СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проектная деятельность как способ самореализации личности ученика на уроках технологии"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметная область « Технология » является важнейшим элементом овладения компетенциями, в том числе метапредметными; развития технологий, в том числе информационных, коммуникационных, когнитивных.

     В рамках освоения предметной области « Технология» происходит приобретения базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных « сквозных » цифровых технологий, ознакомление с современными профессиями и тенденциями их развития, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах,  обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности,  вводятся принципы проектной деятельности.

    Для инновационной экономики и гармоничного развития государства одинаково важны как высокий уровень владения современными технологиями, так и способность разрабатывать и осваивать новые технологии.

Просмотр содержимого документа
«"Проектная деятельность как способ самореализации личности ученика на уроках технологии"»

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 25

г. Читы



Проектная деятельность как способ самореализации личности ученика на уроках технологии




Выполнила: Таскина Валентина Викторовна

Учитель технологии












Чита 2020 год


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА. 6

1.1. Проектная деятельность школьников на уроках технологии. 6

1.2. Самореализация личности на уроках технологии . 13

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА. 23

Составление программы и календарного плана инновационной работы. 23

План-график мероприятий 24

Заключение. 25

Литература. 28































ВВЕДЕНИЕ


Предметная область « Технология » является важнейшим элементом овладения компетенциями, в том числе метапредметными; развития технологий, в том числе информационных, коммуникационных, когнитивных.

В рамках освоения предметной области « Технология» происходит приобретения базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных « сквозных » цифровых технологий, ознакомление с современными профессиями и тенденциями их развития, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности, вводятся принципы проектной деятельности.

Для инновационной экономики и гармоничного развития государства одинаково важны как высокий уровень владения современными технологиями, так и способность разрабатывать и осваивать новые технологии.

Настоящие методические рекомендации направлены на создание условий в субъектах Российской Федерации для преподавания предметной области «Технология» согласно Концепции и с учетом Стратегии научно-технического развития Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016г.№642 ( далее- Стратегия научно - технологического развития Российской Федерации), Национальной технологической инициативы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г . №317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (далее – Национальная технологическая инициатива) и Национальной программы « Цифровая экономика Российской Федерации ».

Важным аспектом также является формирование у обучающихся навыков проектной и исследовательской деятельности, использование проектного метода во всех видах образовательной деятельности (в урочной и внеурочной деятельности, дополнительном образовании).

Важную роль в достижении этой цели должно сыграть технологическое образование школьников. Следует отметить, что традиционные формы и методы организации обучения не вовлекают учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную, они не видят социальной и личной значимости своего труда.

Решение этой проблемы видится в использовании метода проектов. Возвращение к методу проектов было обусловлено новыми социально-экономическими условиями и потребностями современного российского образования. Метод проектов находит всё большее распространение во всех образовательных дисциплинах и в первую очередь в предмете «Технология». Исследования В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, П.Р. Атутова, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, М.Б. Павлова и других нашли достойное отражение в практической работе российских учителей.

Исследованиями названных авторов установлено, что проектный метод обучения представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе выполнения проектов. Творческие проекты являются средством интеграции, дифференциации и гуманизации образования, значимым средством формирования технологической культуры школьника.

Проектная деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Необходимость использования в современном образовании продуктивных методов, к числу которых относится метод проектов, обусловила выбор темы.

Тема. Проектная деятельность как способ самореализации личности ученика на уроках технологии

Объект: обучающиеся

Предмет: проектная деятельность

Цель: самореализация личности ученика в процессе проектной деятельности.

Задачи:

  1. Изучение понятия и сущности метода проектов.

  2. Изучение способа проектной деятельности

  3. Определение понятий « проектной деятельности», «творческая деятельность», «творческие способности личности» и их уточнение применительно к организации обучения методом проектов на уроках технологии.

  4. Выявление условий эффективного влияния метода проектов на личностное развитие обучающихся.

Методы: анализ научно-педагогической и методической литературы;

эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся, самооценка, сравнительный анализ, стимулирование.











ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

1.1 Проектная деятельность школьников на уроках технологии

Потребность в обучении проектированию существует на всех уровнях образования. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строка о проектной деятельности учащихся, это отражено и в требованиях Государственного образовательного стандарта. Способность проектировать – это один из параметров нового качества образования.

Решению этой приоритетной задачи должна быть подчинена и трудовая подготовка учащихся в школе. Вот почему так важно широкое использование метода проектов в обучении технологии. Надо формировать у школьников критический взгляд на существующие технологии, показывать, как пересматривались те или иные традиционные конструктивные и технологические решения. При этом могут использоваться самые разные направления пытливой мысли молодых – от улучшения организации рабочего места до разработки какого-либо приспособления, позволяющего выполнить работу лучше, быстрее, экономичнее.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитии учащихся и их самореализации в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд специфических и очень важных образовательных задач, а именно: выдвигать темы проектов; определять свою позицию; вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в тоже время понимать роль и значение групповой работы. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Работа над групповым проектом дает каждому учащемуся возможность проявить себя с наиболее сильной стороны, способствует развитию умения продуктивно взаимодействовать с любым партнером, учит сотрудничеству.

Использование метода проектов способствует решению этой проблемы. Метод проектов наиболее приемлем для вовлечения обучающихся в этот процесс. Он, как ни какой другой, позволяет активно участвовать в учебном процессе всем учащимся, независимо от способностей и подготовленности. Один из самых больных вопросов современной школы – это снижение интереса к изучаемым предметам, падение престижа оценки и, соответственно, падение уровня познавательной активности. Метод проектов в основе своей предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся. Он позволяет вовлечь в активную работу учащихся разного уровня интеллектуального развития и подготовленности.

В методе проектов педагогов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся. Проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу школьников – индивидуальную, групповую или коллективную.

Однако было бы непростительной ошибкой противопоставлять метод проектов традиционной методике обучения. Он должен органично сочетаться с объяснением, инструктажем, показом, упражнением и другими методами, выступая в качестве интегрирующего начала.

С самого начала учащиеся усваивают алгоритм проектирования. При создание проекта с помощью кейс технологий: ученик сам будет находить пути решения к поставленной проблеме в кейс методе, выбирать тему проекта, разрабатывать требования к будущему изделию – дизайн – спецификации, а также технологии его изготовления с составлением технологической карты, с использованием программ 3D компас выполнять моделирование и конструирование, научатся испытывать готовое изделие, а также выполнять, презентацию на защиту проекта.

Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить работу любой степени сложности. Научить учащихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача курса «Технология».

Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов – от замысла до реализации. Вся деятельность делится на три этапа:

  • предпроектная деятельность – выполнение маркетингового исследования, сбор информации, изучение потребительских качеств будущего изделия, составление плана работы, подбор материалов и инструментов;

  • проектная деятельность - поэтапная разработка модели проекта с учетом результатов маркетингового исследования и технического задания, технологической последовательности, составление технологической карты;

  • послепроектная деятельность – технико-экономическое обоснование выбора изделия, самоконтроль и самооценка своей деятельности, определение путей реализации и предложения по совершенствованию идеи, защита проекта.

Данная система рассчитана на 4 года обучения и позволяет осуществить поэтапное включение учащихся в различные виды проектной деятельности.

Так, на первом году обучения (в 5 классе) учащиеся изучают разделы технологии, осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт работы. (Изучается терминология; идет обучение чтению чертежей, конструктивных линий; составление и умение работать по инструкционным и технологическим картам и т. д.).

Первый проект в пятом классе будут выполнять по окончанию второй четверти, второй проект в конце четвертой четверти. В процессе создание проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника.

Создание проекта при помощи программы Fusion 360, а также программы 3D компас, что значительно ускорит процесс создания. Обязательное условие при создание проекта, выполнения практической части в присутствие учителя. Первый проект по созданию изделия ( фартука) , второй проект на выбор , « Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», « Лоскутное изделие для кухни»

На втором году (в 6 классе) идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологичного изготовления изделий, с составлением карт и схем выполнения работы. Именно на этом году обучения учащиеся учатся оценивать своё "хочу" и "могу ". «Дизайнерский проект – украшение цветами моей комнаты», «Дизайн одежды в жизни современного человека».

Уже при выборе изделий каждый ученик будет опираться на свой опыт, полученный в тренировочном периоде.

На третьем году (в 7 классе) к проектной деятельности прибавляется этап послепроектной деятельности. Мы учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу. «Декоративное панно в технике батик», «Дизайнерские решения проблемы старых вещей», свой вариант.

На четвертом году обучения (в 8 классе), когда каждый ученик умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор, мы знакомимся с предпроектной деятельностью. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя учащиеся впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по своей теме, со своим творческим подходом.

Для упорядочения работы над проектом и оптимизации процесса оценивания перед началом работы (на этапе предпроектной деятельности) учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемым к учебному проекту.

Первый проект как тренировочный, выполняется в пятом классе и носит познавательный или описательный характер. Обычно это происходит во второй четверти. В создание проектов, важно, практическую часть выполнять на уроке, или на кружке.

В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:

  • коммуникативные;

  • личностные;

  • социальные;

  • литературно-лингвистические;

  • математические;

  • художественно-соматические;

  • манипулятивные;

  • технологические.

На уроках технологии работает все – от фантазии до логики. Этот предмет опирается на другие школьные дисциплины: физику и математику, химию и биологию, а также на историю и литературу. Подумать здесь всегда есть о чём. Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. И задача учителя - помочь этим замыслам осуществиться. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребителей, до реализации продукции, позволит обеспечить им преуспевание в жизни, потому что они умеют найти ответ на вопрос «как делать?».

Во все времена конечным результатом обучения должна была быть высокообразованная и эстетически развитая личность. А любая личность должна уметь свободно мыслить и принимать самостоятельные решения. К этому и стремится современная школа – научить ребенка мыслить творчески.

Что педагог может сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот, пожалуй, главные вопросы, требующие ответа.

Совсем нелегко побудить, а потом и учить детей выдвигать различные гипотезы и предположения. Совсем нелегко научить их тому, как развивать в воображении многовариантные замыслы.

Очень трудно воспитать в ученике готовность к тому, что для получения ответа на ряд вопросов, заключенных в задании, нужно не просто заглянуть в справочник, но предварительно что-то специально изучить, открыть, изобрести, провести систематическое исследование, а потом построить проектную модель и представить результаты своей работы в такой форме, которая была бы доступна пониманию остальных людей.

Проектное мышление необходимо специально пробуждать, планомерно развивать, заботливо культивировать. Но все это абсолютно необходимо и взрослым, и детям. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому, т.е. быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно, и безостановочно. Жизнь требует, чтобы каждое новое задание, предложенное ученику, было бы до какой-то степени новым и для учителя. Обращенное к учителю, оно должно быть заданием на усовершенствование учебного процесса, на развитие способности решать новые педагогические проблемы и переносить найденные принципы решения на другие объектные области и проблемные ситуации. Проектный подход в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, как это и должно быть при изучении технологии.

Пусть то, что ученики открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой — суть в том, что они открывают субъективно новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят, - результаты наблюдений, поисков, размышлений, и споров и, наконец, воплощение задуманного в изделие, поделке.

Широкое использование проектной деятельности при обучении технологии способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. У учащихся формируется функциональная грамотность. Они приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать результаты своего труда.

Таким образом, развитие проектной деятельности способствует развитию личности школьников, а также творческих способностей на уроках технологии – совершенно реальная и посильная для учителя задача: в результате сами уроки становятся для детей намного привлекательнее, современные дети легко осваивают новые компьютерные программы, с большим интересом будут работать в данных программах.








2. Самореализация личности на уроках технологии

Среди внутренних условий развития ребенка важное место занимает возможность самореализации личности. Еще К. Юнг отметил, что самое сильное желание и самая заветная мечта человека состоит в том, чтобы дать раскрыться той целостности своего существа, которую обозначают понятием - личность. В исследованиях философов, педагогов, социологов, психологов (А. Адлер, Ю.Б. Гатанов, И.С. Кон, А.А. Коростылёва, А. Маслоу, А.В. Мудрик, Ю.Н. Кулюткин, Я.А. Пономарев, П.И Пидкасистый, К. Роджерс, В.И. Слободчиков, Г.С. Сухобская, П. Торренс, В. Франкл и др.) показаны взаимосвязь процесса самореализации с творческой деятельностью. «Творчество личности – это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Поэтому, изучение самореализации в творческой познавательной деятельности приобретает сегодня особую актуальность. Именно в творчестве находится источник самореализации личности, умеющие анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия, реализации таких решений и т.д.», - писал С.Л. Рубинштейн.


Социальные потрясения в обществе не прошли стороной, вторглись в устойчивую систему традиционного школьного воспитания. Сегодня школа повернулась к личности ребенка и отыскивает социально-психологические ресурсы по развитию его способностей. Воспитание социально активной личности предполагает построение такой системы деятельности, в которой главным направлением становится формирование способности личности к саморазвитию и самореализации. Время требует от педагога особого профессионализма - умения общаться с детьми, направить их духовную энергию на выражение собственного «я» в момент творческой деятельности, поддержать их инициативу, т.е. быть педагогом развивающего обучения.


В связи с этим особое значение для самореализации личности учащихся имеет технологическое образование. Современное технологическое образование расширяет границы технологической подготовки учащихся, развивая технологическое мышление, которое обеспечивает формирование таких способностей, как умение прогнозировать свое развитие в рамках заданной цели, принимать решения на уровне включения в трудовую деятельность, ориентироваться на постоянное обновление знаний и умений, реализовывать себя в процессе трудовой деятельности. А так же находить нестандартные решения в сложных ситуациях, определять собственные интересы и проектировать алгоритм различных видов деятельности.

Различные аспекты самореализации, а также факторы, их обуславливающие, рассмотрены в работах многих авторов. В частности, затрагиваются аспекты самоутверждения и самопроявления личности, деятельность и жизнедеятельность как способы самореализации личности, противоречия процессов самореализации, жизнетворчество как способ самореализации, аксиологические аспекты самоопределения личности. (Д.А.Леонтьев, Б.С.Братусь, В.В.Давыдов, А.Б.Орлов, Л.И.Альбуханова–Славская, А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, А.В.Петровский, А.Маслоу и др.).

Самореализация личности учащихся на уроках технологии - процесс выявления, раскрытия и опредмечивания их сущностных сил, выражающийся в отношении и направленности к творчеству, способствующий выведению личности на такой уровень деятельности, когда она утверждает себя не только в порядке разрешения проблемы, но и в самоизменении и социальном изменении. Самореализация личности учащегося определяется способностью творчески решать проблемы в учебной, учебно-профессиональной деятельности, а также в различных сферах жизнедеятельности (личностной, социальной, профессиональной, технологической).

Педагогическая модель самореализации личности учащихся на уроках технологии содержит ресурсные блоки (средовой, процессуальный, субъектный, критериально-оценочный). Ядром средового блока являются ценности, партнерские творческие отношения между субъектами творческой технологической среды (индивидуальными и коллективными) в ходе разработки и реализации проектов. Процессуальный блок представлен в виде этапов педагогической технологии. Субъектный блок, отражает возможности учащегося как субъекта творческой деятельности, этапы творческого саморазвития, его индивидуальную траекторию. Критериально-оценочный блок показывает результат интеграции ресурсов творческой технологической среды, педагогического воздействия и усилий самого учащегося как субъекта в виде интегрального критерия (способности учащегося творчески решать технологические задачи), частных критериев (ценностное отношение к творческой деятельности, технологическая компетентность и творческая активность в проектной деятельности).

Исследуя природу личности и обозначая индивидуальность как основу личности, Б.Г. Ананьев приходит к выводу, что одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека. Согласно данному подходу мы можем выделить направление характеристики самореализации через понимание природы личности и индивидуальности, как ее основы.

В русле рассуждений о деятельностной форме творческой активности индивида интересно мнение Г.И. Щукиной, считающей, что активность школьника, сопровождая весь процесс становления личности, проявляется в творческой деятельности и развивается, продвигаясь по различным уровням:

1. Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого человека. Еще Л.С. Выготский установил, что овладение всякой более сложной формой развития вначале осуществляется ребенком в сотрудничестве, а затем уже самостоятельно. В сотрудничестве происходит овладение идеальными образцами предметных действий и речевых форм, опытом других, что и происходит на основе репродуктивно-подражательной активности.

2. Поисково-исполнительская активность представляет более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне ребенку нужно принять поставленную задачу и самому отыскать средства ее выполнения.

3. Творческая активность являет собой высший уровень, поскольку и сама задача может ставиться учащимся, и пути ее решения избираются новые, оригинальные.

Следовательно, мы можем выделить направленность процесса самореализации на деятельностное осуществление человеком своих возможностей, что закономерно приведет его от репродуктивно-подражательного через поисково-исполнительский к творческому уровню активности.

По мнению С.Л. Рубинштейна, субъект созидается и определяется в своих деяниях, в своей творческой самодеятельности, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть. Ученый определяет самореализацию как один из важнейших мотивов человеческой деятельности, как стремление испытать и выявить свои силы и способности.

Потенциал технологического образования в самореализации личности учащихся оптимально реализуется при следовании принципам: общепедагогическим (гуманизации, природосообразности, культуросообразности); организационным (активного взаимодействия субъектов; дополнительности; оптимизации, дифференциации и индивидуального подхода); технологическим (ценностно-смысловой направленности, проективности, сопровождения творческого развития личности, продуктивности, поддержки творческих инициатив, рефлексивности).

Особенностями осуществления самореализации учащихся на уроках технологии является то что, действие данного процесса выражается в переводе репродуктивно-подражательной и поисково-исполнительской активности школьников в творческую посредством применения творчески-ориентированных форм и методов при организации педагогических условий.

Научить мыслить, находить рациональные пути решения проблем, воспитать потребность в саморазвитии — эти задачи становятся основными ориентирами современного школьного обучения. Особо подчеркивается, что развитие и саморазвитие личности возможно в процессе обучения, основанного на формировании проектного способа взаимодействия с миром, который сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении, и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач. Обучение при этом, должно строиться, сообразуясь с личными интересами детей именно в этом знании, отличаться включением учащегося в планирование своего обучения.

Таким образом, специально организованная деятельность педагога по созданию условий формирования положительного отношения учеников к самореализации и умений ее осуществления в технологической деятельности, ситуации самооценивания и применения соответствующих творческих методов в учебном процессе и внеклассной работе успешно ориентирует учащихся на реализацию своих творческих возможностей в технологии.

Участвуя в прoектной деятельности, ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями.

В обучении чтению метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. Учитывая высокую загруженность учащихся, разрабатывать  школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой.

Метод проектов позволяет создавать на уроке исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

Участвуя в проектной деятельности, ребята учатся: находить источники информации,  извлекать информацию, относящуюся к теме, планировать работу над проектами, сотрудничать друг с другом при выполнении проектов, в результате, расширяют  читательский  кругозор.

Сравнительные характеристики традиционного и проектного обучения


Процесс обучения

Традиционное обучение

Проектное обучение

1

2

3

Цель

Усвоение знаний, выработка умений и навыков, понимание учебного материала

Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения

Содержание

Программные знания

Освоение способов познания

Мотивы

Отметка, приказание, закрепощение, наказание, соревнование

Радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе, получение новых знаний и умений

Методы

Репродуктивные:

  • повторение;

  • упражнение;

  • заучивание;

  • действия по образцу;

  • инструктаж

Преобладание активных методов:

  • проблемная, эвристическая беседа;

  • диспут;

  • совместный поиск;

  • методы активизации творческого мышления

Формы организации занятия

Фронтальные:

  • рассказ;

  • лекция;

  • опрос;

  • вопросно-ответный диалог

Групповые и индивидуальные:

  • самостоятельная исследовательская работа;

  • дискуссия;

  • «мозговой штурм»;

  • консультация

Статус учителя

Всевластный, всезнающий, непререкаемый начальник

Помощник, советчик, консультант, старший друг

Функции учителя

Сообщение знаний, демонстрация умений, проверка и оценка качества их усвоения

Организация, координация и активизация творческого процесса, решение учащимися проблем, познавательных и практических задач

Функции учащихся

Усвоение знаний, приобретение умений и воспроизведение их по требованию учителя

Освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по мере необходимости, совершенствование себя и окружающего мира

Результат

Соответствие знаний и умений учащихся требованиям стандарта

Развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации

Изменение роли учителя в процессе проектного обучения


На схеме выделены этапы выполнения проекта. Значимость учителя и ученика в деятельности на каждом из них показана размером символических фигурок, а степень взаимодействия субъектов «учения – обучения» обозначена путем близости изображения символов.

Графическое представление взаимодействия учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.

В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Посредством  метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической деятельностью. Все это создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику.

        Метод проектов позволяет преодолеть типичную пассивность учащихся, включает всех в совместную деятельность, в корне меняет отношения          «учитель - ученик»:

    -ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

    -ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источник знаний;

    -ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и      методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

    -ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

    -ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

    -ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценивать полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

         Такое сотворчество увлекает, делает радостным общий труд, дает моральное удовлетворение, заставляет искать новые формы самовыражения.

Достоинства  метода проектов

    - Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они могут одеть, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

    - Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.

    - Профессиональное самоопределение - именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

        - При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с учащимися – это и познание личности каждого, особенностей характера и привычек.
   - Принимая ученика таким, каким он есть, нужно делать всевозможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия.

Целенаправленная системная работа, сотворчество учителя и учащихся приводит к хорошим результатам обученности учащихся. Деятельность школьников и качество усвоения учебного материала находится под постоянным контролем учителя.



ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА.


Составление программы и календарного плана инновационной работы.

Выборка: Директор школы, учителя технологии классов, ученики и родители.

Диагностические методики: анкеты, тестирование

Материально-техническая база эксперимента: ресурсы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 25» г.Читы. Обновление материально техническая базы, для осуществление данного проекта необходимо высоко-оснащенное место ученика и учителя. Ноутбуки или компьютеры, соответствующие программы.

Этапы реализации программы:

1.Подготовительный 2020-2021 годы

-Проведение мониторинга по уровню воспитанности младших школьников.

-Формирование общественного мнения о значимости и необходимости воспитании культурного поведения.

-Планирования работы по воспитанию культуры поведения.

2.Основной 2021-2025 годы.

-Подбор материала , разработка кейс метода

-Разработка программы

-Реализация программы

3.Оценочный 2021 - 2025

-Мониторинг реализации программы с последующей коррекцией

- Участие в различных конференциях.


План-график мероприятий
Сроки проведения Содержание Ответственные
Сентябрь 2020 Знакомство с кейс методами, подготовка материалов по проекту. Изучения компьютерных программ. Кл руководитель, учитель технологии, родители
Октябрь2020 Реализация этапов проекта Учитель технологии
Ноябрь 2020 Выполнение практической части проекта, подготовка к защите проекта Учитель технологии, учащиеся, родители
Декабрь2020 Защита проекта Учитель технологии , учащиеся
Январь – апрель 2021 Решения кейса, самостоятельная работа над проектом, в сотрудничестве с учителем Учитель технологии, учащиеся.
май Защита проекта Комиссия, учащиеся



С помощью анализа проектной деятельности, выявления одаренных детей, а также участие в различных конференциях.

Возможные риски по реализации проекта:

1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение.

2. Информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением)

Возможности минимизации рисков:

1. Использование различных форм стимулирования педагогов, учитывая

индивидуальный подход.

2. Привлечение спонсорской помощи.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых учителей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученики должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков.

В заключение, хочется отметить позитивное влияние проектной методики для развития ученика.

Несомненно, она способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, реализации его способностей и рефлексии. Это становится возможным через проживание на практике ситуации успеха. Не на словах, а на деле ученик имеет возможность почувствовать себя нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации.

Проектная методика способствуют осознанию учащимися значимости коллективной работы для получения нужного результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.

Она вдохновляет детей на развитие коммуникативности. Метод проектов позволяет развивать исследовательские умения и навыки. Он способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и способствует формированию личности ребенка.

Опыт показывает, что если учитель побуждает учеников к творчеству, у них складывается особый характер мышления, стремление к поиску. Однако есть одно важное условие: школьники должны выполнять работу самостоятельно, а учитель выступать в роли консультанта.



































ЛИТЕРАТУРа
  1. Володина, Е.Д., Суслина, В.Ю. Технология // Предметные  недели в школе. Е.Д. Володина, В.Ю. Суслина. - «Учитель»,  2008 –  155 с.

  2. Марченко, А.В. Технология 5-11 класс // Программно- методические материалы. А.В. Марченко. - М.: Дрофа, 2007 – 203 с.

  3. Мелехина, С.И. Развитие познавательной активности школьников в проектной деятельности // С.И. Мелехина. - Школа и производство, 2006 – №1, 80 с.

  4. Морозова, Л.Н., Кравченко, Н.Г.,Технология // Проектная деятельность учащихся. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко. - «Учитель»,  2008 –  203 с.

  5. Павлова, М., Пит, Дж. Проектный подход  в обучении технологии (из опыта английской школы) //  М. Павлова, Дж. Пит. - Школа и производство, 2003 – №2, 80с.

  6. Папилова,  М.П. Декоративная скатерть в технике художественной росписи по ткани // М.П. Папилова. - Школа и производство, 2006 – №2, 80 с.

  7. Перова, Е.Н. Уроки по курсу «Технология» 5 – 9 класс// Е.Н. Перова. - М.: «5 за знания», 2006 – 203с.

  8. Петрукевич, О.А. Проектированию надо учить // О.А. Петрукевич. -Школа и производство, 2003 – 80с.

  9. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.- 29 с.

  10. Симоненко, В.Д., Хотунцев, Ю.Л. Программы. Технология  5-11 классы // В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев.  - М.: «Просвещение», 2010 -206 с.

  11.  Хуторской, А. В.Педагогическая инноватика: Учебное пособие // А.В. Хуторской. – 2008 – 256 с.

  12.  Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника // Н.Е. Щуркова. -  М.: Центр «Педагогический поиск», 2010 – 80 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!