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;

  • он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;

  • позволяет обучить учащихся умению получать знания через свою деятельность.

Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха» учащийся делает открытие в самом себе, в предмете исследования. Реализуется принцип    связи обучения с жизнью.

Главный результат – компетентность учащихся в области истории, обществознания, права, .конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.

На протяжении последних лет технология проектного обучения стала активно осваиваться учителями нашей школы. Анализируя опыт использования метода проектов на уроках, выделяю ряд особенностей, характерных для этого предмета.

В своей работе я использую различные формы и методы организации учебного процесса: диспуты «Быть гражданином», «Имею право», внеклассные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию «День конституции» «День народного единства»; круглые столы «Права и обязанности», «Новости ФСИН РБ», «Читаем смотрим обсуждаем», деловые игры «Трудовой договор», «Своя игра», составление кроссворда на правовую тематику.

В своей педагогической практике на уроках права, истории, обществознания я чаще всего использую такие типы проектов, как информационные, игровые, исследовательские. Например, информационные: «Великая Китайская стена», «Революция 1917» и др.

Небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Фернан Магеллан и первое в истории кругосветное путешествие». Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, стенгазеты.

Хочу отметить, что проекты в основном являются краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению в силу специфики школы. Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности.

Для участия в научно-практических конференциях, проводимых среди обучающихся школ УИС, проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования. Так учащийся 12 класса, Ануфриев В. занял 3 место в Республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее» среди школ УИС с проектом «Генрих Григорьевич Ягода».

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

В этом году проект учащегося 10 класса, Москвитина Георгия «В глубоком тылу ковалась победа» о промышленности Бурятии в военные годы. На примере ведущих предприятий республики Георгий рассмотрел, как перестраивалась промышленность на выпуск военной продукции. Особое внимание он уделил трудовому героизму тружеников тыла. Со своей работой Георгий занял 2 место в конкурсе, приуроченному к 75-летию Великой победы.

Данное направление деятельности помогло организовать учебно-воспитательный процесс в нужном направлении. Практическая значимость проектной деятельности проявилась в создании условий для развития и самореализации учеников, повышения их мотивации и познавательной активности, социализации личности ученика.

Работа над организацией в школе проектной деятельности помогла изменить общий психологический климат, повысить мотивацию всех участников образовательного процесса, способствовала личностному росту ученика и учителя, повысила результативность учебно-воспитательной и методической работы.

Таким образом, в организации деятельности задействованы основные механизмы формирования воспитательного пространства школы – сотрудничество и коммуникативность в среде обучающихся и педагогов, умение включаться в продуктивную деятельность, рациональное планирование свободного времени, социализация личности, осознание себя гражданином Российской Федерации.

Таким образом, включение обучающихся в проектную деятельность является важным средством формирования социальных компетентностей, которые предполагают для нашего контингента обучающихся:

  • осознание себя как члена государства;

  • совершенствование средств и способов получения информации;

  • социальное взаимодействие, общение, избегание конфликтов;

  • проявление личностных свойств в деятельности и контроль своего поведения;

  • применение знаний для решения социальных и профессиональных задач;

  • реализация навыков и умений;

  • понимание своей личностной значимости.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!